Журнал "Вестник" Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике
Главная Контакты Авторам Архив Архив

№1 (42) 2013
СОДЕРЖАНИЕ:

ВОСПОМИНИНИЕ И
ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ
И КОСМОНАВТИКЕ

НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ОРГСТРУКТУРЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АКТИВНАЯ ПОМОЩЬ НАУКИ – ПСИХОЛОГИИ

УРОКИ ИСТОРИИ

НАШИ АВТОРЫ

АВТОРАМ НА ЗАМЕТКУ

Журнал "ВЕСТНИК". МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ.
Р.Б. Богдашевский

Р.Б. Богдашевский

Федеральное государственное бюджетное учреждение научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, старший научный сотрудник.

А.Я. Соловьев

А.Я. Соловьев

Летчик-космонавт.

И.Б. Соловьева

Кандидат психологических наук. Федеральное государственное бюджетное учреждение научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, старший научный сотрудник.

От редакции

Статья «Психологический анализ внекорабельной деятельности и подготовки космонавтов к работам в открытом космосе» посвящена психологическим аспектам малоизученной, но необычной и опасной области деятельности человека в открытом космосе, подготовлена авторским коллективом с участием опытного космонавта А.Я. Соловьева, выполнившего 5 космических полетов на станции «Мир» с суммарным налетом 651 сутки (1988, 1990, 1992-1993, 1995, 1997-1998 гг.). Ему принадлежит мировое первенство по количеству выходов – 16, продолжительностью работы в открытом космосе – 82 часа, 21 минута. Особое мнение этого автора среди остальных космонавтов выделено в статье и представляет своеобразный «монолог», отражающий его личный опыт летчика-испытателя и космонавта высокого класса при выполнении космических полетов в возрасте 40-50 лет.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВНЕКОРАБЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ
К РАБОТАМ В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ

...Открылась бездна звезд полна,
Звездам нет счета, бездне – дна.
М. Ломоносов.

Человеку сложно представить себе «Открытый космос» – безбрежное космическое пространство, где нет верха, низа, правой и левой стороны. Это сложно представить даже космонавту, прошедшему все этапы подготовки к своему первому «выходу». Как новорожденный, космонавт выходит в абсолютно новый для него мир, и все дальнейшее зависит только от него. Сложное сочетание желания работать, неизвестности и восторга, восторга – «от вида Земли, неба, звезд и масштабности станции. Это вызывает гордость».

Внекорабельная деятельность (ВКД) является наиболее сложным, ответственным и опасным видом деятельности космонавтов в полете. Профессиональная деятельность в открытом космосе включает в себя следующие работы:

  • подготовка к выходу (одевание скафандров, шлюзование, открытие люка) и возвращение на станцию;
  • передвижение по поверхности станции и транспортировка грузов;
  • монтажные и демонтажные работы, ремонтно-восстановительные операции;
  • проведение научных экспериментов.

Специфика деятельности определяется рядом факторов: работа проводится в скафандре, вне космического объекта, на освещенной и теневой части орбиты, в зоне радиообмена с Землей при возможности получения немедленной консультации и самостоятельно при отсутствии радиосвязи, в условиях непосредственного воздействия агрессивной космической среды (глубокий вакуум, космические ионизирующие излучения, микрометеориты, термические воздействия), при ограниченности ресурса средств жизнеобеспечения.

ВКД связана с высоким нервнопсихическим и эмоциональным напряжением космонавта, особенно это касается первого выхода в открытый космос (ОК), поскольку в наземных условиях сложно сформировать целостный психический образ ВКД – представление о выполнении профессиональных операций при комплексном воздействии факторов полета, а также представление о состоянии человека в процессе «Выхода», восприятии нового и необычного. Обратимся к мнению самих космонавтов (впечатления субъективны, но из них складывается общая картина) Состояние в период подготовки к «Выходу»:

«Вечером накануне «Выхода» устроили небольшое совещание экипажа по предстоящей работе завтра. Прошлись по плану работ, по штатным и аварийным фрагментам – мы все, внутри и снаружи, должны понимать, что происходит, и быть готовыми к неожиданностям. Еще раз проверили скафандры... Мы подходим к этой работе с максимальной аккуратностью и ответственностью – мелочей нет, и цена ошибки слишком велика».

«Состояние напряженности, многократное продумывание предстоящих действий, опасение не забыть что-либо в процессе подготовки скафандра и шлюзования».

«Еще раз смотрим фрагменты бортовой документации по шлюзованию, вспоминаем, как тренировались шлюзоваться в барокамере...».

«Состояние спокойное, деловое. Большое подспорье при подготовке, отработанная до мелочей документация с цветными фото конкретной зоны работы».

Ожидание «Выхода». Впечатление открытого люка и пространства за бортом:

«Сейчас должно произойти что-то совсем необычное, сейчас мы окажемся в вакууме... Казалось бы, формальная операция, в шлюзовом отсеке давление – 0 и за люком – 0, а отсутствие этой маленькой защиты подхлестывает адреналин...».

«Давление из орбитального отсека сброшено до нуля, и люк пошел. Я смотрю на него и вижу, как подо мной развертывается бездна, в которую мне через несколько минут предстоит шагнуть...».

«Требуется некоторое время, чтобы разум переборол эмоции».

«Адреналин должен быть, помогает быстрой реакции. Ты постоянно мобилизован. Меня песня заряжала, старался настроить напарников» (А. Соловьев).

Интересен выбор этой заряжающей песни: В. Высоцкий «Идет охота на волков». Комплексное воздействие мелодии, голоса, темпа и напора формирует состояние активной готовности искать и найти выход из любой ситуации...

«После открытия люка легкий стресс, чувство «бездны», боязнь оторваться от станции и улететь...».

«В момент первого выхода в ОКу космонавтов на срезе выходного люка возникает стереотип ощущений парашютиста при совершении прыжка – ощущение, что предстоит отделиться от комплекса, особенно если земля расположена снизу (другими словами, ощущение, что первый шаг влечет за собой покидание опоры). Для преодоления этого состояния и сознания того факта, что космонавт и комплекс движутся с одной скоростью, необходимо самообладание, а для адаптации – некоторое время. Начало передвижения (особенно первых перехватов руками) осуществляется на усилии воли. Это обстоятельство необходимо учитывать в процессе психологической подготовки космонавтов».

«Выход из люка, отработанный до автоматизма в гидролаборатории (ГЛ), а далее – картина, которой никогда не было, - перед тобой весь комплекс и красавица Земля, черное небо, яркое Солнце, а далее работа, работа. И ты перебираешь карабинами, чтобы опередить время «Выхода»: лучше иметь запас, чем дефицит».

Состояние человека при перемещении по поверхности станции:

«Требуется больше, чем обычно, визуального контроля, поскольку тактильный контроль затруднен из-за давления в скафандре, а к перчаткам с давлением еще надо привыкнуть. (А. Соловьев)».

«Ориентироваться трудно, вся наружная поверхность станции ершиться модулями и панелями солнечных батарей».

«Первые 5-10 минут психологические сложности – внутреннее напряжение, повышенный контроль за фалами безопасности. В дальнейшем, когда работа пошла по графику, никаких проблем, чувство уверенности в своих силах...».

«Как только поворачиваюсь боком к базовому блоку создается впечатление, что ты падаешь - скатываешься на бок. Стрела колеблется, и это усугубляет ощущения. Добираюсь до скоб на агрегатном отсеке базового блока и облегченно вздыхаю – в руках твердь...».

«Впечатление, что можно упасть с модуля вниз к Земле».

«...двумя страховочными фалами ты пристегнут к конструкции, двумя руками держишься за нее, и очень трудно даже одну руку оторвать: такое чувство, что ты все равно упадешь отсюда. И только умом понимая, что этого не произойдет, начинаешь перемещаться смелее и смелее...».

Развертывание и обеспечение функционирования на орбите современных орбитальных станций обуславливает все возрастающую потребность во внекорабельной деятельности космонавтов. В процессе этой деятельности выполняется целый комплекс работ, связанных с дооснащением станции (рис. 1, 2). Это сборка крупных конструкций и разворачивание солнечных батарей, антенн, фермерных сооружений, монтаж коммуникаций и оборудования, проведение профилактических и ремонтно-восстановительных операций, монтаж и демонтаж научной аппаратуры, проведение научных исследований и испытаний. Объем и сложность этих работ существенно возрастают, естественно, возрастают и требования к космонавтам.

Рис.1 Конструкция станции «МИР»,
выведенная на орбиту Земли отдельными
составными элементами (Базовый блок,
Квант, Квант-2, Кристалл, Спектр,
Природа) и состыкованная
автоматическими системами управления
каждого элемента
Рис. 2 Основные операции, выполненные
экипажами в открытом космосе с целью
восстановления и расширения научного
и технологического потенциала
ОС (орбитальная станция) «Мир»:
1 – ремонт теплозащиты корабля Союз-ТМ;
2 – ремонт выходного люка; 3 – установка
обзорной телевизионной камеры;
4 – монтаж СБ (солнечной батареи);
5 – установка рефлектора;
6 – установка фермы Софора в рабочее
положение; 7 – сборка фермы Софора;
8 – установка стапеля; 9 – установка
монтажной платформы; 10 – замена антенны;
11 – монтаж ВДУ (выносная двигательная
установка) на ферме Софора; 12 – ремонт
телескопа с теневой маской; 13 – установка
звездного датчика; 14 – монтаж контейнера с
приводами МСБ (модернизированная СБ);
15 – монтаж фермы основания привода МСБ;
16 – установка основания грузов стрелы;
17 – монтаж французской экспериментальной
конструкции «Эра». (Максимальные размеры
ОС «Мир» по осям: ОХ – 27 м, ОY – 36 м,
OZ– 38 м; максимальные размеры МКС по осям:
ОХ - 74 м, ОY – 73 м, OZ – 98,5 м.)

При выполнении внекорабельной деятельности первичным и важным требованием к космонавту является способность активного приспособления к реальным условиям работы. При этом наиболее значимым стресс-фактором выступает автономность ВКД. Космонавт должен сам приспособиться к выполнению необходимых действий. В первую очередь, это касается «обживания» (чувствования) скафандра при комплексном воздействии условий открытого космоса.

Скафандр космонавта можно рассматривать как автономный миникорабль, который включает в себя все необходимые системы жизнеобеспечения, требующие контроля работы и управления. Поэтому скафандр достаточно громоздкий, жесткий, его не надевают – в него входят через люк в кирасе. При работе в скафандре требуются большие физические усилия, особенно это касается рук; космонавту приходится «ломать рукава» при рабочем (избыточном) давлении в скафандре 0,4 атм. Помимо антропометрического дискомфорта следует добавить ограниченность обзора, снижение тактильной, мышечной и интрацептивной чувствительности. Космонавты отмечают, что при обучении на Земле дается такая установка: «В скафандре никогда не будет удобно, комфортно. Находи сам лучшее положение». С другой стороны, необходимо отдать должное ОАО НПП «Звезда»: «Скафандр создан эргономично: сочетание жесткого корпуса и «мягких» рук позволяет самостоятельно себя обслуживать, дает возможность выполнить выход одному космонавту. Тем более, что сейчас скафандр доработан: во-первых, за счет дополнительного иллюминатора на шлеме увеличен обзор верхней части пространства, во-вторых, перчаткам придана форма нейтрального положения, что требует меньшего диапазона движений пальцами при работе и, соответственно, уменьшает угрозу потертости кистей рук». (А.Соловьев) С накоплением опыта (например, 4-ый выход за один полет): «Уже не чувствуем скафандр обузой, мешающей работать, как в начале «выхода», мы его просто не замечаем».

При работе в скафандре крайне важным является обеспечение координации тела при перемещении в безопорном пространстве: «Приспосабливаешься, как ребенок, который начинает ходить. Координация обеспечивается двумя руками, двумя точками опоры. При управлении массой тела требуется определенная «ловкость», чтобы обеспечить необходимое пространственное положение, требуется интеллектуальный контроль движений (тело должно быть умным). С опытом приходит способность создавать усилие для обеспечения координации тела одной кистью руки». (А.Соловьев)

При первом «Выходе» от космонавтов, помимо приспособления к условиям и преодоления состояния эмоциональной напряженности, требуется способность активного выполнения сложносовмещенной деятельности, включающей распределение внимания между операциями циклограммы «Выхода», контролем работы систем скафандра, ведением радиосвязи, взаимодействием в «экипаже выхода» и обеспечением безопасности при перемещении. Кроме того, важен контроль своего состояния и саморегуляция для поддержания необходимого уровня работоспособности при длительности «Выхода» до семи часов. «При работе в скафандре необходимо обеспечивать оптимальный расход энергии, умение работать интенсивно при минимальных энерготратах (требуется тонкое терморегулирование организма, как будто ходишь по «лезвию бритвы»). При этом важен опыт, полученный при выполнении физической работы на тренировках в Заполярье». (А.Соловьев)

Определенные трудности при выполнении ВКД представляет ориентировка на поверхности станции, особенно в начале работы. Затруднения объясняются большими размерами станции, ее сложной конфигурацией и количеством дополнительного оборудования на поверхности. Ориентировка при выполнении ВКД требует специальных, целенаправленных, сознательно контролируемых действий. Предварительный выбор маршрутов передвижения и расположения рабочих зон осуществляется с учетом обеспечения безопасности членов экипажа. Повышенного внимания космонавтов требуют участки маршрута, затрудненные наличием антенн, солнечных батарей, зоны работы корректирующих двигателей. «Полезной была бы разметка маршрутов и указатели для помощи в ориентировке. При плановой, размеренной работе это не очень важно, но всегда возможен цейтнот и аварийные ситуации». (А.Соловьев)

При прохождении маршрута «Выхода» большое значение имеют средства фиксации и перемещения (поручни, фалы, карабины, грузовая стрела), их удобство и надежность эксплуатации для обеспечения безопасности космонавтов. Работа с карабинами требует обязательного зрительного контроля положения фиксатора. Один карабин всегда должен быть пристегнут. Рабочее место при ВКД также требует соответствующей организации, надежной и удобной фиксации космонавта и оборудования, достаточного освещения, необходимого инструмента, средств видеосъемки производимой работы. «Чтобы работать руками, ноги должны быть зафиксированы (или в «якоре» или напарником)». (А.Соловьев) Большое значение имеет предварительная подготовка к работе с инструментом, готовность к ней и «мысленная тренировка (проигрыш) отдельных операций. С опытом приходит возможность прогноза работы, построения образа рабочих моментов: Здесь мне будет трудно, здесь нужно подстраховаться в выборе инструмента. На наиболее ответственные работы должен быть обязательно резерв по инструменту». (А.Соловьев)

Способность успешной адаптации к работе в реальных условиях открытого космоса связана с уровнем профессионально-психического потенциала космонавта, который включает профессиональную компетентность как способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды, а также систему личностных и профессионально важных качеств. Именно, психический потенциал космонавта обеспечивает способность импровизации в случае неожиданных изменений ситуации, способность, которую космонавты считают необходимым условием успешной работы. Исполнительные действия при осуществлении ВКД являются достаточно уязвимым звеном и связано это, в основном, с расхождением моделируемых действий при подготовке в наземных условиях и в реальном полете. (Как правило, действий в реальном полете при ВКД на 40-50 % больше, чем в условиях гидроневесомости, причем по ритмо-темпу они также прекосходят их.) Поэтому при осуществлении ВКД в полете, по мнению космонавтов, приходится «импровизировать». (Импровизация (improvises) – по латыни «без подготовки» – такой вид творчества, при котором и «замысел», и «претворение» его в какую-либо форму осуществляется быстро, экспромтом.) Импровизация базируется на знаниях и умениях и включает воображение, интуицию, оперативное мышление и творчество. При этом важна «прогностическая функция мышления, выявляющая причинно-следственные связи и зависимости переменных, основанная на универсальной логике математического анализа». (А.Соловьев) По мнению космонавтов, «Выходы» непредсказуемы, возможны самые неожиданные ситуации, требующие быстрого реагирования и продуктивной работы: это одна из особенностей нашей работы – находить выход или решение в кратчайший срок, используя тот набор материалов и инструментов, которые есть на борту».

Особенности состояния космонавтов в процессе работы :

«Время на «Выходе»: казалось, что его не хватает. Возможность НшС – это все перед «Выходом», во время «Выхода» - только программа работы...».

«...при нормальном планировании и хорошем инструменте дефицита времени обычно не возникает. Возможно управление временем за счет тени. Очень помогает освещение Луны, если она есть. Берем с собой дополнительные фонари». (А.Соловьев)

«...большая нагрузка на руки, особенно при перемещении и работе с мелкими деталями».

«При установке «стрелы» и особенно ее транспортировке к месту установки сильно переживали, чтобы чего-то не коснуться на поверхности комплекса».

«...все внимание было уделено работе, графику выполнения задач, радиосвязи с ЦУПом».

«...были сложности при работе с карабинами, с фалами...».

«...ощущение дефицита времени, график «Выхода» постоянно довлел при выполнении задач», «...в тени выполняли перемещения и работы рядом с собой, где хватает освещенности фонарем на скафандре».

«Готовлюсь переводить стрелу к модулю «Природа»... Осторожно обходим солнечные батареи базового блока и причаливаю к «Природе». Мы не знаем, почему антенна не раскрылась, а значит, она может раскрыться в любой момент. Поэтому особая осторожность, и мы располагаемся только в безопасной зоне».

«Радиосвязь на «Выходе» - только главное. С момента, когда вошли в скафандры, крайне важно соблюдать радиодисциплину. Земля тоже должна быть в «теме», профессионализм в ЦУПе – не мешать космонавтам». (А.Соловьев)

Приведенные высказывания космонавтов создают представление о состоянии человека в процессе подготовки к «Выходу» и внекорабельной деятельности. С одной стороны, необычность ситуации, ощущение риска и опасности, а с другой – разнообразие работ, сложно-совмещенный характер деятельности, ответственность и строгое ограничение времени являются причиной высокого уровня эмоциональной и операционной напряженности, при которой для осуществления продуктивной деятельности на первый план выступает психологическая готовность к действию.

Работа, выполняемая космонавтами в процессе «Выхода», требует специальных навыков и умений, активности и самостоятельности, а также творческого подхода в решении оперативных задач в необычных условиях ВКД. Подготовленность космонавта-профессионала к выполнению ВКД включает в себя, с одной стороны, профессиональные знания, навыки и способности, с другой, готовность и способность психики реализовать их в ситуации выхода. Соответственно, подготовка к ВКД ориентирована на реализацию этих требований и подчинена комплексному решению следующих задач:

  • формированию концептуальной модели (психического образа) «Выхода» и ВКД;
  • отработке прочных навыков работы со всеми системами скафандра, средствами шлюзования и обеспечения «Выхода»;
  • отработке навыков выполнения типовых операций ВКД (перемещения, фиксации на рабочем месте, переноса груза);
  • развитию профессионально-важных качеств и формированию психологической готовности космонавтов к выполнению работы;
  • обучению совместной работе членов «экипажа выхода», взаимоконтролю и взаимодействию.

Возможность формирования средствами подготовки психического образа ВКД, особенно «чувственной ткани» образа при работе в скафандре (изменения афферентации в условиях невесомости) ограничено техническими средствами моделирования процесса выхода. Основное отличие ВКД заключается в том, что это – работа в безопорном и безориентирном пространстве. В реальной невесомости в скафандре резко снижается уровень тактильных и мышечных ощущений. В условиях отсутствия гравитации человек лишен существенной информации о своем положении в пространстве. Только зрительный анализатор дает представление о положении тела относительно станции. «На земле для ориентации в пространстве используешь глаза и гравитацию, там – только глаза и голова. В моем представлении существует две системы координат. Одна из них: «станция – Земля». Посмотреть на Землю – это для души. Вернул взгляд на рабочее место, на поверхность станции, и ты снова в своей «маленькой системе»: скафандр, руки, инструмент, поверхность» (А.Соловьев)

Ограниченность «чувственной ткани» образа полета при подготовке повышает роль представлений в процессе познания окружающего мира, основу которых составляет воображение (результат понятийного, вербально-логического мышления) или образная память (опыт ранее выполненных «выходов»). При этом повышается значение опыта выполнения операций «Выхода» в условиях реальной невесомости (полеты на ЛЛ ИЛ-76 МДК). В процессе познания специфики космического пространства и внекорабельной деятельности (особенно при первых выходах) важную роль играют предварительные знания и представления ситуации «Выхода» (открытия люка, передвижения по поверхности станции, страховки, пространственной ориентировки, организации рабочего места), т.е. насыщенность (полнота, адекватность) концептуальной модели ВКД в сочетании с конкретной циклограммой «Выхода».

Задачи подготовки к ВКД решаются путем формирования обобщенной модели деятельности с максимальным приближением к реальности, воспроизведением соответствующих физических и психологических нагрузок, предметных действий и психических состояний. «На Земле мы создаем несколько разных, но односторонних моделей или, можно сказать, несколько взглядов под разными ракурсами на одну работу – ВКД. В космосе – это все почти то же самое, но все сразу и плюс еще кое-что». (А.Соловьев) Возникает новое системное качество психического образа – его реальность. И это нужно осмыслить при первом «Выходе». Технические средства системы подготовки космонавтов к ВКД, имитирующие факторы космического полета: гидролаборотория, летающая лаборатория ИЛ-76 МДК, барокамера, тренажер «Выход», позволяют сочетать в процессе обучения элементы (операции) профессиональной деятельности, приближенные к реальному полету, условия ее выполнения, а также модель психофизиологического состояния космонавта (рис. 3).

Подготовка космонавтов к внекорабельной деятельности представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий использования большого количества дорогостоящих технических средств, специально обученных специалистов, имеющих опыт работы в космических скафандрах и допущенных к работам на имитаторах экстремальных условий космического полета. Она требует организации соблюдения специальных мер безопасности вследствие воздействия на организм космонавтов и лиц, обеспечивающих тренировки, вредных для здоровья факторов. Практически перед каждой тренировочной сессией необходимо проведение специальных испытаний средств внекорабельной деятельности и отработки бортовой документации.

Специальный тренажер «Выход-2», выполненный на основе математического моделирования и физической модели подвижности, позволяет при штатном технологическом оборудовании скафандра и контроля его работы, системы шлюзования и обеспечения выхода (СШОВ) имитировать динамические режимы в реальном масштабе времени с отработкой различных НшС на любом этапе выхода. Психологический эффект тренировок состоит в возможности привыкания работать в скафандре, в формировании уверенности в технике (систем жизнеобеспечения), уверенность в себе в условиях НшС. Это повышает психологическую готовность космонавта к выполнению выхода.

Рис.3 Структура модели внекорабельной деятельности космонавтов

Тренажеры барокамерного типа (ТБК-50), выполненные на основе натурного моделирования одного из опасных факторов полета - вакуума. На тренировках в БК решаются следующие задачи:

  • формирование психического образа ВКД;
  • отработка навыков работы с системами обеспечения жизнедеятельности (СОЖ), в т.ч. системы терморегулирования при рабочем режиме давления скафандра в условиях вакуума;
  • отработка навыков работы со спецоборудованием и инструментом в условиях вакуума;
  • психофизиологическая подготовка космонавтов к работе в скафандре и оценка ими физических условий пребывания в снаряжении на высотах до 100 км.

С точки зрения решения задач психологической подготовки важными условиями этих тренировок является также реальность стрессового воздействия. Несмотря на наличие в БК специального аварийного комплекса, позволяющего проводить тренировки с минимальным риском для жизни, космонавт, работая в скафандре в вакууме, знает о возможной угрозе в случае ошибочных действий, т.е. осознает «цену» ошибки в условиях реального полета и свою роль в обеспечении безопасности. Это не только повышает ответственность выполнения необходимых действий, но и требует способности продуктивного мышления в состоянии эмоционального напряжения. Тренировки в ТБК-50, в условиях, близких к реальным, обогащают опыт работы космонавтов в стрессовых условиях и вырабатывают уверенность в надежности эксплуатируемой техники в различных режимах.

Гидролаборатория с возможностью имитации нулевой и пониженной весомости предназначена для отработки профессиональных навыков и умений, связанных с передвижением и фиксацией космонавтов в открытом космосе, перемещением грузов, монтажом больших конструкций в условиях, приближенных к реальным. В то же время проведение тренировок в необычной обстановке гидролаборатории с использованием «выходного» скафандра сопровождается естественной активацией приспособительно-защитных механизмов, требующих от человека внимания и ответственности при выполнении необходимых действий. Поэтому данные условия тренировки имеют важное значение для решения задач специальной психологической подготовки.

На первом же занятии проводится психологическое инструктирование: подчеркивается опасность ВКД, отмечается связь безопасности космонавта и эффективности его работы с устойчивыми навыками выполнения операций ВКД и, особенно, с правильной работой со страховочными фалами и системами скафандра. Отмечается необходимость развития в процессе подготовки профессионально важных качеств: способности логически мыслить при выполнении сложных операций в НшС, способности самоконтроля своего состояния и своих действий, взаимопонимания с партнером, готовности к активной творческой работе. Подчеркивается роль самого космонавта в продуктивности подготовки к ВКД и эффективности реальной работы.

На занятиях по скафандрам для «Выхода» и их тренажерным аналогам формируются навыки работы с органами управления скафандров, действия при возникновении НшС по системам обеспечения жизнедеятельности (СОЖ). Для этого изучаются физические принципы работы СОЖ, изменения условий работы при отказах тех или иных элементов, при ошибках космонавтов. Особое внимание уделяется обеспечению собственной безопасности при возникновении аварийных ситуаций, в том числе, и в условиях моделированной невесомости. «ГЛ дает цельность образа, отработку циклограммы, работу в экипаже, навыки пользования инструментом. ГЛ – единственное место из всех видов тренировки, где можно в реальных условиях отрабатывать взаимопомощь и эвакуацию партнера в случае его недееспособности, чувство ответственности за товарища». (А. Соловьев)

На формирование образа полета, развитие необходимых профессиональных навыков (по одеванию скафандра, перемещению в пространстве, переносу грузов и т.д.) направлены тренировки при полетах на невесомость на летающей лаборатории Ил-76 МДК. Кроме того, при этом решаются задачи психологической подготовки по ознакомлению с новыми условиями работы, особенностями деятельности и своего состояния в полете. Тренировки дают возможность почувствовать реальную невесомость: изменение окружающей обстановки, когда вокруг всплывают кабели, провода и т.д., когда в скафандре может «уйти рука», оценить способ передвижения только на руках и ответственность при пользовании страховочными карабинами. Все эти элементы формируют образ работы в условиях реального выхода.

Важным результатом подготовки на моделирующих комплексах является формирование общего представления космонавтов об условиях и специфике внекорабельной деятельности. Однако, нужно учитывать что, на земле невозможно моделировать комплекс воздействий (невесомости и вакуума), длительность выхода (6 часов) и сложность пространственной ориентировки на поверхности станции. При выполнении реальной работы, особенно первого «Выхода», для космонавта важно понимание этих ограничений и условностей (степени приближения) моделей «Выхода», реализуемых средствами наземной подготовки, как необходимое условие готовности к любой неожиданности. Концептуальная модель ВКД для космонавта, помимо предметных действий и операций, должна включать представление о состоянии человека в реальной обстановке и осознания необходимости адекватной саморегуляции, что обеспечивает готовность к встрече нового, необычного и уверенность в возможности преодоления всех неожиданностей.

«Выход» в открытый космос характеризуется следующими стресс-факторами: необычностью условий, угрожающим характером развития АС (отказов систем жизнеобеспечения), автономностью работы. Космонавт должен обладать волевыми качествами преодоления ситуации, способностью абстрагирования от окружающей обстановки при выполнении целевой задачи (оперативной устойчивостью), уверенностью в себе, и своих возможностях. Помимо указанных моделирующих комплексов (ТБК, ЛЛ, ГЛ), эта задача решается также в процессе летной подготовки и в условиях обучающего эксперимента с использованием элементов реального стресса специальной парашютной подготовки (СППК). Летная подготовка в плане ВКД «воспитывает чувство личной ответственности и решает следующие задачи: формирование способности думать и принимать решение; обучение ориентировке в пространстве и, кроме того, позволяет космонавту привыкнуть к виду Земли с большой высоты и с разных ракурсов». (А.Соловьев)

СППК используется как активное средство формирования готовности человека к выполнению целенаправленной деятельности в необычных экстремальных условиях. Условия прыжка с парашютом, особенно свободного падения, по аналогии восприятия необычности обстановки, автономности (самостоятельности) выполнения действий, жесткого ограничения времени, определенной степени риска формируют у обучаемого состояние эмоционального стресса, которое является необходимой составляющей психологического моделирования усложненной деятельности космонавта. Наиболее значимыми для модели ВКД стресс-факторами прыжка с парашютом, а именно, свободного падения, являются автономность действий в сочетании с необычностью ситуации (выходом из летательного аппарата как психологической модели покидания опоры и, соответственно, необходимости преодоления этого ощущения угрозы).

Основной методический прием проведения СППК состоит в следующем: обучаемому в процессе прыжка с парашютом предлагается дополнительное задание, выполняемое им совместно с профессиональными действиями парашютиста (модель сложно-совмещенной деятельности), дополнительное задание представляет собой задачи информационного поиска (психологические тесты, логические задачи и т.д.). Наибольший психологический эффект достигается в процессе обучения выполнению каждого нового задания в свободном падении. Повышение эффективности СППК возможно путем увеличения этого периода активного участия (адаптации) космонавта в работе, т.е. за счет постоянной новизны, разнообразия и усложнения предлагаемого задания. Основной принцип обучения при подготовке к деятельности в экстремальных условиях, направленного на увеличение функциональных резервов психики, состоит в интенсивном нарастании сложности задания и может быть сформулирован так: от сложного к еще более сложному («обучение на форсаже» А.Соловьев). Психологический эффект обучения по программе СППК достигается за счет напряжения функций внимания, памяти, мышления при выполнении дополнительной задачи. В процессе СППК создаются условия, позволяющие космонавту самостоятельно убедиться в своих возможностях преодоления ситуации, выполнения требуемых действий в ситуации реального стресса. При этом для космонавта решается задача не только познания себя, но также целенаправленного формирования уверенности в себе.

Задачи подготовки к ВКД решаются поэтапно. На этапе общекосмической подготовки ставится задача ознакомления кандидатов в космонавты с условиями и содержанием тренировок на моделирующих комплексах (ГЛ, барокамере, летающей лаборатории). При этом выявляется отношение человека к тренировкам (интерес, способности и готовность к дальнейшему обучению) и решается задача формирования мотивации к выполнению внекорабельной деятельности. Как отмечают летавшие космонавты, для эффективной работы в ОК требуется «настрой на Выход», мечта о «Выходе» («настоящий космонавт должен выйти в открытый космос»), «мечта увидеть Землю не через иллюминатор». Отношение к ВКД, престижность этого вида деятельности воспитывается в Отряде. Именно через общение с летавшими космонавтами кандидат формирует психический образ «Выхода», осознает требования к человеку при реальной работе, оценивает свои возможности. На этапе ОКП решается задача выявления потенциальной способности канди датов к выполнению ВКД (профориентация). Критериями подбора наиболее перспективных в этом плане кандидатов являются данные антропометрии, физического развития, психофизиологическая устойчивость, интерес, личностные качества и предварительный опыт работы в таких условиях в качестве испытателя.

На этапе подготовки в группах тренировки ВКД проводятся с решением следующих задач:

  • формирование концептуальной модели «Выхода» и необходимых навыков выполнения типовых операций;
  • развитие важных профессиональных и психологических качеств (стрессустойчивости, способности работать автономно в необычных условиях, уверенности в себе, способности преодоления сложных ситуаций).

На этапе подготовки «экипажа выхода» решаются задачи выполнения конкретной программы ВКД, пространственной ориентировки на поверхности станции, взаимоконтроля и взаимодействия в работе и связи с ЦУПом. Маршрут передвижения тщательно изучается при подготовке, а также на борту станции перед выходом.

Важным этапом подготовки к выполнению ВКД, особенно при первом выходе, является предварительная тренировка на борту станции. Задачи бортовой тренировки:

  • окончательная подгонка (подтяжка) скафандра («войти в образ», почувствовать себя, оценить, как будут действовать руки, особенно пальцы);
  • размещение в шлюзовом отсеке членов «экипажа выхода» и оборудования;
  • изучение маршрута передвижения;
  • планирование и организация взаимодействия членов «экипажа выхода»;
  • формирование «готовности к сложному». (А.Соловьев) Путем анкетирования и собеседования с летавшими космонавтами выявлено их отношение к ВКД, их представление о психологической готовности, содержанием которой, по мнению космонавтов, является:
  • спокойствие, выдержка, умение справиться со своими эмоциями, концентрация внимания, умение расслабиться в нужный момент, умение поддержать своего товарища;
  • «основа основ – желание делать»; (А. Соловьев)
  • уверенность в себе (знание скафандра, знание циклограммы «выхода» и шлюзования, знание станционного оборудования, полная физическая готовность);
  • уверенность в технике (скафандре, системах станции);
  • уверенность в ЦУПе (с тобой будет работать грамотный специалист, отвечающий за «Выход», который будет вести радиосвязь и которого ты знаешь лично);
  • уверенность в своих членах экипажа (благоприятная психологическая атмосфера в экипаже, взаимный контроль и подстраховка, уверенность в своем товарище как в себе);
  • «необходимо понимание: сложная ситуация не катастрофа. Просто надо более интенсивно искать правильное решение и выход из ситуации»; (А.Соловьев)

Интересно проследить изменение отношения к ВКД под влиянием опыта:

  • «Первый «Выход» был самым сложным в психологическом плане, второй – гораздо легче, хотя сама работа была сложнее. Не было никаких проблем с открытием люка и выходом на по»;
  • «Я знал, на что реагировать, как реагировать. Все было ожидаемо (второй выход).
  • «... скафандры подготовили, сменные элементы установили, делаем это без радиограмм, вполне самостоятельно. Главное – не потерять бдительность, не расслабиться и не почувствовать себя этакими ассами по «Выходам»;
  • «Меньше времени на подготовку; знаешь куда смотреть, контроль работы осуществляется быстрее».
  • «Первый и второй «Выход» делаешь, как учили, а потом начинается творчество, приспосабливаешься, как сделать лучше». (А. Соловьев).

Рассмотренные психологические основы подготовки к ВКД лишь в кратком виде обозначили всю сложность проблем, связанных с деятельностью космонавтов в открытом космосе. Однако реальные достижения советских и российских космонавтов подтверждают правильность выбранных методических подходов ее изучения, подготовки к ней и практического осуществления.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Береговой Г.Т., Богдашевский Р.Б. и др. Космическая академия, М.: Машиностроение, 1993.-245 с.
  2. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф. и др. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. 174 с.
  3. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала, М: 1997 - 296 с.
  4. Усачёв Ю.В. Дневник космонавта, М.: Гелеос, 2004, 432 с.
Наверх
Copyright © 2005 "Вестник МНАПЧАК"
Дизайн: Мастерская SketchBox.RU