admin / 27.10.2019

Нетрадиционные культы

Нетрадиционные религиозные секты

Чем они опасны?

«Секта» (лат. secta – школа, учение, следую) – понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящего ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

В современном, казалось бы, таком комфортном и удобном мире, люди часто страдают от разобщенности, одиночества и неуверенности в себе и легко могут стать добычей различных сект. Ведь представители сект предлагают «жизненную поддержку», дают человеку иллюзию защищенности, дружбы, уверенности в себе.

Люди не знают, кому довериться, где найти друзей, чтобы заполнить духовную пустоту, они отвыкли напрягаться. Часто не ценят того, что имеют. Всегда кажется, что где-то лучше.

Этим пользуются руководители сект, которые являются хорошими психологами. Существует множество способов, как заманить человека в секту. И в первую очередь, их окружают вниманием и «любовью».

Многим знакомы ситуации, когда на улице подходят приятные молодые и не очень молодые люди и предлагают тоненькие брошюрки с надписями типа «Бог любит тебя», приглашают на лекции и встречи, на которых вы узнаете «смысл жизни». Или просто спросят, хотите ли вы быть счастливым? Не всегда человек может понять, что на самом деле его вербуют в секту.
Так как же понять, что это секта?

Признаки секты

Религиозная реклама (маркетинг): Секты всегда заняты навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами.

Психологическое давление.

Двойное учение: одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования.

Иерархия: иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

Непогрешимость секты и ее основателя: учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая,» чем истины всех прочих, особенно же – традиционных религий.

Программирование сознания: специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Духовный элитизм (избранничество): членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты.

Контроль жизнедеятельности: конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека.

Политические цели: многие секты являются крупными промышленными и финансовыми «империями», стремящимися получить власть над всем миром.

Чем опасны секты? Коротко: уничтожением свободы личности, утраты образа и подобия Божия в человеке, полным контролем над всеми сферами жизни адептов, «промывкой мозгов».

Целый ряд преступлений, совершаемых сектантами, их учение делает их легитимными.

В нашей стране, как и во всем мире, действует множество сект и религиозных общин. Рассмотрим некоторые из них:

Секты в России

Неопятидесятники, или харизматики: самое распространенное сектантское движение России: до 300 тысяч членов (то есть харизматики составляют почти половину всех сектантов страны). Десятки организаций: «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Часовня на Голгофе» и пр., объединены в два крупных союза.
Харизматизм – магическое оккультное течение, которое провозглашает, что настоящий христианин должен быть здоровым, счастливым и богатым. Если он не такой – значит, не настоящий христианин. «Пастор» использует приемы массового внушения.

Саентологи: мощная международная структура, в Москве и России представлена десятками организаций: «Саентологической церковью Москвы», «Центрами дианетики» и др. В ряде стран организация считается криминальной и действует под надзором полиции. Головной ее центр находится в США.
Секта осознает себя сверхлюдьми, все прочие – неполноценные. У адептов утрачивается критическое мышление, появляется большая уверенность в себе, при этом почти полностью исчезает письменная грамотность. Психиатры говорят, что бывшим саентологам требуется больше времени для реабилитации, чем членам любых других сект.

Кришнаиты: всего в России 3-4 тыс. кришнаитов. Основатель – выходец и Индии, который вел агитацию среди хиппи и наркоманов. Индуизм кришнаитов не признает.
Творец мира – бог Кришна. Основная цель адептов – любить Кришну супружески. На богослужениях адепты доводят себя до экстаза. Очевидно, что регулярное впадание в такое состояние негативно действует на психику. Есть косвенные данные о развитии у некоторых адептов психических заболеваний.

Муниты: международная империя, официально называющаяся «Федерация семей за мир во всем мире и объединение». Реально существует под тысячей имен: «Академия профессоров за мир во всем мире», «Женская федерация за мир во всем мире» – список бесконечен. Секту создал кореец Сан Мен Мун, который руководит ею вместе с супругой. Адепты рвут с семьей, живут группами по 5-10 человек. Подъем – в 4 утра, в 5 – молитва, потом – побираться, работать. Доходы – семье Муна. Половое общение – табу, через три года можно послать Муну просьбу назначить супруга. Большое количество адептов становится спиритами: впадая в транс, «получают послания» из мира духов.

Анастасия: около тридцати «экологических» поселений по всей России. Секта находится в стадии становления, поэтому сведений о ней немного. Идеология состоит из надерганных оккультных источников. Рекомендуют всем продавать квартиры и селиться на земле, сажать кедры (в них спасение России). Замечена немотивированная агрессивность членов секты и потеря ими логического мышления: анастасийцы одновременно говорят противоположные вещи.

Секта Григория Грабового: Грабовой заявляет, что он – Второе Пришествие Иисуса Христа. Он учит, что человек тоже может стать Богом и управлять всем на Земле. В том числе и спасти человечество. Прилежный ученик и последователь способен воскрешать людей. За большие деньги можно научиться воскрешению. С помощью числовых рядов «управляют» атомными электростанциями, «излечивают» мигрень и «предотвращают» землетрясения. Грабовому предъявлены обвинения по статье «мошенничество в крупном размере». За «воскрешения» он брал немалые деньги.

Перечисленные организации – только небольшая часть сект, действующих на территории России.

Что делать, если близкий человек попал в секту?

Прежде всего успокоиться и помнить, что большинство попавших в секту рано или поздно из нее выходит.

  1. Постарайтесь сохранить с человеком хорошие, доверительные отношения. Отнеситесь с сочувствием и пониманием.
  2. Нельзя активно пытаться разубеждать в правильности его решения, чтобы не испортить отношения. Можно ненавязчиво, но постоянно делать замечания о несуразности и нелогичности постулатов учения.
  3. Необходимо получить консультацию у специалиста-психолога, сведущего в сектоведении.
  4. Нужно быть в курсе учения этой секты.
  5. Соберите всю возможную информацию о секте, пообщайтесь с товарищами по несчастью, бывшими членами сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами.
  6. После выхода из секты человеку нужна будет помощь в решении проблем, которые способствовали тому, что он попал в секту. В этом может помочь священник.
  7. Бывшему члену тоталитарной секты, утратившему навыки самостоятельной жизни и нормального общения, потребуется социальная реабилитация.

Выдержки из закона РФ
«О свободе совести и о религиозных объединениях»

Глава 1. Общие положения

Ст. 3 п.2 право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законам только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина.

Ст. 3 п.5 запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии, вопреки их воли и согласия их родителей, лиц их заменяющих.

Ст. 4 п.1 Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства.

Ст. 4 п.4 Должностные лица государственных органов не вправе использовать своё служебное положения для формирования того или иного отношения к религии.

Ст. 6 п.3 Религиозные объединения

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Ст. 7 п.2 граждане, образовавшие религиозные группы уведомляют о её создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Ст. 8 п.1 религиозные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица.

Ст. 8 п.9 религиозные организации обязаны ежегодно информировать зарегистрировавший орган о продление своей деятельности.

Ст. 9 п.1 местные религиозные организации имеют подтверждения своей деятельности на данной территории, выданной органами местного самоуправления.

Ст. 14 п.2 основанием для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность является:

  • нарушения общественной безопасности, порядка – разжигание социальной, национальной или религиозной розни;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан, в том числе использование наркотических и психотропных средств, гипноза, совершения развратных и иных противоправных действий.

Ст. 18 п. 3 Государство оказывает содействие и поддержку реализации общественно значимых культурно – просветительных программ и мероприятий, проводимых религиозными организациями.

Российские антисектантские центры:

• Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект
107553, Москва, ул. 2-ая Пугачевская, 5, корп. 1, кв.98.
Тел. (095) 161-92-65.

Куда обратиться в Челябинске?

В Челябинске вопросами сектантства занимается миссионерский отдел Челябинской епархии: ул. Кыштымская, 34, кабинет 4. Телефон: 8-951-775-27-76.

Культ и секта: сходство и отличие в признаках и факторах, способствующих их эволюции и распространению

Конь Роман Михайлович
«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»
учебника

1.3. Культ и секта: сходство и отличие в признаках и факторах, способствующих их эволюции и распространению
Различие между сектой и культом Р. Старк и Б. Бейнбридж видят в том, что секты — это раскольнические группы, которые представляют себя как нечто старое и пытаются обновить или реформировать господствующую религию в обществе, где в харизматическом лидере нет надобности; культы представляют новую религию, как правило под руководством харизматического лидера, отличающуюся от традиционных для данного общества верований. Реформаторы — это идеологические лидеры, и то, что они произносят, не воспринимается в качестве абсолютной истины, в противоположность харизматическим лидерам.
Секты отделяются от конфессий или деноминаций не как строители новой веры, а как переустроители старой, от которой отклонилась та организация, из которой они вышли. Поэтому они считают себя выразителями аутентичной, очищенной, обновленной версии той же веры.
Культ, местный или привнесенный — это что-то в корне новое по отношению к другим религиозным организациям данного общества. Местный культ, независимо от того, насколько он содержит в себе обычную религиозную культуру, добавляет к ней новое откровение или видение, выдвигающее что-то отличительное, новое и «продвинутое». «Привнесенные (импортированные) культы обычно имеют мало общего с существующими в данном обществе верованиями; они могут быть старыми в каких-то других обществах, но они новы и отличны в том обществе, куда они прибыли»310. Различия существуют и среди социального состава: в культах преобладают представители средних и высших классов, в сектах — низших.
Сходство во их внешних признаках в том, что оба выступают против господствующих культурных норм, в них строгая дисциплина и требования к членам по выполнению их обязательств, в них отсутствуют профессиональное духовенство и бюрократические структуры. В процессе развития культ, как и секта, способен к институализации и эволюции в сторону более сложных форм организации.
В упрощенном виде сравнительный процесс институализации, или развития культа и секты, предложенный Нельсоном, представлен в табл. 2311.
Таблица 2
Сравнительный процесс институализации, или развития культа и секты

Секта Устоявшаяся секта Деноминация Церковь
Харизматический культ Постоянный
культ
Централизованный культ Новая
религия
Зависим от харизмы лидера; минимальная организация Рутинизированная харизма на местном уровне, но отсутствует национальная организация или бюрократическая структура; в состоянии выжить независимо от харизматического лидера Харизма рутинизированна; основаны национальный офис и бюрократическая структура Созданы центральный национальный офис и бюрократическая структура; признается внешним миром как законная и общепринятая форма религиозности

Культы рассматриваются как начальная форма новой религии, а секты как начальная форма церкви. На трансформацию культа и секты оказывают влияние два противоположных фактора: враждебное отношение к группе большей части общества и желание группы получить признание и легитимное существование в этом обществе.
Если стремление приспособления к обществу будет весьма сильным, то секты превращаются в деноминации, а культы вырастают в новые религии.
Примером группы, которая из культа стала сектой, по мнению большинства социологов, могут быть адвентисты седьмого дня. Если внешнее воздействие будет сильным, но изменение вероучения будет направлено на то, чтобы утвердить свою исключительность, сепаратизм, то даже секта может стать культом (если принимать во внимание схему культ-секта-деноминация-церковь).
Культы наиболее распространены там, где, по наблюдениям Р. Старка и В. Бэйнбриджа, наиболее слабы традиционные религии, что выражается в низкой церковной дисциплине, вследствие их секуляризации, и которые в силу этого не могут удовлетворять религиозным потребностям людей312. Но там, где сильны традиционные религии, где они противостоят секуляризации, культы, как правило, не возникают, но могут образовываться секты.
Таким образом, в американской социологии секта — это группа, стремящаяся реформировать, обновить традиционную религию, и она может развиваться в деноминацию и церковь, но при определенном стечении обстоятельств может превратиться в культ. Культ противопоставляется секте как группа, которая хочет создать новую религию.
Но так как ни культ, ни секта не возникают в законченном виде, они представляют собою динамические группы, и под влиянием внешних социальных факторов культ может превратиться в секту и наоборот.
_____________________
310 Stark R. & Bainbrige W.S. The Future of Religion: Secularization, Renewal, and Cult Formation. Berkeley, 1985. Р. 25-26. Цит. по: Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 45.
311 Nelson G. The concept of Cult. Sociological Review. 1968. November. Р. 60. Цит. по: Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 52.
312 Stark R. & Bainbrige W.S. The Future of Religion: Secularization, Renewal, and Cult Formation. Berkeley, 1985. Р. 25-26. Цит. по: Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 55.

Конь Роман Михайлович
«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»
учебника

Вопрос 19. Нетрадиционные религиозные культы.

⇐ Предыдущая234567891011

Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе Христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма). Особняком стоит бахаизм, чей главный храм находится в Иерусалиме, предлагающий синтезировать священное писание всех наиболее представленных в мире религий и религиозно-философских систем (авраамических, буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и характеризующийся поэтому крайним эклектизмом и имеющий небольшое количество сторонников. Отличительной чертой «новохристианских» религий является то, что формально их последователи поклоняются Христу, но фактически почитают как «посланников Божиих» и «новых мессий» своих лидеров. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является вайшнавизм, более известный как Общество сознания Кришны (Харе Кришна, кришнаиты). Оба этих религиозных направления – «новохристианское» и восточное – имеют приверженцев в России и других постсоветских странах с конца 1980-х гг.

Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат, по-видимому, в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры – масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

По вероучительному признаку можно выделить следующие течения нетрадиционных религий. Псевдохристианские используют в интерпретации христианского наследия теософские и восточно-религиозные схемы или вносят произвольные коррективы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Их лидеры чаще всего предстают как «продолжатели дела Христа» (Церковь объединения Муна), пророки «Третьего Завета» (Богородичный центр), новые мессии (Церковь Виссариона), Матерь Мира (Великое Белое Братство) и т. п. К псевдохристианству относятся часть неопротестантских учений (Дети Бога, христианская медитация, Школа Христианского единства). Среди них выделяются культы «Нового Откровения» (например, мунисты, виссарионовцы) и псевдобиблейские, которые «улучшают» Библию произвольными переводами и интерпретациями, вплоть до создания новых текстов (например, Свидетели Иеговы). К ним примыкают некоторые протестантские деноминации, возникшие ещё в позапрошлом веке – среди них особенно заметны мормоны и церковь Христианская наука. Неоориенталистские сложились, как правило, на основе индуизма, йоги, даосизма и конфуцианства. Основной упор в них делается на раскрытие внутренних способностей человека через овладение им психотехнологиями: таковы вайшнавизм, Трансцендентальная медитация, Лига духовного возрождения Санатана Дхарма, Единственная религия (Ошо), Аум Синрекё. Эти нетрадиционные религии имеют инструменталистский характер, что обеспечило им невероятную популярность на Западе в 1960-1970-х гг. Оккультизм, для которого характерны представления об экологии духа, специальная мистическая направленность и заимствованные из науки понятия типа энергия, эволюция и проч. Сюда относятся теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий И Цзин, Таро и др.), вуду и аналогичные последнему обряды. Неоязычество: друиды, виканская религия, ведовство, «славянские» культы и т.д. С ними смыкается идеология Нового Акрополя и церкви Нави. На неоязычестве базируются и идеи части ультраправых религиозно-политиче-ских организаций (движение К богодержавию). Сатанизм. Псевдопсихологические и псевдомедицинские движения исходят из доктрины усовершенствования духовной силы человека и его физического состояния. В последнее время из-за активного использования суггестивных практик распространителями некоторых видов продукции стали говорить о появлении коммерческих псевдокультов типа Гербалайф.

Часть новейших и старых нетрадиционных религий отличает поклонение лидеру, как живому божеству, жесточайшая централизация управления организацией и суровая дисциплина в ней, чересчур обильное материальное жертвование со стороны верующих или их полный отказ от собственности в пользу общины и/или её лидера, нацеленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного, агрессивные методы привлечения и удержания адептов, полное разрушение социальных связей последователя за пределами группы единоверцев, унификация личности верующего, отсутствие догматической и обрядовой традиции, ярко выраженное антихристианство и неоязычество, синтетичность и эклектичность вероучения, нарочитый вероучительный и обрядовый мистицизм, коренящийся в системе эзотерических представлений.

Среди нетрадиционных религий выделяются т.н. деструктивные, которые отличают методы вербовки сторонников и психологической обработки неофита: «бомбардировка любовью», когда его делают центром внимания, восхищения и любви; информационная комфортность, когда он сразу получает кажущиеся исчерпывающими ответы на все волнующие его вопросы; ограничение круга общения единоверцами; строгий режим ограничения сна и пост, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд.

Некоторые псевдохристианские – мунисты, иеговисты, сайентологи – и неоориенталистские – вайшнавизм, йога и иные ветви индуизма, некоторые даосские секты – религии активно привлекают последователей из числа представителей артистической, интеллектуальной и политической элиты и стараются оказывать глубокое влияние на определение путей развития того или иного общества. Их воздействие приобрело серьёзные масштабы, в частности, на Голливуд. Во многих странах (Германия, Греция, Испания, Россия, Италия, Польша, Украина и др.) деятельность нетрадиционных религиозных организаций, признанных деструктивными (Свидетели Иеговы, Аум Синрикё, Белое Братство, Церковь объединения, Богородичный центр, сайентологи и др.), запрещена законом.

Особенности нетрадиционных культов Нетрадиционные культы формируются как разновидность харизматических культов. Приведем их основные особенности.

1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он об­ладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реаль­ности.

2. Лидер создает особую «семью», или коммуну, в которой его на­зывают «отцом».

3. Лидер устанавливает обязательные для всех правила поведения, но сам не обязательно следует им.

4. Группа придерживается катастрофически-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего иму­щества, меняют место жительства.

5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.

6. В новых организациях доминирует коллективный культ, исполь­зуются «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптации к группе.

Исследователи нетрадиционных культов выделяют такие их разно­видности:

1. Неохристианские объединения — Церковь объединения, Дети Бога, Церковь тела Христа и др. Для этих вероисповеданий характер­но стремление объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероу­чения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, «живого Бога», со­общающего людям новое откровение и высшие нравственные пред­писания.

2. Саентологические (от англ. science — наука), или наукообраз­ные, направления. Классический представитель — Церковь саентоло-гии Р. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактов­ку различные неисследованные явления природы и психики человека.

3. Неореалистические культы — Общество Сознания Кришны, Тихоокеанский узел — буддийский центр, Миссия Божественного све­та, Махарай Джи и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неоориенталистскими потому, что заимствованы с востока: это западные версии индуистских и буддийских учений.

4. Сатанинские группы — церковь Сатаны — провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподами христианства.

деление нетрадиционных культов на эти четыре группы условно, так как в содержательной части вероуче­ний и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Нео­христианские вероисповедания заимствуют многие элементы вос­точных учений и культовой практики, при обосновании вероучения ши­роко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском созна­нии, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*