admin / 19.12.2019

Что шьют из сукна?

Какие бывают шинельные ткани?

Главная Вопрос-ответ Какие бывают шинельные ткани?

Для пошива шинелей используются суконные ткани, которые производятся из пушистой нити, получаемой из коротковолокнистой шерсти. В процессе изготовления сукно подвергается увалке, в результате которой ткань усаживается в двух направлениях: по длине и, особенно, по ширине, а ее толщина увеличивается. Одновременно происходит «заваливание» поверхности ткани при котором свалявшиеся между собой волокна закрывают рисунок полотна. Именно от валки напрямую зависит качество ткани, а также определяются следующие ее параметры:

  • плотность;
  • прочность, в том числе и в носке;
  • ремнистость;
  • ровнота застила войлокообразного и его полнота;
  • отсутствие эффекта дряблости или рыхлости материала.

Шинельное шерстяное сукно должно иметь повышенный вес, в среднем этот показатель составляет от 650 до 800 г/м². Данная ткань должна иметь и сохранять свой внешний вид даже после намокания, обладать хорошими или отличными теплозащитными характеристиками, прежде всего за счет свой толщины, не быть подверженной смятию и противостоять истиранию в результате носки.

Виды шинельных тканей

Шьют шинели из следующих видов шерстяных тканей:

  • сукна;
  • драпа;
  • драп-кастора.

Драп-кастор

Это самая качественная ткань, для ее производства используется шерсть мериноса из которой производится суконная пряжа, тонкость которой соответствует №№ 15-16. У драп-кастора переплетение нитей двуслойное, с последующей особо тщательной увалкой, обеспечивающее особую плотность материалу. Но несмотря на свою плотность, этот вид драпа отличается особой мягкостью со способностью к формированию красивой и устойчивой складки в готовом изделии.
Драп-кастор – ткань для пошива генеральских парадных шинелей. Довольно сложен в работе и требует высокого мастерства швей – относится к так называемым «трудным тканям», которые требуют усилий мастеров, особенно при выполнении таких операций как утюжка швов, усадка материала. При разглаживании изделия требуется особая внимательность во избегание подпала ткани утюгом. Но итог таких усилий дает превосходный эффект в виде идеально сидящей по фигуре шинели, с идеальными и точными линиями, способностью сохранения своей формы в процессе носки.
Производится драп-кастор стального цвета под артикулом № 1130, плотность его составляет 725 г/ м², а ширина вместе с кромками – 138 см.

Драп мериносовый

Этот вид шерстяной ткани производится из пряжи мериноса №№ 11 и 12. Имеет двуслойное плетение при хорошей увалке поверхности полотна, основной цвет ткани – темно-серый. Для драпа мериносового недопустимой является рыхлость структуры и пушистость готовой ткани, чтобы исключить утрачивание первоначальной формы изделия за счет появления эффекта взлохмаченной поверхности полотна. В сравнении с драп-кастором, драп мериносовый значительно проще в работе: без опаски можно подвергать утюжке и легче выполняются швы.
Драп мериносовый – темно-серая ткань из которой шьют шинели генералов и старших офицеров для повседневной носки. Ширина полотна с кромкой ткани составляет 138 см, с плотностью 730 г/ м² и производится под артикулом 104.

Драп шинельный полугрубый

Этот вид ткани производится из шерсти, относящейся к полугрубой категории сырья с добавлением утильной (искусственной) шерсти, в некоторых артикулах допускается также наличие в составе хлопка. Имеет двуличное переплетение, с преимущественным выходом одного утка на лицевую сторону полотна ткани, а другого – на изнаночную. Полугрубый шинельный драп неоднороден по своему качеству, которое определяется такими факторами: качеством пряжи, валкой и плотностью нитей. Ткань не отличается особой мягкостью, но хорошо выдерживает носку и имеет вполне удовлетворительный внешний вид.
Из-за наличия в составе ткани волокон растительного происхождения и довольно большой плотности материала, пошив изделий из шинельного полугрубого драпа сопряжен с некоторыми сложностями. Особенно сложно выполнять влажную обработку ткани и утюжку. Основное назначение данного вида ткани – пошив шинелей для младшего и старшего офицерского состава. Производится драп шинельный полугрубый под артикулом 224 с шириной полотна 139 см, плотность материала составляет 790 г/ м². Предельно допустимая норма содержания растительных примесей в составе сырья для производства ткани не должно превышать 15%.

Сукно полугрубое

Ткань темно-серого цвета, которая по основным качествам и по внешнему виду схожа с полугрубым шинельным драпом. Ширина полотна составляет 139 см и используется также для пошива шинелей для офицеров старшего и младшего составов. Главное отличие – способ производств ткани. Вместо двуличного – используется полотняное плетение с более значительной и тщательной увалкой.

Сукно шинельное из грубой шерсти

Производится из шерстяной пряжи №№ 4,5-5,0. Смеска состоит из натуральной грубой шерсти, производственных обратов, утильной шерсти и хлопка. Получение качественного шерстяного полотна ткани обеспечивается хорошей увалкой и плотной выработкой. Дополнительно должен подстригаться верхний слой лицевой стороны. В производстве данного вида сукна может применяться два вида плетения: саржевое или полотняное. Саржевое плетение более плотное, ремнистое на ощупь, а полотняное – более рыхлое. Также ткань, полученная с помощью саржевого плетения легче в работе, а по качеству и тепловым характеристикам, стойкости при носке – предпочтительнее ткань с полотняным плетением.
Сукно из грубой шерсти идет на пошив шинелей курсантов военных училищ и офицеров младшего состава. Артикул Х-10, плотность – 745-760 г/ м², ширина – 139 см. Примесь хлопка в составе – 15 %.
В случае, если для пошива шинелей используется импортные материалы, то для этого предназначены два вида тканей:
1. Сукно АМ-6, цвета хаки для шинелей, шириной -144-147 см, в производстве которого используются грубая или полугрубая шерсть. В сравнении с отечественным сукном Х-10, АМ-6 тоньше и менее стойкое – поэтому потребуется более плотный слой прокладки, при этом носкость изделия из этого вида сукна можно обозначить как удовлетворительную.
2. Драп АМ-41, серый, с шириной полотна 140-148 см. Производится из смесок шерсти, в составе которых до 40% объема составляет шерсть утильная и 30% обрат. Этот вид драпа отличается рыхлой структурой, которая не представляет проблем в процессе пошива изделий, но сказывается в носке: ткань истирается достаточно быстро и взлохмачивается. Чтобы добиться большей уплотненности материала и соответственно увеличения срока носки, используется промежуточная и окончательная утюжка изделий, в процессе их изготовления.

Сукна: гимнастерочные, мундирные, шароварные

Это плотная, хорошо уваленная, ремнистая и стойкая к растяжениям ткань, а поверхность чистая и не поддается взлохмачиванию. В отличие от шинельных тканей, сукна более тонкие, вес одного квадратного метра полотна составляет около 450-500 г.
В зависимости от внешнего вида лицевой поверхности ткани, сукна могут быть: ворсовыми и безворсными.
Производство ворсового сукна ведется из качественной шерсти, а готовое полотно имеет гладкую и ровную поверхность с блеском, эффект которого особенно проявляется на изгибах ткани. В процессе изготовления сукна, ткань подвергается сначала ворсовке, а затем стрижке ворса с последующей его тщательной запрессовкой. При пошиве изделий из ворсового сукна важно следить за направлением ворса: правильно – сверху-вниз. Сукна безворсовые специально начесу ворса не подвергают, а их лицевую поверхность образуют равномерно свалявшиеся шерстяные волокна.
Этот вид суконных тканей делится на четыре типа, в зависимости от качества и сырьевых смесок сырья и тонины пряжи:

  • сукно-кастор мундирное;
  • сукно тонкое мериносовое;
  • сукно полугрубое;
  • сукно тонкое и полугрубое, смешанное.

Сукно-кастор мундирное

Ворсовая и безворсовая ткань производится из тонкой шерстяной пряжи, с хорошей увалкой и атласным застилом лицевой стороны. В целях получения большей плотности и прочности сукна может использоваться и нить тонкой крученной пряжи.
Вследствие большой плотности материала, а также стойкости к растяжению ткань представляет некоторую сложность при пошиве и довольно тяжело поддается обработке. Особая осторожность требуется при отделочных работах и выполнении швов. Например, сукно может легко повреждаться в случае если используются иглы большего, чем необходимо, размера или частой строчки. Сукно-кастор мундирное представлено артикулом 1205, являющимся опытной разработкой, цвет – «морская волна».

Сукно тонкое мериносовое

Для его производства используется суконная пряжа со средней тониной. Способ переплетения – полотняный, с хорошей увалкой. От сукна-кастор мундирного его отличает большая мягкость ткани, достигаемая за счет использования нитей среднетонкой шерсти. Вырабатывается сукно тонкое мериносовое – безворсным. Пошив изделий из него довольно легкий, также ткань хорошо обрабатывается влажным способом.

Сукно полугрубое из метисной шерсти

Для его производства применяются более толстые виды пряжи, но с меньшей плотностью, например, в сравнении с сукном-кастор или тонкого мериносового. Обладает меньшей мягкостью, в отличии от тонкого мериносового сукна, но способно хорошо держать форму, прочно в носке.
Все виды суконных шерстяных тканей (сукно-кастор, тонкое мериносовое, полугрубое из метисной шерсти) прежде всего идут на пошив мундиров, а также брюк и бридж к ним.

Сукно тонкое и полугрубое, смешанное

В производстве пряжи для данного вида ткани применяется хлопок, его доля достигает 40%. Ткань очень сильно сминается и обладает меньшей податливостью в обработке, особенно при утюжке, но выполнение швов не представляет никаких сложностей. Идет на пошив шаровар и гимнастерок.
Сукно тонкое смешанное с шириной полотна 139 см производится под артикулом № Б 102/50. А сукно полугрубое смешанное, шириной 138 см – под артикулом №112. Для него используются нити метисной шерсти с хлопком, доля которого составляет 35%.

Приборные сукна

Для околышей головных уборов, кантов, лампас, петлиц используются приборные виды сукна. В целях сохранения однородности окраски и цвета, а также для большей прочности к свету, в производстве данных видов сукон используются и только пряжа с шерстяными нитями. Кроме того, приборные сукна должны соответствовать некоторым требованиям:

  • поверхность ткани должна быть ровной и обладать стойкостью к трению, чтобы не взлохмачивать кант при носке;
  • быть достаточно тонким, так как вшивание кантов и других элементов одежды не должно образовывать толстых и грубых швов.

Наличие различных утолщений на нитях, узелков и иных мелких пороков на данных видах тканей, существенно понижают их качество. Для производства приборных сукон используются два вида шерсти: мериносовая – для получения тонких тканей, и метисная – для полугрубых.
Сукно лампасное имеет артикул 1039, производится из мериносовой шерсти и является самым качественным видом приборного сукна. Бывает исключительно повышенной плотности и ворсовым.
Сукно приборное мериносовое из тонкой шерстяной пряжи, с полотняным переплетением нитей. Артикул ткани № 106, плотность – 252 г/ м².
Сукно приборное полугрубое, артикул № 114, плотностью материала 414 г/ м², ширина полотна 138 см. По мягкости ткани, а также тонине, значительно уступает приборному мериносовому сукну.
Важно учитывать, что все приборные сукна до пошивки обязательно должны пройти усадку, в виде тщательной утюжки ткани, цель которой – исключить вероятность появления искривлений канта в готовом изделии.

Что такое сукно, описание ткани, применение и виды составов

Сукно согревает и защищает человечество от холода уже тысячи лет. Его используют для пошива одежды и утепления жилья. Материал так и не получил равноценной замены и сейчас остается популярным и востребованным, особенно среди жителей районов с суровым климатом.

История

Археологические раскопки подтверждают, что приспособления для ручного производства сукна были еще у самых давних племен. Его ткали в Древней Греции и Риме. В эпоху Средневековья основные мануфактуры находились в Англии, Фландрии, Франции и Саксонии.

На территории Киевской Руси ткали грубую и плотную материю, которой княжество Владимира Красное Солнышко даже торговало с иноземцами. Тонкие виды все же завозились из-за границы. В России суконное производство появилось под конец XVII века по указу Петра I, который сам носил теплый, добротный и недорогой кафтан из отечественного материала. Спустя 100 лет обмундирование из практичной и универсальной ткани было уже у всей армии. В некоторых случаях полотно становилось валютой, им расплачивались за службу у царя.

Как делают сукно

Основным сырьем для получения служит верблюжья и овечья шерсть, реже смесовые волокна. Высокосортные виды производятся из пушистой пряжи мериносов, длина которой составляет 7-8 см.

Собранное руно проходит много этапов обработки. Предварительно его перебирают, сортируют, промывают и обезжиривают. Затем пропускают через трепальные машины и вычесывают. После этого волокно поступает на прядильный станок и проходит процедуру валяния. От полной готовности полотно еще отделяет промывание и окрашивание. Теперь его отправляют в ворсильную машину и подстригают, очищают щетками на бастовальной установке и спрессовывают. И только теперь сукно считается готовым для отправки на швейное производство.

Описание и характеристики

В классическом понимании сукно – это плотная и тяжелая ткань из шерстяных волокон с ворсистой поверхностью. При изготовлении используется полотняное либо саржевое плетение. Характерной особенностью является валяная верхняя прослойка, перекрывающая нити. Внешне материал ворсистый и матовый, с однородной структурой, шероховатой и цепкой. Производится в широкой цветовой гамме, одноцветный и меланжевый.

Валяные полотна обладают следующими характеристиками:

  • высокая настилающая способность благодаря цепкой, шероховатой поверхности;
  • теплосбережение и защита от холода;
  • прочность и плотность;
  • практичность и долговечность;
  • воздухопроницаемость и гигиеничность;
  • специальная пропитка придает огнестойкость;
  • ткань не перекашивается при крое, хорошо режется и не осыпается на краях;
  • суконные изделия, кроме очень плотных и синтетических, можно гладить.

К недостаткам сукна относится значительный вес, усадка и сминаемость при эксплуатации, а также запрет на стирку. В местах активного трения – на рукавах, бортах или возле карманов появляются катышки и потертости. Высокая цена изделий, связанная со сложностями производства и дороговизной сырья.

Состав

В соответствии с видом входящих в состав волокон суконные ткани бывают натуральные и искусственные. К первому типу относятся шерстяные и полушерстяные полотна с войлочным настилом, например, драм, бибер и драдедам. Они могут быть разной плотности и ворсистости.

Выше всего ценится чистошерстяное сукно из одинаковых по толщине волокон в основе и утке. А вот в дешевых вариантах используют хлопчатобумажную долевую нить и смешанную пряжу из шерсти и вискозы для утка. Процент натурального сырья в таких тканях в диапазоне 60-80 %.

Разнообразие видов

Суконный материал классифицируется по нескольким параметрам.

В зависимости от плотности ткань бывает:

  • Тонкая – с высокой степенью уваливания ворсового настила;
  • Полугрубая – со средней толщиной;
  • Грубая – производится из толстой пряжи, что вызывает сложности при пошиве.

Показатель относительной плотности по основе составляет 45-70 %, а по утку 75-80 %. Поверхностное расположение волокон в среднем 320-450 г/м2. У сукна для спецодежды и ткани специального назначения этот параметр достигает 555 г/м2, а иногда доходит до 873 г/м2.

Виды сукна по сфере использования:

  • Шляпное;
  • Пальтовое;
  • Костюмное;
  • Шинельное и матросское;
  • Офицерское и генеральское;
  • Портяночное;
  • Бильярдное;
  • Приборное;
  • Техническое.

Армейское сукно – это гладкокрашеный материал, который производится со строгим соблюдением технологического процесса. В зависимости от качества шерсти и ее свойств используется для мундиров, шинелей и военных брюк. Дорогой разновидностью считается сукно «кастор» с атласным напылением стального цвета. Оно идет на парадные генеральские шинели. Теплый, зимний вариант отличается от тонкого материала более рыхлой структурой.

Шинельное сукно получило второе применение для рабочей спецодежды и рукавиц. Оно способно выдерживать высокие температуры, попадание искр и опасных соединений. Его используют в металлургической, литейной, химической и машиностроительной промышленности.

Охотники и работники добывающей отрасли ценят шинельное сукно за способность согреть и защитить от ветра и дождя. Такая одежда не издает шума и не боится огня, в ней можно ближе подходить к зверю и без опаски сидеть у костра.

Городское сукно (драп, вигонь, драп-велюр) заметно мягче, пластичнее и тоньше армейского, что можно понять даже по фото. Применяется для костюмов и пальто, оригинальных накидок-пелерин со струящимися фалдами. Сукно для бильярда с односторонним, приглаженным ворсом мягкое и приятное по тактильным ощущениям.

Возможно, не все знают и интересуются приборное сукно что это. Этот вид материала является наиболее распространенным. Представляет собой безворсовую ткань из смеси мериносовой или метисной шерсти и синтетических волокон, полученную полотняным плетением с последующей валкой. Вхождение в состав натурального сырья 78-85 %.

Приборное сукно тонкое, ровное и стойкое к трению. При сшивании не образует плотного шва, а край среза не разлохмачивается. Узелки, утолщения и неоднородность структуры указывают на низкое качество. Материал обладает влагостойкостью, прочностью и практичностью. Варианты использования – форменная одежда сотрудников силовых ведомств, головные уборы, петлицы, нашивки и шевроны.

Применение

Суконная ткань является лучшим выбором для теплой одежды повседневной носки. Это могут быть пальто, куртки, жакеты для мужчин и женщин. Из материала изготавливают обувь и головные уборы. Отдельные виды используются для военного обмундирования, рабочей одежды и экипировки охотников.

Материал из искусственных волокон имеет техническое назначение, для производства бумаги и впитывающих влагу прокладок.

Уход

Для удаления загрязнений суконные изделия сдают в химчистку. Стирать их не рекомендуется, потому что после процедуры теряется привлекательный вид, материал сваливается и превращается в войлок. Сукно подвержено смятию и требует глажки. Тонкое полотно гладят теплым утюгом, а толстое нагретым до высокой температуры. Материал из натуральных волокон нуждается в защите от моли.

Отзывы

Андрей

Моя работа связана с длительным пребыванием на улице, а в морозную и ветреную погоду спасает только бушлат из плотного сукна. По дому иногда приходится заниматься сварочными работами, то обзавелся еще и суконными рукавицами. Отличный материал!

А почему, собственно, шинель серая? Почему не черная, синяя или буро–малиновая? А потому, что экономика. Серый цвет — это естественный цвет ткани под названием сукно, из которого она пошита. А окраска сукна существенно поднимает стоимость ткани. К примеру, в 1776 году по документам того времени 1 аршин некрашеного сукна стоил 72 тогдашних копейки, а крашеного – 84 копейки. Поэтому, когда надо обмундировать дружину или оруженосцев, это не очень затратно, и немногочисленные средневековые вооруженные отряды щеголяли буйством расцветок, другое же дело, когда в бой вступают миллионные армии, здесь каждая непотраченная копейка дает в сумме существенную экономию оборонного бюджета. Заглянув вперед — вернемся к началу истории.

Итак, что такое шинель. Этимология слова «шинель» однозначно не определена, существуют несколько версий. По одной версии, которую можно прочесть в википедии, шинель образовалась от «французского слова chenille (современное прочтение: сениль, синиль — цветной шнур, пряжа, бахрома). Сениль была непременным атрибутом отделки военной одежды в прошлом, вследствие чего произошел перенос значения слова». С этой версией спорит другая, которая говорит, что да, слово французское, но переводится как «гусеница», и обозначала в то время широкую утреннюю одежду, которая украшалась зигзагообразным шитьем из галуна, это шитье напоминало извивающуюся гусеницу. Существует еще предположение, что слово произошло от искаженного прусского термина, обозначавшего «покрышку из грубого сукна для охотничьих собак». Короче говоря, похоже, мы так и не узнаем, откуда взялось это слово.

Само определение шинели довольно точное, энциклопедические словари говорят о том, что это «форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком», ранние словари оговаривают, что под шинелью понималась еще форменная гражданская одежда, которую носили чиновники.

Вопрос из зала.

— А зачем на этой одежде складка и хлястик?

Отстегнув хлястик, удерживающий складку или складки (бывало до шести складок) сложенной, шинелью можно существенно увеличить площадь укрываемой поверхности за счет дополнительного материала, который при обычном ношении прячется в складку; разложенная шинель превращается в одеяло или плащ–палатку, в которую можно закутаться полностью с головой, это что–то универсальной одежды.

Вопрос из зала.

— А почему шинели делали из сукна, шерстяной ткани?

А потому, что другой ткани массового производства больше не было. Современные люди, привыкшие к бесконечному разнообразию типов современных тканей, от кожи молодого дермантина до меха чебурашки, как–то упускают из вида то, что тогда в Европе материалов для изготовления тканей было раз, два и… все. Шерсть, лен, пенька. Но лен в основном шел на производство нижней одежды, он был непрочен и очень плохо окрашивался; пеньку изготавливали из стеблей конопли, которую вымачивали в воде многие месяцы, ткань из нее получалась грубой, так называемой «дерюжной», поэтому в основном из пеньки делали веревки и канаты.

— А хлопок? – спросите вы.

А не было тогда хлопка. Вернее, он был, но только не в Европе. Да, его привозили из Индии в виде хлопка–сырца, но он шел в основном на производство фитилей для свечей. И массовое производство хлопчатобумажных тканей началось только с наступлением промышленной революции, а это самый конец 18 — начало 19 века. Так что тут только шерсть, без вариантов.

Типы основных шерстяных тканей

•Сукно.

От чешс. «соукать» — мять, валять. Тканый материал из шерстяных нитей. После изготовления ткани ворс дополнительно сваливают так, чтобы валяная поверхность полностью закрывала переплетение нитей, т.е. нитей не видно вообще.

•Фриз.

От франц. «frise» — завивать. Грубое толстое сукно низкого сорта, имеющее слегка завитой ворс. Термин «фризование» в суконном деле обозначал операцию по приданию ворсу ткани легкой волнистости.

•Фланель.

От англ. «flannel» (от валлийск. gwlan — шерсть). Ткань с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом.

•Байка.

От голл. «baai» (от старофранц. baie — шерстяная материя) Мягкая, плотная ткань с более густым начесанным ворсом на изнаночной стороне.

•Камвольная ткань.

От нем. «kammwolle» — чесаная шерсть. Тканый материал из шерстяных нитей. В отличие от сукна, поверхность камвольных тканей совершенно гладка или слегка ворсиста, переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки отсутствует.

Первое упоминание о шинели в России относится к концу XV I II века, когда это нововведение пришло на замену суконного плаща под названием «епанча», бывшую тогда верхней одеждой армии екатерининских времен. Автором радикальной реформы по замене обмундирования русской армии был Павел I, ненавидевший все, связанное с матерью и ее фаворитом Потемкиным, и обожавшим все прусское. Уже на следующий день после восхождения на престол Павел I издал указ об отмене существующей формы одежды и переводе армейского обмундирования на прусский образец, вместе с этой формой вводилась новая верхняя одежда — шинель. Какая–то сермяжная правда в новой форме была (к примеру, гвардейский офицерский мундир эпохи Екатерины II стоил 122 рубля, а это треть годового жалования; мундир по павловскому указу стоил всего 22 рубля), но в основном армейцы эту одежду ненавидели из–за неудобства и старомодности. Общее мнение выразил А.В. Суворов, тогда фельдмаршал — «пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак; я не немец, а природный русак». Но шинель оказалась удачным нововведением — после скорой смерти Павла I, когда все с облегчением сняли павловскую форму и достали припрятанное обмундирование екатерининских времен, шинель осталась в русской армии.

Взошедший на престол после смерти Павла I его сын Александр I оставил шинель как верхнюю одежду армии. Покрой ее менялся с течением времени, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде того времени. Довольно сильное влияние на строй шинели оказала война с Францией, которая началась с 1805г. Вот французская шинель наполеоновской армии:

А это гренадер лейб–гвардии Финляндского полка в 1806г, в надетой шинели и скатанной, закрепленной на ранце. Шинель, как видно, стала короче шинели 1799г, стоячий ворот удлинился.

До 1858 года существенных трансформаций в форме шинели не было, затем были внесены изменения: шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.

Шинели для пехоты и кавалерии отличались длиной, у кавалеристов шинель была с разрезным шлицем и существенно длиннее, чтобы при езде на лошади полы шинели закрывали ноги и служили как попона для самой лошади. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной из того же шинельного сукна для утепления плеч, у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерины было две. Вот обер–офицер (младший командный состав) лейб–гвардии Измайловского полка в надетой как плащ офицерской шинели, апрель 1864г.

В похожем виде армейская шинель просуществовала долго, аж до революции 1917г. Изменения, разумеется, были (убрали пелерины с офицерских шинелей, менялось количество пуговиц и способ застегивания у солдат – на крючки, кавалерийские шинели получили широкие обшлага на рукавах и т.д.), но описывать эти изменения в статье нет никакой возможности – к примеру, в библиотеке есть 33! тома указов и распоряжений по разделу «Перемены в одежде и оружии Российской армии» только с 1700 по 1881 года.

Вот шинель для нижних чинов обр. 1911г. со знаками отличия офицерского состава (на время войны офицеры частей обязаны были носить в военное время предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия).

История появления послереволюционной шинели довольно запутанная и полна мифов. После революции отряды красной гвардии одевались кто во что горазд, единственным обязательным элементом был красный бант на одежде или красная лента на головном уборе, но все это отдавало каким–то цыганским разноцветием и, бывало, парад революционных частей очень напоминал налет партизан на водокачку. Уже в 1918г руководству республики стала ясна необходимость однообразной формы одежды для войск.

Приказом народного комиссара по военным делам №306 от 25 апреля 1918 года учреждена временная комиссия по созданию новой формы одежды, приказом № 380 от 21 мая 1918 г. объявлен конкурс на лучший ее проект и создано жюри конкурса. В конкурсе принимали участие В. Васнецов, Б. Кустодиев, М. Езучевский, С. Аркадьевский и многие другие известные художники.

8 апреля 1919г приказом № 628 были утверждены первые образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск, кожаными лаптями, были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками–хлястиками на груди из цветного сукна также по роду войск.

Вопрос из зала.

— А зачем тут приведен целый список номеров приказов и распоряжений?

А это список аргументов в споре с довольно распространенным мифом о том, что такое обмундирование патриотического вида разработано русским художником Васнецовым еще до революции, во время первой мировой войны, и предназначено было для парада в Берлине, а, может, и в Константинополе. Я честно долго пытался найти источник этого мифа, но все, придерживающиеся этого мифа, ссылаются на цитату из книги «Общество русских купцов и промышленников», автор Второв О. А., Берлин, 1924г. Вот сама цитата:»…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии».

Но, что самое интересное, книги с такими выходными данными не существует ни у нас, ни за рубежом. И единственное, что удалось нарыть исследователям, это интервью некоего Второва О.А., прораба треста «Энергомонтаж», где он вспоминает о своих предках, оперируя слухами, сообщенными ему в 1980 годах.

Так что, с одной стороны, есть один мутный источник, рассказывающий о том, что новая форма была разработана до революции, с другой стороны, масса документальных свидетельств о том, что это было после. Вообще, о чем говорить, если для выставки работ конкурсантов был отведен целый гимнастический зал 5–й гимназии в Москве, который, по воспоминаниям участников, был забит рисунками и образцами. Вот эскиз шинели за предполагаемым авторством В.Васнецова, из работ для конкурса:

Но мифы – вещь живучая. Изменения в форме советской шинели пошли практически сразу. Уже в 1924г отменяются цветные нагрудные клапаны, демаскировавшие солдата в бою, воротник и обшлага изготавливаются из сукна такого же цвета, что и сама шинель.

1935г шинель снова претерпевает изменение. Для командного и начальствующего состава вводится двубортная шинель из серого сукна на четырёх по борту пуговицах единого покроя, для рядового и сержантского состава — шинель однобортная, более грубого сукна, чем офицерская, без пуговиц по борту.

В примерно таком виде шинель, собственно, и просуществовала до конца 20 века, из значимых изменений – с 1943г на двубортных шинелях высшего, старшего и среднего командного состава стали пришивать по 6 пуговиц на борт. Шинели младшего командного и рядового состава по–прежнему застёгиваются на крючки. В 1969г на шинель для солдат и сержантов пришили 5 фальшпуговиц.

Были, конечно, попытки как–то облагородить шинель, придать неказистой форме какие–то элементы шика, но это, естественно, была чистая отсебятина. Солдаты наглаживали на шинелях стрелки с помощью мыла, острота стрелок была такова, что, казалось, о них можно порезаться, расчесывали сукно с помощью стальных щеток до такой степени, что казалось, что шинель изготовлена из мохера. Офицеры тоже давали полет фантазии – зашитая складка на спине, позволяющая довольно бесформенную шинель точно подогнать под фигуру, после такой подгонки шинель сидела как влитая.

А сейчас в российской армии шинели нет. Довольно образно причину обрисовало армянское радио, когда его спросили, можно ли изнасиловать женщину на бегу. Армянское радио ответило:

— нельзя, потому что женщина с поднятой юбкой бежит гораздо быстрее, чем мужчина со спущенными штанами.

Военная шинель стала неактуальной при смене концепции ведения боевых действий. Во времена плотных пехотных каре, сплошных линий фронта, миллионных армий – дешевая, универсальная, в общем–то незаменимая одежда. Но тяжелая, неудобная, путающаяся в ногах – во время маневренного боя в современной «войны моторов» и перехода к контрактной, профессиональной армии. Уже по итогам военной кампании в Афганистане стало ясно, что обмундирование советской армии устарело и нуждается в приведении его к современным реалиям. В связи с развалом СССР процесс перехода на новое обмундирование затянулся, только в 1994г приказом президента Российской федерации шинель сменили на пальто, т.е. без складки и хлястика. И пальто сейчас позиционируется только как вид повседневной или парадной формы одежды, в полевых и боевых условиях в качестве верхней одежды используются различные куртки и бушлаты.

Шинель – это уже история, но, наверное, вспоминать ее будут еще очень долго.

P.S. Шинель в других армиях.

Одевать однообразно войска в европейских странах начали раньше, чем в России. Театр боевых действий в тогдашней средневековой Европе не отличался масштабностью, управление немногочисленными армиями многочисленных лоскутных государств требовало быстро отличать в бою своих от чужих, затруднить дезертирство, что возможно, если военная одежда сильно отличается от гражданской; от армии требовалась жесткая дисциплина, слаженность действий – все это облегчается, когда армия одета одинаково. Одним из первых одел в форму свою армию Кромвель в 1645г, по его приказу солдаты надели красные кафтаны. На континенте в форму переоделись значительно позднее – только в 1749г во Франции декретом короля Людовиком XV было установлено понятие формы в армии. Правда, какие–то зачатки однообразной военной одежды были еще при Людовике XIV, отдельные полки одевались в разные цвета. В Пруссии только Фридрих Великий ввел однообразную форму своих войск, а это начало Семилетней войны, 1756—1763гг.

Впервые шинель как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии, ведь именно там началась и развилась суконная промышленность (правление Тюдоров, XV—XVI). Первая английская шинель (greatcoat) датируется 1780г. Правда, она была без рукавов и напоминала плащ–палатку. Но очень быстро эта дешевая теплая одежда приобрела классические очертания (рукава, стоячий или отложной воротник) и распространилась по всей Европе. И внешний вид шинелей разных стран не особо отличался друг от друга, варьировался цвет, количество пуговиц и другие незначительные детали.

Производство обмундирования очень сильно повлияло на развитие суконной промышленности. В XVII веке вслед за Англией с ее первыми в мире суконными заводами стало бурно развиваться производство сукна на континенте. Во Франции под руководством Кольбера появились массово суконные мануфактуры, в Пруссии производство сукна достигло настолько большого масштаба, что при потреблении самой Пруссией 50 тыс. кусков сукна в год русская компания в Берлине вывозила в Россию 20 тыс. кусков солдатского сукна в год. Но его в России не хватало, и по приказу Петра I были построены Московские и Казанские суконные фабрики, в 1729г на них работало по 700 рабочих и около 130 ткацких станков.

И темпы производства сукна росли с каждым годом. Впечатляющий результат был зафиксирован во время первой мировой войны — в России за период боевых действий 1914–1917 годов в действующую армию поступило от отечественных производителей 50 млн шинелей. А для изготовления одной шинели требовалась в среднем шерсть почти двух овец. Ничего подобного в мировой военной истории более не наблюдалось! К слову, рекорд производства шинелей во вторую мировую войну также принадлежит нашей стране — советская лёгкая промышленность за 1941–1945 годы произвела 38 млн шинелей.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*