Журнал "Вестник" Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике
Главная Контакты Авторам Архив Архив

№1 (42) 2013
СОДЕРЖАНИЕ:

ВОСПОМИНИНИЕ И
ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ
И КОСМОНАВТИКЕ

НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ОРГСТРУКТУРЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АКТИВНАЯ ПОМОЩЬ НАУКИ – ПСИХОЛОГИИ

УРОКИ ИСТОРИИ

НАШИ АВТОРЫ

АВТОРАМ НА ЗАМЕТКУ

Журнал "ВЕСТНИК". МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ.
Д.В. Гандер

Д.В. Гандер

Доктор психологических наук, профессор, военный летчик 1-го класса. Вице-президент Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике.


ВОЕННОЙ АВИАЦИИ
РОССИИ СТО ЛЕТ

Краткое изложение доклада на торжественном собрании НИИЦ АКМ и ВЭ 8 августа 2012г.

В 2012 году празднуется столетие военной авиации России. У людей, причастных к авиации, вызывает чувство гордости тот факт, что этот профессиональный юбилей отмечается торжественно на государственном уровне. Проводятся торжественные собрания, научные конференции, симпозиумы, выставки, встречи ветеранов, издаются специальные выпуски литературы на авиационные темы, проводятся международные мероприятия, показательные полеты, воздушные парады. Авиация в отличие от воздухоплавания давала возможность перемещаться в воздушной пространстве в управляемом полете, что открывало новые возможности в исследовании и покорении «пятого океана». Не случайно Д.И. Менделеев писал, что летание «… составит эпоху, в которой начинается новейшая история образованности…» [4, С. 293-295]. Следует подчеркнуть, что авиация – это еще и новая история культуры как способа и образа жизни человечества.

Россия – великая авиационная держава с передовой научной авиационной мыслью, развитым самолетостроением, научно обоснованной системой подготовки летных кадров. Но самое главное – это люди, авиаторы, летчики, которыми гордится страна. Первые полеты, первые достижения и рекорды принадлежат летчикам Ефимову, Уточкину, Мацыевичу, Нестерову, Арцеулову. Их имена были известны всей стране. П.Н. Нестеров открыл всему миру фигурное пилотирование. Он впервые стал выполнять развороты и виражи с креном, доказал и на практике показал, что разворот с креном обеспечивает безопасность (до этого разворачивались «блинчиком», за счет руля поворота, удерживая аппарат от крена. В результате возникало неравномерное обтекание крыльев и скольжение. Самолет сваливался в штопор, из которого тогда еще не умели выводить). 27.8.1913 г. П.Н. Нестеров выполнил петлю в вертикальной плоскости. Тогда такую петлю называли мертвой или чертовой петлей. Теперь это петля Нестерова. В 1916 г. инструктор Качинской школы над школьным аэродромом преднамеренно ввел самолет в штопор и вывел из него. Затем вновь набрал необходимую высоту и повторил ввод и вывод самолета из штопора. Был открыт способ вывода самолета из штопора, унесшего много жизней. Теперь в военной авиации штопор с учебной целью выполняют не только опытные летчики, но и обучающиеся летному делу.

30-е годы прошлого века ознаменовались рекордами наших летчиков на дальность полета, скорость, высоту. Весь мир был взволнован, когда советские летчики достигли Северного полюса Земли (1937 год). Их имена не сходили с газетных и журнальных полос: Водопьянов, Каманин, Громов, Ляпидевский. Эти имена известны всем. Экипаж в составе Чкалова, Байдукова, Белякова осуществил беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США. Затем такой же перелет, но на большее расстояние, совершил экипаж М.М. Громова.

Когда на нашей земле полыхнул пожар войны, советские летчики сумели противостоять самой передовой в те времена и хорошо подготовленной авиации фашистской Германии. Наши летчики совершали беспримерные подвиги, проявляя летное мастерство, мужество и героизм. Мы помним подвиги Талалихина и Гастелло, Покрышкина и Кожедуба, Попкова и Евстигнеева и многих, многих других героев. Они совершали воздушные и огненные тараны, бомбили Берлин в первые дни войны, «утюжили» врага на штурмовиках. В воздушной битве над Кубанью наши летчики завоевали господство в воздухе и удерживали его до конца войны. Много позже довелось встретиться с героями этих воздушных боев. Руководство Краснодарского края организовало в 1972 г. встречу ветеранов 4-й Воздушной армии (командующий Вершинин). Ветераны посетили места боев, приехали на аэродром Краснодар-центральный, с которого осуществляли боевые вылеты. Посмотрели учебные полеты на Миг-21. Затем попросили отвезти их на северную окраину летного поля, где еще сохранились со времен воны капониры, служившие укрытием для боевых самолетов. Некоторые из ветеранов нашли свои капониры времен войны. Это было очень трогательное зрелище. Уже седые люди, они бежали к своим капонирам, ложились и обнимали землю, и плакали. Была поздняя весна и капониры, и вся земля вокруг были покрыты цветущим диким маком, красны ковер под ногами. Дикий мак мелкий. Казалось, что земля обрызгана красными каплями, каплями крови, крови их боевых товарищей. Ветераны рвали цветы, прижимали охапки цветов к груди. С той встречи прошло много лет, но эта незабываемая картина стоит перед глазами.

Вот еще пример из боевой жизни наших летчиков, рассказанный его участником. На Ржевском направлении затормозились наступательные действия. Причиной был вражеский бронепоезд, который перемещаясь вдоль линии фронта, по рокадной железнодорожной ветке, поддерживал свои войска тяжелой артиллерией. Все попытки уничтожения бронепоезда терпели неудачу.

Далее изложен рассказ летчика-штурмовика Героя Советского Союза Палагина. Из вышестоящего штаба поступил приказ уничтожить вражеский бронепоезд любой ценой. Задача была смертельно опасной. Вызвали добровольцев. Все летчики штурмового полка были готовы выполнить это задание. Выбор пал на командира звена Палагина и его ведомого. Построили полк, вынесли боевое знамя. Летчики перед строем поцеловали знамя и дали клятву выполнить приказ. Взлетели и взяли курс в заданный район. Цель нашли достаточно быстро. С ходу атаковали, но безрезультатно. Бронепоезд маневрирует скоростью, ощетинился зенитными установками и ведет ураганный огонь. Штурмовики прорвались сквозь огненную завесу, выполняют один заход за другим, но поразить цель не удается. Уже и топливо на пределе. Домой возврата нет, они простились со знаменем и боевыми товарищами. На очередном заходе на цель ведомый передает Палагину: «Командир отверни, иду на таран». Но в это время Палагин, проходя над бронепоездом на предельно малой высоте, сумел сбросить бомбу в трубу паровоза. Бронепоезд застыл без движения. Теперь стало проще с ним расправиться. Приказ был выполнен.

Летческий подвиг продолжается и в мирном небе. Каждый полет представляет определенный риск и наши летчики ежедневно преодолевают его.

Величие России как авиационной державы в научных достижениях. Отечественную авиационную науку создавали выдающиеся ученые: Н.Е. Жуковский, Б.Н. Юрьев, С.А. Чаплыгин. Благодаря трудам Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина по теории крыльев и винтов русская аэродинамическая наука вышла на первое место в мире. Созданием методов аэродинамического расчета и расчета самолета на прочность занимались ученые расчетно-испытательного бюро при МВТУ под руководством Н.Е. Жуковского. К исследованиям были привлечены его талантливые ученики: В.П. Ветчинкин, А.Н. Туполев, В.С. Кулебакин, Б.С. Стечкин, А.А. Архангельский, Г.М. Мусинянц, К.А. Ушаков, А.А. Микулин и др.

Нашу авиацию создавали талантливые конструкторы А.Н. Туполев, А.И. Микоян, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, О.К. Антонов, В.М. Петляков, В.М. Мясищев, П.О. Сухой, Н.И. Камов, М.Л. Миль, Г.М. Бериев, Н.Н. Поликарпов. С появлением авиации в России началось конструирование и строительство самолетов на заводах в Петербурге, Москве, Одессе. По многим параметрам отечественные самолеты опережали иностранные. Тяжелые корабли «Илья Муромец» конструкции И.И. Сикорского был первым в мире тяжелым бомбардировщиком, много лет не имевшим себе равных. Этот бомбардировщик применялся в 1-й мировой войне. За прошедшие сто лет военная авиация России коренным образом преобразилась. Вряд ли какая либо другая область человеческой деятельности столь стремительно совершенствовалась и изменялась. На памяти одного поколения профессионалов тихоходные винтовые машины сменились скоростными. Им на смену пришли реактивные самолеты. Вскоре был преодолен «звуковой барьер». Самолеты стали сверхзвуковыми, за тем сверхзвуковыми с изменяемой геометрией крыла. Стали доступны стратосферные полеты. Появились сверхманевренные машины. Улучшились летно-технические характеристики летательных аппаратов. Улучшились маневренные и другие возможности. Появились новые пилотажные фигуры («кобра Пугачева») и новые приемы боевого маневрирования. Получила развитие и широкое распространение вертолетная авиация. Все это осваивали прежде всего летчики-испытатели. Труд испытателя потребовал не только летного опыта, но и научных знаний. Испытатели стали летчиками-учеными. Это люди высокой профессиональной культуры, элита авиации. Страна знает имена В.П. Чкалова, М.М. Громова, С.А. Микояна, В.М. Горбунова, Г.А. Седова, Ю.А. Гарнаева, М.Л. Галлая, Г.Т. Берегового, А.В. Федотова, Г.И. Шиянова, С.Н. Анохина, А.Н. Гринчика, Ю.К. Станкевича, Н.С. Рыбко, В.Л. Расторгуева, В.П. Федорова, С.Ф. Машковского и многих, многих других героев-испытателей, ныне здравствующих и уже ушедших.

Подготовка военных летчиков началась в 1910г. В ноябре 1910г. в Севастополе была открыта первая в России военная школа пилотов. Вскоре обнаружилось, что летное поле в Севастополе по своим размерам недостаточно для летного обучения. Новый аэродром был расположен в долине речки Кача близ деревни Мамашай. Туда и была переведена школа пилотов получившая название Качинской. Это название сохранялось все годы Советской власти вплоть до уничтожения реформаторами этого учебного заведения на рубеже веков. К концу 1911 г. Качинская школа уже имела 38 самолетов. Обучением занимались известные авиаторы Ефимов, Арцеулов, Цветков, Буксгевден и др. Современная методика летного обучения в военной авиации России имеет научную основу, заложенную трудами известных методистов Г.Г. Голубева, М.Ф. Пешковского, И.И. Романенко, В.М. Редина и др. Экспериментальные исследования, научное обобщение методического опыта позволили сформировать методологические основы летного обучения. Сегодня основами методики летного обучения и авиационной педагогики в целом стали теоретические положения, разработанные отечественными учеными: личностно ориентированный подход (В.А. Пономаренко, Д.В. Гандер), концепция образа полета (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко), концепция активного оператора (Н.Д. Завалова, В.А. Попов, В.В, Лапа, В.А. Пономаренко, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Доброленский), концепция совмещенной деятельности (Н.Д. Завалова, Ф.Д. Горбов, Е.А. Деревянко, В.В. Дудников, Ю.К. Демьяненко, Т.Т. Джамгаров, В.Л. Марищук, В.В. Чебышева, В.Г. Кузнецов, В.Г. Мыльников, Е.М. Юганов, В.А. Бодров, И.Е. Дорошенко), концепция тренажерного обучения (К.К. Платонов, Г.Т. Береговой, В.А. Пономаренко, А.И. Нафтулиев, А.А. Ворона, Д.В. Гандер, Э.А. Козловский, Н.Н. Зацарный), концепция личного и человеческого фактора (С.Г. Геллерштейн, А.Г. Шишов, В.А. Попов, А.М. Пиковский, В.А. Пономаренко, Н.Д. Завалова, В.В. Козлов), концепция летных навыков (К.К. Платонов, В.А. Бодров, В.И. Зорилэ, П.М. Шалимов), концепция образовательной среды летного обучения (В.А. Пономаренко, Д.В. Гандер, А.А. Ворона).

Еще на заре военной авиации стало очевидным, что обучение летчиков, комплектование авиационных частей, открытия в теории и практике авиационного пилотирования требуют поиска путей исследования летчиков, решения целого ряда медицинских задач, использования психологической науки для решения проблемы летных способностей, борьбы с напряженностью в полете и др. 11 октября 1911 года по военному ведомству был издан приказ о введении врачебно-летной экспертизы. Начальник Качинской школы пилотов ходатайствует о создании при школе физиологической лаборатории для обследования пилотов.

Полеты на реактивных, а тем более сверхзвуковых, машинах обнажили еще больше проблем. Этим стали заниматься в основном ученые научно-исследовательского испытательного института авиационной медицины (ныне Научно-исследовательский испытательный центр авиационно-космической медицины и военной эргономики):

  • исследованием деятельности и жизнеобеспечения летчика в высотном полете (М.В. Дворников, А.А. Шишов, Н.И. Оленев);
  • исследованием влияния на человека значительных пилотажных перегрузок с большим градиентом нарастания (М.Н. Хоменко, Р.А. Вартбаронов, И.В. Бухтиров, Л.С. Малащук);
  • разработкой средств и методов жизнеобеспечения и защиты летного состава от неблагоприятного воздействия факторов полета (И.Н. Черняков, В.К. Степанов, Э.В. Лапаев, Ю.В. Крылов и др.);
  • исследованием слухового и вестибулярного аппаратов, зрительного анализатора (Э.В. Лапаев, Ю.В. Крылов, О.А. Воробьев, В.Д. Чистов и др.);
  • радиобиологическими исследованиями (И.Б. Ушаков, Б.И. Давыдов, В.Г. Зуев и др.);
  • разработкой методов выживания после аварийного покидания самолета (В.Г. Валович, А.З. Мнацаканян, И.П. Бобровницкий, Ю.А. Гольцев);
  • психофизиологическими исследованиями летного труда (Н.И. Фролов, П.М. Шалимов, Ю.А. Бубеев, С.Г. Мельник и др.);
  • разработкой методов и средств медицинского контроля летного состава (Н.И. Фролов, П.М. Шалимов, Ю.А. Бубеев, Ю.В. Крылов, О.А. Воробьев и др.);
  • проведением психологических исследований в целях совершенствования методов профессионального психологического отбора летчиков, формирования профессионально важных качеств (А.А. Ворона, С.В. Алешин, Б.Л. Покровский, Н.Ф. Лукиянова, А.О. Чулаевский, Ю.Э. Писаренко, М.С. Алексеенко и др.);
  • разработкой методов наземных тренировок и подготовки летчиков (А.А. Ворона, С.В. Алешин, И.М. Жданько, Д.В. Гандер, Э.А. Козловский, Н.Н. Зацарный и др.);
  • проведением инженерно-психологических исследований (Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, Ю.П. Доброленский, П.И. Рыжов, Г.Т. Береговой, В.В. Лапа и др.);
  • эргономическим обеспечением новых образцов авиационной техники, разработкой информационно-управляющего поля на базе ЖК-индикаторов (В.А. Пономаренко, С.А. Айвазян, Ю.В. Багданов, В.М. Василец, В.В. Лапа );
  • разработкой экспертно-консультативных систем на базе персональных ЭВМ (Ю.А. Кукушкин, В.М. Усов и их сотрудники).

Впереди у военной авиации России новые высоты, скорости, новые боевые возможности, новые научные открытия, новые герои-летчики, влюбленные в небо, в свою профессию, любящие свою Родину и готовые ради нее на новые подвиги. Поздравляем всех читателей журнала со столетним юбилеем военной авиации России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодрихин Н. Великие летчики мира. – М.: Центрполиграф. – 2011.
  2. Гандер Д.В. Профессиональная психопедагогика / Д.В. Гандер – М.: Воен-техиниздат. –2007, -336с.
  3. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914г. – октябрь 1917г.) / П.Д. Дузь – М.: Машиностроение. – 1989, - 335с.
  4. Летные исследования и испытания. Фрагменты истории и современное состояние. Научно-техн. сборник. – М.: Машиностроение. – 1993. - 495с.
  5. Менделеев Д.И. Соч. т 7 – М.: - С. 293-295.
  6. Платонов К.К. Боброва В.В., Серова Е.Я. К истории отечественной авиационной психологии. / под ред. К.К. Платонов. – М.: Наука. – 1981. -319с.
  7. Покрышкин А.И. Предисловие к сб. След в небе / А.И. Покрышкин. – М.: Политиздат. – 1971. – С.5.
  8. Самолеты Страны Советов / под ред. Б.Л. Симакова. – М.: ДОСААФ. – 1975. – 263с.
Наверх
Copyright © 2005 "Вестник МНАПЧАК"
Дизайн: Мастерская SketchBox.RU