admin / 08.11.2019

40 дней ребенку у мусульман

Следуем Сунне: 9 правил для новорожденных

Томительное ожидание длинною в девять месяцев и вот оно маленькое чудо, появившись на свет, становится объектом нашей радости и переживаний. Получив теперь почетное право называться родителями, окружающие нас засыпают поздравлениями, впрочем, также как и своими советами. Однако далеко всегда ли полезны эти советы, а главное, не выходят ли за рамки предписаний нашей религии?

Несомненно, следовать сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!), лучшее для тех, кто сделал свой выбор в пользу Ислама, особенно если это касается самого для нас — наших детей. Предлагаем вашему вниманию несколько моментов связанных с новорожденными детьми, которым Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) уделял внимание или давал собственные советы.

• Первое пеленание. Во время родов внука Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) Хусейна (р.а.) принимавшая роды Савда бинти Мисрах перерезала ему пуповину, и запеленала новорожденного в желтую пеленку. Пришедший навестить свою дочь Фатиму и новорожденного внука Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!), взял на руки ребенка, затем перепеленал его в белую пеленку. Соответственно первое пеленание ребенка после его рождения в белую пеленку, считается сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!).

• Тахник. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) после рождения ребенка совершал обряд тахник, то есть разжевывал финик и протирал образовавшейся кашицей неба новорожденного ребенка. По преданию Аишы (р.а.) после рождения детей она приносила их Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!), а Он (мир ему и благословение Всевышнего!) произнеся за них благую молитву, делал тахник. Существуют предания, по которым Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) совершал подобное действие не только своим родным детям, но и новорожденным других сахабов.

• Первый азан и камат. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) советовал читать в правое ухо азан, а в левое камат. По преданию своим внукам Хасану(р.а.) и Хусаину (р.а.) Он сам совершил подобный обряд.

• Подарки и угощения. По преданию, когда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) родился сын Ибрахим, то Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) одарил подарком Абу Рафи, который принес благую весть. Также считается сунной и угощения людей, в знак благодарности Всевышнему, и с целью получения благой молитвы от собравшихся гостей.

• Красивое имя. Дать новорожденному красивое и хорошее по смысловому значению имя, является одной из главных обязанностей родителей, ибо это имя будет с человеком, как на этом свете, так и на том. Об этом сообщил людям сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!). «В Судный день вас будут звать по вашему имени и по имени вашего отца, поэтому давайте красивые имена». Существуют предания, по которым Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) менял имена людям, имевшим не хорошее в понимании Ислама смысловое значение. Так например, человека, которого изначально назвали рабом идола Уззы, которому поклонялись арабы-язычники, он переименовал в Абдуллаха, то есть «раб Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) советовал давать имя ребенку уже вечером в день его рождения, хотя и допускается, что подобное действие можно совершить позже, в один из последующих семи дней.

• Жертвоприношение акыйка. Акыйка в переводе означает пушок на голове новорожденного ребенка. Жертвоприношение жертвенного животного, именуемое акыйкой совершается в качестве благодарности Всевышнему за Его Милость виде новорожденного ребенка. Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) после рождения Хасана и Хусаина принес в жертву по одному барана за каждого внука. Интересен также тот факт, что по преданию от Анаса (р.а.) Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) после начала пророческой миссии совершил жертвоприношение акыйку и за себя. Обычно по сунне жертвоприношение акыйка совершается на седьмой, четырнадцатый или двадцать первый день после рождения ребенка. Мясо животного может роздано близким, соседям и друзьям, впрочем, также может быть оставлено в семье для собственного пропитания.

• Обрезание. Относительно обрезания мальчиков, нет определенного возрастного ограничения, это может быть до полового созревания, так и после. По определенным преданиям Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сделал обрезание своим внукам Хасану (р.а.) и Хусаину (р.а.). на седьмой день их жизни.

• Прокалывание ушей. Прокалывание ушей новорожденным девочкам считается сунной и совершается на седьмой день их жизни. Прокалывание же ухо мальчиков считается действием, относящимся к разряду макрух.

• Сбривание первых волос. По преданиям Посланник Аллаха обрил голову своей новорожденной дочери Фатиме (р.а.) и дал садака серебром, равного весу этих волос. По другому преданию за волосы его внука Хусейна был выплачен дирхем.

Воспитание ребёнка

Воспитание
по-арабски
تربية
категория семья
в Коране 17:24; 26:18
синонимы тарбия
см. также дети, знание, этика

Воспита́ние (ар. ٌتَرْبِيَة ‎) — комплекс мер, направленных на формирование личности ребёнка, у которого гармонично развиваются умственные способности, физическое и психическое здоровье, духовные, нравственные и эстетические ценности.

В Коране

Арабское слово тарбийат̈‎ является производным от рубувв, что означает «физический рост», «развитие» и происходит от глагола рабба (رَبَّى‎) — «воспитывать»; «выращивать». Производные от корня рубувв в смысле физического воспитания встречаются в Коране в двух местах: 1). в молитве за родителей, произношение которой Всевышний Аллах обязал детей: Господи! По­ми­луй их, ведь они растили меня ребенком. ; 2). в словах фараона (Фир‘авн), обращённых к пророку Мусе (Моисею) : (Фараон) сказал: «Разве Мы не заботились о тебе, когда ты был у нас еще ребенком, и (разве) ты (не) оставался среди нас годы твоей жизни? .

Значение воспитания детей в исламе

Воспитание подрастающего поколения является одной из самых сложных задач, которые стоят перед родителями и обществом. От успеха в этом важном деле зависит будущее нации и государства. Поэтому ислам уделяет воспитанию детей очень большое внимание. В исламе перед родителями ставятся определённые цели, которые необходимо достигать при воспитании подрастающего поколения, приводятся поэтапные и последовательные шаги на этом пути, упоминаются источники, из которых воспитатели должны черпать знания, а также перечисляются принципы и методы воспитания детей.

Знание об этих аспектах исламского воспитания и соблюдение норм такого воспитания во многом гарантирует успех в этом важ­ней­шем процессе. Стоит отметить, что правильное воспитание человека зависит не только от родителей, но и от всего общества, начиная с родственников ребёнка, его соседей по дому, воспитателей в детском саду, учителей в школе, и кончая каждым членом общества, с которым так или иначе ребёнок может общаться или брать с нёго пример. В исламе сделан акцент на основные цели и задачи, которые ставятся исламом перед родителями при воспитании подрастающего поколения, хотя и общество не в малой степени несёт от­вет­ст­вен­ность за сохранение и усовершенствование вклада родителей в воспитание молодых людей.

Ответственность родителей за воспитание детей

Самую главную роль в вопросе воспитания детей Всевышний Аллах возложил на родителей. В Коране сказано: О те, которые уве­ро­ва­ли! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено. . В толковании этого аята Ибн Касир приводит слова ад-Даххака, который сказал: «Каждый мусульманин обязан обучать членов своей семьи и тех, кто находится у него в подчинении, тому, что Аллах вменил в обязанность и тому, что Он запретил». Родители, не беспокоящиеся за религиозное обучение детей и их нрав­ст­вен­ность считаются грешниками. Невнимательность к обучению подрастающего поколения религиозным обязанностям и морально-эти­чес­ким нормам является невыполнением родителями своих прямых обязанностей, возложенных на них Всевышним Аллахом. Пророк Мухаммад ﷺ, указывая на ответственность родителей за своих детей, сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем и несёт ответственность за свою паству, и мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству … Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». В другом изречении Пророка ﷺ сказано: «Если человек, которому Аллах дал право стать опекуном, умрёт будучи неискренним к своему подопечному, то тому Аллах запретит Рай». Существует много хадисов, в которых Пророк ﷺ призывает будущих мужей выбирать себе лучших жён, так как многое в воспитании ребёнка зависит от матери.

В наше время в обществе наблюдается изобилие греховных соблазнов и призывов к безнравственности и половой распущенности, что делает задачу воспитания ребёнка очень сложной и требует от родителей колоссальных усилий в сохранении его нравственной чистоты и всесторонней защиты своего чада от пороков. А тот, кто небрежно относится к воспитанию своих детей и оставляет их без должного внимания, тот совершает преступление против своих детей. О роли родителей в сохранении истинной веры в детях, го­во­рит­ся в следующем хадисе: «Каждый младенец рождается в своем естественном состоянии (фитра), а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». Из этого хадиса вытекает, что врождённое свойство веры в Единого Бога (фитра) есть в каждом ребёнке, но потом родители вносят в эту веру свои коррективы, и вера у детей начинает отличаться друг от друга — одни остаются мусульманами, вторые становятся иудеями, третьи — христианами, четвёртые — огнепоклонниками и т. д. Пророк Мухаммад ﷺ призывает родителей к сохранению этого божественного дара — веры в Единобожие, которая впоследствии приведёт к признанию всех Его пророков, Писаний и остальных столпов веры и ислама. Если воспитание детей в духе Единобожия, с привитием им качеств доброты и праведности является обязанностью родителей по отношению ко всем своим детям, то забота о девочках счи­та­ет­ся наиболее важной родительской обязанностью. Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто воспитает трёх девочек, будет милосердным к ним, будет обеспечивать их и выдаст замуж, тому гарантирован Рай». Когда его спросили: «А если будет две дочери?». Он ответил: «Даже если будет две дочери».

Трепетное отношение к воспитанию девочек в исламе демонстрирует кардинальное изменение отношения к ним, в отличие от до­ис­лам­ско­го периода, когда девочек, мягко говоря, недолюбливали. Пророки и праведники всех времён заботились о праведности своих детей. Это было их главной целью в отношениях со своими детьми. Когда пророк Ибрахим (Авраам) просил потомства у Господа, попросил Его дать ему праведного ребёнка, и Господь ответил на его мольбу. В Коране сказано: «Господи, одари меня праведным потомством». ۝ Тогда Мы обрадовали его вестью о кротком мальчике. .

Всевышний Аллах описывая в Коране признаки богобоязненных людей, упомянул их мольбу, в которой говорится: Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных. . Если родители будут уделять должное внимание воспитанию своего ребёнка, создавая необходимые условия для развития его души, разума и тела, то эти родители получат отраду глаз в своем ребёнке. Духовное, умственное и физическое развитие ребёнка должно проходить гармонично, реализуя потенциал ребёнка и совершенствуя все его природные способности. Исламское воспитание подразумевает подготовку подрастающего поколения к полноценной жизни в обществе, будучи отзывчивыми, всесторонне развитыми и праведными личностями, способными преодолевать разные трудности и жизненные испытания.

Цели воспитания детей в исламе

Если говорить об основных целях исламского воспитания то их можно сформулировать в следующем порядке:

  1. Ознакомление ребёнка со своей религией. Постепенно, с учётом возраста, следует увеличивать его знания о Господе, укреплять его веру в Аллаха и в религиозные воззрения. Тем самым будет установлена связь молодого мусульманина со своей религией и привита любовь к Всевышнему Аллаху и к исламским ценностям.
  2. Обучение ребёнка истории своей религии и своей общины (умма). Узнав о том, что Пророк Мухаммад ﷺ был послан только в качестве милости для миров, и то, что ислам принёс человечеству огромное благо, у юного мусульманина появится желание приносить пользу своей религии, родине и всему человечеству.
  3. Объяснение роли человека в жизни общества и окружающего мира. Ребёнок постепенно должен узнавать о своей миссии на Земле, должен узнать о своих правах и обязанностях в качестве мусульманина, члена общества и гражданина своей страны.
  4. Молодой мусульманин должен научиться соблюдать баланс между духовными и материальными ценностями. Упо­ва­ние на Ал­ла­ха и целеустремленность должны гармонично сочетаться в нём. Стремление к успеху в мирских делах должно ос­но­вы­вать­ся на честности и порядочности. Любознательность и тяга к новым открытиям должны опираться на ответственность и за­ко­но­пос­луш­ность.
  5. Высоконравственность должна характеризовать его личность с юного возраста, милосердие и доброжелательность должны стать визитной карточкой молодого мусульманина, а его нрав и моральные качества должны украшать его религиозность и взаимоотношения с людьми.
  6. Полноценное исламское воспитание должно под собой подразумевать все сферы полезного воспитания. Родители должны вносить весомый вклад не только в эффективное религиозное и нравственное воспитание ребёнка, но не меньше внимания они должны уделять его интеллектуальному, физическому, психологическому, социальному, эстетическому и половому воспитанию.

Те родители, которые достигнут поставленной цели в исламском воспитании своего потомства, удостоятся великой награды перед Всевышним Аллахом и благодарности от общества. Успех в выполнении этой важнейшей миссии станет источником множества благ, в первую очередь, для отца и матери. Когда родители достигнут старости, праведные дети будут окружать их вниманием со всех сторон. Дети будут молиться при жизни своих родителей и после их смерти, со словами, которым научил Священный Коран: Господи! По­ми­луй их, ведь они растили меня ребенком. . Благие дела праведных детей приносят пользу родителям даже после их смерти. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трёх: благотворительности, которая продолжает приносить людям пользу, знания, которому следуют после его смерти, и праведного потомка, который молится за него».

Права детей в исламе

Некоторые исследователи резюмируют обязанности родителей по отношению к своим чадам в следующих пунктах:

  1. Право на жизнь. Родители не имеют права отнимать жизнь у своих детей, в том числе посредством аборта.
  2. Право на семью. Это очень важный аспект эмоционального здоровья и интеллектуального развития ребёнка. Родители не могут отречься от своего ребёнка либо лишить его своего имени.
  3. Право на имя с хорошим значением. Значение имени подсознательно влияет на характер человека, поэтому оно не должно быть плохим.
  4. Право на обеспечение. Родители обязаны давать детям все жизненно необходимые вещи, в том числе кров над головой, еду и одежду.
  5. Право на академическое и религиозное образование.

Рекомендации мусульманских педагогов относительно времени и метода воспитания детей

Преподаватель по исламу Гульфия Кирасирова высказала мнение о том, что ребёнка нужно воспитывать уже тогда, когда он находится в утробе матери, так как малыш воспринимает всё, что с ней происходит. Она обратила внимание на то, что при воспитании детей также важную роль играет правильное намерение. Заниматься своими чадами нужно непременно искренне и только ради Аллаха.

Метод воспитания детей в исламе

Педагог Гульсем Бибарсова рекомендует воспитателям следующее:

  1. Нужно уважать ребёнка. Смотреть на него как на самостоятельную личность. Это не наша вещь. Ребёнок — это то, что доверено нам, то, за что мы отвечаем.
  2. Нужно относиться к нему вежливо и мягко, без грубости и жёсткости.
  3. Нужно возлагать на ребёнка семейные обязанности, причём с раннего возраста. Так ребёнок постепенно приучается к труду и начинает уважать труд других людей.
  4. Важно обсуждать с ребёнком домашние дела, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи, и пр.

Стоит отметить, что согласно исламу, детей следует обучать совершению молитвы (салят, намаз) с семи лет, а если сын или дочь не желают выполнять намаз после достижения ими десяти лет, то разрешается применять по отношению к ним некоторую силу. Му­суль­ман­ские исследователи подчеркивают, что обучение детей намазу в семилетнем возрасте — одна из обязанностей отца по шариату. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Требуйте от своих детей намаза, когда им семь лет, и бейте их за неё (то есть за её невыполнение), когда им десять лет». Для приучения к намазу в исламе выделен самый долгий период по сравнению с приобретением других навыков поклонения Аллаху: с семи до десяти лет ребёнок обучается, приучается и поощряется к намазу, а затем, с десяти лет до наступления возраста шариатской ответственности, то есть до совершеннолетия, в случае ослушания применяется наказание. Однако не следует забывать о том, что применение некоторый силы при воспитании является крайней мерой, к которой прибегают только в исключительных случаях и оно должно быть ограничено пределами необходимости. Тем более, что сам Пророк ﷺ никогда не применял физическую силу по отношению к своим детям или воспитанникам.

Периоды воспитания детей и их особенности

Исследователь Фатима Макки делит воспитание детей на три периода:

Первый период

В течение первых семи лет жизни происходит физическое развитие ребёнка, поэтому ему должны позволить заниматься раз­но­об­раз­ны­ми видами физической активности и спортом. В хадисе от Пророка ﷺ перечисляются такие виды спорта, как плавание, верховая ез­да и стрельба из лука. Родителям не следует ограничивать физическую активность своих детей. Даже если они боятся, что дети могут пострадать, они должны быть лишь сторонними наблюдателями, не стесняя их движений. Помимо этого, родителям следует обратить внимание на физические и умственные способности ребёнка. Его маленькие ручки, маленькие ножки, ещё развивающийся ум — на все это нужно сделать скидку. Например, ребёнок не может приготовить себе еду либо позаботиться о себе во время болезни. В этом случае родителям нужно проявить терпение и сострадание и не просто прийти ему на помощь, но сделать это с большой любовью и заботой.

Не следует запрещать детям плакать, ведь для них это один из способов проявления своих эмоций. Как отмечено физиологами, ре­бё­нок таким образом справляется со стрессом, а его лёгкие развиваются. Как бы плач ни раздражал родителей, для детей это здоровое физиологическое явление. Родители должны прививать любовь к порядку и нравственность посредством раннего обучения. Нужно установить систему наказаний и поощрений, которая даст понять ребёнку, что плохой поступок будет наказан, а хороший — поощрён. Важно, чтобы совершенные ребёнком ошибки не воспринимались в штыки, но были приняты с мудростью и терпением. В конце концов, ребёнок ещё не понимает в полной мере, что хорошо, а что плохо.

Второй период

Данный период ознаменован тем, что нужно уделить большое внимание дисциплине и образованию ребёнка. Он уже получил фи­зи­чес­кое и умственное развитие, а потому способен проявлять себя и знает, что каждый его поступок влечёт за собой определённые по­след­ст­вия. Чрезвычайно важно, чтобы на данном этапе отношения с ребёнком были построены на основе понимания, чтобы родители на­ла­ди­ли с ним диалог. Также важно сохранить авторитет. Ребёнок должен усвоить, что есть свод определённых правил и ог­ра­ни­че­ний, которого ему необходимо придерживаться, что есть границы, которые ему не следует преступать. Если ребёнок совершает ошибку, родителям следует спокойно поговорить с ним. Реакция родителей на ошибки и плохие поступки ребёнка не должна его пугать или травмировать. В течение данного периода родители могут давать детям поручения, чтобы привить им чувство ответственности. Однако следует быть внимательными и следить за тем, чтобы поручения были под силу ребёнку и не превышали его способностей.

Самым важным является воспитание детей в религиозном ключе. Большинство мусульман полагают, что религиозное воспитание сводится к обучению Корану и мусульманскому праву (фикх), и забывают, что цель религиозного обучения заключается в привитии привычки исполнять религиозные обязательства, среди которых молитва и пост. Ребёнок должен проникнуться верой, чтобы об­ра­зо­ва­лась его эмоциональная связь с исламом. В первую очередь ребёнок получает представление о жизненных принципах и ценностях от своих родителей. Если в его характере появятся нежелательные привычки и моральные ориентиры, он не станет примерным му­суль­ма­ни­ном. Передаются слова четвёртого Праведного халифа ‘Али ибн Абу Талиба : «Лепите глину, пока она податлива, и сажайте семена, пока они могут дать всходы». А аль-Газали написал: «Ты знай, что ребёнок дан родителям на хранение. Его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, и какой бы узор мы не высекли в нём, оно принимает его».

Третий этап

Когда ребёнку исполняется 14 лет, родители должны понять, что теперь он не такой послушный и уступчивый, каким был последние семь лет. Молодые парни и девушки обычно независимы, сверхчувствительны и иногда склонны к бунту. Система поощрения и на­ка­за­ния больше не может практиковаться. Помимо исполнения воспитательной роли, родителям следует стать другом своему ре­бён­ку. Слова и действия родителей должны отходить от авторитарного стиля. На ребёнка следует посмотреть с другой стороны. Ключевым моментом для построения доверительных дружественных отношений является принятие новых идей. Мнение подростков должно встречать уважение со стороны родителей, а не насмешку и отрицание. Благодаря такому подходу подросток сможет быть уверен в своих силах при возникновении проблем либо принятии решений.

Как делают 40 дней ребенку у казахов

Первые полтора месяца особенные в жизни новорожденного. По истечении срока проводят специальные ритуалы, суть которых — принять в общество нового члена. Казахи 40 дней ребенку отмечают по-особому. Расскажем об этом подробнее.

Традиции и обычаи казахского народа — это показатель высокой духовной и религиозной культуры. Казахские традиции, связанные с рождением и первым годом жизни ребенка, занимают особое положение среди ритуалов. Их задача — социализировать малыша, привлечь удачу, позаботиться о его здоровье.

Поэтому традиции казахского народа, объектом которых становился младенец, до сих пор не утратили своей ценности и значимости. Сегодня молодые родители не отказываются от обычаев предков и отмечают 40 дней ребенку.

Сакральность сорока дней есть во многих религиях. В культуре Востока этот период ассоциируется с временем духовной и физической трансформации человека. Поэтому на 40-й день казахи проводят ряд ритуальных действий: пришло время представителям рода принять его в свой круг и попросить защиты у рода.

Фото: cooks.kz

Фактически первые сорок дней жизни малыша — период его очищения и адаптации. Завершается он особым обрядом — кыркынан шыгару. Суть его в ритуальном омовении новорожденного, которое проводится по особым правилам.

Вот основные из них:

  • Срок его исполнения. Чтобы новорожденный мальчик отличался силой и смелостью, 40 дней ребенку отмечают на 39-й день. Над девочками такие обрядовые действия проводят на 41-й день. Считается, что тогда она будет прилежной и покладистой.
  • Ритуал проводят специально приглашенные женщины. Это молодые или пожилые дамы, которые пользуются уважением и имеют хорошую славу.

Фото: toibastar.com.kz

  • Правила организации купели. Суть обряда сводится к тому, чтобы искупать малыша в «ложке воды»:
  1. Для этого покупают новые чашу и ложку.
  2. В ванночку, наполненную теплой водой (желательно соленой, чтобы малыш был крепким и здоровым), кладут 40 серебряных монет (символ достатка) и 40 фасолин (знак долголетия и зажиточности). Предварительно их обдают кипятком, чтобы продезинфицировать.
  3. Женщины набирают из купели в чашу 40 ложек воды. При этом они высказывают пожелания ребенку. Желают долгой и счастливой жизни. Считается, что таким образом вода становится носителем позитивной энергии, которая наполнит малыша силами и привлечет к нему удачу.
  4. Малыша моют в ванночке, поливая по ложке заряженной водой из чаши, осыпая монетами и фасолинками.
  5. Вытирают и переодевают в новую распашонку. В старую, которую он носил на протяжении сорока дней, заворачивают сладости. Ее привязывают к шее собаки и разрешают детям поймать пса и разделить вкусное угощение между собой.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

  • Первое сострижение волос и ногтей. Родители просят кого-то из гостей состричь ногти и волосы малышу. Их зашивают в небольшой кусочек полотна и пришивают к его одежде или кладут на полку с вещами. Это оберег, который сохранит жизнь и здоровье младенца. Во время ритуала можно сымитировать такие действия и выполнить эту гигиеническую процедуру после ухода гостей.
  • Магические действия с купелью. Воду из такой купели выливать нельзя. Ее сохраняют, потому что она считается целебной. Если малыш неспокоен, то нужно умыть или протереть его этой водой. Фасоль бросают в сторону гор, но так, чтобы горошины не упали под ноги. Их нельзя топтать, иначе растеряется вся магическая сила.
  • Одаривание гостей. Эта процедура обязательна как для родителей, так и для гостей. Отец и мать новорожденного дарят гостям чашу, ложку и все ритуальные принадлежности. Таким образом они высказывают пожелание, чтобы и у чествовавших их ребенка людей появился в доме младенец.
  • Коржын на 40 дней. Гости преподносят корзины с подарками (коржын) для новорожденного — игрушками, одеждой, украшениями.

Завершается празднование щедрым дастарханом. В старину на сороковой день во время ат кою мулла нарекал нового члена общества. Теперь этот обряд практически не соблюдается из-за обязательного условия регистрации ребенка в первые тридцать дней его жизни.

Богатые традиции казахского народа демонстрируют трепетную заботу о новорожденном. Все силы родителей, гостей, родственников направлены на то, чтобы принять и социализировать малыша.

Ритуальное омовение — главное событие кыркынан шыгару — сопровождается пожеланиями здоровья, благополучия и счастья новорожденному. Эта позитивная коллективная энергия наполняет ребенка силами, привлекает к нему удачу.

Обряды, связанные с рождением ребёнка по мазхабу имама Абу Ханифы

Появление новорождённого в этом мире – одно из наиболее значительных событий в жизни семьи, приносящее большую радость и вызывающее восторг у родителей, родственников и друзей. Новорождённый вдохновляет родителей и даёт новую жизнь их сердцам. Забываются испытания и невзгоды, и внимание родителей теперь сосредоточено на ребёнке. Однако важно понимать, что вместе с радостью появления нового человека на родителей ложится и ответственность перед Всевышним, связанная с уходом за ребёнком и его воспитанием.

Исламом чётко оговорены положения, связанные с данным событием и которых следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под благотворным воздействием исламской традиции.

После рождения ребёнка

В случае наличия возможности и если здоровье малыша позволяет, следует его искупать. После этого следует произнести азан в его правое ухо и икамат – в левое. Азан может произнести отец ребёнка или взрослый мусульманин.

Священные слова азана и икамата должны быть первыми словами, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Всевышнего Аллаха, содержат формулу единобожия, признание которой делает человека мусульманином.

После азана и икамата предпочтительно произнести следующее дуа: «Аллахумма иннии у’иизуху бика уа зуррийятаху минаш-шайтаанир-раджиим».

Перевод: «О, Аллах! Прошу Тебя защитить его и его потомство от сатаны, изгнанного и побиваемого» (сура «Аль-Имран»).

Далее произнесите суру «Ихляс».

Перевод: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему”» (сура «Ихляс»).

Прочтите: «Аллахумма ‘аллимхуль китааба уаль хикмата уа факкыхху фид-диин».

Перевод: «О Аллах! Обучи его Корану и мудрости (Сунне) и осени его пониманием религии».

Можно также произнести: «Аллахуммадж ‘альху барран такыйян ва амбитху филь Ислаами набаатан хасана».

Перевод: «О Аллах! Сделай его праведным и богобоязненным и дай ему преуспеть в Исламе прекрасным образом».

Плацента и пуповина

Следует уважительно обращаться с плацентой и пуповиной и закопать их с должной заботой, поскольку это части человеческого тела. Выбрасывание в качестве мусора и сжигание в печи неприемлемо. Мёртвое тело человека, а также части его тела и органы не следует ни кремировать, ни выбрасывать.

Тахник

Тахник подразумевает вкладывание крохотной части разжёванной сладости в рот младенца, желательно чтобы данным веществом являлись финики. Мёд или что-нибудь сладкое могут послужить их идеальной заменой. Тахник является сунной.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам совершал тахник многим сподвижникам – например, Абдулле бин Зубайру и Абдулле бин Тальхе.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил тахник не только указанным двум сподвижникам, но и многим другим. Как передавала мать правоверных Аиша, приносить своих детей Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) для тахника и благословения было обычной практикой среди сподвижников.

Цель тахника в том, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребёнка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом.

Тахник может совершить праведный член семьи или мать ребёнка. Если по той или иной причине тахник пропущен, в этом нет ни вреда, ни греха.

Бритьё головы младенца и жертвоприношение

На седьмой день после рождения согласно Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) желательно побрить голову младенца, а серебро, вес которого равен весу волос, следует раздать в благотворительных целях (садака).

(Прим.: при определении седьмого дня дату рождения следует считать первым днём.)

Забой животного за ребёнка на седьмой день тоже является желательным. В целях акыки следует заколоть двух овец или коз за мальчика и одну овцу или козу за девочку (в обоих случаях имеются в виду животные любого пола).

Также является желательным дать имя ребёнку в тот же самый день. Однако есть и другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребёнка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назвал своего сына в день его рождения в честь Пророка Ибрахима.

В одном из хадисов передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил жертвоприношение за Хасана и сказал Фатиме удалить его волосы и раздать милостыню в размере, равном серебру, соответствующему по весу удалённым волосам.

Совершая акыку, следует произнести следующее дуа:

«Аллахумма хааза Акыкату (имя ребёнка), дамуха би дамихи ва ляхмуха би ляхмихи ва азмуха би азмихи уа джильдухаа би джильдихи уа ша’руха би ша’рихи. Аллахуммадж ‘альха фида-а ибнии минан наар».

Перевод: «О Аллах! Приношу в жертву это животное во имя Твоё за своего ребёнка, в качестве замены, кровь за кровь, плоть за плоть, кости за кости, кожу за кожу и волосы за волосы. О Аллах! Прими эту жертву в качестве защиты моего ребёнка от огня ада».

Обрезание (хатна)

Обрезание является сунной для лиц мужского пола. Оно должно быть произведено до достижения ребёнком совершеннолетия, но предпочтительным является, чтобы обрезание было проведено на седьмой день рождения мальчика. До обрезания следует принять во внимание здоровье ребёнка и убедиться, что обрезание осуществляется опытным врачом.

Имя наречение ребёнка

Законным правом каждого младенца является получение подходящего исламского имени.

Ислам поощряет нас выбирать для своих детей хорошие имена с хорошими значениями.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал подбирать такие имена из-за того, что имя человека влияет на его жизнь. Выбираемое для ребёнка имя также является важным источником религиозного отождествления. Поэтому поощряется выбор мусульманами имён пророков, сподвижников и праведных личностей.

Сегодня многие родители-мусульмане, желая подобрать «уникальное» или «идеальное» имя, выбирают неподходящие имена. Дети-мусульмане получают совершенно бессмысленные имена или же такие, которые несут негативный смысл. Такое пренебрежение противоречит духу хадисов и пренебрегает исламским правом ребёнка на получение подходящего имени.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В Судный День вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Правом ребёнка является то, чтобы его отец дал ему хорошее имя, а когда тот достигнет совершеннолетия, должен поженить его, и он должен обучить его Корану».

Аиша передавала, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обычно менял плохие имена.

Мы советуем, чтобы до окончательного утверждения выбранного имени оно было проверено учёным-алимом.

Имена, которыми Пророк (ﷺ) запрещал называть детей

Сунной предписано на седьмой день после рождения ребенка дать ему имя. Предпочтительно, сначала дать имя ребенку, а затем, совершить за него жертвоприношение (‘акика). Первоочередное право наречения ребенка имеет отец, затем его отец (дедушка ребенка), затем мать ребенка.

Обязанностью родителей является дать своему ребенку не только хорошее воспитание, основанное на принципах богобоязненность и веры, но и красивое имя, имеющее хорошее значение. Самое любимое имя для Всевышнего Аллаха это – Абдуллах, затем ‘Абдурахман. Затем лучшими именами являются все имена, которые начинаются словом ‘Абду. Ценность этих имен заключается в том, что в этих именах есть имя Аллаха, Его атрибуты, а также имя, которое наиболее соответствует рабам, то есть указывает на то, что он является рабом – «‘абду».

Особенно много достоинств есть в нарекании ребенка именем Мухаммад. Передано, что в Судный день из почтения к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) людям с именем Мухаммад скажут: «Вставайте и идите в Рай» (кроме тех, кто является грешником, притеснителем и нововведенцем в религии). Ахмад также является ценным, достойным именем.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил называть детей именами идолов или прочими именами, которые по своему смыслу противоречат канонам Ислама.

Следовательно, запрещается давать детям имя Маликуль-мулук (правитель правителей), так как это имя Аллаха. Запрещается также давать детям имена ‘Абдунабиййи (раб пророка), ‘Абдукаабати (раб Каабы), ‘Абдуддар (раб дома). Также запрещается давать детям имя Шахиншах, так как оно означает «правитель правителей».

Некоторые учёные говорят, что нежелательно давать детям такие имена, как Джаруллах (сосед Аллаха), Рафикуллах (друг Аллаха). А другие ученые пишут, что это даже запретно.

Если у ребенка некрасивое, плохое имя, то следует поменять это имя на красивое. В хадисе сказано: «В Судный день вас будут звать по вашим именам, поэтому нарекайте детей красивыми именами».

В последнее время наблюдается тенденция называть своих детей звучными именами, которые были переняты из других культур, в частности, из западной. Некоторые мусульмане нарекают своих детей именами неверных артистов, героев фильмов. Это совсем неподобающий мусульманину поступок. Прежде чем дать имя своему ребенку, необходимо поинтересоваться его смысловым значением, определить, является ли оно допустимым по нормам Ислама, не стоит полагаться лишь на красоту звучания. Разве мало красивых имен почтенных людей: Мухаммад, Ахмад, Иса, Ибрахим, Муса. Так же у почтенных женщин: Хадиджат, ‘Аишат, Фатимат, Марьям, Асият, и др.

Не стоит забывать, что ребенок – это живой человек, которому предстоит прожить с этим именем в обществе других людей, и он в Судный день также будет вызван под этим именем.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*