Журнал "Вестник" Международная академия проблем человека в авиации и космонавтике
Главная Контакты Авторам Архив Архив

№1 (42) 2013
СОДЕРЖАНИЕ:

ВОСПОМИНИНИЕ И
ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ
И КОСМОНАВТИКЕ

НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ В ОРГСТРУКТУРЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АКТИВНАЯ ПОМОЩЬ НАУКИ – ПСИХОЛОГИИ

УРОКИ ИСТОРИИ

НАШИ АВТОРЫ

АВТОРАМ НА ЗАМЕТКУ

Журнал "ВЕСТНИК". МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА В АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКЕ.
А.В. Пономаренко

А.В. Пономаренко

Доктор технических наук, Вице-президент МНАПЧАК, начальник отделения ОАО РСК «МиГ».

В.М. Василец

В.М. Василец

Доктор технических наук, профессор, действительный член МИА и РИА. Главный специалист инженерного центра ОКБ им. «А.И. Микояна».

В.М. Халтобин

В.М. Халтобин

Кандидат технических наук, доцент. ВУНЦ ВВС (ВВА имени проф. Н.Е. Жуковского, Ю.А. Гагарина).

ИНТЕРАКТИВНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИАСО-29к
ДЛЯ ЛЕТНОГО И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА
САМОЛЕТОВ МИГ-29К

В настоящее время в России и за рубежом уделяется большое внимание широкому внедрению компьютерных методов и технологий обучения [1]. Ежегодно проводятся многочисленные конференции и выставки с обсуждением применения и эффективности информационных технологий в образовании, концептуальных основ новых подходов к обучению. Современные автоматизированные системы обучения (АСО) в целом отвечают широкому спектру дидактических требований. Они являются по своей сути суггестивными, т.к. активно воздействуют на воображение, эмоции и подсознание обучаемого посредством образов, звуков, ассоциаций; могут обеспечить приобретение обучаемыми как теоретических знаний, так и в определенном объеме необходимых умений и навыков. Следует отметить, что современные АСО при правильном использовании дидактических средств позволяют обеспечить креативность обучения и достичь в технологиях обучения свойства акмеизма (греч. «akme» – высшая степень чего-либо), т. е. предельно достижимого качества обучения. Для достижения в АСО указанных свойств необходимы значительные и согласованные усилия преподавателей, технологов; фото-, видео-, аудиооператоров и программистов. АСО могут быть реализованы как на одиночных ЭВМ, так и на ЭВМ, объединенных в сеть, имеющих локальный или территориально-распределенный характер (при использовании Internet). АСО могут использоваться при взаимодействии с процедурными тренажерами и полнофункциональными тренажерами, с системами поддержки обслуживания авиационной техники.

В любом случае разработка и функционирование АСО и отдельных автоматизированных учебных курсов (АУК) реализуются при использовании специального программного обеспечения [2]. Компьютерные учебные технологии, учебно-компьютерные классы, автоматизированные учебные курсы, системы обучения, учебно-тренировочные комплексы (УТК) находят всё большее применение при подготовке персонала, использующего или обслуживающего сложные технические комплексы – например, самолёты и вертолёты, космические объекты, электростанции, наземные транспортные средства и другие комплексы. Для вузовского и школьного образования по многим учебным дисциплинам разработаны автоматизированные системы и курсы обучения [1; 2].

Для подготовки авиаперсонала корабельных самолетов серии МИГ-29К [3] (рис. 1) в «РСК «МиГ» на базе интерактивной автоматизированной системы обучения ИАСО – 29 [4; 5] разработана интерактивная автоматизированная система обучения ИАСО – 29К. В состав этой системы входят обучающие комплексы программно-аппаратных средств, справочно-информационная система поддержки технического обслуживания самолетов и процедурный тренажер, разработанный на основе кабины корабельного самолета МИГ-29К. Использование в учебном процессе компьютерных классов с автоматизированными учебными курсами и процедурными тренажерами (рис. 2) значительно эффективнее, чем использовании традиционных средств, таких, как макеты, разрезные агрегаты, статические стенды, плакаты. Возможность организации динамических процессов путем компьютерного моделирования работы авиационных систем, использования псевдообъемным изображений и различных анимационных эффектов, предоставляемых современной компьютерной техникой, выгодно отличает ИАСО-29К от традиционных обучающих средств и технологий.

Особенно целесообразно использование современных компьютерных и информационных технологий на корабле, т.к. они занимают достаточно небольшие площади, и в тоже время обеспечивают необходимое количество полезной информации. Программно-аппаратный комплекс ИАСО – 29к используется в двух основных направлениях:

  1. Обучение летного и технического персонала грамотной эксплуатации авиационной техники (АТ).
  2. Обеспечение эксплуатации АТ и сокращение время поиска и устранения неисправностей оборудования за счет использования справочно-информационной системы (СИС) ИАСО – 29к.
1. Назначение и концепция построения ИАСО-29к

Интерактивная автоматизированная система обучения ИАСО-29к предназначена для проведения теоретических и практических занятий с летным и инженерно-техническим составом (ИТС) в объеме, необходимом для эксплуатации самолетов МИГ-29К, согласно требованиям Регламента технической подготовки летного состава и Руководства по технической эксплуатации; грамотной эксплуатации авиационной техники путем использования справочно-информационной системы (СИС). ИАСО-29к обеспечивает:

  • групповое и индивидуальное обучение технического и летного персонала;
  • оперативный выбор обучающих программ;
  • автоматизированный контроль уровня знаний с анализом ответов на контрольные вопросы и их оценкой.

Рис. 1 Фото самолета МиГ-29К
Рис. 2 Комплекс средств обучения РСК МиГ:
1 – УКК, 2 – процедурный тренажер, 3 – полнофункциональный тренажер летчиков

Программные средства ИАСО-29к позволяют обучаемым проводить:

  1. Изучение и освоение: ? конструкции и принципа работы планера, бортовых систем л.а., двигателя, авиационного вооружения, радиоэлектронного и авиационного оборудования;
    • конструкции панелей, приборов, органов управления и размещения их в кабине (рис. 3);
    • наземных и бортовых средств контроля для проверки двигателя, бортовых систем, а также оборудования, применяемого для выявления и устранения неисправностей.
  2. Приобретение и отработку навыков и умений:
    • во всех видах подготовки к полетам и выполнении регламентных работ;
    • в работе с органами управления, панелями и пультами управления двигателем, системами и оборудованием;
    • в измерении параметров и оценке состояния авиационного оборудования и систем по индикаторам в кабине, бортовыми и наземными средствами контроля;
    • в оперативном контроле авиационных двигателей, систем, оружия и оборудования; в запуске и опробовании двигателя;
    • в выполнении технического обслуживания по регламенту, включая: проверки работоспособности бортовых систем и оборудования.
  3. Изучение средств контроля для проверки бортовых систем и выявления неисправностей на борту самолета:
    • анализ данных средств бортового контроля, средств индикации и регистрации;
    • поиск и устранение неисправностей с помощью базы данных, которая восполняется Заказчиком в процессе эксплуатации;
    • оперативный контроль за техническим состоянием самолетов и очередностью работ по его обслуживанию с помощью базы данных СИС.
Рис. 3 Фото кабины МиГ-29К в дневное и ночное время

Модульное программное обеспечение позволяют совершенствовать программное обеспечение в зависимости от изменений конструкции и летно-технических характеристик самолета, его эксплуатационных характеристик. Средства обучения ИАОС – 29к предназначены для комплексного формирования заданного уровня теоретических и практических знаний и отработки процедур и последовательности действий при использовании и техническом обслуживании (ТО) авиационной техники (AT) согласно требованиям руководящих документов для авиационных специалистов различных должностных категорий и профессиональной квалификации. Автоматизированная система обучения ИАСО-29К обеспечивает профессиональную подготовку летного и ИТ персонала к работе на реальной авиатехнике, а также к использованию средства обучения в процессе эксплуатации авиатехники перед выполнением конкретного вида работ при плановом техническом обслуживании (ТО) и при устранении неисправностей [4]. На рис. 4 представлена принципиальная схема ИАСО-29к. Система позволяет реализовать несколько вариантов обучения. Первый вариант обучения – это групповое обучение при использовании системы группового обучения (СГО). Преподаватель (инструктор) с помощью комплекта обучающих программ – автоматизированных учебных курсов (АУК), используя проекционное оборудование и персональный компьютер, проводит занятия в лекционном режиме с группой обучающихся. Второй вариант – индивидуальное обучение с использованием системы индивидуального обучения (СИО). В этом случае обучающийся с помощью комплекта обучающих программ, используя персональный компьютер, под контролем преподавателя, инструктора или самостоятельно работает, выбирая с помощью «меню» и управляющей программы нужные только ему материалы. Третий вариант – это проведение занятий на процедурном тренажере (ПТ), который предназначен для обучения и тренировки инженерно-технического (ИТ) и летного состава при решении следующих задач:

  • изучение интерьера кабины, расположения органов управления и видов индикации;
  • освоения структуры и логики работы комплексов бортового оборудования, информационно-управляющего поля кабины;
  • практического обучения последовательности действии при проверках различных систем самолета и оборудования при имитации их функционирования.

При формировании учебной информации по системам самолета и оборудованию структура учебной информации сценариев для инженерно-технического состава соответствует структуре, представленной на рис 5. Учебная информация структурируется по иерархическому принципу со следующими уровнями: система – подсистема – агрегат (блок) – деталь. Связь между структурными уровнями программ реализуется посредством меню.

Рис. 4 Принципиальная схема ИАСО-29К:
СГО, СИО – системы группового и индивидуального обучения; ПТ – процедурный тренажер;
РМИ и СП – рабочие места преподавателя, инструктора и системного программиста;
ВУС УКК – вычислительно-управляющая система учебного компьютерного класса.
Рис. 5 Структура обучающих программ ИАСО – 29к

Изложение учебной информации в кадре АУК обеспечивает оптимальное ее усвоение путем сочетания различных видов информации: текстовой, графической, аудио и видеоинформации, а также цветовой палитры ПЭВМ и динамических анимационных эффектов. Функционирование системы «Обучаемый – АСО» основано на диалоговом режиме взаимодействия с использованием интерактивного принципа («активно – обучающегося»). Это означает, что выдача порций учебной и справочной информации осуществляется АСО по инициативе обучаемого. Его взаимодействие с АСО организовано через воздействие на клавиатуру и манипулятор типа «мышь».

Программное обеспечение вычислительно-управляющей системы (ВУС) процедурного тренажера предназначено:

  • для организации учебного процесса (организующая и обучающая система);
  • имитации в реальном масштабе времени логики работы систем самолета и приборов во взаимодействии с органами управления в интересах отработки навыков проверки готовности оборудования самолета и его систем к выполнению полетов, проверки систем, приборов, агрегатов и оборудования самолета до запуска двигателя, подготовки к запуску, запуска и опробования двигателя, проверки систем и оборудования при работающем двигателе, а также в интересах освоения указаний по эксплуатации и проверки основных систем и оборудования самолета; выдачи справочной информации в процессе обучения; самотестирования ВУС. Программно-аппаратный комплекс ПТ является не только современным средством обучения технического персонала, но может эффективно применяться в процессе эксплуатации самолетов.

Программное обеспечение ИАСО – 29к по техническому обслуживанию (ТО) предназначено для создания баз данных:

  • отказов и неисправностей, способов их локализации и устранения;
  • технического состояния самолета, его оборудования и сроков выполнения профилактических работ;
  • технологии выполнения плановых работ на самолете и его оборудовании и сроков их выполнения;
  • результатов реальных полетов для их просмотра и анализа в кабине тренажера с целью обучения обнаружению отказов в полете и нештатных ситуаций и принятию решений по их локализации. Имеется возможность наращивания баз данных в процессе эксплуатации самолетов. Рассмотрим более подробно основные компоненты ИАСО-29к.
2. Система индивидуального обучения
Система индивидуального обучения (СИО) предназначена для [5: 6]:

  • изучения и освоения летным и ИТ составом самолетов МИГ-29К теоретических знаний, начальных практических навыков и умений;
  • восстановления уровня подготовки авиаперсонала к эксплуатации авиационной техники после перерыва в работе вследствие отпуска, болезни и т.д.
  • обучения авиаперсонала проведению различных работ на самолете и оборудовании в соответствии с Регламентом технического обслуживания и Руководством по эксплуатации.

СИО состоит из автоматизированного рабочего места (АРМ) обучающегося, включающего персональный компьютер (ПК) с процессором Pentium Ш (500 Мгц) стандартной комплектации. Количество рабочих мест обучаемых определяется размером помещения и требованием заказчика. Рекомендуемое количество -15. ПК подключен к Библиотеке обучающих программ. Для выбора обучающих программ и управления ими создана общая программная оболочка библиотеки обучающих программ – система управления процессом обучения (СУПрО). Структура (разделы) библиотеки обучающих программ соответствует структуре построения каталогов Руководства по технической эксплуатации:

  • Самолет и двигатель (СД),
  • Авиационное вооружение (АВ),
  • Радиоэлектронное оборудование (РЭО),
  • Авиационное оборудование (АО).

Любая обучающая программа это автоматизированный учебный курс (АУК) и представляет собой отдельный файл библиотеки, состоящий из определенного количества обучающих кадров. Программа обеспечивает пользователю возможность избирательного изучения и копирования кадров. Используются два типа управляющих операций – штатные и служебные. Штатные операции используются для имитации взаимодействия обучаемого с бортовыми пультами, щитками, органами управления и КПА, воспроизводимыми на экране монитора с реакцией, адекватной реальной. Служебные операции используются обучаемыми для управления выдачей учебной информации и контроля своих заданий. Примеры тем (АУК) по видам оборудования:

  • С/Д – Основные особенности конструкции планера, Топливная система, Двигатель РД-33, Коробка самолетных агрегатов КСА-61Д, Система управления силовой установкой ЭСУ-41.
  • АВ – Система управления оружием СУО-17П.
  • РЭО – Радиолокационный прицельный комплекс РЛПК Жук-М, Радиосвязное оборудование – Р-833Б1, Квантовая оптическая локационная система 13С.
  • АО – Система электропитания переменного тока, Бортовая система контроля и регистрации полетных данных КАРАТ-29К, Инерциальная система БИНС-СП. Всего для ИТС в ИАСО – 29К содержится около 50 АУК.

В управлении программа обучения является интерактивной и дружественной для пользователя и не требует каких-либо профессиональных знаний в области персональных компьютеров. Учебный кадр обучающей программы обеспечивает следующие виды и формы представления дидактической информации на дисплее: текст; таблицы; графики; аудио, фото и видео сюжеты; эффекты анимации; блок – и электро – схемы; рисунки самолета, его систем и оборудования в трех измерениях (объемное изображение с пространственным разделением деталей и разрезами). Каждый кадр обучающей программы имеет режим «помощь», чтобы помочь обучающемуся в диалоге с ПК. Рабочее место оборудовано клавиатурой и «мышью», обеспечивающих легкий выбор необходимой программы посредством меню, подменю и различных «иконок». Обучающийся выбирает раздел с помощью меню, организованного по принципу «от сложного к простому», т. е.: комплекс – система – подсистема – блок - узел и т.д. Содержание информационного материала соответствует технической и эксплуатационной документации, передаваемой заказчику вместе с самолетом и его оборудованием.

Обучающие АУК содержат, как правило, следующие пункты (разделы, вопросы):

  1. Назначение – раскрытие функции изучаемой системы или оборудования самолета. Текст дается на фоне общей функциональной модели системы на самолете с управлением от соответствующих органов из кабины.
  2. Состав – раскрытие состава элементов /блоков, агрегатов, узлов..., из которых состоит изучаемая система или оборудование, и размещение этих элементов на самолете.
  3. Устройство и описание работы системы: блок и принципиальные схемы, электросхемы, графики, таблицы; тактико-технические данные; конструкция; органы управления и индикации, приборы; описание работы, компьютерная модель динамических процессов.
  4. Техническое обслуживание /ТО/ системы: стратегия ТО; выполнение работ по ТО; бортовые средства контроля, контрольно-проверочная аппаратуры /КПА/. средства наземного обслуживания /СНО/; устранение неисправностей и отказов при ТО.
  5. Поиск и устранение неисправностей – информации в объеме работ, выполняемых в условиях эксплуатации самолетов, по работам, выполняемым в ремонтных органах, дается в объеме инструкции по ТО.
  6. Контрольные вопросы (КВ). КВ предлагаются в конце каждой темы обучения (рис.6) с 3-5 вариантами ответов на каждый вопрос, один из которых правильный. Персональный компьютер выдает обучаемому результат: правильный или неправильный ответ. При неправильном ответе обучаемый возвращается в соответствующий раздел обучающих программ.
Рис. 6 Интерфейс АРМ преподавателя: окно контроля знаний

Обучающие программы по системам самолета и оборудованию разрабатываются на базе сценариев. Учебная информация структурируется по иерархическому принципу со следующими уровнями: система – подсистема – агрегат – блок – деталь. Связь между структурными уровнями программ реализуется посредством меню. Глубина разработки материала в обучающих программах соответствует уровням технического обслуживания, адекватны Руководству по технической эксплуатации и Регламента технического обслуживания.

3. Система группового обучения

Система группового обучения (СГО, ГО) состоит из:

  • видеопроектора для проекции компьютерных и видео изображений на экран коллективного пользования;
  • экрана коллективного пользования;
  • пульта дистанционного управления с функциями «мыши» и пульта лазерного дистанционного управления;
  • автоматизированного рабочего места (АРМ) преподавателя – инструктора (АРМИ) в составе стандартного комплекта ПК с Pentium Ш и лазерного принтера для распечатки кадров обучающих программ;
  • комплекта обучающих программ.

Система ГО (рис.7) предназначена для групповых занятий с преподавателем (инструктором) при использовании обучающих программ ПК. Обучающие кадры проектируются на экран коллективного пользования. Процесс обучения управляется либо с рабочего места инструктора с помощью клавиатуры, «мыши» ПК или с помощью пульта дистанционного управления.

Организация взаимодействия инструктора с обучаемыми реализуется при использовании локальной вычислительной сети (ЛВС), объединяющей обычно 10 - 15 персональных компьютеров обучаемых. Программное обеспечение включает базу данных клиент-сервер (АРМО, АРМИ) с вопросами к обучаемым, их ответами по всем системам библиотеки обучающих программ и программы, организующие работу преподавателя и обучаемых с базой данных.

Рис. 7 Интерфейс АРМ инструктора: окно СГО

Программное обеспечение дает возможность преподавателю, инструктору управлять процессом контроля знаний обучаемых со своего рабочего места [7]. Преподаватель имеет возможность:

  • задать вопросы по любой теме изучения отдельно каждому обучаемому (возможен выбор);
  • дать оценку ответам и рекомендации по изучению материала;
  • послать текстовое сообщение на экраны рабочих мест обучаемых или звуковое сообщение каждому обучаемому и принять от него соответствующее сообщение.
4. Процедурный тренажер

Процедурный тренажер (ПТ) ИАСО-29К (рис.8) предназначен для обучения и тренировки летного и инженерно-технического состава при решению следующих задач:

  • изучения интерьера кабины МиГ-29К, расположения органов управления и вида индикации;
  • освоения структуры и логики работы комплекса бортового оборудования, информационно-управляющего поля кабины;
  • практического обучения последовательности действий при проверках различных систем самолета и оборудования путем имитации их функционирования, с целью обучения, поддержания и совершенствования профессиональной готовности к эксплуатации авиационной техники, в том числе в нештатных ситуациях.

В состав ПТ входят:

  1. модуль кабины (МК),
  2. вычислительная управляющая система (ВУС),
  3. программное обеспечение имитации логики функционирования самолетного оборудования.

PB275840
Рис. 8 Внешний вид процедурного тренажера

1. Модуль кабины воспроизводит рабочее место летчика [8] в соответствии со штатным размещением и логикой функционирования оборудования кабины самолета МиГ-29К при работе на земле. Модуль кабины оборудован имитатором приборной доски самолета, реальными ручками управления самолетом и двигателями, щитками и пультами управления самолета МиГ-29К. Над имитатором приборной доски (над центральным дисплеем) на стойке установлен видеомонитор с размером экрана 21", предназначенный для организации и контроля процесса обучения и вывода информации, характеризующей текущее состояние выполняемого упражнения и оценки качества его выполнения. Приборная доска имитируется на базе трех видеомониторов, на которых формируются изображения приборов и воспроизводится их функционирование. Экраны мониторов закрываются лицевой панелью с вырезами под приборы и с задействованными органами управления, сигнализации и индикации. Компоновка командных органов управления самолетом и двигателем на рабочем месте летчика в кабине, габаритные размеры, величина их перемещений, загрузка и механизмы триммирования соответствуют штатным. Командные органы управления формируют управляющие электрические сигналы по каналам тангажа, крена, рысканья (курса) и каналам управления силовой установкой с помощью потенциометрических датчиков. Дискретные органы управления (пульты, галетные переключатели, позиционные выключатели и кнопки) соответствуют штатным органам управления. Все они доработаны по питанию с помощью платы кодирования, установленной в кроссовой коробке, и сопряжены с платой дискретного ввода-вывода сигналов компьютера. ПТ снабжен устройством печати для документирования результатов тренировки и пультом управления, контроля и аварийного отключения систем.

2. Вычислительная управляющая система ПТ (ВУС ПТ) предназначена для моделирования в реальном масштабе времени функционирования систем самолетного оборудования, систем вооружения и оборудования на этапах наземной подготовки, обработки последовательности операций с оборудованием в кабине, а также управления ходом подготовки обучаемого. Под ВУС ПТ понимается комплекс вычислительных, преобразующих и программных средств, с помощью которых осуществляется прием сигналов от органов управления кабины, арифметическая и логическая обработка полученной информации, выполняется необходимое моделирование и производится выдача результатов на информационное поле приборной доски и другие системы и обеспечивается связь между ПК и системами макета кабины. Вычислительная управляющая система состоит из аппаратных средств и программного обеспечения. Аппаратная часть вычислительной управляющей системы включает вычислительный комплекс, состоящий из 3-х ПК типа Pentium 3, сопряженных в одноранговую локальную Ethernet- совместимую вычислительную сеть и средств сопряжения с модулем кабины.

Программное обеспечение вычислительной управляющей системы предназначено для организации учебного процесса (организующая и обучающая система); имитации в реальном масштабе времени логики работы систем самолета и приборов во взаимодействии с органами управления, выдачи справочной информации в процессе обучения; управление всеми системами кабины, самотестирования ВУС, реализации базы данных отказов и демонстрации работы бортового оборудования при отказах систем по данным бортовой системы регистрации полетных данных. Использование в составе ПТ базы данных по отказам бортового оборудования позволяет в дальнейшем повысить эффективность эксплуатации и безопасность полетов.

3. Программное обеспечение имитации логики функционирования самолетного оборудования содержит модули имитации функционирования основных систем самолета. Например: пилотажно-навигационного оборудования, инерциальной навигационной системы ТОТЕМ, радиолокационной станции, двигательной установки, системы электропитания и т.д. Программное обеспечение организации учебного процесса содержит модули: организующей и обучающей системы, системы регистрации действий обучаемого и формирования стратегии обучения.

5. Справочно-информационная система

Справочно-информационная система [4: 5] используется при техническом обслуживании авиационной техники и хранится на жестком диске или CD-ROM ПК. Справочно-информационная система состоит из следующих баз данных:

  1. Отказов и неисправностей, способов их локализации и устранения.
  2. Технического состояния самолетов и сроков выполнения профилактических работ.
  3. Технологии выполнения плановых работ на самолете и его оборудовании.
  4. Данных реальных полетов для их просмотра и анализа в кабине тренажера.
  5. Летно-технической документации в составе:
    • Руководство по летной эксплуатации;
    • Руководство по эксплуатации. Книги 1, 2, 3, 4;
    • Регламент технического обслуживания. Части 1, 2, 3, 4.

Заключение

Основными принципами построения комплекса учебно-тренировочных средств обучения ИАСО-29К, конкурентно способного с лучшими зарубежными образцами, при минимизации финансовых затрат являются:

  • модульность;
  • максимальная унификация;
  • использование современной вычислительной и аудиовизуальной техники;
  • использование передовых информационных технологий, обеспечивающих высокое качество обучающих программ.

При обучении авиационных специалистов в учебном процессе с использованием ИАСО-29К предусмотрено несколько уровней:

  • индивидуальное и групповое (с преподавателем, инструктором) обучение;
  • приобретение практических навыков по эксплуатации и использованию авиационной техники;
  • отработка навыков и умений выполнения процедур при работе в кабине самолета на земле. Максимальный эффект обучения достигается при использовании всех уровней.

Принцип модульности ИАСО-29К обеспечивает оптимальный набор средств для обучения на суше и корабле с учетом имеющихся помещений. Максимальная унификация программно-аппаратных средств достигается использованием во всех модулях ЭВМ – совместимых ПЭВМ и единого программно-математического обеспечения, что упрощает эксплуатацию ИАСО-29К и обеспечивает модернизацию отдельных модулей при модернизации самолетного оборудования и изменении его эксплуатационных характеристик.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Уильям Хортон, Кэтрин Хортон. Электронное образование: инструменты и технологии. – М.: Кудиц-Образ. 2005г. – 638 с.
  2. Пономаренко А.В., Василец В.М., Михайлов В.В. и др. Интеллектуальные интерактивные учебно-тренировочные комплексы. М: Воениздат. 2006, – 255с.
  3. http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29k.html.
  4. Пономаренко А.В., Кулабухов В.С., Халтобин В.М. Автоматизированные системы обучения для летного и инжнерно-технического состава самолетов - истребителей пятого поколения. Материалы НМК ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. М: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 2008, С. 236-244.
  5. Василец В.М., Пономаренко А.В., Халтобин В.М. Интерактивная автоматизированная система обучения ИАСО - 29 для летного и ИТ состава самолетов МиГ-29. «Авиакосмическая техника и технология». №2, 2011г. С. 38-46.
  6. Пономаренко A.В., Ключников А.А., Кулабухов B.С., и др. Исследования и испытания АСО для подготовки летного и ИТ состава самолетов и вертолетов. «Мехатроника, автоматизация, управление». №10, М: Изд. «Новые технологии», 2010, С. 74-78.
  7. Ворона А.А., Пономаренко А.В. Подготовка летного состава к действиям в особых случаях с использованием компьютерных технологий. «Проблемы психологии и эргономики» №1/1, 2007, С.49-51.
  8. Чунтул А.В., Симоненко В.А.. Компьютерная визуализация в технических средствах обучения. «Вестник МНАПЧАК», 2003, №1, С.42-48.
Наверх
Copyright © 2005 "Вестник МНАПЧАК"
Дизайн: Мастерская SketchBox.RU