admin / 15.11.2019

Костомаровская икона божией матери о чем молятся

Костомаровская

Костомаровская икона Божией Матери — чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев.
До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении рассмотрении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.
Богородица на Валаамской иконе, изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой — спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом.
В отличие от этого классического Валаамского образа Пресвятой Девы на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой — спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Богомладенец хотя и изображен фронтально, но его силуэт смещен немного влево от центра. Обе руки Господь простирает в направлении к молящимся, что роднит этот образ с иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы».
После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался, меткий дотоле, солдат попасть в лик Богородицы или Богомаладенца из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе, по сей день, отчетливо видны отверстия от шести пуль.

После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

Пещерный монастырь в Костомарово (Воронежская область)

На 200 км к югу от Воронежа, на правом берегу Дона раскинулось Белогорье – холмистая местность, сложенная меловыми породами. Край этот известен пещерными монастырями: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский. Их подземные храмы, переходы, кельи хранят неразгаданные тайны и привлекают тысячи путешественников.

Самая таинственная среди пещерных обителей Дона находится в селе Костомарово, Подгоренского района Воронежской области.

Аскетический ландшафт окрестностей здешнего монастыря совсем не похож мягкое и задумчивое русское раздолье. Он напоминает, скорее, безлесные пейзажи Иудеи – родины Христа. Вот как выглядят окрестности Костомарово на карте Гугл:

Северная часть села лежит на берегу Дона, а Спасский монастырь на юге отдален от реки на расстояние 2 км. Он раскинулся на дне обширной балки, меловые склоны которой таят в своих недрах знаменитые пещеры Костомарово – неизвестно когда и кем вырытые.

Панорама Костомарово. Фото: Михаил Усенко

Доехать сюда можно как на своем, так и на общественном транспорте. Паломники могут остановиться в гостинице Костомарово, проникнуться особой атмосферой Спасского женского монастыря — «обители покаяния и гонений». Ниже мы подробно расскажем о монастыре и его истории.

Вид на въезд в Костомаровский монастырь. Фото: Михаил Усенко

1. Костомарово на карте

В село Костомарово Воронежской области Подгоренского района люди едут отовсюду.

Вот расстояния от некоторых городов:

  • От Воронежа до Костомарово – 170 км, 2,5 часа в пути.
  • Москва-Костомарово — по трассе М-4 через Воронеж около 690 км, время в пути – от 8 часов, без учета пробок.
  • Поездом от Москвы до станции Лиски дорога займет 12 часов; отрезок пути Лиски – Костомарово (60 км) преодолевается электричкой (до ст. Евдаково) за 40-50 минут. От ст. Евдаково (Каменка) до Костомарово – 25 км (на такси или попутке).
  • Лиски – Дивногорье – Костомарово, расстояние 71 км, и от Костомарово до Белогорья еще 70 км. Карта показывает, что надо делать большой крюк через районный центр Подгоренский — прямой дороги вдоль берега Дона нет, т. к. местность пересечена холмами и балками.
  • Острогожск-Костомарово, расстояние 63 км, на машине час езды. На поезде надо ехать через Лиски, делать пересадку до Евдаково, а там добираться на такси – 100 км.
  • Расстояние от ж/д станции Россошь до Костомарово по трассе не больше 70 км, преодолевается только на собственной машине за 1 час.
  • Маршрут Белгород-Костомарово популярен среди паломников из соседней с Воронежем Белгородской области. Экскурсионный автобус едет 270 км, время в пути 3,5 часа.

2. Костомарово: историческая справка

Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.

К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.

Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.

Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.

  1. Поразительно сходство пещер Костомарово с подземными постройками Каппадокии, относящимся к первым векам христианства. Период гонений в Римской империи заставлял христиан укрываться в карстовых пещерах Малой Азии. Донские пещерные постройки, как и в Каппадокии, начинаются обширным храмом, из которого коридоры ведут в кельи затворников. Сходство внутренней структуры дает основание считать, что Костомаровский комплекс возник уже в первые века нашей эры.
  2. Вторая гипотеза относит возникновение пещер на берегах Дона к временам иконоборчества. Иконопочитатели вынуждены были скрываться от преследований византийских императоров в VIII-X веках. Они прятались в меловых пещерах Дона в пределах Хазарского каганата, на окраинах языческой Киевской Руси. Карта Киевской Руси (X-XII век)
  3. В XVII в. произошло второе рождение древних пещерных построек. На Дон бежали украинские иноки (монахи), спасая православную веру от польских католиков. Однако их нельзя считать первооснователями подземных монастырей Придонья, ведь киевские пещеры имеют совсем другой план. Подземные храмы Киево-Печерской Лавры расположены не у входа, а в глубине, к ним ведет длинный извилистый ход с расположенными по бокам кельями и усыпальницами. Скорее всего, иноки обживали и расширяли уже готовые культовые сооружения ранних веков.
  4. В конце XVIII- начале XIX подземные комплексы продолжали расширяться, но какой статус они имели – об этом источники не сообщают. По преданию местные жители видели по вечерам фигуры монахов-схимников в окрестностях пещер. Может, это были обитатели скита, принадлежавшего Дивногорской обители, которая к тому времени официально считалась монастырем.
  5. В XX веке официальные монастыри – Дивногорский и Белогорский – были разогнаны и разрушены, а в Костомаровских пещерах продолжала теплиться подвижническая жизнь. До конца 30-х годов здесь пребывал прозорливец и врачеватель блаженный Петр (Еремеенко) – впоследствии расстрелянный.
  6. В 1946 г. власти разрешили богослужения в Спасском пещерном храме. Подвиг затворничества нес в это время блаженный Андрей (Попов) — бывший солдат Великой Отечественной войны. В 1959 году в период хрущевских гонений на церковь молитвенная жизнь в пещерах была истреблена. Жестоко избитый и изгнанный властями из пещер, блаженный Андрей закончил свои дни, скрываясь в семье благочестивых мирян.

Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.

3. Спасский монастырь: описание

Наземные постройки Костомаровского Спасского монастыря расположены в широкой балке, окруженной «лысыми» холмами с проплешинами скудной растительности. Палестинский пейзаж дополняет гора Фавор, у подножия которой находится село. Гора Голгофа, увенчанная деревянным крестом, господствует над монастырем. Возле Креста происходит поразительное явление – многие ощущают себя сопричастниками Распятия, начинают вдруг реально осознавать цену спасительной жертвы Христа. Кстати, Голгофский Крест над Спасским женским монастырем не совпадает по долготе с «Лысой горой» в Иерусалиме – он лежит на 4,5° восточнее. Но это не мешает паломникам ощущать космический характер события, которое символизирует Голгофа.

Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.

Совет: в пещерных храмах монастыря нет электричества, для их осмотра понадобится много свечей.

Спасский собор

Спасский пещерный комплекс венчают две меловые скалы – дивы, сложенные из твердых пород. Между дивами висят колокола, а стены украшены мозаичными иконами. Все это придает старейшему храму пещерного монастыря праздничный вид.

Спасский храм

Помещение храма начинается сразу у входа, своды держатся на 12 меловых колоннах, которые делят огромный зал на 3 части. Здесь царит сумрак, слабо мерцают лампады, и стоит звенящая тишина. В стенах храма высечены кельи для отшельников, которые вели затворническую жизнь и общались с верующими через окна. Отдельный вход в храме служил для того, чтобы затворники могли слушать Литургию, оставаясь невидимыми для прихожан. Алтарь храма освящен во имя Спаса Нерукотворного, престольный праздник обители – 29 августа по н. ст.

Спасский собор

Расписание богослужений в Спасском соборе:

  • Литургия по будням — в 7:00; по субботам – в 7:30; по воскресеньям и праздничным дням – в 8:30.
  • Вечерняя служба – в 17:00.
  • Экскурсии по храму — с 9:00 до 17:00 по будням; с 10:30 до 16:00 – по праздникам и в воскресенье.

Налево от главного храма расположен придел – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он создан стараниями молитвенников в 40-е годы XX века, во время недолгой оттепели. Инициатором придела был блаженный Андрей — юродивый и затворник. Осмотр придела возможен только в свете мерцающих свечей, которые выхватывают из тьмы лики икон и филигранную отделку алтаря резьбой по мелу.

Храм Серафима Саровского

По преданию храм в честь преподобного Серафима в Костомарово стали создавать в год прославления святого – 1903 г. Но записи об этом строительстве нет ни в одном источнике. В 1993 году началась расчистка Костомаровского комплекса. Рабочие, открыв однажды утром эту пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарем. Позже по иконе они узнали в нем Серафима Саровского. Вновь отделанную церковь венчает стилизация под «диву» — башня, сложенная меловыми глыбами. Внутри, словно в сказке, стены отделаны ажурной разбой по мелу в исполнении белгородских художников.

Храм Серафима Сарофского

Богослужения в храме проходят в дни памяти святого Серафима: 15 января и 1 августа по новому стилю.

Храм Взыскание погибших

Единственный наземный храм Спасского монастыря построен в 2000 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь проходят богослужения в зимнее время, а во время паломничества можно заказать требы: молебен, сорокоуст, панихиду, неусыпаемую псалтирь.

Храм Взыскание погибших

Пещеры затворников

Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°, влажность такая, что стены сплошь покрыты зеленой плесенью. В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.

Келья

Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.

Святыни

В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.

  • Костомаровская «Расстрельная» — список с образа Валаамской Божией Матери конца XIXвека. Икона изображает Богородицу в полный рост стоящей на облаке. Она прижимает к груди Сына, благословляющего землю. Образ написан на цинковом листе, влажный климат пещер его не повредил, зато человеческая злоба оставила на нем 6 пулевых ранений. К какому периоду гонений на церковь относятся эти пули, никто не знает. Обретенная в 1997 году, она через пять лет стала кровоточить. Сейчас чудотворный образ пребывает в наземном храме Взыскание погибших. Костомаровская «Расстрельная» икона
  • «Святое семейство – учитель труда» — икона, связанная скорее с традициями западного Возрождения, чем с православной иконографией. Все члены Святой семьи на ней заняты не молитвой, а физическим трудом: праведный Иосиф передает Божественному Сыну секреты плотницкого мастерства, а Богородица прядёт пряжу. Считается, что молитвы перед этим образом помогают в устроении семейных проблем. Во время войны матери молились перед ней о возвращении сыновей – и получали по своим молитвам. Икона Святое семейство — «Учитель труда»

К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. Место оборудовано срубом, каменная кладка защищает склоны от осыпания. В праздник Тихвинской Божией Матери из Спасского монастыря к источнику идет крестный ход с освящением воды. В меловом склоне неподалеку устраивается пещера-часовня в честь этого образа.

Особо строгих правил поведения в Костомаровском монастыре нет, но надо выполнять несложные требования:

  • женщинам полагается быть в юбках, с покрытой головой, без вызывающей косметики;
  • мужчинам – без головных уборов, в одежде, закрывающей руки и ноги;
  • не разрешается фотографировать в храмах и оставлять надписи на меловых стенах;
  • не благословляется рвать цветы и траву, гулять в местах, где имеются заграждения.

План Костомарово

4. Прогноз погоды в Костомарово

Планируя поездку, поинтересуйтесь погодой. Дождь и слякоть затруднят езду по проселочным дорогам, а скользкие склоны Костомаровской Голгофы сделают подъем на гору невозможным для нетренированных людей.

Погода в Костомарово сегодня:

Кликните на , чтобы увидеть подробный прогноз погоды в Костомарово на 10 дней.

5. Экскурсии

В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.

Название Фирма Программа Цена
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово Weatlas Посещение Костомаровского Спасского монастыря 2596
Костомарово. Паломничество Воронежский паломник Посещение храмов и святынь Спасского монастыря

Трапеза

1200
Спасский женский монастырь Терра Воронеж Целый день в Костомарово 1800
Тайны пещерных храмов

Костомарово-Дивногорье

Федерация туризма Святыни Спасского монастыря

Музей-заповедник в Дивногорье

2877
Костомарово, Русская Палестина МариНика-тур Целый день в Костомарово
Пещерные храмы Дивногорья Экстрагид Малые Дивы + Спасский монастырь 3500
Воронеж – Костомарово – Дивногорье

2 дня

Вокруг света 1 день . Святыни Костомарово + Дивногорья

2 день. «Дворцы Воронежского края» +

«Символы столицы Черноземья»

6. Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.

Как добраться на общественном транспорте

Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.

  • К ним и надо приурочить выезд из Воронежа до Подгоренского, время в пути между этими пунктами составляет 3,5 часа.
  • По маршруту Россошь-Костомарово надо сесть в Россоши на автобус, идущий в Воронеж, доехать до остановки «Подгоренское, поворот», (20-30 минут), а затем пересесть на транспорт, идущий в Костомарово.

Как добраться на собственном автомобиле

На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.

  • По трассе М-4 до поворота на Лиски – платный участок; далее на запад: Лиски – Щербаково; от Щербаково – поворот к югу на Каменку, где стоят указатели на Монастырь .
  • Из Воронежа выехать на запад (трасса Р298), затем свернуть к югу на Острогожск, далее через Каменку в Костомарово. Эта дорога, хотя и хуже по качеству, зато гораздо живописнее, чем федеральная трасса.

Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.

Костомарово зимой

7. Гостиница Спасского монастыря

Гостевой дом в Костомарово находится в живописном месте, на возвышенности, в 1 км от центра села и на таком же расстоянии – от монастыря. Адрес отеля: ул. улица Донская 57 кв 1. Гостям предоставляется платная парковка – 100 руб./сут. В гостинице есть семейные и групповые номера на 2-8 человек, любители путешествовать в одиночку могут забронировать одноместный номер. Стоимость ночевки на одного человека – 500 руб. В номерах имеются кухонные принадлежности, утюг, холодильник, ванная комната. Белье и полотенца предоставляются за дополнительную плату. Недалеко от гостиницы есть магазины, пляж, места для ловли рыбы. Из окон гостиного дома открывается прекрасный вид на окрестности.

8. Контактная информация

Всю информацию о Спасском монастыре в Костомарово можно найти на официальном сайте обители https://www.kostomarovo.ru/

Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.

Заказывать групповые экскурсии следует заранее по телефону: +7(951)-865-74-89

Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:

  • 9:00 – 17:00 – по будним дням;
  • 10:30 – 16: 30 – в воскресенье и праздники.

***

Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.

Читайте также статьи про подземные монастыри Дивногорья и Белогорья.

Лариса Ищенко

kisto4ka777

Физический труд Святого Семейства

Начиная с конца XVII в., а в особенности в XIX и начале ХХ столетия появляются живописные композиции, мало связанные с иконописной традицией, но живо и наглядно иллюстрирующие Предание, касающееся детских лет Спасителя. Примером может служить написанная в 1923 г. мстёрским иконописцем В. О. Мумриковым работа под названием «Физический труд Святого семейства».
Написан образ аскетично и строго, но в основе его лежит нехарактерный для русской иконописи сюжет: Богородица, Младенец Иисус и святой Иосиф трудятся в плотницкой мастерской.
Худ. В.О. Мумриков. 1923. Мстера.
Иконография иконы «Труд Святого Семейства» более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения.
Икону «Физический труд Святого Семейства» называют обновленческой. ОБНОВЛЕНЧЕСТВО — движение в Русской Православной Церкви (май 1922-1948 гг.), ставившее своей задачей приспособиться к советской действительности, реформировать культ. http://azbuka-h.com/new/o/obnovlenchestvo.html

Встречаются и другие название иконы, так например, «Труд святого семейства», «Святое Семейство – учитель труда»
Сюжет иконы идет из «Книги об Иосифе Плотнике».Божия Матерь пряла»настоящий пурпур и багрянец» для завесы Иерусалимского Храма. «Иосиф…взявшись за ремесло плотника, кормился от труда рук своих, как предписывал Закон Моисеев, он никогда не получал пропитания от чужих трудов».
Икона Костомаровского женского скита «Святое Семейство – учитель труда»

Пещеры Придонья: Костомаровский Спасский монастырь

Продолжаю понемногу воплощать задуманное. В один из промозглых ноябрьских дней удалось посетить еще одну культовую пещеру Придонья. Вообще, собственно, пещер я осмотрел несколько, но всё вместе это называется Костомаровским Спасским монастырем. Находится он в Подгоренском районе Воронежской области. Удивительное место, скажу я вам. Вне зависимости от личного отношения к религии, место и его история просто поражают воображение. Не верите?
01. Одометр за поездку из Воронежа туда и обратно намотал почти 400 вёрст. Не сказать, чтобы очень уж далеко, но летящая на лобовое стекло грязь от фур, конечно, утомила. Остановились выпить чая перед спуском в Костомаровскую балку.

02. Жаль, что погода в тот день выдалась реально антифотографическая. На пейзажи рассчитывать не приходилось.

03. Собственно, Костомарово. Одно из старейших поселений Придонья. «О слободе Костомаровой рассказывают, что она существует с незапамятных времен, что когда еще этого района было очень мало, тут жил разбойник Костомар, утонувший в ближайшем озере, отчего слобода получила свое название». (Щербина Ф.А.) К середине ХIХ века слобода разрослась: здесь было 210 дворов и около 1500 жителей, винокуренный, кирпичный, салотопенный заводы, 20 ветряных мельниц, 2 маслобойни, на Пасху собиралась ярмарка. Всезнающая википедия, между тем, знает по меньшей мере 10 населенных пунктов с таким названием. Что интересно, 4 из них расположены в Тульской области.

04. Село расположено под так называемой «горой Фавор». Дело в том, что эти места некоторые называют Русской Палестиной. Отдельные элементы ландшафта якобы напоминают палестинские святыни: Гефсиманию, Кедрон, Голгофу с крестом на вершине и так далее. Местный «Фавор» на фото ниже. Знающие могут сравнить.
05. Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Внутрь я не заходил, так как основной целью поездки были всё таки пещеры. И кстати о последних. На заднем плане видны тропинка на холме и 3 входа в так называемые «затворы». Это маленькие пещеры-кельи монахов затворников. Подробней я расскажу о них ниже.

06. А вот старая карта-схема всех Костомаровских пещер, найденная в сети (пришлось немного привести её в ум в фотошопе). Датируется она, как видите, 1970-ми, но ничего кардинального с тех пор не изменилось. Далее, по ходу повествования, мы заглянем в почти каждую из этих пещер.
07. Еще нагуглил вот такую забавную схемку. Смех-смехом, но она действительно нарисована вполне правдоподобно и даёт представление о расположении и архитектуре основных монастырских построек. Художник, правда, запамятовал, что келий-затворов не две, а три, или же его смутило то, что вход одной из них украшен башней. Часовню на горе и «Голгофу» я не посещал и не фотографировал, но изображены они правильно. Источник.
08. Начнем мы нашу экскурсию с главной достопримечательности Костомаровского монастыря — двухпрестольного собора Спаса Нерукотворного. Главный алтарь освящен в честь Спаса Нерукотворного, а левый придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

09. Пока идем по лестнице вверх, оглянемся вокруг. Это жилые корпуса. Гостиницы для паломников, сестринский корпус и что-то неизвестное мне в строительных лесах.

10. Вход в пещерный собор вырезан в так называемых дивах. Это меловые останцы, которыми славится Воронежская область. Во многом благодаря Дивногорскому заповеднику, часто посещаемому туристами, но дивы, как видите, встречаются не только там.
Еще о нескольких останцах я писал .

11. Поднимаемся еще выше. Действительно пейзаж весьма пустынный. Мобильной связи здесь нет, даже на горе.

12. Историки не очень уверенно считают датой основания монастыря VIII-IX века н.э. В это время в Византии активно гоняли еретиков, которые якобы перебежали в эти места и основали здесь монастырь.

13. На входе в каждую пещеру нас встречает табличка с просьбой не оставлять автографы на стенах. Во времена гонений и последующего за ними запустения Костомаровские пещеры сильно пострадали не только от комиссаров, но и от диких туристов. При восстановлении монастыря что-то, конечно, удалось стереть, но отдельные глубокие надписи еще можно разобрать.

14. Продвигаемся дальше. Я бы назвал это «уголком самообслуживания». Видите справа один из коридоров задрапирован?

15. Далеко не все уголки Спасского собора доступны для посещения.

16. Своды пещеры держатся на 12 меловых колоннах. До революции храм имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В интернетах сплошь и рядом копипастят информацию о том, что храм может вместить до 2000 человек, но я в этом глубоко сомневаюсь. Даже если открыть все-все помещения и кельи. Я поделился своими сомнениями с одной монахиней и она тоже крайне удивилась такой цифре.

17. Главный престол Спаса Нерукотворного. Из освещения здесь только несколько свечей и свет от лампад.
18. Главная святыня монастыря — Костомаровская икона Валаамской Божией Матери. По преданию подарена монастырю императором Александром I. На образе видны следы от пуль. По легенде некий лихой красноармеец 6 раз в упор расстреливал икону, целясь в лики Богородицы и Христа, но ни разу так и не попал. В 2002 году эта икона замироточила (а написана она на железе).

19. История Костомаровской обители, как я уже говорил, весьма загадочна и мало изучена. В основном она состоит из устных преданий и воспоминаний старожилов. По неведомым причинам даже в эпоху консисторий, проводивших тщательный учет всех храмов и монастырей своего времени, о Костомаровских пещерах почти ничего не говорилось. По всей вероятности, в XIX веке женский Спасский монастырь был скитом, принадлежащим Белогорской мужской обители, и в нем подвизалось довольно много схимников. Старожилы Костомарово вспоминают рассказы своих дедов и бабок о том, как по ночам у пещер они видели монахов в остроконечных колпаках.

20. После 1917 года подвижников, как и везде, разогнали восвояси, но небольшая община продолжала собираться тайно.
Часто здесь бывал и блаженный старец Петр Еремеенко, хорошо известный жителям округи. На заднем плане видна ниша для мощей.

21. В этой стасидии (нише), по монастырскому преданию, находилась Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Бесследно утеряна во времена комиссаров.

22. Еще одна особо почитаемая в монастыре икона «Труд святого семейства». Иконография этой иконы более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения.

23. Еще раз покажу крупным планом икону Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». В некоторых источниках её называют Валаамская «Расстрельная».

24. Еще одна старая икона с Богородицей и младенцем Христом рядом с Царскими Вратами.
25. Переходим в левый придел святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Здесь почти полная темнота, нет даже света свечей — пришлось подсвечивать стены фонариком. От увиденного я обалдел. В настоящее время мастер из Белгорода вырезает иконы прямо в меловой породе! Видите, на алтаре даже видны строительные леса и кучка мела? Во время работ, очевидно, подводят электричество с помощью удлинителей.

26. Начиная с 1943 года верующие жители Костомарово на протяжении нескольких лет просили об открытии в пещерах приходской церкви. Разрешение было получено только в 1946-ом. Именно в этот период был расширен ход, ведущий вглубь Спасского храма, и в этом расширении был создан этот придел. Вдохновителем и активным строителем считают блаженного Андрея, который несколько лет находился здесь в затворе. Обратите внимание, что при подсветке фонариком стали видны полчища комаров, решивших перезимовать в пещерах.

27. Запасной выход (виден на схеме).

28. В Спасском храме вот-вот должна начаться служба и я выбираюсь на свежий воздух. После пары часов пребывания в пещере он реально пьянит.

29. Сестры собираются на молитву.

30. Еще один вариант предыдущей картинки.

31. Переходим к осмотру т.н. «затворов». Это кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Последним Костомаровским отшельником (жил в пещере Покаяния) был отец Петр, расстрелянный в 1937 году прямо на том месте, где принимал исповедь. Напомню, что затворов в Костомарово три. Вот первый. Еще один я не стал фотографировать, так как он в целом очень похож на этот.
32. Меловая порода здесь достаточно мягкая, поэтому сильно подвержена проникновению влаги и образованию зелёных водорослей. Все Костомаровские пещеры очень страдают от влажности, хотя даже зимой температура в них не падает ниже +13+14 гр. Говорят, затворники имели такой вид, что могли им напугать деревенских жителей. В Спасском храме есть отдельный ход, где старцы слушали литургию, скрытые от глаз прихожан. В этом, самом тесном затворе, жил монах-столпник. Всё своё время он проводил в молитве стоя, и даже на ночь его привязывали к стене.

33. Идём дальше. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Строительство начато в 1903 году, но полностью завершено только недавно. Про диву над входом пишут, что отреставрированная, но выглядит, если честно, будто бы полностью сложена из отдельных камней.

34. С площадки перед храмом хорошо видно монастырскую трапезную и домик игумении. Чуть дальше расположен хоздвор, а на склоне горы виднеется местный «Гефсиманский сад».

35. Заходим внутрь. Как и придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии храм Серафима Саровского тоже оформлен фресками. Зрелище, конечно, удивительное.

36. Что интересно, богослужения здесь совершаются всего два раза в год в дни памяти преподобного. В 1993 году под руководством протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение обители. И первая служба прошла именно здесь. Приехавшие на нее паломники из Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. С утра верующие начали расчищать пещеры. В 1997 году в Костомарово приехали первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима, Иосафа и Дионисия. 1 апреля 1999 года Священный Синод РПЦ принял Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.

37. Еще один вид на трапезную.

38. Вход в знаменитую на всю Россию пещеру Покаяния. Еще выше по склону стоит крест (см. карты-схемы). Так называемая «Костомаровская Голгофа».

39. Это самое влажное подземелье в Костомарово. Для понимания прилагаю фото потолка. Кстати сказать, стены в этой пещере не пачкаются мелом, потому что выкрашены белой краской.

40. Пещера Покаяния представляет собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого врезаны иконы. Якобы всё это вкупе помогает грешнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету.

41. Иконы, естественно, керамические. Икона святогоТихона Задонского.

42. Наугад остановился только у двух икон. И второй оказалась икона святого Андрея Первозванного. Не знаю, почему-то мне это показалось каким-то знаком свыше. Коридор действительно длинный, икон реально много, почти полная темнота, а я остановился аккурат у «тёзки». Кстати, как выяснилось, святых Андреев в христианстве аж семеро (!).

43. Потолок по ходу движения становится ниже и ниже, и в исповедальне уже по неволе любому (кроме карликов) придётся склонить голову. На исповедовавшегося накладывалась епитимия — он выполнял тяжелую физическую работу при храме.
На аналое лежит листочек, спрятанный от сырости в файл, с молитвой для современных паломников.

44. Осмотр завершен. А между тем в Костомаровскую балку медленно спускается ночь. Пора возвращаться домой. Впереди почти 200 км пути.

45. И крайнее фото для путешествующей и фотографирующей братии. Потому-то в сети почти нет фотографий изнутри.
Для любителей копипасты и халявного контента, ввиду эксклюзивности фотографий в этом посте, считаю нелишним ещё раз напомнить, что:

согласно действующему законодательству за использование фото без разрешения, правообладатель может требовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Такая же компенсация полагается за удаление информации об авторе. Я регулярно отслеживаю свои фотографии с помощью специального софта на предмет их незаконного использования. Получить разрешение на использование данных фотографий или купить их для индивидуального или коммерческого использования можно, связавшись со мной любым доступным способом.

Еще из пещерного цикла:

Дивногорье зимой Пещера Каземат Гора Шатрище Пещера Шатрище Пещера Ухо

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная индексируемая ссылка на источник обязательна.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*