Журнал "Вестник" Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике
Главная Контакты Авторам Архив Архив

№1 (42) 2013
СОДЕРЖАНИЕ:

ВОСПОМИНИНИЕ И
ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ
И КОСМОНАВТИКЕ

НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ОРГСТРУКТУРЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АКТИВНАЯ ПОМОЩЬ НАУКИ – ПСИХОЛОГИИ

УРОКИ ИСТОРИИ

НАШИ АВТОРЫ

АВТОРАМ НА ЗАМЕТКУ

Журнал "ВЕСТНИК". МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ.
Ю.Э. Писаренко

Ю.Э. Писаренко

Старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ, кандидат психологических наук, доцент. Член-корреспондент Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике, Действительный член РАКЦ.


ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
КУРСАНТОВ ЛЕТНЫХ УЧИЛИЩ: ВЛИЯНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО
ОПЫТА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

Успешность обучения и последующей профессиональной деятельности летчика во многом зависит от его способностей – совокупности профессионально важных качеств (ПВК), среди которых, по современным представлениям, принято различать пять групп: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические и физические. Уровень развития этих качеств в целях определения профессиональной пригодности выявляется при наборе кандидатов на обучение в вузе. Мировой и отечественной наукой разработаны достаточно эффективные методы оценки 4-х последних групп ПВК (приемные экзамены, врачебно-летная экспертиза, психологический отбор). В процессе психологического отбора гораздо подробнее оцениваются когнитивные процессы и значительно менее оцениваются личностные качества, в том числе наиболее важное из них в профессиональном плане – мотивационная сфера, направленность на освоение профессии. Как справедливо отмечают исследователи, «пока не существует методов изучения мотивации абитуриентов, которые могут быть определены для обязательного использования в процедурах профессионального психологического отбора ВВУЗов. Оптимальной методики для изучения военно-профессиональной направленности кандидатов для обучения в вузах в настоящее время не существует» [1, С. 56, 59].

В то же время, именно исходно низкий уровень мотивации или его снижение в процессе учебы в летном училище стало в наше время основной причиной ухода курсантов из ВУЗов, нанося большой ущерб экономике Вооруженных Сил и их боеспособности.

Проводимая в Российской Федерации военная реформа и количественное сокращение Вооруженных Сил остро ставят вопрос о повышении качества подготовки военных специалистов. В последние годы отмечалось постепенное снижение конкурса в ВУЗы ВВС с одновременным ухудшением психофизиологических качеств поступающих, что привело к определенным сложностям с комплектованием летных училищ. До 50% прибывавших в летные училища юношей отчислялись в процессе отбора по физическим, физиологическим и психическим свойствам.

Для улучшения ситуации в соответствии с Приказом Министра Обороны СССР и Председателя Госкомитета по народному образованию № 480/959 от 24.12.89 г. были созданы Специальные (позднее – общеобразовательные) школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой (ОШИ с ПЛП).

Теоретические исследования отечественных ученых – С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова [2, 3, 4, 5] – свидетельствуют о том, что развитие важных для профессии качеств человека и формирование их целостной системы наиболее полно и адекватно происходит в процессе самой этой деятельности. Это относится и к летной профессии: доказано, что практическая летная подготовка сопровождается значительным развитием специфических свойств психики, способствующих эффективности летной деятельности [6, 7, 8].

Исходя из этого, а также опираясь на опыт работы в нашей стране подобных школ в 1941 – 1955 г.г., обосновано, что обучение юношей в ОШИ с ПЛП перед поступлением в ВАИ значительно повысит их профпригодность. Опыт обучения в летных училищах выпускников авиаспортклубов (АСК) доказал, что отчисляемость их в 6 раз меньше, чем прочих курсантов (5% против 33%), а уровень развития психических качеств выше, чем у прочих (93% выпускников АСК – лица с 1 и 2 группой профессионального психологического отбора (ППО), против 63% у прочих) [8]. Имеются также зарубежные данные об эффективности первоначальной летной подготовки при обучении в военных авиационных училищах [9]. Первоначальная летная подготовка, проводимая в ОШИ с ПЛП, является также одним из способов формирования военно-профессиональной направленности будущих военных летчиков.

В ОШИ с ПЛП созданы благоприятные условия для формирования и развития устойчивой мотивации на летную работу, ибо их воспитанники попадают в атмосферу особой духовности, где образ мышления педагогов, изучаемые предметы и используемые средства имеют выраженную авиационную направленность и активно воздействуют на личность подростка. Однако, формирование профессиональной направленности происходит не само по себе, а требует постоянных целенаправленных воздействий.

По результатам НИР «Сантал», проведенной в ГосНИИ АиКМ, проводимая в ОШИ с ПЛП учебно-воспитательная и психокоррекционная работа по формированию мотивационно-личностной сферы обучаемых позволяет сохранять стабильно высокий уровень мотивации воспитанников на протяжении двух лет обучения и оптимизировать структуру личностных характеристик за счет развития эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств в 1,5-2 раза, а также улучшать свойства социальной адаптации на 15-20% [10]. В той же работе показано, что по сравнению с гражданской молодежью, поступающей в летные училища, среди выпускников ОШИ с ПЛП на 10-19 % больше лиц с 1 группой ППО и на 13-14 %) меньше лиц с 3 группой ППО.

Однако, затянувшееся из-за отсутствия должного уровня финансирования реформирование Вооруженных Сил и низкий уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности офицерского состава привели в последние годы к заметному снижению в обществе престижности военной службы. Из сведений вузов МО следует, что подавляющее количество отчислений курсантов связано с их низкой военно-профессиональной направленностью. Рост отчисляемости курсантов летных училищ (далеко не самых слабых, а подчас и отличников) по причине нежелания продолжать обучение становится важнейшей причиной, оттесняя на второй план традиционные неуспеваемость, медицинское несоответствие, редисциплинированность и прочие.

Большой процент отчисления курсантов по показателям низкой профессиональной мотивации приводит к серьезным социальным последствиям. Прежде всего, велики неоправданные издержки военного ведомства на обучение этих курсантов. По данным начальника Управления военного образования МО РФ, за цикл обучения 1996 – 2001 гг. из вузов МО было всего отчислено 9000 курсантов, а годовой ущерб от отчислений составил в среднем 2 млрд. руб. Нерационально расходуется интеллектуальный труд профессорско-преподавательского состава вузов. Увольнение из рядов ВС части молодых офицеров, утративших интерес к избранной профессии, приводит к некомплекту офицерских кадров и, как следствие, к снижению показателей боеготовности и боеспособности частей [11].

Несмотря на это, исследованию и диагностике мотивационной сферы в процессе ППО и обучения в ВВУЗах МО уделяется недостаточно внимания. Так, при анализе методик психологического отбора установлено, что 74% из них оценивают профессиональные способности, 15 % – характер, 7 % – направленность и 6 % – темперамент [12].

Важнейшим этапом освоения любого вида деятельности является соответствие представления индивида о профессии его потребностям. Чем ярче выражены эти потребности, чем более высокие требования человек предъявляет к деятельности, и тем большее удовлетворение получает от участия в ней [13]. Потребность приводит к возникновению мотивов, которые, в свою очередь, побуждают человека к действию. Мотив, являясь важным звеном различных видов деятельности, в значительной мере определяет успех или неудачу этой деятельности.

Латинский термин «мотив» означает «толкать, приводить в движение». Под мотивом понимаются внутренние побуждения к деятельности; желания, интересы, склонности, идеалы; осознанную причину активности человека, направленную на достижение цели.

На основе представлений о воздействии военно-профессиональной мотивации на успешность профессионального обучения и деятельности строятся конкретные мероприятия по диагностике профессиональных мотивов и использования их в процедуре ППО.

В практике психодиагностики военно-профессиональной направленности используются различные методики: Эдвардса, Рокича, ТАТ, ДДО, ЦОЛ, Незаконченные предложения, Карта интересов и некоторые другие [1, 14, 15]. Однако все они лишь косвенно оценивают различные аспекты военно-профессиональной мотивации и не в полной мере удовлетворяют потребностям практики.

В некоторых военно-учебных заведениях успешно применяются методики «Военно-профессиональная направленность» (ВПН), «Мотивационно-анамнестическая анкета» (МАС), «Характерологические акцентуации личности и нервно-психическая неустойчивость» (ХАЛ-НПН), разработанные сотрудниками ВМедА [1]. Однако преобладание в структуре отчисляемых из ВВУЗов курсантов с недостаточным уровнем военно-профессиональной направленности и обвальное преждевременное увольнение офицеров из рядов ВС свидетельствует о недостаточной эффективности применяемого диагностического аппарата.

Методикой, разработанной непосредственно для контингента курсантов-летчиков, является «Мотивационная анкета» В.И.Савченко [16]. Эта методика уже несколько лет применяется в экспериментальных обследованиях курсантов авиационных училищ и показала высокую степень надежности, валидности и хорошую психодиагностическую работоспособность. Положительными сторонами методики являются простота применения (время ответов – около 15-20 минут, инструкция понятна и доступна, возможно групповое и индивидуальное применение, в любых условиях, не требуется специальной аппаратуры), четкая количественная оценка результатов (мотивационный балл варьирует от 1,00 до 6,00), возможность более глубокого анализа результатов (дополнительно рассчитываются баллы мотивации достижения и мотивации избегания).

В ГосНИИИ авиационной и космической медицины МО РФ была проведена НИР «Успех», посвященная особенностям формирования военно-профессиональной мотивации у курсантов-летчиков и их влияния на успешность летного обучения [17]. Общая методика работы заключалась в следующем: на первом этапе анализировались особенности военно-профессиональной мотивации курсантов по результатам анонимного опроса, проведенного среди курсантов пяти курсов трех летных училищ. На втором проводился сравнительный анализ эффективности обучения, отчисляемости и уровня военно-профессиональной мотивации курсантов в зависимости от наличия или отсутствия у них опыта первоначальной летной подготовки. На третьем этапе исследовалось влияние уровня военно-профессиональной мотивации, выраженного в количественной оценке мотивационного балла, на успешность теоретического и летного обучения и отчисляемость курсантов. По результатам проведенного анализа были разработаны предложения по совершенствованию ППО в летных ВУЗах и учету уровня военно-профессиональной мотивации в процессе ППО и обучения курсантов.

Для анализа уровня военно-профессиональной мотивации курсантов летных училищ была применена анонимная анкета, специально разработанная Б.Л.Покровским в целях настоящей НИР. Некоторые ее вопросы (пункты) определяют наличие у курсанта практического опыта первоначальной летной подготовки; ряд вопросов выявляет, имеют ли отношение к авиации родственники; анализируется степень, причина и динамика желания быть летчиком, отношение к обучению в ВУЗе; сила уверенности в овладении профессией и в продолжении службы; некоторые вопросы направлены на изучение общей осведомленности курсантов о истории авиации, ее достижениях, на знание литературы на авиационную тематику.

С помощью этой анкеты проводилось анонимное анкетирование 952 курсантов всех пяти курсов Краснодарского ВАИ, Балашовского и Армавирского филиалов (ныне – Качинского филиала ВУНЦ им. Ю.А. Гагарина и проф. Н.Е. Жуковского).

Проводилось изучение военно-профессиональной мотивации курсантов с использованием Мотивационной анкеты В.И. Савченко (для курсантов), которая показала высокую степень надежности, валидности и психопрогностичности в ранее выполнявшихся НИР. Обследование проводилось лонгитюдным методом, один раз в каждом семестре (на протяжении шести семестров).

Полученные данные свидетельствуют о том, что с 1 по 5 семестр среднекурсовой показатель военно-профессиональной мотивации курсантов неизменно снижался, достигая к 5 семестру статистически значимого уровня (р<=0,05). В 6 семестре этот уровень повышается, возвращаясь к почти первоначальным значениям.

Такая динамика объясняется следующим: с 1 по 5 семестр курсанты занимались только теоретической подготовкой, а в 6 семестре они приступили непосредственно к летной практике.

В ранее проведенных исследованиях уже были получены аналогичные результаты. Так, в середине 80-х годов сотрудниками психологического отдела Института авиационной и космической медицины по заданию командования проводилось сравнение успеваемости, отчисляемости и динамики мотивации курсантов, начинавших летать с 1 курса, и тех, кто обучался по программе с началом практических полетов с 3 курса (ретроспективный анализ). Выяснилось, что у первых летная мотивация оставалась высокой на протяжении всех лет обучения, а у тех, кто начинал летать с 3 курса, она постепенно и неуклонно снижалась от 1 к 3 курсу, и вновь повышалась только на 3 курсе с началом полетов. Процент отчисленных на 1 и 2 курсах был достоверно выше у лиц, не летавших, по сравнению с летавшими с самого начала обучения.

Очевидно, мотивационный компонент психической структуры курсанта весьма подвижен и во многом зависит от практической реализации его надежд и мечтаний.

При анализе полученных результатов, исходя из задач настоящей работы, проводилось параллельное сравнение уровня профессиональной направленности среди тех, кто имел опыт первоначальной летной подготовки (поступивших после окончания ОШИ с ПЛП), и не имел его (лиц из числа гражданской молодежи, обычных школьников). Выпускников ОШИ с ПЛП в среднем 22% (от 17,5% до 27,5%) от общего количества на каждом курсе.

Известно, что основным мотивом выбора профессии для кандидатов, поступающих в училище, является желание летать (по данным одного исследования, из предложенных 13-ти вариантов ответов данный мотив назвали более 90% опрашиваемых). Интересно проследить, как степень этого желания изменялась в процессе обучения в ВУЗе. Изучение динамики желания быть военным летчиком (до поступления в училище и в момент тестирования) выявило следующее (таблица 1).

Таблица 1
Динамика мотивированности курсантов до и после поступления в училище (%)
Курс Контингент 1 2 3 4 5
Увеличилась:
ОШИ с ПЛП 46,58 27,27 48,00 25,71 50,00
Школьники 48,72 47,71 33,49 31,13 22,95
Уменьшилась:
ОШИ с ПЛП 6,85 9,09 18,00 31,43 10,00
Школьники 9,74 11,11 15,14 21,70 31,15
Не изменилась:
ОШИ с ПЛП 46,58 63,64 34,00 42,86 40,00
Школьники 41,54 41,18 51,38 47,17 45,90

До начала реальных полетов (на 1 и 2 курсах) среди бывших выпускников ОШИ с ПЛП оказалось меньше тех, чье желание летать снизилось, по сравнению с бывшими школьниками (так, на 1 курсе – на треть меньше, 6,8% против 9,7%). В основном это желание повышалось или оставалось неизменным. На 3 курсе (после начала полетов) и, особенно, на 5 курсе (почти подготовленные профессионалы) процент выпускников ОШИ с ПЛП, чье желание летать усилилось, значительно превысило таковых среди школьников (на 3 курсе – на 14,5%, на 5 курсе – более чем вдвое). Кроме того, к концу обучения (на 5 курсе) количество выпускников ОШИ с ПЛП, у которых желание быть летчиком снизилось, оказалось в 3,5 раза меньше, чем среди бывших школьников.

Выявленные факты свидетельствуют о большей направленности на овладение профессией военного летчика бывших выпускников ОШИ с ПЛП по сравнению с бывшими школьниками. В целом большинство курсантов обеих категорий после окончания ВУЗа хотят быть летчиками строевой части (от 25% до 50%), но имеются и некоторые различия. Выпускники ОШИ с ПЛП чаще хотят быть летчиками строевой части (29-50%) на разных курсах), летчиками-испытателями (19-36%), космонавтами (6-14%), а курсанты из числа гражданской молодежи чаще высказывали желание быть летчиками строевой части (22-43% на разных курсах), летчиками-инструкторами (5-11%о), летчиками гражданской авиации (9-20%>). Характерно, что желание уйти на нелетную должность после окончания училища или уволиться с военной службы не высказал ни один выпускник ОШИ с ПЛП, в то время как среди курсантов из бывших школьников таковых оказалось 0,37-6%) на разных курсах. Все это свидетельствует о том, что курсанты из числа выпускников ОШИ с ПЛП более направлены на овладение именно вершинами летного мастерства, их мотивационная «планка» гораздо выше, чем у курсантов из числа гражданской молодежи.

Среди бывших выпускников ОШИ с ПЛП больший процент тех, кто уверен, что окончит ВУЗ (88 – 100 %о), чем среди бывших школьников (74-94%), а также тех, кто уверен, что будет по окончании его служить в ВВС (ОШИ с ПЛП – от 60 до 90,5 %; школьники – от 50 до 79 %). Желание летать и быть военным до предельного возраста также выше у бывших воспитанников ОШИ с ПЛП (37 – 60% летать и 27 – 63 % служить до предельного возраста), в отличие от бывших школьников (33-50% летать и 18 – 47% служить).

Таким образом, анализ уровня профессиональной направленности обучающихся показал, что мотивация курсантов с опытом первоначальной летной подготовки, полученной в ОШИ с ПЛП, выше, чем у курсантов из числа бывших школьников.

Поддержание мотивации к летной профессии во многом зависит от организации жизни и быта курсантов, постановки учебного процесса, методики обучения, воспитательных мероприятий, педагогической умелости преподавательского и летно-инструкторского состава. В этом плане следует особенно подчеркнуть огромное влияние на формирование военно-профессиональной направленности у курсантов летных училищ ознакомительных полетов. Пилотирование самолета – даже не полностью самостоятельное – вызывает у человека яркие эмоциональные переживания, чувства радости полета, передвижения в воздушном пространстве. Анкетный опрос 333 военных летчиков показал, что 97,8 % из них на вопрос о причинах выбора профессии руководствовались мотивом «желание летать». В частности, поэтому военно-авиационная направленность у выпускников ОШИ с ПЛП выше, чем у нелетавших курсантов.

Учитывая, что повышение степени мотивированности на овладение летной профессией является ведущим фактором улучшения качества обучения будущих летчиков, было бы целесообразно проведение системы мероприятий, направленных на формирование и развитие военно-профессиональной мотивации, как в учебном процессе, так и при проведении внеурочной работы (встречи с ветеранами авиации, заслуженными военными летчиками, летчиками-испытателями, учеными и писателями, посвятившими свой труд авиационной теме; факультативы по истории авиации; посещение музеев истории ВУЗа, комнат боевой славы частей, выставок перспективной авиационной техники; показательные полеты на авиационных праздниках на современной авиатехнике, демонстрация одиночных и групповых парашютных прыжков, учебного катапультирования; социально-психологические практикумы, лекции, семинары и диспуты; просмотр и изучение военно-учебных и художественных кинофильмов по авиационной тематике, чтение художественной и мемуарной литературы и т.п.). Приобщение к истории авиации и героическим подвигам наших летчиков способствует формированию идеалов, дает образцы мужества и стойкости, помогает курсантам глубже осознать свое место в жизни, утвердиться в выборе ориентиров и достичь вершин летного мастерства. Кроме того, выполнение хотя бы нескольких полетов на учебном самолете любого типа на первом курсе будет способствовать повышению мотивации к продолжению учебы в училище и последующей летной службе.

Общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой (ОШИ с ПЛП) играют большую роль в деле довузовской подготовки юношей. Об уровне мотивированности выпускников ОШИ с ПЛП на летную работу говорят следующие цифры: согласно изучению документальных данных за последние несколько лет, в среднем подают заявления в ВУЗы ВВС от 50 до 90 % выпускников ОШИ, а зачисляются на 1 курс в среднем 75% выпускников. Из числа поступивших в ВУЗы ВВС в среднем 65% успешно заканчивают их и пополняют ряды летчиков, штурманов, офицеров ОБУ, инженеров, техников и других авиационных специалистов. По сравнению с обучающимися из числа гражданской молодежи (бывших школьников) это очень высокий процент.

Уже в процессе поступления в летное училище бывшие воспитанники ОШИ с ПЛП в 2,5 раза лучше проходят процедуру профессионального отбора и в 1,85 раза (в процентном отношении) больше их зачисляется.

Нами был проведен анализ успешности обучения курсантов, имевших и не имевших до поступления опыт первоначальной летной подготовки. Сравнение данных теоретического обучения курсантов Армавирского филиала ВАИ на 1, 2 и 3 курсах (до начала практического летного обучения) приведено в таблице 2.

На всех трех курсах у выпускников ОШИ с ПЛП отмечаются более высокие показатели обучения. Причем, разрыв между оценкой среднего балла обучения увеличивается с каждым курсом: если на 1 курсе бывшие воспитанники ОШИ с ПЛП учатся в среднем на 9,34% лучше бывших школьников, то на 2 курсе – уже на 11,05%о, а на 3-м – на 18,08%) лучше, чем бывшие школьники.

Дисциплинированность курсантов оценивалась по интегральной 9-балльной шкале воинской дисциплины. Согласно этому показателю, дисциплинированность бывших воспитанников ОШИ с ПЛП на всех трех курсах была лучше, чем у бывших школьников.

Оценка уровня развития профессионально важных психических качеств (ПВК) в двух сравниваемых группах курсантов выводилась на основании психологического обследования (ПО) при поступлении в ВУЗ. Интегральная оценка психологического обследования у выпускников ОШИ оказалась лучше, чем у бывших школьников. Отмечается явное превышение уровня развития ПВК бывших воспитанников ОШИ с ПЛП над другими курсантами.

Таблица 2
Показатели успешности обучения курсантов, имевших и не имевших опыт
первоначальной летной подготовки (М; σ )
Статус курсантов до поступления Средний балл обучения
(5-б оц.)
Оценка среднего балла (9-б оц.) Оценка воин.дисципл.
(9-б оц.)
Балл ПО (9-б оц.) Общий рейтинг
(средний)
1 курс
Выпускники
ОШИ с ПЛП n=18
3,959
0,608
5,235
2,015
4,176
1,504
6,765
2,263
8,705
3,426
Школьники n=63 3,826
0,610
4,746
2,015
4,158
0,946
6,095
2,045
10,063
3,459
Т – критерий дост 0,444 0,888 0,047 1,136 -1,488
2 курс
Выпускники
ОШИ с ПЛП n=24
3,839
0,502
4,913
1,815
5,174
0,701
6,333
2,014
8,750
3,126
Школьники n=89 3,714
0,533
4,370
1,807
5,146
1,086
5,622
2,019
10,800
3,544
Т – критерий дост 0,563 0,989 0,156 1,529 -2,733**
3 курс
Выпускники
ОШИ с ПЛП n=18
3,859
0,474
4,944
1,580
6,056
1,078
6,500
1,536
7,611
2,731
Школьники n=79 3,622
0,489
4,050
1,588
5,848
2,355
5,784
1,913
10,316
4,226
Т – критерий дост 0,681 1,213 0,238 1,347 -3,381***
Примечание: ** - р<0,01; *** - р<0,001

Наконец, на основании всех этих составляющих показателей подсчитывался интегральный общий рейтинг каждого курсанта на курсе. Шкала общего рейтинга обратная: чем меньше абсолютное значение показателя, тем выше рейтинг. Анализ средних значений этого рейтинга по группам курсантов показал, что, если на 1 курсе различия между бывшими выпускниками ОШИ с ПЛП и бывшими школьниками составили 15,60%) ; на втором курсе – 23,43%) (различия достоверны, р<0.01), то на третьем курсе рейтинг бывших выпускников ОШИ с ПЛП на 35,54%) лучше, чем у бывших школьников (различия достоверны, р< 0.001).

Все перечисленные отличия – более высокая средняя оценка теоретического обучения, лучшая дисциплинированность, более развитые профессионально важные психические качества и достоверно лучший, высокий общий рейтинг – свидетельствуют о том, что лица, имевшие опыт первоначальной летной подготовки до поступления в ВУЗ (выпускники ОШИ с ПЛП), гораздо более целеустремленны в своем желании овладеть летной профессией, существенно лучше мотивированы на осуществление своей мечты.

В таблице 3 приведены данные теоретической успеваемости курсантов Балашовского филиала ВАИ на втором курсе.

Как следует из таблицы, достоверные различия ( р<0.05) между успешностью двух категорий курсантов – имеющих и не имеющих опыт первоначальной летной подготовки -говорят в пользу выпускников ОШИ с ПЛП.

Все перечисленные факты подтверждают лучшую подготовленность воспитанников ОШИ с ПЛП к обучению в летном училище, чем обычных школьников, и косвенно свидетельствуют о более высокой их мотивированности.

Одним из критериев профессионального обучения в ВАИ является тренажерная подготовка. Сопоставление успешности ее овладением между бывшими воспитанниками ОШИ с ПЛП и бывшими школьниками проводилось на контингенте курсантов Балашовского (1999 г. набора) и Армавирского (2000 г. набора) филиалов ВАИ (таблица 4).

Как следует из таблицы, выпускники ОШИ с ПЛП имеют достоверно лучшие показатели тренажерной подготовки, чем бывшие школьники.

Одной из задач настоящего исследования является сопоставление успешности обучения курсантов – бывших выпускников ОШИ с ПЛП и бывших школьников по критерию летной подготовки. С этой целью нами были проанализированы показатели летного обучения в Балашовском филиале ВАИ данных категорий курсантов после годичной практической летной подготовки (4-й курс) (таблица 5).

Таблица 3
Сравнение теоретической успеваемости курсантов – бывших воспитанников ОШИ с ПЛП
(n =16) и бывших школьников (n = 38) Балашовского филиала ВАИ на 2 курсе
Cеместр
Показатель
3-й семестр 4-й семестр
Выпускники ОШИ с ПЛП
М 3,818 4,007
σ 0,669 0,670
Школьники
М 3,317 3,517
σ 1,085 0,897
Т-критерий дост.разл. 2,000* 2,113*
Примечание: * р< 0.05
Таблица 4
Сравнение эффективности тренажерной подготовки курсантов, имеющих и не имеющих
опыт первоначальной летной подготовки
Филиалы ВАИ Балашовский Армавирский
Показатели (5-б. оценка) (5-б. оценка) (9-б. оценка)
Выпускники ОШИ с ПЛП
М 4.813 4.571 7.714
σ 0.527 0.534 1.113
Школьники
М 4,400 3,326 5,717
σ 0,684 1,300 2,316
Т-критерий 2,357* 4,472*** 3,686***
Примечание: * р< 0.05; ***р< 0.001
Таблица 5
Сравнение летной успеваемости курсантов из числа выпускников ОШИ с ПЛП и из числа
бывших школьников после первого года практического летного обучения (М, m)
Критерии летного обучения
Контингент курсантов

Вывозной налет Переводная оценка Ранг Номер в звене
Количество Время
Выпускники ОШИ с ПЛП 72,000
3,105
15,375
0,885
4,375
0,183
3,929
0,474
4,625
1,294
Школьники 83,768
1,049
18,059
0,186
4,180
0,036
4,233
0,109
7,466
0,355
Т- критерий дост.разл. -3,590*** -2,967** 1,044 -0,624 -2,116*

Примечание: ***р<0,001;   ** р<0,01;   * р<0,05

Сопоставление показателей успешности профессионального (летного) обучения подтверждает, что выпускники ОШИ с ПЛП демонстрируют достоверно более высокие результаты по всем приведенным критериям: оценке летной успеваемости, вывозному налету (р<0.001), рангу и месту в учебном звене (р<0.05).

Одним из основных критериев успешности обучения в летном училище является критерий отчиеляемости. То, какой процент поступивших дойдет до конца учебного процесса и покинет стены ВУЗа подготовленными профессионалами, зависит во многом от уровня мотивации курсантов. Сопоставление этих данных показывает, что в структуре отчислений всего массива курсантов и бывших воспитанников ОШИ с ПЛП имеются существенные различия. Прежде всего, общее количество отчислений среди последних почти вдвое меньше, чем у остального массива курсантов. Во-вторых, основной причиной отчисления среди курсантов в настоящее время является нежелание учиться, в то время как среди бывших воспитанников ОШИ этот показатель в 3 раза меньше и данная причина находится на третьем месте. По нежеланию за 3 года не отчислен ни один воспитанник ОШИ с ПЛП, что свидетельствует о высокой степени мотивированности данной категории курсантов, а из всех отчисленных бывших школьников 10,52% прекратили обучение именно по нежеланию. По летной неуспеваемости также не отчислен ни один бывший воспитанник ОШИ с ПЛП, зато 11,84% - от числа всех отчисленных бывших школьников. Среди других причин отчисления основной для выпускников ОШИ с ПЛП является медицинское несоответствие (46,7%) и недисциплинированность (40%), а для бывших школьников – медицинское несоответствие (43,42%) и теоретическая неуспеваемость (15.79%).

Таким образом, по главному критерию успешности обучения – критерию отчисляемости из училища, как и по другим, - бывшие выпускники ОШИ с ПЛП показали гораздо лучшие результаты, чем курсанты из числа гражданской молодежи.

Как уже говорилось, для количественного измерения уровня военно-профессиональной мотивации курсантов ВАИ была применена мотивационная анкета, разработанная В.И. Савченко специально для курсантов летных училищ.

С помощью этой анкеты были обследованы курсанты Балашовского филиала Краснодарского ВАИ 1999 г. (n= 54чел) и 2000 г. набора (n=70 чел), а так же Армавирского филиала 2000 г. набора (n= 57 чел).

В таблице 6 приведены данные взаимосвязи (коэффициента корреляции) уровня мотивации с внешними критериями обучения (для всего массива курсантов).

Как следует из таблицы, мотивационный балл теснее всего связан с тренажерной подготовкой (р<0,01) и с основным показателем – самостоятельным (тренировочным) налетом (р < 0,05). Другие критерии также проявили тенденции к тесной взаимосвязи с уровнем мотивации.

Рассмотрим далее, как связан уровень мотивации с опытом первоначальной летной подготовки.

Если выделить полярные группы (по 20%> от всего массива) курсантов с высоким баллом мотивации и с низким баллом и проанализировать их состав, то выяснится (на примере контингента 3 курса Балашовского филиала ВАИ), что среди высокомотивированных 43,75%) составляют бывшие воспитанники ОШИ с ПЛП, а среди группы низкомотивированных их только 7,1%о, т.е. среди высокомотивированных лиц в 6 с лишним раз больше выпускников ОШИ с ПЛП. Если проанализировать группу выпускников ОШИ с ПЛП того же 3 курса, то выяснится, что 43,75% из них составляют высокомотивированные курсанты, а среди массива бывших школьников таких 16,6% (т.е. в 2,6 раза меньше).

Несмотря на то, что Т-критерий величины мотивационного балла между курсантами, окончившими ОШИ с ПЛП, и курсантами из числа гражданской молодежи не показал статистически достоверных величин, явно просматриваются тенденции к тому, что у курсантов – выпускников ОШИ с ПЛП мотивационный балл выше (таблица 7).

Анализ тесноты взаимосвязи величины мотивационного балла с внешними критериями двух категорий курсантов 3 курса (окончивших и не окончивших ОШИ с ПЛП), приведены в таблице 8.

Как следует из таблицы, большинство показателей практической подготовки (тренажерной и летной) имеют статистически достоверные взаимосвязи с величиной мотивационного балла. Количество курсантов, окончивших ОШИ с ПЛП, значительно меньше, чем бывших школьников, этим может объясняться наличие лишь тенденций к тесным взаимосвязям в группе окончивших ОШИ с ПЛП.

Таблица 6
Взаимосвязь (r) мотивационного балла с внешними критериями обучения в ВУЗе
Критерии
Пок-ль
Теор. усп. 1сем. Тренажерная подготовка Вывозной налет Трениров. налет
  5-б.оц 9-б.оц    
r 0,14 0,35** 0,37** -0,16 0,27*
Примечание: *р<0,05; ** р<0,01
Таблица 7
Мотивационный балл различных категорий курсантов ВАИ
(окончивших и не окончивших ОШИ с ПЛП)
ВАИ, курс
Показатель
Армавирский филиал Балашовский филиал
  3 курс 3 курс 4 курс
ОШИ с ПЛП           М
                              σ
4,739
0,521

5,128
0,543

4,707
0,616
Школьники           М
                              σ

4,662
0,649
4,848
0,639
4,526
0,632
Т- критерий 0,369 1,745 0.967
Таблица 8
Взаимосвязь (r ) величины мотивационного балла с показателями успешности обучения курсантов 3 курса
Внеш. крит. Контингент Теор. успеваемость Тренаж. подготовка Вывоз налет Тренир. налет Ранг л/у
1сем. 2сем. 4сем. 5-б. оц. 9-б.оц.
ОШИ с ПЛП 0,193 0,238 0,307 0,439 0,293 -0,145 0,010
0,387
Школьники 0,179 0,152 0,П4 0,302* 0,313* -0,160 0,308* 0,113
Примечание: *р<0,05

В целом можно утверждать, что уровень военно-профессиональной мотивации, оцениваемый с помощью мотивационного балла, существенно выше в группе курсантов, имевших опыт первоначальной летной подготовки. Исходя из полученных результатов, целесообразно внести следующие предложения по учету уровня военно-профессиональной мотивации в процессе профессионального психологического отбора и обучения курсантов летных училищ:

  • Учитывая существенно более высокую успешность обучения в ВУЗе выпускников ОШИ с ПЛП по сравнению с лицами из числа гражданской молодежи, продолжить практику зачисления вне конкурса абитуриентов – бывших выпускников ОШИ с ПЛП и при прочих равных условиях отдавать предпочтение бывшим воспитанникам ОШИ с ПЛП, т.е. сделать документ об окончании ОШИ с ПЛП дополнительным фактором, положительно влияющим на решение о зачислении абитуриента в ВУЗ;
  • Поскольку летная практика в ВАИ начинается с 3-го курса, необходимо поддерживать у курсантов 1-2 курсов первоначальный уровень стремления летать. Для этого, например, предлагается периодически проводить ознакомительные полеты этих курсантов на учебно-боевых самолетах с инструктором.

Таким образом, в настоящей работе установлено, что абитуриенты, поступающие в летные училища, уже имея опыт первоначальной летной подготовки, учатся гораздо более успешно, чем бывшие школьники, за счет более высокого уровня мотивированности, направленности на овладение летной профессией. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у курсантов, имеющих высокий уровень военно-профессиональной мотивации, лучше показатели успешности теоретического и летного обучения, а среди тех, кто имеет высокие показатели в учебе, больше лиц с высоким уровнем направленности на овладение профессией военного летчика.

Можно сделать вывод о том, что одним из мощных факторов повышения мотивации для тех, кто выбрал авиацию своей будущей профессией, является наличие опыта первоначальной летной подготовки. Лица, имевшие опыт первоначальной летной подготовки до поступления в ВАИ, обладают более полной теоретической базой, лучше подготовлены физически, гораздо более целеустремленны в своем желании овладеть летной профессией, то есть существенно выше мотивированы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боченков А.А., Маклаков А.Г., Камышев А.А. и др. Разработка методов оценки профессионально важных качеств у курсантов военно-учебных заведений / Отчет о НИР, шифр «Становление», Санкт-Петербург, 1998. – 91 с.
  2. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
  3. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах.: Педагогика, 1985.Т.1. 328с.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. Т. И. 320с
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.
  6. Марищук В.Л., Луканичева Г.Н. О стабильности и изменчивости некоторых индивидуальных качеств, имеющих профессиональную значимость // Психофизиологические основы профессионального отбора. Киев: Наукова думка, 1978. С.86-87.
  7. Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Динамика психических процессов и профессиональная пригодность операторов // Проблемы инженерной психологии. Материалы УП Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Л.: 1990. С. 16.
  8. Ворона А.А., Савченко В.И. и др. Разработка рекомендаций по психологическому отбору различных категорий кандидатов в летные училища ВВС с учетом новых программ подготовки курсантов ВВАУЛ/ Отчет о НИР, тема №18718, шифр «Драгоценность». М.: в/ч 64688, 1990. Инв. №6364. 66 с.
  9. Senechal P.К., Тгаwееk А.С. Тhe aviation psychology program at RAF Upper Heyford // Аviat. Sрасе & env. med. 1988. №10. р.973-975.
  10. Пономаренко В.А., Зацарный Н.Н. Разработка методических рекомендаций по развитию профессионально важных психо-физиологических качеств воспитанников специальных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой/ Отчет о НИР, тема №09208, шифр «Сантал». М.: ГНИИИ МО РФ (АиКМ), 1994. – 68с. Инв. № 6618.
  11. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации 1996 года, №46.
  12. Овчинников Б.В., Машков В.Н. Научно-методические основы профессионального психологического отбора в учебные заведения: нерешенные проблемы.// Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении/ Материалы Всеармейского учебно-методического сбора. М.: 1990, С. 18-23.
  13. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука. 1982. – 183с.
  14. Глушко А.Н. Оценка мотивации к военной службе методом аттитюда // Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении /Материалы Всеармейского учебно-методического сбора. М.: ВПА, 1990, с. 39-41.
  15. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной п сихологии личности // Вопросы психологии, № 3, 1984, с. 151-157.
  16. Ворона А.А., Савченко В.И. Разработка способов развития профессионально важных качеств курсантов летных училищ в процессе обучения/ Этапный отчет о НИР, шифр «Лазарет-12». М.: в/ч 64688, 1988. – 63 с. Инв. № 6286.
  17. Покровский Б.Л., Чекирда О.И., Писаренко Ю.Э. Особенности формирования военно-профессиональной мотивации у курсантов-летчиков и их влияния на успешность летного обучения / Отчет о НИР, шифр «Успех». М.: ГосНИИИ АКМ и ВЭ, 2003. – 70 с.
Наверх
Copyright © 2005 "Вестник МНАПЧАК"
Дизайн: Мастерская SketchBox.RU