admin / 22.11.2019

Прогулы в школе

Прогулы школьников: что делать учителям и родителям?

Вот несколько историй, до боли знакомых многим педагогам и родителям.

«Я не хотел получить «двойку»

Ученик 5 класса Артем не появлялся в школе три дня. Классный руководитель спросила у его друга Ивана, что с Артемом. Иван сказал, что Артем болеет. На всякий случай, учитель уточнила информацию у родителей. Те удивились и ответили, что мальчик ходит на учебу каждый день и возвращается в положенное время. Когда прямой вопрос был задан Артему, он признался, что вместо школы гуляет. «Мы должны были писать контрольную по математике. Я не хотел получить «двойку», — пояснил он.

«Там не интересно»

Восьмиклассник Антон учился очень хорошо, выступал на городских школьных олимпиадах по математике и информатике. Вдруг часто стал пропускать школу без уважительной причины, пропадать в местном компьютерном клубе.

По признанию родителей, сын изменился: начал грубить, раздражаться по пустякам, вечером допоздна засиживается у компьютера.

Сначала они сами поддерживали увлечение Антона онлайн-играми, потому что он успешно участвовал в соревнованиях, а теперь опасаются за его здоровье и успеваемость: по большинству предметов мальчик «съехал».

Изучив ситуацию, школьный психолог смогла вызвать Антона на откровенный разговор. Она спросила, почему он перестал уделять внимание школе. «Там не интересно», — просто ответил тот.

«Меня учитель на уроки не пускает»

Дмитрий регулярно стал пропускать уроки русского языка и литературы в 6 классе. Учитель сообщила об этом классному руководителю, та — матери мальчика.

Дима учился слабо, и каждый прогул снижал его шансы закончить год с положительными оценками. Поговорив с сыном, мама возмутилась: мальчик сообщил, что его не пускает на уроки учитель!

Собрали малый педсовет. Был приглашен учитель, которому в присутствии Дмитрия и его мамы был задан вопрос, по какой причине мальчик пропускает его уроки. В ответ недоумение. Тот же вопрос мальчику.

Дима признался, что солгал матери: школу он прогуливал по собственной инициативе и вместо уроков курил с друзьями в парке.

Кто в группе риска?

В группе риска по прогулам дети, имеющие следующие проблемы:

  • страх получить плохую оценку
  • отсутствие авторитета у одноклассников и желание «стать своим» у неформальных лидеров
  • наличие вредных привычек, пристрастие к наркотикам (Читайте также: Как узнать, что ребенок принимает наркотики, курит?)
  • отсутствие интереса к учебным предметам и мотивации к получению знаний
  • предпочтение участия в мероприятиях, которые в шкале ценностей ребенка стоят выше уроков: соревнованиях, клубах по интересам и т.д.
  • трудности в освоении отдельных предметов
  • отставание в силу более низких, чем у сверстников, способностей к обучению
  • конфликт с учителем или одноклассниками
  • травля одноклассников
  • боязнь не оправдать завышенные ожидания родителей
  • вседозволенность

Как предвидеть проблему прогулов?

У ребенка, имеющего склонность к прогулам, есть особенности поведения, отследив которые, можно предотвратить пропуски занятий:

  • с утра, перед школой, у него плохое настроение
  • он постоянно негативно отзывается об одноклассниках, учителях
  • старается дистанцироваться ото всех, в том числе от родителей
  • ребенок неохотно делает уроки, садится за них поздно вечером, к домашним заданиям подходит формально
  • от него часто можно услышать просьбу не посещать школу в понедельник или в пятницу/ субботу
  • жалуется на частые головные боли или боли в животе
  • нарушен сон
  • он скрытен, иногда от него пахнет сигаретами, в некоторых случаях вы наблюдаете нарушения координации движений
  • ребенок стремится в «плохую» компанию, в которую входят дети с отклонениями в поведении

Если вы заметили один или несколько признаков-предвестников, срочно принимайте меры по предотвращению прогулов, причем комплексно: семья и школа должны работать с проблемой сообща.

Как бороться с прогулами школьников?

Единственный способ решения проблемы прогулов — построение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните не с порицания и запугивания, а с откровенного разговора о мотивах его поступков.

Проблема

Способ решения

Конфликт с учителем, сложности в освоении предмета

  • Разработать программу устранения непонимания между педагогом и учеником, договориться о дальнейшем взаимодействии*
  • Прибегнуть к услугам репетитора
  • Не вызывать ребенка к доске, по возможности работать с ним с использованием индивидуальных заданий до тех пор, пока он не почувствует себя уверенно

Не находит общего языка с одноклассниками

  • Учителям и школьному психологу продумать меры по вовлечению ребенка в коллектив, родителям активнее включаться в жизнь класса
  • Давать ребенку посильные поручения для внеклассных мероприятий, хвалить его за исполнение, повышая самооценку, на классном часе
  • Стараться включать его в групповую деятельность, как на уроке, так и во внеклассной работе

Есть подозрение, что ребенок курит или принимает наркотические вещества

  • Родителям обязательно проконсультироваться у нарколога: возможно, ваши подозрения не беспочвенны
  • Поговорите с ребенком откровенно, помогите ему признаться. Эффективная работа с зависимостями проходит только при наличии полного доверия

Ребенок связался с «плохой» компанией

  • Постарайтесь выяснить, что ему нравится в новых друзьях. Подумайте, как можно удовлетворить его потребности иным путем
  • Заинтересуйте ребенка занятиями в спортивной секции, ведь чаще всего дурное общество притягивает своей мнимой «крутизной». Покажите ему: спортсмены – вот кто действительно «крут». Пусть у него появятся другие кумиры

* Нет смысла переводить ребенка в другую школу: если ему трудно ладить с людьми, то эта проблема будет «кочевать» вместе с ним. Гораздо правильнее помочь ему справиться с ней с помощью всех заинтересованных сторон: семьи и школы. Только так можно искоренить прогулы школьников.

Фото: Марина Учеватова.

«Я за прогулы, отдых вне плана и нарушение графиков». Почему пропускать школу — это не трагедия

Январь — очень тяжёлый месяц. Сначала ждёшь праздников на последнем издыхании, а потом на том же издыхании пытаешься включиться в работу и учёбу. Писатель Маша Трауб рассуждает, почему детям сложно привыкнуть к графику зимних каникул и насколько вообще нормально пропускать школу по собственному желанию.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Дети не понимают, почему в прошлом году, например, они выходили в школу 10 или 11 января, два года назад пропустили три недели, уехав кататься на лыжах или загорать в тёплые страны, а в этом — будь добр, иди как положено, по графику. И даже то, что в этом году официально никакого задания на праздники не выдавалось, а в прошлые годы приходилось заглядывать в учебники и смотреть «дополнительные материалы», настроение ребёнку не поднимает.

Моя дочь учится по триместровой системе, и в конце февраля детей опять ждут урезанные по новым правилам каникулы. Вместо законных девяти дней, включая выходные, пять — каникулы начинаются со среды. Вот объясните ребёнку, почему было так, а стало иначе? Я знаю, что во многих школах, где сильны представители родительских комитетов, вернули старый график. Так удобнее не только детям, но и работающим родителям, которые подстраивают свой отпуск под детское каникулярное время.

Фото: (Lipatova Maryna)

Есть ещё один законный способ — написать заявление на имя директора школы, в котором сообщается, что ребёнок не будет посещать школу «по семейным обстоятельствам»: «Все задания будут выполнены, ответственность за ребёнка беру на себя». Такая-то, в скобочках, мать, такой-то отец, законный представитель, указать нужное. Бред, конечно. Этих бумажек у классного руководителя скапливается целая стопка перед каждыми каникулами и праздниками.

Я, например, считаю, что прогулы жизненно необходимы каждому ребёнку

Если мне иногда хочется лежать в кровати до обеда и читать книгу или смотреть дурацкое кино, не вылезать из пижамы до вечера и есть всякую гадость, а не то, что положено, то почему у ребёнка не может быть таких же желаний?

Дети разные. Кому-то нужно непременно приключение — подогреть градусник на батарее или в чашке с чаем, сообщить, что болит живот, голова, попа и ногой невозможно пошевелить. Сын моей подруги Кати, восьмилетний Кирилл, именно так и поступает. Мать же готова совершенно официально оставить его дома, но хочет об этом знать хотя бы с вечера. Она тоже не прочь выспаться, а не натягивать штаны поверх ночнушки, пить на ходу кофе, чтобы отвезти Кирюшу в школу. Но Кириллу нужны приключения, экшн. Поэтому он устраивает матери спектакль с душераздирающими сценами.

— Кирюша, я разрешаю тебе прогулять завтра. Только давай у тебя ничего не будет болеть. Я же волнуюсь, переживаю. Не знаю, везти тебя в больницу или нет, — умоляет Катя, но безрезультатно.

Мой сын Вася, когда учился в школе, прогуливал по факту. Твёрдо и решительно. Приходил и объявлял, что ему нужна справка от врача, причём срочно, заявление на имя директора или сообщение классному руководителю. Иногда — задним числом. Пару раз я спорила. Бесполезно. Все — и я, и классная, и директор — знали, что справка (записка) липовая, но ничего поделать не могли. Последние два года — в десятом и одиннадцатом классах — сын вообще ходил, кажется, только на физру. Остальные предметы сдавал оптом во внеурочное время. Он был олимпиадником, и одна выездная олимпиадная школа сменялась другой. Подмосковье, дальнее и ближнее, другие города. Учителя про это прекрасно знали, поддерживали его, всегда шли навстречу, но в заявлениях я по-прежнему писала: «по семейным обстоятельствам».

Моя дочь устроена иначе. Она не умеет прогуливать

Идёт «через не могу», потому что в этот день важная контрольная, заболела староста класса, а моя Сима — первый заместитель старосты, надо сдать тетрадь с домашней работой, отнести флешку с проектом. Я пытаюсь её убедить в том, что ничего страшного не произойдет, предупрежу классную руководительницу, возьму справку, сама схожу в школу и отпрошу её. Но дочь смотрит на меня и искренне возмущается: «Разве можно обманывать? Прогуливать — плохо».

Фото: (Valeriya Popova 22)

Она отличница, перфекционистка, чересчур ответственная и не может нарушить обещание, которое дала, или не выполнить обязательство, которое на себя взяла. Я предлагала прогулять тренировку и натыкалась на удивленный взгляд: «Мам, ты что, не понимаешь? Я один раз прогуляю, потом нагонять придётся! В начале февраля — соревнования! Кто к ним готовиться будет? Ты? Или тренер?»

Да, я прекрасно понимаю, что растерять физическую форму легко, а вернуть — очень тяжело. Но я не знаю, как сделать так, чтобы дочь выдохнула. Насладилась законным прогулом. Повалялась в кровати в свое удовольствие, а не следовала жёсткому графику — школа, уроки, тренировка, доделать уроки, диета. Сделать проект, поучаствовать в конкурсе, вызваться нарисовать плакат. Плюс рисование с домашним заданием.

— Давай прогуляем рисование? — предлагала я.

— Ты что? У меня же конкурс на носу! Я же не могу подвести педагога! Она на меня рассчитывает!

— Давай откажемся от рисования или гимнастики? Тебе тяжело.

— И что я буду делать?

Да, стоит дочери приболеть, а мне — получить законное основание оставить её дома, как она начинает страдать. Она все равно что-то делает: шьёт, смотрит онлайн-курсы, решает задачки. Ей важно быть занятой.

Но если она действительно не хочет куда-то идти, то выдает температуру под 39, рвоту, диарею и всё остальное. Стоит ей сказать, что всё — она остается дома, вызываем врача, как моя дочь немедленно выздоравливает. Будто ничего и не было. Я, как и моя подруга Катя, умоляла дочь просто сказать, что ей не хочется куда-то идти, устала, просто нет желания выходить из дома. Но нет. Не признается. Всё непременно должно сопровождаться температурой у дочки и моими хождениями по потолку.

Сын играл с переломом лучевой кости важный, с его точки зрения, футбольный матч. И только после этого признался мне. Скрывал опухшую руку под одеждой, сутки делал вид, что всё хорошо. Дочь убеждена, что единственная уважительная причина не явиться на соревнования — смерть. Остальное — не повод. Она выходит на ковер, хотя до этого может лежать тряпочкой, но на минуту двадцать секунд выздоравливает, отрабатывает и лишь после этого опять позволяет себе потерять силы. Я не учила этому детей, не требовала, не заставляла.

Я за прогулы, отдых вне плана и нарушение графиков. Оба моих ребёнка пошли явно не в меня

У нас в классе есть девочка Ариша. Её мама, выступающая в родительском чате под ником «принцесса Софи», обладает железной психикой. Ариша ходит в школу редко. А если и ходит, то на первый урок попадает разве что чудом. «Принцесса Софи» честно объявляет всем, что они проспали, у Ариши, кажется, болит горло и она какая-то бледная. Иногда «принцесса Софи» с утра пишет в чат, что темно, холодно, ей как-то не по себе, так что они в школу не пойдут. Ариша плохо учится, но у неё очень устойчивая нервная система.

Честно, я не знаю, как правильно. Но точно поняла, что даже в этом вопросе к детям требуется разный подход. Прогуливать школу, удлинять или соблюдать каникулярный график можно и нужно, но только если этот режим подходит именно вашему ребёнку. Ну и хотя бы один раз показать ему, как нагреть градусник на батарее, — это просто весело.

Внимание! Прогульщики в школе статья

Ермакова Жанна Алексеевна,

социальный педагог

МОУ Речицкая СОШ

Внимание! Прогульщики в школе

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Субъективные

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению. Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке, порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Объективные

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

  1. Неправильная организация образовательного процесса, не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива, ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний, конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам. Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

Родители:

  • Не являются авторитетом для ребенка. Он не считается с их мнением, а те допускают вседозволенность и безнаказанность.
  • Не уделяют внимания ребенку, не оказывают помощи в решении школьных проблем. Ребенок воспринимает ситуацию как знак к тому, что его старания в обучении не интересуют родителей. Он ищет внимания на стороне.
  • Подавляют ребенка, предъявляют завышенные требования. Страх огорчить родных и не соответствовать ожиданиям ведет к прогулам.
  • Слишком опекают ребенка. При малейшей жалобе на недомогание ребенка оставляют дома, потакают капризам, оправдывают пропуски перед учителями. Позже, прогуливая школу, ребенок знает, что родители пожалеют, прикроют и не накажут.

Почему прогулы вредят

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, плохой компании и с вредными последствиями.

Систематические прогулы школы порождают:

  • отставание в освоении школьной программы;
  • негативную репутацию ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
  • вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикоманию, игроманию, наркоманию;
  • отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
  • несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
  • ранние беспорядочные половые отношения;
  • совершение правонарушений.

Если ребенок обманывает

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

  • частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
  • постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
  • вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
  • негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
  • безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
  • замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.

Что могут сделать родители

Если родителям небезразлична судьба сына или дочери, они должны найти способ разрешения ситуации. Действия взрослых не должны иметь одноразовый характер, эффективен лишь комплекс мер – сочетание ограничения и поощрения, строгости и доброты. На этом строили свои педагогические идеи известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

Жасмин пожаловалась на характер дочери

Конкретные шаги зависят от причин прогулов:

  1. Универсальный первый шаг – откровенный, доверительный, терпеливый разговор с ребенком, направленный на выяснение проблем, порождающих прогулы. Разговаривать надо постоянно, учиться слушать ребенка и слышать его боль, проблемы, потребности, какими бы простыми и наивными они не покажутся.
  2. Беседа с администрацией школы, учителями, одноклассниками, друзьями. Тон беседы – конструктивный, без скандала, высоких интонаций, взаимных претензий и критики. Цель – увидеть ситуацию с другой стороны, найти совместное решение.
  3. Если проблема в отставании и пробелах знаний – обратиться к репетиторам, предложить посещение дополнительных занятий в школе, оказать личную помощь в освоении предмета.
  4. Проблема в неуверенности и страхах ребенка – для повышения самооценки предложить записаться в кружок, секцию, уделить внимание совместному семейному досугу.
  5. Конфликты с одноклассниками и педагогами – привлечение личного жизненного опыта, помощь психолога. В отдельных случаях – альтернативный вид обучения, дистанционное или свободное, перевод в другой класс или школу.
  6. Если причины прогулов в компьютерной и игровой зависимости, эффективно воспитание ответственности и организованности через четкий график расписания дел, где на компьютер выделен ограниченный промежуток времени, при условии выполнения домашних обязанностей, уроков.
  7. Если причины прогулов вызваны неблагополучием в семье, прогулы могут рассматриваться как протест. Надо наладить семейную жизнь и дать ребенку возможность учиться.

Главное – не стоить ждать, что все уладится само собой. Проблема есть – ее надо решать. Усилия взрослых будут вознаграждены, и когда-нибудь ребенок скажет вам «спасибо».

В Государственной Думе прозвучала новая инициатива от депутатов КПРФ, которые считают, что родителей учащихся, прогуливающих школьные занятия, следует наказывать рублем, то есть облагать штрафом до пяти тысяч рублей за регулярные пропуски уроков без уважительной причины.

Если же ребенок младше четырнадцати лет, прогуливающий школьные занятия, будет уличен в правонарушениях, совершенных в одиночку или в компании, сумма штрафа для его родителей составит уже 10000 рублей.

Мы не видим в открытом доступе точных данных статистики школьных прогулов, научного анализа этой информации, и потому не задумываемся о многих проблемах детей, которые, не получив вовремя помощи и внимания, попадают в асоциальную среду и в будущем не находят своего места в жизни.

У всех на виду, конечно же, элитные школы с углубленными программами, выпускники которых полным составом переходят в лучшие вузы. В них-то прогульщиков крайне мало. И это понятно, ведь не посещая занятий, такие ребята «не потянут» усиленную учебную нагрузку и в итоге окажутся отчисленными за академическую неуспеваемость. Да и поступают в такие школы обычно весьма мотивированные ученики, которые, как правило, находятся под строгим родительским контролем.

Но во множестве обычных российских школ, на самом деле, не так уж редко встречаются ситуации, когда ученик не появляется в классе в течение месяца, двух, и никто не бьет в набат по этому поводу, не кричит о помощи.

По опыту советской школы, мы помним, как вопросы прогулов обсуждались на педсоветах, как учителя приходили домой к родителям прогульщиков, беседовали с ними или хотя бы ставили в известность. Не всегда все получалось гладко, но кому-то удавалось и помочь.

Сегодня такая практика как-то тихо сошла на нет. А если и придут на дом к неблагополучным семьям представители школы или родительского комитета, в первую очередь люди вспомнят о происках ювенальной юстиции. И не откроют дверь.

А кто придет за штрафом?

Действительно, как уважаемые коммунисты представляют себе процесс штрафования родителей? И кому это поможет? Бывают «трудные» семьи, где родители выпивают и не следят пристально за своими детьми. Заплатив штраф, они трезвенниками не станут. Ребенку, получившему выговор или даже физическое наказание, лучше не станет. Мотивации к учебе он не получит. А прогуливают уроки, как правило, именно из нежелания учиться.

Бывает, что вообще нет родителей, ребенок живет с бабушкой, которая не имеет возможности оплатить штраф в пять тысяч. Жизнь детей в таких семьях не назовешь счастливой, но эти проблемы не решить финансовыми санкциями, визитом инспектора ЮЮ и помещением ребенка в детский дом.

Есть также ситуации, когда адекватных родителей обманывают «трудные» дети. Здесь, вероятно, на ранних этапах ребенку не хватило внимания и контроля. В какой-то момент ребенка упустили из виду. Он стал прогуливать, обманывать, жить какой-то своей жизнью. Интересно, от штрафа ситуация изменится? Как вы думаете?

Учителя, классные руководители считают, что больше всего прогульщиков появляется в седьмых классах. Первые шаги в этом направлении начинают делать особо непоседливые ученики пятых классов. Вот с этого возраста, наверное, требуется усиливать контроль, уделять внимание дополнительно, мотивировать на учебу, помогать, если возникают трудности.

Для профилактики прогулов очень полезны интерактивные журналы и дневники, просматривая которые родители вовремя видят информацию о прогулах. Соответственно вовремя имеют возможность отреагировать и призвать любимое детище к ответу. Но если нет в школе оборудования, компьютеров, взаимодействие педагога и родителя можно осуществить традиционными методами. Классный руководитель может позвонить родителям, пригласить в школу и вместе обсудить поведение ребенка, его причины и способы исправить ситуацию.

В любом случае, лучше заранее проводить профилактику прогулов, чем устанавливать штрафы, которые никому не помогают.

Источник: газета «Столичный курьер»

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*