admin / 18.10.2019

Задание с буквой н

«Согласные звуки [н] [н ‘], буква Н. Чтение слогов и слов с буквой Н»

Открытый урок по обучению грамоте

с использованием ИКТ, игровой и ТРИЗ образовательных технологий.

Тема урока «Согласные звуки , буква Н. Чтение слогов и слов с буквой Н»

Продолжительность урока 35 минут

Цели урока:

  • познакомить детей с согласными звуками , , буквами Н, н;

  • формировать умение выделять звук в слове;

  • формировать умение находить слова с заданным звуком;

  • вырабатывать навыки осознанного чтения;

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений;

  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память;

  • развивать произвольное внимание.

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация (среда POWER POINT), учебник «Букварь» модели звуков, схемы, картинки (героев цирка), разноцветные кружки обозначающие звуки «твёрдый» — «мягкий», конвертики со схемами, экран, микрофон.

Ход урока:

Использование ИКТ технологии (Электронная презентация)

Слайд 1. Урок обучения грамоте.

— Ребята, мы продолжим наше путешествие по Буквограду.

Слайд 2.

Долгожданный звенит звонок-

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Букварь, пенал, тетрадки

— Улыбнемся друг другу, гостям.

— Мы сегодня с вами узнаем много нового. Я вас прошу работать активно. Все у вас получится, давайте только внимательно слушать и активно работать.

Личностные УУД: действие самоопределения.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

— Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?

-(Дети: надо повторить все, что будет необходимо для открытия нового знания.)

Слайд 3. Речевая разминка. Чистоговорки.

На-на-на — нам звезда видна.

Ан-ан-ан — это — пеликан.

Не-не-не — ваза на окне.

Ни-ни-ни — далеко горят огни.

Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.

Но-но-но — мы пойдем в кино.

Он-он-он — в зоопарке слон.

Ня-ня-ня — отыщи меня.

Слайд 4. Работа над скороговоркой.

-Чтение про себя.

— Чтение вслух, прохлопывая ритм.

— Чтение с ускорением, кто быстрее прочитает.

Скороговорка:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Познавательные УУД:

Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

— формируем умение извлекать информацию их схем, иллюстраций, текстов;

— формируем умение представлять информацию в виде схемы;

— формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

-формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

-формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

— формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3. Выявление места и причины затруднения

Ситуация проблемного диалога.

Использование ТРИЗ технологии.

Тренинг «Я беру тебя с собой»

— Ребята, я собираюсь совершить путешествие и решила взять с собой «нитки». Если вы предложите мне то, что мне подойдет, тогда я возьму вас с собой.

(Дети называют слова, я выбираю те, в которых присутствуют звуки , и делаем вывод, чем похожи все выбранные слова).

— Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся? ( Дети: с буквой Н).

— Знаем ли мы работу буквы Н? (Дети: мы не знаем работу буквы Н).

— Выяснили, что мы не знаем.

— Что должны сделать дальше? (Дети: открыть новые знания).

Познавательные УУД:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(постановка учебной задачи)

Слайд 5.

-Ребята, предположите, какой у нас будет урок? (Дети: урок открытия новых знаний).

— Объясните, почему? (Дети обосновывают свои ответы).

Слайд 6. (название темы)

— Назовите тему урока. (Дети: «Звуки , и буквы Н.)

Слайд 7. «Корзина идей».

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

— Сформулируйте цель урока. (Дети: будем выяснять работу буквы Н).

— Составим план работы. (Дети составляют план работы, учитель помогает, корректирует).

— Работа с рисунками.

-Составление схем слов.

— Выделение звуков в слове.

— Знакомство с новой буквой.

— Чтение слогов, слов и предложений.

— Чтение текста.

-Что мы сейчас составляли? Зачем? (Дети обосновывают свои ответы).

Работа контролёров.

— Сейчас, предлагаю поработать нашим контролёрам.

— Найдите букву Н в алфавите. После, какой буквы находится буква Н? Какая буква стоит после буквы Н. На что похожа буква Н? (Ответы детей, сравнение печатной и прописной буквы).).

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

— формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

— формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

— формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5.Реализация построенного проекта

Слайд 8. Звуковой анализ слов на основе моделей.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду справа (с. 52). и на экране.

– Что изображено? (нота.)

– Прочитайте слово «нота» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «нота».

– Дайте характеристику звуку . (Дети: звук согласный звонкий твердый).

– Объясните, почему звук произносится твердо? (Дети: за буквой «н» в слове стоит гласная буква «о».)

–Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука? (Ответы детей. По ходу анализа заполняем схему, ставим синий кружок на первое место в схеме).

Слайд 9.

– Что изображено ниже? (Дети: лошадка-пони.)

– Прочитайте слово «пони» по слогам.

– Произнесите третий звук в слове «пони».

– Дайте характеристику звуку . (Дети: звук согласный, звонкий, мягкий.)

– Объясните, почему звук произносится мягко? (Дети: за буквой «н» в слове стоит гласная буква «и».)

–Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука? (Ответы детей. По ходу анализа заполняем схему, ставим зеленый кружок на третье место в схеме).

— Что нового мы сейчас для себя открыли? (Ответы детей).

Слайд 10. Музыкальная физкультминутка на сохранение осанки.

Исследовательская работа в парах. Работа со словом «Нина». Одна пара работает у доски. (У детей в конвертах схемы звуков. Составление схемы слова Нина).

– Проанализируйте схему-модель слова.

– Прочитайте слово «Нина» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «Нина».

– Дайте фонетическую характеристику слова Нина.

(Работа детей, с характеристикой каждого звука).

(Звук — согласный, звонкий, мягкий)

(Гласный, ударный)

(Звук – согласный, звонкий, твердый)

(Гласный, безударный)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. ( Дети: Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»).

Познавательные (логическиеУУД): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

— формируем умение слушать и понимать других;

— формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

— формируем умение работать в паре.

6. Первичное закрепление во внешней речи

Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «н» и звуков , .

– Н.

– .

– .

— Какой вывод мы можете сделать о работах буквы Н.

— Посмотрите на букву. Какие звуки она обозначает? (Дети: Буква Н выполняет две работы – обозначает согласный твёрдый звонкий звук и согласный мягкий звонкий звук .)

Схема — «человечек»: дети дорисовывают колпачок-звоночек, раскрашивают один ботиночек синим цветом, другой-зеленым.

Слайд 11. Использование игровой технологии.

1. Чтение слогов.

-Ребята, на станции «Игровая» Незнайка предлагает нам немного поиграть:

1. Игра «Фотоглаз».

-Прочитайте слияния согласного звука с гласными.

А, О, У, Ы, И, Е. (Чтение детьми вслух)

2. Игра «Буква заблудилась».

-Вам необходимо найти букву Н в начале, в середине и в конце слова. (Слова на слайде).

3. Игра «Твёрдый — мягкий».

— Я буду назвать слова, а вы показываете кружочек, соответствующий звуку. (Дети повторяют слова за учителем, форсируя новый звук).

Физкультминутка по кругам Базарова.

Работа в букваре (с. 52). Работа в парах. Чтение слогов по заданным схемам.

(После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика).

– Чем похожи слоги в каждом столбике?

– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках?

(Дети: в первом столбике стоят слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука . В третьем – слоги начинаются с мягких звуков).

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

7. Включение в систему знаний и повторение

Работа с интерактивной доской

( выполнение теста с использованием системы Proclass)

(Дети при помощи пультов выбирают верный вариант ответа).

1. Чтение слов по слогам

Фронтальная работа

1)Определение количества слогов мыло, лимон, Алла, Лилии.

2)Определение ударения в словах мыло, лимон, Алла, Лилии.

2. Соотнесение местоимений со словами-названиями:

он лимон

она Алла

оно мыло

они лилии

Работа с текстом по букварю (с.53)

1).Работа с текстом до чтения.

— Вы читали произведения С.Я.Маршака? (Ответы дети).

— Сегодня отправимся вместе с поэтом в цирк.

— А что написал Маршак – стихотворение или прозу? (Предположения детей).

— Прочитайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего поразил автора. (Чтение стихотворения детьми про себя, ответы детей на поставленный вопрос).

2)Работа с текстом во время чтения. Чтение учителем.

— Кто больше всего поразил автора, кому он больше всего посвятил слов в стихотворении? (Прочитывание с целью найти ответ на этот вопрос и уточнить все об артистах цирка. Чтение вслух учителем с демонстрацией картинок — героями цирка).

3)Перечитывание стихотворения.

— Ребята, какую цель мы преследуем при чтении? (Дети: наша цель при чтении: читаем, воспроизводим, принимаем участие в коллективной работе, сопереживаем, подхватываем ритм, инсценируем).

4). Работа над выразительностью.

— А теперь я вам предложу потренироваться над выразительностью чтения, для этого мы с вами будем дикторами центрального ТV. Вы видели, как себя ведут дикторы: они сидят ровно, читают информацию с отрывом от текста.

(Желающие ученики садятся за стол (экран, микрофон) и читают выбранный отрывок с отрывом глаз от текста. Дети оценивают, кто был лучшим диктором).

Познавательные УУД:

Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные УУД:

— формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

8. Рефлексия учебной деятельности

Наше путешествие подошло к концу.

— Какую цель мы поставили в начале урока?

— Какие знания открыли?

— Посмотрим, достигли вы поставленной цели?

Вернёмся к «корзине идей». Слайд 12.

— Работа с рисунками.

-Составление схем слов.

— Выделение звуков в слове.

— Знакомство с новой буквой.

— Чтение слогов, слов и предложений.

— Чтение текста.

— Как выдумаете, мы справились с поставленными задачами?

— У вас на партах лежат цветные лепестки: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет.

— У меня сегодня всё получилось.

Я открыл новые знания.

Я сегодня доволен своей работой на уроке.

— Молодцы! Слайд 19.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н»

Тансулу Карагасекова
Конспект занятия «Согласные звуки , , буквы Н, н»

Тема: Согласные звуки (н, н, буквы Н,н.

Цель:

• познакомить со звуками (н,н) и буквами Н,н; дать представление о том, что одна буква может обозначать два звука;

• учить производить звуковой анализ слов с изучаемыми звуками, составлять звукобуквенные модели;

• учить детей читать слоги и слова с изученными буквами, закрепить правило написания заглавной буквы;

• совершенствовать фонетический слух, развивать внимание, мышление, мелкую моторику руки.

Ребята, посмотрите, какой необычный волшебный цветок.

Вы заметили, что бутон у него закрыт. А как вы думаете почему? А что нужно сделать, чтобы он зацвел? Вы все правильно говорили.

А я думаю, что наш волшебный цветок зацветет в том случае, если вы активно будете работать на занятии и выполните все задания. Вы согласны? Да!

С каждым выполненным заданиям, лепестки будут раскрываться.

И так первое задание:

Проведем словесную разминку:

1. Из чего состоят слова?

2. Какие слова состоят из звуков?

3. Какие слова состоят из букв?

4. На какие две группы делятся звуки?

5. Что вы знаете о гласных звуках? (ударные, сколько гласных, столько слогов)

6. Что вы знаете о согласных звуках?

7. Чем отличается звуки и буквы?

А давайте вспомним, как погоняют лошадь? НО?

А какой первый звук в этом слове? (н) – какой? согласный.

А почему вы думаете, что это согласный звук? Правильно, воздух встречает препятствие (язык, губы).

Как называются звуки, при произношении которых, воздух встречает преграду, задерживается? (согласными).

Откройте тетради, где закладки и посмотрите на картинки, и произнесите НОТЫ и НИТКИ. Сколько звуков в слове ноты. Какой первый звук в слове ноты.

Н – согласный твердый обозначает синей фишкой

какой второй звук в слове ноты?

О — гласный, мы его обозначаем буквой О.

Какой третий звук в слове ноты?

Т – согласный твердый обозначает синей фишкой

Какой четвертый звук в слове ноты?

Ы – гласный

Сколько звуков в слове Ноты? (4- четыре)

Сколько букв в слове Ноты? (тоже четыре)

Поставили ударение в слове ноты.

Ударение падает на первый слог, на гласный звук О.

Сколько слогов в слове но- ты (два слога).

А теперь звуковой анализ слова НИТКИ

Н – согласная, мягкая

И – гласная, ударная

Т – согласная, твердая

К – согласная, мягкая

И – гласная, безударная

Сколько звуков? (5 — пять)

Поставили ударение в слове нитки?

Первый слог ударный НИ

Сколько слогов в слове нитки (два слога)

Сравните звуки в слове ноты, нитки, чем похожи и чем отличаются? (это согласные звуки)

звук Н – твердый

звук Н – мягкий

Как вы произносили эти звуки с голосом или без голоса (с голосом)

Согласные звуки которые произносятся с голосом называются звонкими согласными.

Какой буквой можно обозначить два звука Н и Н – обозначаются одной буквой Н заглавная и маленькая.

В какой домик вы поселите букву Н?

А давайте подружим букву Н с гласными буквами и наоборот чтение НА, НУ, НИ, НО, НЫ, НЕ и АН, УН, ИН, ОН, ЫН, ЕН. (чтение текста)

Игра: придумай слово со звуком (н) в начале слова

Нос, нес, нора, нога, Нина, носки, носорог, насос.

У вас лежат конверты с заданиями внутри. Откройте, внимательно прочтите, посмотрите и начинайте выполнять.

I. Запиши предложение из трех слов и составь схему.

II. По картинке придумай предложение и составь его схему.

Итог: с какой буквой мы сегодня познакомились. Что вы можете о ней рассказать.

Изучаем букву Н.
Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Н, раскраски и стихи про букву Н.
Задания которые надо выполнить:
1) Раскрасить букву Н, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.
2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Н.
3) Найти и обвести все буквы Н
4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Н.
5) Написать прописные буквы Н
6) Послушать стихи на букву Н и отгадать Загадку.
Буква Н
Буква Н Буква Н
Стихи про букву Н
***
Буква Н как лесенка,
Все движемся вперёд,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовёт!
***
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор,
Поиграем в волейбол.
***
Носорог кричит друзьям,
Букву Н принёс я вам,
Букву Н вам надо знать,
Чтобы Новый Год встречать.
***
Непременно нужно норке,
Чтоб такси подали к норке.
Ясно — в норковом манто
не пойдет пешком никто.
***
На коне наездник мчит,
настоящий он джигит.
Загадки про букву Н
***
Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву… (Н)
***
В дождь и в жаркую погоду
Нам насос качает воду.
Кач-кач! Кач-кач!
Моем руки, моем мяч,
Чтоб насосик не скучал,
А качал, качал, качал!
Накачал воды он всем,
Превратился в букву… (Н)
***
Неваляшке Насте
Не страшны напасти,
Слезы лить не станет –
Упадет, так встанет,
И предпочитает всем
Букву алфавита… (Н)
Смотрите также остальные Буквы .Задания по Алфавиту. Задания по Алфавиту
Буква А Буква О Буква У Буква И, Й Буквы Е, Ё Буква Ы Буквы Э, Ю, Я
Буква М Буква П Буква Б Буква Т Буква Д Буква К Буква Г Буква Х Буква В Буква Ф Буква Л Буква С Буква З Буква Ч Буква Ш
Буква Ж Буква Р Буква Ц Буква Щ
Скачать Азбуку от RazvitieRebenka.com одним файлом
Размер: 20,6 Мб
Формат: pdf

Занятие по обучению грамоте «Звуки «н — н’, буква Н» для детей 5-6 лет

Конспект занятия № 18

«Звук «н — н’», буква Н»

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет

Дата:

Образовательная область: Речевое развитие

Занятие: Обучение грамоте

Приоритетное направление: Речевое развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: формировать умение проводить звуковой анализ слова, познакомить с изображением буквы Н.

Задачи:

Образовательные:

— Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

— Закреплять знания о словоразличительной роли звука.

— Формировать умение выделять звуки «н — н’», на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов.

— Знакомство с буквой Н.

— Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Развивающие:

— Развивать фонематический слух.

— Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

— Развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность, творческую активность.

— Воспитывать усидчивость.

— Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

— Воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Предварительная работа: Работа с чистоговорками, разучивание игры: «Узнай звук».

Формы работы: Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Методы:

Словесные: вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, игра «Кто внимательный?», игра «Назови слова», игра «Камень – вата», стихотворение В. Степанова «На что похожа буква Н», игра «Живое слово».

Наглядные: картинка — схема с изображением «слон» и «нитка».

Практические: физкультминутка, звуковой анализ слова, выкладывание буквы из счетных палочек.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидуальная работа: Игра «Назови слово» (с помощью педагога).

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал: зеркала (на каждого ребенка), пенал с фишками, счетные палочки.

Мотивация: помощь Незнайке.

Ход занятия:

I.Вводная часть. Мотивационный момент:

Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие? Тогда располагайтесь по — удобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие. (звучит музыка.)

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза, вставайте.

Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали их? Правильно, это три поросенка. Давайте поздороваемся. Молодцы, садитесь на стулья. А кто помнит, как зовут поросят? Правильно, Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Но прежде чем мы приступим, давайте немного разомнем наш язычок.

1.Упражнение на дыхание:

«Снег идет»- И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.

1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

2. Упражнение «Улыбка» — Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение «Лопаточка»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Упражнение «Качели»- Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Упражнение «Чашечка»- рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Упражнение «Вкусное варенье» — Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Упражнение «Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

— Ребята, вы помните, что поросята начали строить себе домики, когда наступила осень. А что происходит осенью с деревьями?

— Правильно, деревья осыпаются, а как это называется? (листопад)

— И сейчас мы с вами сделаем дыхательную гимнастику, которая называется «Листопад».

— Возьмите в ладони листики и держите на уровне рта. Надо вдохнуть через нос и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом. Посмотрите, как я делаю, и повторяйте за мной.

Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

II. Основная часть.

Воспитатель: У нас в гостях Наф-Наф и Ниф-Ниф. Как звали самого умного братца-поросенка?

— Да, Наф-Наф. Какой первый звук в его имени? Звук .

Н — губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты.

Звук Н — согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); твердый.

— Назовите первый в слове Ниф-Ниф звук . Это младший братец звука .

НЬ – губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты.

Звук Нь – мягкий брат твердого звука Н, согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); мягкий.

— Поросята предлагают поиграть, с их любимыми звуками: Н, Нь.

Игра «Закончи слово» со звуком Н:

— бана…, лимо…, дива…, стака…, сы….

Со звуком Нь:

— пе…, де…, ко…, ого….

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс.

На-на-на- на холме сосна

Но-но-но — на дворе темно.

Ны-ны-ны – на небе нет луны

Онь-онь-онь — зажигай огонь.

Развитие фонематического слуха.

— Поросята предлагают нам поиграть в игру

Игра «Твердый — мягкий»

А сейчас ребятки наши поросята хотят немного отдохнуть. Давайте в месте с ними сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

— Когда-то у поросят был новый крепкий дом, но сейчас он стал старый и ненадежный. Поможем поросятам построить новый дом?

Динь-дон, динь-дон

Братцы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диване

Меду липового жбан.

Звуковой анализ слова: «слон», «нитка».

Развитие лексико – грамматических категорий

— Из чего же поросята построили дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть каким будет дом из этого материала:

Из соломы – соломенный

Из стекла –

Из бумаги –

Из дерева –

Из кирпича –

Из камня –

— Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом?

Дидактическая игра «Кто внимательный?»:

-н, п, б, н, м, м, н;

-на, па, ан, он, мы, ну;

Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Воспитатель: На что похожа Н? (ответы детей)

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

Воспитатель: Да, Н похожа на лесенку. Из каких элементов состоит буква Н? Н состоит из двух длинных палочек, одинаковых по размеру, и одной короткой. Давайте выложим букву Н из палочек. Прорисуем в воздухе букву Н.

Воспитатель: Ну, вот ребята, нам пора возвращаться в группу. Ложитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, вставайте.

III.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, На чем мы с вами путешествовали? К кому в гости мы попали? У вас все получилось или были трудности?

Ребята, а сейчас я приглашаю вас на улицу, поиграть в любимые игры.

«Звуки [Н], [Нь] и буква Н» — конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»

Конспект открытого занятия

Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н»

Подготовила:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Тимофеева Виктория Алексеевна

г. Бокситогорск,

2016-2017 г.

Цель: закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Развивать навыки фонематических представлений со звуками ;

  • Закрепить правильное произношение звуков в слогах, словах, фразах;

  • Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;

  • Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;

  • Развивать умение согласовывать числительные с притяжательными прилагательными и существительными;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

  • Развивать слуховое внимание;

  • Развивать фонематическое внимание и восприятие;

  • Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;

  • Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;

  • Формировать представления (элементов) опытно-экспериментальной деятельности;

  • Развивать умение решать простые ребусы;

  • Знакомить с русскими пословицами и поговорками;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия «»Звуки Н, Нь и буква Н», шесть зеркал (по количеству детей), салфетки бумажные, бубен, две аудиозаписи (звуки ухающей совы, звуки тройки лошадей с бубенцами), сова-рукавичка, мяч, ёлочка, деревянные бусины синего, красного и зелёного цветов разной величины и формы, шесть шнурков, шесть конвертов с квадратами «Танграм» (три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета), буквы разрезной азбуки, коробка детских конфет.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

(ребята с учителем-логопедом заходят в зал)

— Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Ребята, встаньте в круг «Дружбы»:

Друг дружке улыбнитесь,
Друг с дружкой подружитесь!
Крепко-крепко. (Ребята берутся за руки, сжимают руки)

(помощник по условному сигналу звонит в колокольчик)

— Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться … велел (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте за столы.

  1. Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):

Вы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку,
Не ногами, не руками (топают, хлопают),
А своими … язычками (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!

Примечание: артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.

  1. Дидактическая игра » Чистоговорки-добавлялки»:

(слышны звуки ухающей совы)

— Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса)? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)

— Ребята, знакомьтесь – это Очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки — добавлялки». Поиграем? (Да.)

(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)

  1. Сообщение темы занятия:

— Молодцы! Какой звук слышен в словах: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна? (ответ ребёнка: Звук ).

(Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом).

— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)

— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?

(Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом).

— Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками — . Поиграем? (Да.)

  1. Слоговая разминка со звуками — с мячом:

— Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками — .

На-ня-на
Но-нё-но
Ну-ню-ну
Ны-ни-ны

Ан-ань-ан
Он-онь-он
Ун-унь-ун
Ын-ынь-ын

— Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):

— Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?

  1. Пальчиковая гимнастика «Следопыт»:

— Ребята, какое время года сейчас? (Зима.)

— Какого цвета зима? (Белого.)

— Почему всё вокруг белое? (Потому что всё покрыто снегом.)

— Что люди и животные оставляют на снегу? (Следы.)

— Сыграем с пальчиками в следопытов. (На слайде лесные полянки со следами на снегу.) (Выполнять в упражнении «Цепочка».)

Следопыт идёт по следу,
След ведёт его по снегу.

  1. Дидактическая игра «Посчитай следы»:

— В зимнем лесу много снега. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)

— Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.

(слайд со следами кабана)

— Ребята, кто это? (Это кабан.)

— Чьи это следы на снегу? (Это кабаньи следы на снегу.)

— Посчитайте по-очереди кабаньи следы на снегу. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т.д. по количеству детей.)

Пример: один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т.д.

— Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.

(На слайде лесные полянки со следами на снегу.)

  1. Физкультминутка:

— Ребята, мороз не велик, да стоять не велит (поговорка). Погреемся? (Да.)

Стихотворение с движением «Мороз»

Мёрзнут пальцы

(сжимание и разжимание кистей)

Щиплет нос

(указательными пальцами дотронуться до кончика носа, остальные пальцы сжаты в кулачки)

Лезет в валенки мороз

(прыжки по-очереди на одной ноге)

Мы мороза не боимся

(руки на поясе, повороты в стороны)

Продолжаем веселиться

(упражнение «Топать-хлопать»)

По сугробам мы шагаем,
выше ноги поднимаем

(высоко поднимать ноги)

Справа – хлоп и слева — хлоп

(хлопки руками)

Посмотрите, там сугроб!

(указать рукой на «сугроб» из «снежных комков», дети ищут глазами «сугроб»)

  1. Отгадывание загадки: (звучат звуки проезжающей тройки лошадей)

— Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:

Они красивы, грациозны,
Стихия их – азарт погони,
Беря барьеры виртуозно,
Летят быстрее ветра … (Кони). С. Устабеков

— Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут». Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.

  1. Дидактическая игра «Украшение для ёлочки»:

— Ребята, пройдите и сядьте за столы (на столах стоят две металлические коробочки в виде ёлочных шаров, дополнительно лежат шесть тканевых салфеток). Какой зимний праздник скоро наступит? (Скоро наступит Новый год!)

— В Новый год принято украшать ёлочку. Изготовим украшение для ёлочки из деревянных бусин. Украшение непростое, а звуковое. Кто по лесу проехал мимо нас с вестью о приближающемся празднике? (Кони.) (слайд на экране).

— Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук ).

— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука . Нанизывайте её.

— Назовите звук, следующий за звуком в слове «к-О-ни». (Звук ).

— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука . Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).

— Назовите звук, следующий за звуком в слове «ко-Нь-и». (Звук ).

— Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука . Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).

— Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук ).

— Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука . Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).

Примечание: По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

— Ребята, молодцы! Красивое украшение получилось, завяжите бусы бантиком и пойдемте украшать нашу ёлочку.

  1. Дидактическая игра-головоломка «Танграм» с элементом опытно-экспериментальной деятельности:

— Ребята, посмотрите, под ёлочкой лежат конверты. Наверное, Дедушка Мороз приготовил их для вас. Возьмите их и сядьте на свои места. Посмотрите, что внутри. (Ребята выкладывают на стол разрезной квадрат «Танграм»).

Примечание: три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета.

— Это игра-головоломка «Танграм». Соберите квадрат так, чтобы получился символ как на картинке. (На экране слайд).

— Ребята, а теперь подставьте свои зеркала к верхней части квадрата, что вы видите? (Это буква-Н).

— Верно! (слайд презентации со стихотворением про букву-Н).

— А, вот, и новогодняя буква-Н. Прочитайте её три раза хором. (Н-Н-Н).

  1. Чтение простых слогов:

— Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком. Квадрат «Танграм» вам об этом напоминает!

— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение)
АН, УН, ОН, ИН.

— Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение)
НА, НУ, НО, НИ.

  1. Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)

— Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.

— Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).

а

и

н

Н

— Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).

  1. Подведение итогов занятия:

— Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).

— Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).

— Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины и Дедушки Мороза! Я от всей души поздравляю вас всех с наступающим праздником, растите умными, а этот сладкий подарок от Дедушки Мороза поделите между всеми ребятами вашей группы. Приятного аппетита и до новых встреч с нашими гостями. Скажите «До свидания!» и пойдёмте в группу.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*