admin / 13.12.2019

Чревоугодие православие

Святые отцы о посте высказывались много, ибо подвиг этот был знаком каждому из них. Сегодня у нас есть прекрасная возможность, прочитав цитаты святых отцов о посте, ободриться и тоже попытаться отказаться от чего-то, к чему мы привязались.

Не будем забывать и того, что сказал преподобный Антоний Великий: «Нет добродетели выше рассуждения». Это значит что, вступая в пост, следует учитывать состояние своего здоровья, возраст и многие другие факторы. Если мирянин имеет какие-то серьезные болезни, то стоит посоветоваться со священником лично, чтобы найти ту меру поста, которая ему будет по силам и не навредит телу.

Суть поста заключается в том, чтобы научиться управлять своим естеством, научиться обуздывать свои желания, суметь подчинить себе свое нутро, а не идти на поводу у него…

Содержание

Святые отцы о посте:

Блаженный Августин о посте:

Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения.

Преподобный Иоанн Колов о посте:

Когда царь собирается взять неприятельский город, он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то безпорядочные желания изнемогут.

Святитель Иоанн Златоуст о посте:

Ты постишься? Удержи язык свой от зла и уста свои от лести и коварства. Ты постишься? Избегай клеветы, злословия, лжи, вражды, хуления и всякого излишества. Ты постищься? Беги корыстолюбия, грабительства, ссоры и душепагубной зависти. Если ты постишься для Бога — убегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние, как Милостивый и Человеколюбивый.

***

Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей.

***

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Василий Великий о посте:

Пост — дар древний; пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2,17). А сие: не снесте — есть узаконение поста и воздержания».

***

Если бы постилась Ева, и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в посте. Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления.

***

Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляются дьяволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о посте:

Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия.

***

К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи.

Святитель Феофан Затворник о посте:

Пост – не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысли, ни сердце не были отягчены.

***

Оглянись кругом и рассмотри: чем заняты все люди, из-за чего так хлопочут, на кого работают? Все до одного работают на желудок и все хлопоты об удовлетворении его требований: дай есть, дай пить. Сколь же великое благо обещается в будущем одним обетованием упразднения этого нашего тирана! Станьте теперь на эту точку и решите: куда же обращена будет неутомимая жажда деятельности, принадлежащая веку сему, в другом веке, когда не будет нужды хлопотать о желудке или вообще о житейском? Решить это надо теперь, чтобы приготовиться к тому, что нас ожидает в безконечном будущем.

Святая игуменья Арсения (Сребрякова) о посте:

Многие ученые нашего века говорят, что пост и все чиноположения церковные есть пустая обрядность, внешность, ни к чему не ведущая. А я, чем больше живу, тем более убеждаюсь, что все законоположения, установленные святыми отцами по внушению Святого Духа, есть величайшее благо, данное нам Господом, что все они необычайно спасительны по благодати, присутствующей в них. Ученые говорят: «Все это пустяки, важны только истины евангельские». – Я же скажу, что прямо постигнуть, стать на евангельские истины невозможно, обходя и пренебрегая уставами Церкви. Они, только они ведут нас к высочайшим истинам учения Христова.

Теперь мы говорим о посте, то есть о воздержании от многоядения и от излишеств, вообще для того, чтобы сделать тело наше более легким и тонким, более способным для духовных ощущений. И Господь Иисус Христос освятил это установление Церкви сорокадневным постом, и пост стал спасительным для нас, хотя мы по немощи нашей проводим его совсем не так, как должно бы. Но мы должны веровать, что наше естество чрез сорокадневный пост Господа Иисуса Христа очищено и сделано способным к духовным ощущениям. Мы должны веровать, что пост спасает нас не за наши подвиги, а благодатью, присущей ему, как установлению церковному. Один церковный звон подает нам спасение, напоминая нам своим погребальным тоном о смертности всего земного. Воздержание от пищи учит нас воздержанию от помыслов и чувствований страстных.

Воздержание есть первый шаг во всех добродетелях… Господь Иисус Христос говорит: Возлюби врагов своих, то есть злословящих тебя и укоряющих. – Как же это сделать? Он злословит тебя в лицо, не можешь же ты вдруг возлюбить его сейчас? Во-первых, воздержись, чтобы не ответить тебе тоже бранью. Далее воздержи свой помысл от дурной мысли об этом человеке и так дальше. Значит, первый шаг к любви – воздержание. Оно же приводит и к помощи Божией. А помощь Божия тогда сделается для тебя необходимой, когда ты станешь на воздержание от чего бы то ни было. Тут ты увидишь, что твоих собственных сил слишком мало, что тебе необходима помощь Божия и станешь просить ее всем существом своим. Так приобретается истинная молитва. Потом, во время поста наше обычное говенье, исповедание грехов и причащение Святых Тайн, кроме тех даров благодати, которые подаются нам при исполнении всего этого, напоминают и подвигают нас к тому величайшему покаянию, к которому мы должны прийти жизнью. Напоминают о том исповедании, которое должен принести человек непосредственно Господу, в глубочайшем познании своего падения и величайшей греховности своего естества, за которым должно последовать вечное соединение с Господом Иисусом Христом. Вот блага. Которые происходят от поста. Не станем бояться его и того, что проведем его не так, а станем радоваться, что он так спасителен!

Преподобный авва Дорофей о посте:

Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, поститься нам и языком. Также должно поститься нам и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть безстыдно и без страха. Также и руки и ноги должны удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит св. Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Тайн.

Святитель Тихон, патриарх Московский о посте:

Апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил.

Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне.

Преподобный Исаак Сирин о посте:

Дух не покоряется кресту, если прежде не покорится ему тело.

Преподобный Иоанн Лествичник о посте:

Лучше есть, и благодарить Господа, нежели не есть, и осуждать ядущих и благодарящих Господа.

Почему чревоугодие это грех и чем оно опасно

Рубрика: Добродетели и грехи

Почему чревоугодие — грех?

Что такое чревоугодие — вопрос, часто задаваемый священникам и верующим. В наши дни понимание серьёзности этого греха неуклонно уменьшается, а его проявления становятся всё тяжелее. Чревоугодие это одна из страстей в аскетическом учении Православия. Проявляется чревоугодие в пристрастии к изысканной пище, алкоголю, табаку и в несоблюдении установленных церковных постов. С точки зрения христианства нет ничего дурного в том, чтобы вкусно поесть. Но одно дело отметить какое-нибудь радостное событие застольем. А если такое застолье каждый день, и человек без них уже не может, то это уже чревоугодие.

Зависимость от чего-либо мирского, иными словами страсть, всегда порицалась Церковью. Тем более такая приземлённая, сводящая человека до почти животного уровня, зависимость, как пищевая.

«Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть» — учит святитель Иоанн Златоуст в своих беседах (45-ая беседа, 1 часть).

Чревоугодие

Причины и проявления чревоугодия

Главная причина чревоугодия — излишняя любовь человека к себе (самолюбие), к своему телу, и недостаточная любовь к Богу (эгоизм). Начальная стадия этой страсти — неспособность контролировать себя. Желание кушать сверх того, что нужно для утоления голода и даже для сытости, нанося вред своему здоровью. Часто толчком к развитию чревоугодия становится влияние друзей или родственников, своим примером помогающие начать курить или выпить. Поэтому человек, твёрдо решивший встать на путь исправления от греха чревоугодия, должен научиться говорить “НЕТ”.

Многие даже православные люди не соблюдают посты, ссылаясь на рекомендации врачей и нежелание навредить организму. В таком случае следует посоветоваться со знакомым священником.

Однако, не стоит и переоценивать собственные силы в посте.

“Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной.”, — пишет о степенях воздержания преподобный Амвросий Оптинский (Письмо о хульных помыслах, и о том, как вести себя по отношению к ним).

Святые Отцы о чревоугодии составили много наставлений и предостережений.

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей», — пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Выделяется и другой список:

  • стремление к потреблению слишком большого количества еды (обжорство);
  • пристрастие ко всяческим кулинарным изыскам;
  • излишняя привязанность к роскошным пиршествам;

  • зависимость от алкоголя;
  • неконтролируемая любовь к определённому виду съестного: шоколаду, кофе, газированным напиткам и т.д.;
  • нарушение постов;
  • тайноядение — грех, больше относящийся к проступкам в монашеской жизни.

Чревоугодие лишь начало

Святые Отцы нередко называют чревоугодие начальной страстью: только поборов её, имеет смысл начинать борьбу с другими страстями. Не победив малый грех, не победишь и великий.

От греха чревоугодия разрушается здоровье как телесное, так и духовное. Но главная опасность чревоугодия в том, что она влечёт за собой множество других грехов. Например, пьянство побуждает человека к сквернословию, святотатству, богохульству, блуду, гневу а иногда и к убийству. За объедением следует уныние. За пристрастием к изысканной пище идёт жадность, тщеславие, сребролюбие и воровство.

Не случайно чревоугодие считали одним из смертных грехов ещё в ветхозаветные времена. Например, чрезмерное влечение к пище и комфорту заставило народ Израильский роптать во время лишений в пути из рабства Египетского в землю обетованную. Многие евреи даже хотели вернуться назад, к безбожной и рабской, но сытой жизни. В Новом Завете Иисус Христос прямо заповедует ученикам воздерживаться от пьянства и объедения.

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», — говорит апостол Павел в послании к Ефесянам (5:18).

Не меньшую, а с течением времени и гораздо большую, опасность представляет пьянство.

“Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!” — так пишет о винопитии преподобный Лев (Наголкин), основатель и вдохновитель оптинского старчества.

Как бороться с чревоугодием

Ни один грех человеку не побороть без Божьей помощи. Поэтому первое условие избавления от страсти чревоугодия это молитва. Следующее средство борьбы — это самодисциплина и сила воли. Нужно заставлять себя придерживаться определённого распорядка питания, прилагать усилия, чтобы держать пост. Стараться избавиться от пагубных привычек пьянства, курения и регулярного объедания.

Мерой исполнения возложенных на себя обязательств касательно борьбы с чревоугодием является совесть. Ведь для каждого человека нужно индивидуальное количество пищи, общие стандарты для всех и на все случаи установить невозможно. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом и заключается воздержание.

К любому посту необходимо подходить разумно. Очевидно, что беременным, кормящим грудью и тяжело больным поститься нельзя, или умеренно по желанию.

Метки: чревоугодие грех, чревоугодие что это, чревоугодие это, что значит чревоугодие, что такое чревоугодие

Сегодня отцы Церкви расскажут Вам, как победить начало всех страстей и сохранить здоровье. Несколько важных советов от профессионалов духовной брани – в нашем сегодняшнем тексте.

Что такое чревоугодие и чем оно опасно?

Нам кажется, что чревоугодие не про нас. Вроде, употребляем пищу в меру. Но в том и коварство страсти, что в наши дни ее понимание совершенно упрощено и недооценено. Святые отцы ставят чревоугодие на третье (!) место после гордости и блуда. В общем-то, от привычки вкусно поесть, неспособности ограничить себя в еде на время поста и невоздержанности вообще и кроются многие начала других грехов.

Церковь не ограничивает человека: нужно есть, но не надо объедаться, можно пить, но не упиваться, лучше знать меру во всем.

Святые отцы говорили, что чревоугодие усыпляет ум и волю. Ненасытность в пище и пристрастие к изысканным блюдам обнажает страсти самолюбия и похотливости. Невозможность получить желаемое лакомство делает человека злым и раздражительным. На первый взгляд очень трудно понять, в чем же здесь грех. Ведь желание к употреблению пищи есть самая естественная потребность.

Но выходит так, что с нее все и начинается. Посмотрите на капризных детей, которые вдруг не получили лакомство. Нам кажется, что это просто детская шалость. На самом деле родители, сами того не желая, еще в малом возрасте через лакомства приучают детей к греху. Самые яркие последствия чревоугодия проявляются в человеке явно: от чрезмерного употребления пищи можно заработать ожирение, подорвать здоровье неправильным питанием (в основе которого обычно лежит пристрастие к сладкому, жаренному или мучному), а также заработать зависимость (например, от алкоголя).

И еще об одной крайности тут может идти речь. Как ни покажется странным, но увлечение диетами тоже можно считать разновидностью греха чревоугодия. Любая излишняя разборчивость в том, что мы едим, привязанность к определенным продуктам отвлекают мысли человека от главного в жизни. Ставя пищу на первое место, мы отдаляемся от Бога. Наверняка у каждого в окружении есть рьяные последователи определенных диет и теорий питания, посмотрите с каким высокомерием они относятся к тем, кто не разделяет их взглядов. Выходит, что из чревоугодия может родиться и злость, и гордость, и тщеславие.

Прямая речь: святые отцы о борьбе с чревоугодием

«Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души»
«…Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиною погона; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением их было и сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия…»
Святитель Иоанн Златоуст

***

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей»
Иоанн Кассиан Римлянин

***

«…Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю; а если не овладеешь им, то сделаешься добычею смерти»
Святитель Василий Великий

***

«Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки есть да есть, глаза не сыты – это грех»
Варсонофий Оптинский (Плиханков)

***

«…Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни; ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом»
Василий Великий

Постом и молитвой: как победить страсть чревоугодия?

Победить привычку к чревоугодию одной силой воли сложно.

«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1)

Говорит нам Господь со страниц Евангелия. Выходит, что первым шагом на пути к победе над первой страстью нужно прибегнуть к молитве:

Страсть чревоугодия и как с ней бороться по учению святых отцов

Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог

«Обуздывающий чрево умаляет страсти, а побеждаемый многоядением размножает сластолюбивые похоти»

Преподобный Нил Синайский

ЧРЕВОУГОДИЕ

Иллюстрация Гюстава Доре, 1873 г., к «Гаргантюа и Пантагрюэль»
(фр. La vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel) — сатирическому роману французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне.

Пьянство – церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться (как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие).

Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе?

Отвечает священник Афанасий Гумеров.

Виды чревоугодия: пьянство, тайноядение, сластолюбие, гортанобесие (удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом), многоядение .

Смотрите на сайте архимандрита Ианнуария (Ивлиева): Греховные страсти. Развитие и классификация.

профессора, иерея, настоятеля Храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Григория Игоревича Григорьева

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

Вылечить алкоголизм, именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут в клинике по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией – МИРВЧ (Международный институт резервных возможностей человека).

Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т.п.).

Гортанобесие – страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями (гурманство).

Семь смертных грехов
1475-1480 гг.
Иероним Босх (1450-1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

Иероним Босх. Семь смертных грехов 1475-1480 гг. Чревоугодие. Фрагмент.

Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла: «их бог – чрево» (Флп. 3:19), т.е. чрево – их кумир, идол.

Смотрите и слушайте лекцию священника Максима Каскуна: «Страсть чревоугодия и борьба с ней».

Академик Уголев А.М.

Первый фильм — «Устройство системы пищеварения человека» или «Живая еда 1».

Третий фильм — «Гормональный фон зависит от питания» или «Живая еда 3».

Уголев предложил теорию, согласно которой существует три типа пищеварения: внеклеточное дистантное, внутриклеточное и мембранное (пристеночное, контактное).

Симбионтное пищеварение происходит под влиянием ферментов, синтезированных симбионтами макроорганизма (микроорганизмами) пищеварительного тракта. Так происходит переваривание клетчатки пищи в толстой кишке.

Итак, мы видим, что адекватной пищей человека является еда, рекомендованная ему Господом Богом, а исключительно важный, для здоровья и жизни людей, путь к открытию академика Уголева А. М., был указан в Библии много тысячелетий назад (Быт. 2:9, 16–17).

Адам и Ева в саду Эдема, 1530 г., Лукас Кранах Старший (1472–1553)

Как же случилось, что, первый человек, изначально сотворенный нетленным и потенциально бессмертным, соблазненный диаволом и впавший в грех непослушания Богу, в своих потомках приобрел болезни и смерть?

Думаю, что, в том числе, из-за продолжающегося упорства и непослушания Богу и «благодаря» чревоугодию (смотрите «Духовно ориентированную терапию кожных больных»).

Что говорит Библия о том, какую пищу заповедал Бог человеку?

Адам и Ева, 1376–1378, Дж. де Менабуони (1320–1391), фреска в Падуанском баптистерии

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Итак, употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о потерянных благах и о том наказании, которое постигло человеческий род за преслушание» .

Преп. Максим Исповедник

Что говорит Библия о том, разрешил ли Бог людям есть мясо?

Итак, чем питался человек после изгнания из Рая?

Источники и литература

1. http://azbyka.ru/shemy/vosem strastei.shtml

2. http://livelymeal.ru

3. Библия.

4. Священник Михаил Шполянский. Как приготовиться к исповеди и причастию. Практическое пособие для православного христианина. – М.: Отчий дом, 2008. – 128 с.

5. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина, 1985. 544 с. ил.

7. Уголев А. М. Естественные технологии биологических систем. – Л. : Наука, 1987. – 317 с.

8. Уголев А. М. Теория адекватного питания и трофология. – Л. : Наука, 1991. – 272 с.

Эта страсть нарушает заповедь из Евангелия от Луки: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…» (Лк.21:34).

Апостол Павел в первом послании к Коринфянам наставляет: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:13).

Апостол Павел.

В Книге Иова сказано: «Он (человек) … не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего. Ничего не спаслось от обжорства его, зато не устоит счастье его» (Иов. 20:19–21).

Святой Иоанн Кассиан Римлянин.

Преподобный Нил Синайский наставляет: «Обуздывающий чрево умаляет страсти, а побеждаемый многоядением размножает сластолюбивые похоти» .

Преподобный Нил Постник (Синайский).

Преподобный Иоанн Синайский в «Лествице», Слове четырнадцатом «О любезном для всех и лукавом владыке чреве» говорит: «Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты (14:5)».

Преподобный Иоанн Синайский.

Святитель Феофан Затворник учит: «Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его» .

Святитель Феофан Затворник (1815-1894).

Страсть чревоугодия побеждается постом (смотрите статью «Роль поста в терапии кожных болезней»).

Святитель Василий Великий.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Пост тела — пища для души» .

Святитель Иоанн Златоуст.

Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала только качество. Да умолкнут же те, которые признают пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь в опытное изучение поста, они увидят значение качества пищи.

Напротив, пост вводит христианина в состояние духовное» .

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867).

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).

«Пусть пища станет вашим лекарством, и все лекарства будут заключены в пище» (Гиппократ).

Никогда не отчаивайтесь! Смотрите «Результаты» «ДО» и «ПОСЛЕ» терапии.

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

АННОТАЦИЯ

Книга: «Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд» написана, в связи с неоднократными обращениями больных псориазом к автору с просьбой издать руководство, позволяющее объективно изучить их болезнь, выстроить безопасную и полезную для здоровья систему лечебных мероприятий, ведущую к победе над серьёзным, мучительным недугом.

Автор видит причину происхождения псориаза в генетической предрасположенности человека, состоянии его нервной системы и кишечника. Проявления псориаза на коже человека автор расценивает, как попытку организма избавиться от нервного напряжения, внутренних и внешних токсинов. Это своеобразный сигнал «SOS!», фиксируемый кожей, исходящий от внутренних органов, в связи с нарушением равновесия между здоровьем и болезнью. Сигнал посылается хозяину. Цель сигнала — устранение заболевшим человеком причин приведших к этим изменениям. Без понимания происходящего и правильного мышления пациента эта цель недостижима.

Подробно описана терапия, лечебное питание для больных псориазом и другими дерматозами, даются рецептуры приготовления блюд. Книга предназначена для больных псориазом, дерматологов, микологов, врачей общей практики, педиатров, терапевтов, студентов медицинских вузов, училищ.

Предупреждение автора. Эта книга, кроме справочного материала, является источником информации о результатах, полученных моими пациентами и основана на моих исследованиях. Она не может быть использована для самодиагноза или самолечения. Консультация с врачом до осуществления любого лечебного воздействия абсолютно необходима.

Внимание! Очень важно соблюдение пациентом гипоаллергенной диеты (смотри в «Школе больного» соответствуюющую статью: «Роль диеты в терапии больных псориазом»). Диета при любом кожном заболевании такая же.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ, ФИЛЬМЫ, АУДИО ЛЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРА

Если Вы хотите познать истинное положение дел в медицине и знать какой опасности подвергается Ваша жизнь, пожалуйста ознакомьтесь со статьёй «Горькие плоды врачебных ошибок» в разделе «Школа больного».

Визуальное «Евангелие от Иоанна» это кинокартина, которая была слово в слово перенесена из Библии. История жизни Иисуса, описанная его учеником Иоанном, это 3-х часовое повествование переносит зрителя в древний мир, тщательно и скурпулезно воссозданный, включая оригинальный саундтрек, наполненный звуками инструментов из того времени. Картина точно следует тексту «Евангелие от Иоанна», не добавляя ничего из других евангелий и не пропуская сложных моментов.

Если Вы ещё не видели фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» обязательно посмотрите его.

Фильм «Страсти Христовы» о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после Тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором…

Если Вы хотите увидеть уникальные кадры, снятые очевидцами, как ангелы забирают душу праведного человека, услышать свидетельства людей, побывавших на «том» свете, посмотрите фильм Галины Царевой «Память смертная».

«О духовных наставниках»:

  • Часть. 1. «О духовных наставниках»;

  • Часть. 2. «О духовных наставниках»;

  • Часть. 3. «О духовных наставниках».

«О сущности Христианства»:

  • Часть. 1. «О сущности Христианства»;

  • Часть. 2. «О сущности Христианства».

Литература

2. Добротолюбие : В 5 т. / В рус. пер. святителя Феофана, Затворника Вышенского. – М. : Сибирская Благозвонница, 2010. – Т. 2. – 633 с.

4. Архимандрит Георгий (Тертышников). Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. – М. : ДАРЪ, 2006. – 664 с.

6. Преподобный Иоанн Синайский. Лествица. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. – 496 с.

8. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М. : ДАРЪ, 2008. – 776 с.

10. Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. – М. : ДАРЪ, 2010. – 592 с.

Книги по медицине

Оптинские старцы писали о страстях чревоугодия, винопития и курения, давали советы о борьбе с этими страстями.

О чревоугодии

Преподобный Лев наставлял:

«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».

Преподобный Антоний отмечал, что сердечному умилению более всего препятствуют превозношение (величание) и многоядение:

«Аще не имаши умиления в душе – разумей: яко величание имаши в сердце твоем или многоядением побеждаешися, сии не оставляют душу умилитися».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Иногда старец Амвросий говаривал кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

От излишнего угождения телу предостерегал и преподобный Иосиф:

«Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишнего покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела».

Пресыщенное чрево требует все большей пищи, но она не идет на пользу. Старец Иосиф пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано. Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Варсонофий подчеркивал, что чревоугодие ведет к многоспанию. Он советовал не есть до пресыщения:

«Сон и чрево связаны между собой. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положенного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты – положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест; глаза не сыты – это грех».

Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба – меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

Страсть винопития: как с ней бороться

Преподобный Лев писал о страсти винопития: она приносит «великое огорчение и болезнь». Также он отмечал, что для исцеления страждущего, кроме молитв за него, необходимо его собственное произволение, без чего и молитвы других людей могут быть безуспешны:

«О болезни… любезного вашего сына Z. я сердечно соболезную. Знаю, что вам и близким сердцу его приносит сие великое огорчение и болезнь. Мы по силе нашей обязываем себя молиться Господу о избавлении его от сей страсти, но надобно, чтоб было и его произвольное желание к оставлению сего и понуждение, а без того наши грешные молитвы не в силах успеть. Когда “праведного молитва поспешествует” только при чужом старании, кольми паче наша грешная молитва не может действовать без доброго произволения».

Старец так писал об участи подверженных страсти пьянства:

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!»

Преподобный Лев объяснял, что страсть пьянства попускается за гордыню и высокоумие или «нарушение совести противу святого супружества», то есть за нарушение супружеской верности. Преподобный советовал принуждать себя к смирению и прибегать к исповеди:

«И братцу вашему от полноты сердца желаю быть избавлену от пьянственной страсти; но только сия страсть попущается или за гордыню и высокоумие, или за нарушение совести противу святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, принудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить – истинно раскаяться пред искусным духовником… А потом Господь ему и поможет».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития».

Вообще Оптинские старцы обращали внимание на обязательную исповедь всем страдающим страстью винопития, так как причиной винопития часто бывает тоска душевная, а она происходит от неисповеданных грехов. Преподобный Амвросий обращал особенное внимание на то, что для борьбы со страстью пьянства необходима полная исповедь, начиная с самого детства:

«А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет».

Также старец советовал страдающим душевной тоской и страстью винопития при появлении тоски и уныния читать с поклонами молитву и Евангелие:

«Один человек, страдавший и тоскою, и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” – и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал то же, и таким молением при появлении тоски совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски, и от винопития чтением Евангелия».

Старец Иосиф советовал:

«Да избавит Господь Константина от пьянства. Пусть он поговеет и Святых Таин приобщится. А потом молебен отслужит Божией Матери и усердно попросит у Нее помощи».

Борьба со страстью курения

Страдающему страстью курения преподобный Амвросий писал:

«Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьcя оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. Раздражительность и тоска – это следствия болезненности души от табакокурения.

Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с 7 лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет – и опять читайте Евангелие. Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Таким образом, все Оптинские старцы видели духовные причины чревоугодия, пьянства и курения и советовали искать исцеления частой исповедью, причастием Святых Христовых Таин, молитвой и чтением Евангелия, понуждением себя к смирению и неосуждению, следованием заповедям Божиим.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*