admin / 06.12.2019

Детям о камнях

Видов природных камней насчитывают множество, они классифицируются по месторождению, структуре, составу. Каждый из них уникален и по-своему красив, из-за чего многие применяются в ювелирном искусстве и прикладном художественном творчестве. Одни люди ценят их за красоту, другие – за полезные с практической точки зрения качества, третьих привлекают их лечебные и магические свойства.

Какие виды классификации природных камней приняты у минералогов и ювелиров?

Существует несколько признаков, по которым классифицируют все камни. Чаще используют систему Клюге и Бауэра. Немецкий ученый-минералог Клюге составил список, состоящий из 5 групп минералов. Три включают драгоценные образцы (алмазы, топазы, опалы, гранаты, турмалины), а две отведены для простых самоцветов. Бауэр внес изменения в систему, добавив недрагоценные кристаллы и образования органогенного происхождения.

В России ювелиры пользуются классификацией камней Бауэра, дополненной ученым Ферсманом. Согласно описанию и определнию, природные камни делятся на классы, отдельно выделяют самоцветы для поделок. Киевленко в 1973-м году предложил учитывать цену природных образцов и их предназначение. С того времени систематизация включает ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные самоцветы. Последние дополнения внесены Мельниковым почти 10 лет назад. Он добавил в классификацию Киевленко корректировки, среди которых функциональность минералов.

Таблица разновидностей камней по использованию в ювелирном деле

Природные камни принято разделять на минеральные и органические (при этом все они относятся к неживой природе). Ювелиры же их подразделяют на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Драгоценными минералами называют прозрачные экземпляры, обладающие алмазным блеском, твердостью и прозрачностью. Весовая единица – карат весом 0,2 грамма.

Остальные 2 разновидности измеряют граммами, в них включено 2400 камней, в том числе и сульфиды. Поделочными называют непрозрачные натуральные ископаемые, имеющие мягкую структуру. Обычно они отличаются рисунком или окраской и блеском. В таблице указан список образований по классам.

Название группы Класс Представители природного минерала
Ювелирные самоцветы I Рубины, изумруды, сапфиры (синие), алмазы
II Сапфиры (оранжевые, зеленые, фиолетовые), черный опал, александрит и благородный жадеит
III Шпинель, опал (белый и огненный), топаз, турмалин, родолит, аквамарин
IV Хризолит, циркон, пироп (зеленый и розовый), мальмандин, аметист, цитрин, солнечный камень
Ювелирно-поделочные камни I Лазурит, нефрит, янтарь, горный хрусталь (бесцветный и дымчатый), малахит
II Агат, обсидиан иризирующий, амазонит, родонит, шпаты непрозрачные
Поделочные ископаемые Яшма, мрамор цветной, флюит, селенит, пегматит, гагат, оникс, лиственит

Здесь указана часть кристаллов, используемых в ювелирном деле. Насчитывается около 100 разновидностей минералов, но только 20 из них можно встретить часто в разных изделиях.

Виды по происхождению и составу

Список органических образований

В каждой классификации присутствует подразделение камней и минералов по происхождению. Существуют органические, эндогенные, экзогенные и метаморфические образования. Друг от друга они отличаются составом, плотностью, оттенками, сроком формирования и другими характеристиками.

К органическим камням относят окаменелости различных видов, когда-то бывшие живыми организмами либо возникшие в результате биологических процессов. Представители группы имеют следующие названия:

  • аммонит;
  • перламутр;
  • коралл;
  • жемчуг;
  • янтарь;
  • слоновая кость;
  • гагат;
  • белемнит (или чертов палец);
  • окаменелое дерево.

Каждый из них имеет уникальную историю происхождения и свойства. Для образования части камней, бывших когда-то частью живого мира, потребовалось несколько тысячелетий. Однако многие способны сформироваться в течение 7–10 лет.

Камни эндогенного происхождения

Эндогенный процесс проходит в недрах земной поверхности. Камни формируются из силикатного огненно-жидкого расплава, который называется магмой. Представителей группы множество, но не каждый используется в ювелирном деле. Зачастую выбор специалистов падает на кварц, который представлен на фото. Он отличается твердостью, устойчивостью к воде и щелочам.

Экзогенные образования

Экзогенный процесс характерен поверхности земной коры, добывают породы на суше и в море. Для формирования кристаллов необходимо выветривание, после чего появляется сразу несколько групп: гидрослюда, каолинит, галит, опал, сильвин. Некоторые являются результатом жизнедеятельности морских обитателей и растительных организмов. Все экзогенные образования имеют отличные от других минералов свойства. Они относительно мягкие, не переносят контакта с водой и кислотами.

Метаморфические минералы

Формирование метаморфических видов минералов происходит под воздействием определенных факторов в земной коре. Для одних требуются высокие температуры и перепады давления, для других – магматические газы или воды. Для начала процесса необходимы ранее образовавшиеся экзогенные образцы. В результате метаморфического формирования минералы становятся прочнее и приобретают высокую плотность.

Как классифицируются камни по структуре?

Классификация минералов включает множество пунктов, в числе которых структура. Ювелирные разновидности имеют кристаллическую структуру. Стоимость природного минерала зависит от преломления, прозрачности, твердости и цвета. Мастера обращают внимание на блеск минерала и игру оттенков, плотность и возможность огранки.

Не любые минералы можно считать кристаллами. К последним по определению относятся только минералы, атомы которых образовывают трехмерно-периодическую пространственную укладку, или кристаллическую решетку.

Кроме того, существуют минералы аморфные и метаминктные – переходящие из кристаллического состояния в аморфное.

Как разделяются полезные ископаемые по месту их добычи?

Ископаемые добывают почти во всех уголках мира, но некоторые удается найти только в конкретных странах.

Самыми распространенными поставщиками камней являются: Европа, Китай, Таиланд, Япония, Америка. Определенные элементы горных пород возможно встретить в следующих странах:

  • пироп – в Чехии;
  • рубин и жадеит – в Бирме;
  • сапфир, разные виды кварца и изумруд – в Индии;
  • бирюза, нефрит, жемчуг – в Китае;
  • янтарь, лазурит, нефрит и алмаз – в России;
  • бирюза, хризолит, берилл – в США;
  • опал, кварц – в Мексике;
  • эйлатский камень – только в Израиле;
  • танзанит – только в Танзании.

Центрами обработки представителей неживой природы считаются Франция, Израиль, США, Шри-Ланка. В России подобные предприятия находятся в Москве, Иркутске и Свердловске.

Необычные свойства минералов

Научная характеристика минералов не позволяет считать их живыми, хотя многие люди полагают, что камни имеют способность лечить или оказывать магическую помощь. Однако красивые минералы могут быть как полезными, так и вредными. К счастью, таких ископаемых мало и их трудно встретить. Есть породы с включением светящихся и мягких камней, из которых не изготавливают ювелирных украшений, но применяют в других сферах.

Светящиеся камни (названия и фото)

Минерал под названием «флюорит» светится в темноте, что видно на фото. Бывает любых оттенков: от прозрачно-белого до пурпурного или темно-фиолетового. Начинает светиться, если немного разогреть его в ладонях.

Ученые из Мичигана недавно обнаружили камни с содалитом, которые светятся. Они не относятся ни к драгоценным, ни к полудрагоценным. Однако это не мешает применять их для украшения ландшафта.

Минералы ядовитые (фотографии и описание)

Представители класса сульфидов красивы, но смертельно опасны. Полезно узнать, какие сульфиды относятся к вредным минералам. Галенит – это самый редкий сульфидный минерал, обладающий интересной структурой (см. фото). Людей, контактировавших с токсичным галенитом без средств защиты, поражали серьезные патологии. Часто подбирают сульфидные кристаллы из любопытства, но специалисты стараются обходить камни стороной. Профессионалам знакомы проблемы с дыхательными путями после вдыхания опасной пыли галенита.

Еще один минерал, который привлекательно выглядит, но является вредным, имеет название «халькантит». Состоит из меди, серы и воды – компоненты образуют ядовитую смесь. Небольшая доза опасного вещества при пропадании в человеческий организм вызывает отказ внутренних органов.

Некоторые камни проходят облучение, из-за чего изменяют оттенок и свойства. Специалисты считают, что даже после снятия радиоактивности такие горные породы остаются опасными. Облучение стоит дорого, поэтому оно редко используется.

Мягкие камни

На первом месте природный камень тальк, который легко поцарапать и раскрошить. Однако другие сульфиды трудно разломать, но возможно разрезать. На втором месте минерал под названием «асбест», из которого раньше изготавливали скатерти или салфетки, устойчивые к возгоранию. Известны также травертин, известняк, дагестанский ракушечник, которые применяют для строительства домов или отделки стен.

Интересные факты о камнях

Неживая природа насчитывает более 4 тысяч камней, характеристики минералов становятся подробнее. Необычные факты о них никого не оставляют равнодушным:

  • камушек «кошкино золото», представленный на фотографии ниже, легко спутать с настоящим золотом по виду, но он не обладает ценностью;
  • в природе есть «арбузные» минералы турмалины, имеющие розовую сердцевину и зеленую окантовку;
  • алмаз настолько прочный, что им можно поцарапать что угодно;
  • хрусталь, цитрин, морион, авантюрин – это один и тот же камень под названием «кварц», имеющий разный блеск и цвета;
  • для поисков изумруда в 1 карат перерабатывают до 20 тонн грунта;
  • цены на драгоценные самоцветы растут, так как их становится меньше.

Конспект НОД » Что мы знаем о камнях» для детей подготовительной группы

Цель: Познакомить детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических и исследовательских способностей.

Задачи:

— актуализировать знания детей о разнообразии камней в природе;

— мотивировать детей к самостоятельному изучению свойств камней;

— создать условия для знакомства с природной кладовой – Уралом;

— совершенствовать выразительность речи;

— продолжать развивать познавательный интерес;

— совершенствовать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

— продолжать развивать общую и мелкую моторику;

— продолжать воспитывать интерес к объектам неживой природы, любовь к родному краю;

— продолжать совершенствовать навыки лепки из целого куска;

— формировать умение работать аккуратно;

— пробудить эмоциональный отклик.

Словарь: Геолог, самоцветы, малахит, ювелир, яшма, скульптор, амулет.

Предварительная работа: Рассматривание изделий из камней, иллюстраций, чтение сказов П. Бажова «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», сказки И. Рыжова «О чём шептались камешки», просмотр мультфильмов «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», разучивание стихотворений, загадок.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением гор, камней, глобус, коллекция камней, камни разной формы, чудесный мешочек, украшения из камней, пластилин и украшения для колец, аудиозапись Э. Грига «Утро».

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом на ковре)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и скажите: «Всё будет хорошо! Друзей находит тот, кто встречает их улыбкой». Пусть это радостное, весёлое настроение будет сопровождать всё занятие.

Воспитатель: Вы любите путешествовать?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли, на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет.

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень!

Воспитатель: Готовы? Раз, два, три – повернитесь, в стране камней очутитесь!

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о камнях и узнаем много интересного про них. Где можно встретить камни?

Ответы детей: Во дворе, на берегу реки, у моря, на участке детского сада, в лесу на дороге.

Воспитатель: А вы знаете, откуда берутся камни? Почему все камни разные, не похожи друг на друга? Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, т.е. минералы – это кристаллы. Если внимательно рассмотреть камень, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным или в полосочку, или пятнистый, или с разводами неправильной формы (рассмотреть камни).

(Дети сели на стулья на ковре)

Воспитатель: У меня в руках «Чудесный мешочек». Нужно опустить в мешочек руку, нащупать там среди других предметов камень и описать его. Как вы узнали, что это камень? Какой камень? (блестящий, твердый, гладкий, с ровными округлыми краями).

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка!

Занимай свои места!

Шаг на месте — левой, правой.

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину вы держите!

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите

Раз и два! Раз и два!

Воспитатель: Ребята, а бывают съедобные камни или минералы?

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша

Не понравятся нам даже.

Ответы детей: Соль.

Воспитатель: Соль – это тоже камень. Она не только растворена в морской воде. Соль встречается и в горах в виде кристаллов. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. А где больше всего камней? (в горах).

Воспитатель: Представим, что мы в подземном царстве и случайно услышали разговор…

Сказка

Под землёй в темноте, где ничего не видно, попробуй отличи полезное от бесполезного. А ведь всем хочется быть полезным.

— Я соль земли. Без меня кашу не сваришь.

— А на чём варить будете? Без топлива в этом деле не обойдёшься.

-Нет — я, нет — я главнее,- протараторил белый мрамор. Посмотрите, как красивы шкафы из мраморных плит, скульптуры писателей, музыкантов, художников, статуэтки животных! Всё это я!

— Нет, я самый красивый и главный,- промолвил величественный малахит. Посмотрите, какие яркие, удивительные украшения!

Все камни прекрасны, все полезны!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим глобус. Что мы видим на нём? (моря, океаны, страны, горы). Рассмотреть глобус.

Воспитатель: Покажите на глобусе горы. Каким цветом они обозначены?

Воспитатель: Да. Горы состоят из камней, есть горы – скалы, на них ничего не растёт. А есть горы очень старые – на них уже успел вырасти лес, а на очень высоких, достающих до небес, лежат снежные шапки (рассмотреть иллюстрации).

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете камни?

Ответы детей: Гранит, хризолит, яшма, топаз, каменный уголь, мрамор, алмаз, кремень, базальт.

Воспитатель: Как вы думаете, нужны человеку камни, использует он их для жизни? Что бывает каменным?

Ответы детей: (для строительства, скульптуры, колонны, литотерапия, тепло, украшения).

Физкультминутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называется профессия людей, которые исследуют горы?

Ответы детей: Геологи.

Воспитатель: Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы – камешки и изучают их в лабораториях.

Воспитатель: Ребята, на глобусе мы видели, что горы есть в разных странах, но именно горы, расположенные в нашей стране знамениты на весь мир. Это Уральские горы (показать картинки). Они знамениты своими Уральскими самоцветами. Существует легенда о происхождении Уральских гор.

В давние, давние времена сверкала на небе радуга. Вся она была из драгоценных камней. Сияли великолепные бриллианты, огоньками вспыхивали красные рубины, зеленые изумруды, фиолетовые аметисты. Дивным светом переливался этот небесный мост. Но люди не хотели любоваться прекрасной радугой. Топорами, молотками, лопатами стали они разрушать прекрасную радугу, прятать обломки драгоценных камней в мешки и рухнул небесный мост.

Дорогие камни смешались с пылью и грязью, превратились в ямы, и не стало волшебной радуги. Но случилось чудо — один конец радуги не рассыпался, а упал на землю и там, где он упал, выросли горы. Люди назвали эти горы Уральскими, и вот теперь в глубине Уральских гор хранятся клады драгоценных камней. Но открываются эти камни не всем, а только людям с чистыми руками и добрым сердцем.

Воспитатель: Какой писатель описал в своих сказах богатства Уральской земли?

Ответы детей: П.П. Бажов

Воспитатель: В этом году отмечают юбилей: 140 лет со дня рождения П. Бажова. В каких сказах П. Бажов рассказал о камнях – самоцветах?

Ответы детей: » Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка».

Воспитатель: А кто, ребята, знает, что такое самоцветы? Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами от природы такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, хризолит, топаз и другие. И самый знаменитый Уральский камень – это малахит.

Воспитатель: Малахит – это единственный в мире узорчатый зелёный минерал. Для детей малахит – это амулет (оберег), его надевают на шею ребёнку для защиты от опасностей. Для России малахит – это роскошь и богатство. В Эрмитаже есть целый малахитовый зал. Самые удивительные предметы из малахита – часы, вазы, колонны. В старину люди верили, что если регулярно пить из малахитовой чаши – научишься понимать язык животных.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру » Сложи по цвету»

Яшма – красный цвет

Малахит – зелёный

Янтарь – жёлтый

Лазурит – синий

(на четыре подноса разложить по цветам камни)

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется мастер, который изготавливает украшения? (ювелир)

Воспитатель: А хотите сегодня стать тоже ювелирами? Ведь мы с вами в стране камней!

Пальчиковая гимнастика

Весёлые льдинки

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосулькам слезинки…

И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

Воспитатель: Проходите за столы. Я предлагаю слепить украшение – кольцо (рассмотреть образцы, объяснить порядок лепки).

Воспитатель: А теперь закроем глазки, подумаем, что будем лепить, как украшать (включить музыку Э. Грига «Утро»)

Воспитатель: Подведём итог. Что вы нового узнали? Что больше всего понравилось? Это пригодится вам в жизни? Какое задание было самым трудным? Почему? Что вы расскажете родителям о нашем путешествии?

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Раз, два, три – повернитесь, в детском саду очутитесь! За ваши старания я вас хвалю и угощаю.

Полезная информация о камнях. Классификация и облагораживание камней.

Доброго времени суток, подписчики, покупатели, гости магазина и всем кто интересуется украшениями из натуральных камней.

Данную тему я давно хотела осветить, так как чувствую в этом необходимость по причине часто задаваемых Вами вопросов о камнях, о их натуральности , о том как их обрабатывают, облагораживают и прочее…вопросы задаются в основном в магазин, где представлены материалы для творчества, но так как я занимаюсь сейчас преимущественно Украшениями, то мне удобнее разместить информацию тут. Материал получился достаточно обширный.

Сразу хотела бы оговориться, что не имею профессионального образования по специальности «Геммолог». Всё что будет приведено в статье почерпнуто из книг о минералах и камнях, а также найдено на интернет-сайтах. Хочу сказать, что читая и находя различную информацию сделала выводы, что некоторые данные расходятся и иной раз бывает сложно разобраться. Поэтому, хотелось бы отметить, что если среди читателей окажутся Мастера работающие с камнями и имеющие в данной области специальное образование, после прочтения они дополнили или внесли бы в комментариях корективы, если заметят какие либо неточности или будут обладать более новыми данными.

Итак, начать хотелось бы с классификации камней.

Драгоценные камни — минералы обладающие свойствами, которые позволяют использовать эти камни для изготовления ювелирных изделий, украшений и декоративно-художественных изделий. К числу свойств определяющих достоинства драгоценного камня относится красота камня, окраска, разных цветов и оттенков, блеск драгоценных камней, прозрачность, игра света и твердость камня, определяющая его долговечность, способность сохранять форму без изменения и свойства при механических воздействиях. Не менее важным является его редкость — чем реже он встречается, тем выше его стоимость.

К поделочным камням можно отнести некоторые прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие и непрозрачные кристаллы, минеральные агрегаты, массивы горных пород и другие каменные образования, обладающие различными включениями и разнообразными рисунками. Поделочные камни используют как в украшениях, так и для производства резных изделий. Это могут быть разных форм и размеров фигурки, статуэтки, вазы, бюсты, массивные декоративные элементы для фасадов и внутренней отделки жилых помещений, и т.д…

В 1860 г. немецкий ученый К. Клюге предложил практически первую научно обоснованную классификацию драгоценных и полудрагоценных камней, которые он разделял на две группы: истинно драгоценные минералы и стандартные драгоценные минералы. В первую группу входили камни I, II и III класса, а во вторую — IV и V класса.
К I классу К. Клюге относил алмаз, корунд, хризоберилл и шпинель, ко II классу — циркон, берилл, топаз, турмалин, гранат, благородный опал, к III классу — кордиерит, везувиан, хризолит, аксинит, кианит, ставролит, андалузит, хиастолит, эпидот и бирюзу.
В группу полудрагоценных камней К. Клюге включил камни IV класса: кварц (аметист, горный хрусталь, розовый кварц, авантюрин), халцедон (агат, карнеол, плазма, гелиотроп, кахолонг, гидрофан яшмовый и обычный), полевые шпаты (адуляр, амазонит, Лабрадор), обсидиан, лазурит, гаюин, гиперстен, диопсид, флюорит, янтарь и V класса: жадеит, нефрит, серпентин, агальматолит, бронзит, атласный шпат, мрамор, селенит, алебастр, малахит, пирит, родохрозит, гематит, пренит, нефелин, лепидолит и др.

В конце XIX в. М. Бауэром (1896 г.) была предложена новая классификация драгоценных камней, которая долгое время пользовалась популярностью у минералогов и специалистов-ювелиров. Классификация М. Бауэра была позднее дополнена и расширена А.Е. Ферсманом. Ювелирные и поделочные камни подразделены в ней на три группы: I — драгоценные камни (самоцветы), II — поделочные (цветные камни), III — драгоценные камни органогенные. Внутри группы в зависимости от ценности камни разделялись на порядки. В I группу вошли в основном прозрачные бесцветные или красиво окрашенные драгоценные камни и часть полупрозрачных цветных камней, используемых в ограненном виде. Ко II группе отнесен ряд минералов и горных пород, пригодных для кабошонирования и для различных поделок.

Ниже приводится классификация М. Бауэра — А.Е. Ферсмана.

Приведенной классификацией длительное время пользовались в СССР и за рубежом. Однако она не лишена ряда недостатков. Так, некоторые минералы одновременно отнесены к разным порядкам (горный хрусталь, агат, дымчатый кварц, лазурит и др.), в ряде случаев приведены групповые минералогические наименования одновременно с определенными, частными названиями (гранат и альмандин с уваровитом, берилл и аквамарин, халцедон и агат, сердолик, хризопраз и т.д.). К группе поделочных камней отнесен ряд минералов, которые в настоящее время имеют относительно высокую ценность, считаются полудрагоценными и широко применяются в ювелирном деле (авантюрин, малахит, амазонит, горный хрусталь, дымчатый кварц, розовый кварц, лазурит и др.). В настоящее время практическая ценность многих драгоценных камней существенно изменилась, в связи с чем классификация Бауэра-Ферсмана устарела.

Ниже приведена классификация, предложенная В.И. Соболевским.

В 1973 г. Е.Я. Киевленко предложил модернизированную классификацию цветных камней, в которой учтена их рыночная стоимость и применяемость в ювелирных изделиях и предметах художественно-камнерезного промысла. Киевленко выделяет три группы камней: ювелирные (драгоценные) , ювелирно-поделочные и поделочные.
Первая группа:
I порядок: алмаз, изумруд, синий сапфир, рубин.
II порядок: александрит, благородный жадеит, оранжевый, желтый, фиолетовый и зеленый сапфир, благородный черный опал.
III порядок: демантоид, благородная шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родолит, лунный камень (адуляр), красный турмалин.
IV порядок: синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподумен (кунцит, гидденит), циркон, желтый, зеленый, золотистый и розовый берилл, бирюза, хризолит, аметист, хризопраз, пироп, альмандин, цитрин.
Вторая группа:
I порядок: раухтопаз, гематит-кровавик, янтарь-су кцинит, горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин.
II порядок: агат, цветной халцедон, кахолонг, амазонит; родонит, гелиотроп, розовый кварц, иризирующий обсидиан, обыкновенный опал, Лабрадор, беломорит и др. непрозрачные иризирующие шпаты.
Третья группа: Яшмы, письменный гранит, окаменелое дерево, мраморный оникс, лиственит, обсидиан, гагат, джеспилит, селенит, флюорит, авантюриновый кварцит, агальматолит, рисунчатый кремень, цветной мрамор.
Кроме приведенных, за рубежом известны классификации драгоценных камней Синканкаса (1955 г.), Р. Вебстера (1962 г.), Перла (1965 г.) и ряда других исследователей. Каждая классификация характеризуется своими особенностями и отличиями. По мнению авторов, кроме основных принципов, положенных в основу классификаций, имеется ряд внешних факторов — сложившиеся традиции, мода на камень, наличие драгоценных камней на рынке, открытие новых месторождений драгоценных камней и т.п. Поэтому отдельные камни в разных классификациях могут занимать то или иное место, хотя общий характер классификаций в основном совпадает.

Облагораживание камней.

Облагораживание камня — это специальные методы обработки, приводящие к изменению физических свойств минералов: внешнего вида камня, его прочности, твердости, вязкости. При процедурах облагораживания может изменяться цвет камня, яркость окраски, прозрачность, может уменьшаться или исчезать трещиноватость, появляться какие-либо оптические эффекты — например, иризация.

Облагороженный минерал сохраняет своё название и не является фальсификацией.

Существует множество способов облагораживания, рассмотрим самые популярные из них.

  1. Термическая обработка. Этот способ позволяет сделать минерал более чистым и блестящим. В зависимости от разновидности самоцвета применяют и определенный способ термообработки: самоцвет могут просто удерживать в открытом пламени, либо использовать высокотехнологичные электропечи с регуляцией напряжения магнитного поля. Этот метод обработки используют в отношении почти всех корундов, чтобы их цветовая насыщенность стала лучше. Турмалины, от природы неприглядно темные, этим методом осветляют. Естественно, голубые цирконы, чтобы сохранить цвет, также нагревают.
  2. Облучение. Выяснилось, что даже под воздействием радиации самоцветные камни изменяют свой окрас. Такие процессы происходят и в естественных условиях, когда содержащиеся в земной коре радиоактивные элементы облучают породу, изменяя ее цвет. Но отличие искусственного облучения от естественного в том, что искусственное осуществляется в миллионы раз быстрее. Таким способом получают ценнейшие бриллианты, все виды кварца и яркие топазы.
  3. Промасливание трещин. Часто природные камни имеют трещины, которые совсем не украшают самоцвет. Человечество научилось бороться с ними, превращая кристалл в подлинную во всех смыслах ценность. Для этого применяют заполнение трещин специальным масляным раствором. Эта технология не предусматривает использования исключительно натуральных продуктов, потому наряду с кедровым маслом применяют и синтетические (все же намного чаще, чем кедровое). Самые известные камни, с которыми производят данные манипуляции – это изумруды. Порой в масло добавляют красящее вещество, особенно при обработке бериллов. В результате получаются камни более насыщенные по окраске, чем они были изначально.
  4. Заполнение трещин клеевым веществом. Иногда встречаются камни с высоким уровнем прозрачности и насыщенным цветом от природы, но они бывают настолько усеяны трещинами, что могут легко сломаться. В таких случаях, особенно это касается изумрудов, используют заполнение трещинок определенным раствором, например, бесцветной смолой или резиной.
  5. Заполнение стекломассой. В данном случае трещины заполняются раскрошенным на мельчайшие частички и смешанным с определенными веществами стеклом. Порой стекла в камне при таком способе оказывается больше, чем вещества, из которого этот драгоценный камень состоит. Это сразу же сказывается на стоимости минерала.
  6. Заполнение естественным веществом. Под естественным веществом здесь следует понимать именно то вещество, из которого камень состоит изначально. То есть для заполнения трещин минерала используют такой же, только измельченный минерал. Затем камень подвергается термообработке.
  7. Диффузия. Это процесс окрашивания камней с помощью присутствия при термообработке определенных микроэлементов. Окраска камней становится равномерной и на поверхности и внутри. Выяснилось, что наиболее применим в этом процессе хризоберилл. С его помощью получают прелестные сапфиры.

Далее будут описаны методы облагораживания нескольких известных и популярных минералов.

Аметист, дымчатый кварц, морион при нагреве до температуры от 400 до 500 градусов Цельсия приобретают желтую окраску, характерную для цитрина. Такой же цитриновый цвет получается при облучении прозрачного кварца гамма-лучами. При нагреве аметиста до 500-575 градусов Цельсия он приобретает необычную оранжевую и красно-оранжевую окраску. Природных аналогов такого кварца не существует и они очень красивы.

Бледный розовый кварц и бледный (зеленоватый или красноватый) авантюриновый кварц могут быть облагорожены прокрашиванием анилиновыми красителями под давлением. Если камень трещиноватый, то при тщательном рассматривании в лупу можно заметить следы краски. Для снижения видимости трещин в кварце может применяться промасливание.

Очень часто зарубежные предприятия облагораживают серый халцедон и агаты. Чаще всего это окрашивание в оранжевый и красно-коричневый цвет (получается окрашенный сердолик, сардер), в голубой цвет («голубой агат»), в зеленый («хризопраз»). Для светло-зеленого и голубовато-зеленого халцедона применяют гамма-облучение, это приводит к увеличению яркости окраски. Некоторые зарубежные предприятия окрашивают агаты и халцедоны в неестественно яркие цвета, не соответствующие природным (малиновый, синий, ярко-желтый и др.). Для осветления серых слоев агата применяется интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Для тигрового глаза часто применяют отжиг для получения красноватой окраски (торговое название «бычий глаз»). Реже для темного тигрового глаза и соколиного глаза применяют химическое отбеливание для осветления окраски. Для этого используются кислоты и хлорные растворы.

Бирюза очень часто подвергается облагораживанию для придания яркой окраски и дополнительной прочности при производстве изделий из нее. Это пропитка воском, парафином, химическая обработка реагентами, отжиг, прессование. Трудно найти камень, более «замученный» облагораживанием, чем бирюза. Тем не менее, существуют природные разновидности бирюзы, имеющие яркий цвет (от светло-голубого до ярко-голубого и бирюзового) и высокую прочность, и в облагораживании не нуждающиеся.

Кораллы облагораживают с середины 18 века для придания прочности и более яркой окраски. Методы облагораживания кораллов включают окрашивание, пропитку воском, отбеливание, прессование отдельных кусочков. Это ветвистый коралл и губчатый коралл. Черный коралл, как правило, дополнительной обработке не подвергается.

Нефрит и жадеит в России не облагораживают. Богатые месторождения нефрита и жадеита есть на Полярном Урале, в Западном и Восточном Саянах, в Якутии. Камни имеют хорошее качество, высокую прочность и яркие естественные зеленые цвета. Облагораживанием нефрита и жадеита занимаются в Китае и, возможно, в Бирме. Методы облагораживания: пропитка воском, окрашивание в зеленые цвета солями хрома и никеля, реже отбеливание. Окрашенный жадеит часто не отличается от натурального.

Малахит в настоящее время в России не добывается, богатые уральские месторождения, разрабатываемые с середины 17 века, сейчас полностью истощены. Малахит в большом количестве привозят из Заира.

Зарубежные предприятия применяют для облагораживания этого камня пропитку пластиком и смолами, окрашивание и пропитку бесцветным воском. Широко распространены имитации малахита, напоминающие слоистые изделия из пластической глины. Они могут быть приняты неопытным покупателем за настоящий малахит.

Что такое синтетические камни? Это искусственные кристаллы, полученные химическим или физическим методами; по некоторым свойствам аналогичны природным камням тех же названий.

Ювелирные камни отличаются от их синтетических аналогов гидротермальным синтезом. Визуально под сильной лупой или при микроскопическом исследовании можно увидеть у рубинов и сапфиров, например, нали­чие включений, трещин, каналов, характер распределе­ния окраски. Синтетическая шпинель, в отличие от при­родной, характеризуется совершенной спайностью по кубу. Под микроскопом также видна неоднородность природной и синтетической шпинели. Для природной ха­рактерны включения, а синтетическая шпинель их не со­держит. Только изредка в ней наблюдаются вытянутые мелкие газовые пузырьки. Синтетические изумруды люминесцируют в ультрафиолетовых лучах глубоким постепенно усиливающимся красным цветом, нетипичным для природных. Под микроскопом у природных изумрудов видны кулисо- и веерообразные или неправильной формы трещины с газово-жидкими включениями, что создает узор, называемый ювелирами «садом», включения, прямолинейная или зонально-секториальная окраска которых отличается от природной. В синтетических изумрудах иногда наблюдаются зеркальные веерообразные или неправильной формы трещины, газо­вые пузырьки, непроплавленные частички и др. Бирюзу можно проверить каплей разбавленной соляной кислоты, которая впитывается природной бирюзой и скатывается с синтетической. В большинстве своем синтетические камни получают по методу Вернейля.

Надеюсь, что приведенная информация будет интересной и полезной для Вас.

С Уважением, Екатерина.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир камней».

Анна Королева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир камней».

Организация проектной деятельности детей в старшей группе по теме: Волшебный мир камней.

Авторы конспекта проекта: Королева Анна Александровна, воспитатель, 1 квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 194» г. Иваново, Роговская Лариса Федоровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 194» г. Иваново.

Актуальность основывается на интересе, потребностях детей и их родителей. В проекте сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Он способствует организации исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

В дошкольном возрасте формируется познавательная активность, исследовательский интерес и творческие способности, закладываются основы личностной культуры человека. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский, детско-взрослый.

Длительность: средней продолжительности (20.03.2017-13.05.2017).

Цель: развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста в процессе разных видов деятельности с коллекцией камней.

Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»:

• Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

• Формировать умения выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.

• Расширять знания детей о роли камней в жизни человека.

• Формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие»:

• Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе, трудолюбие.

• Вызывать желание довести начатое дело до конца.

• Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологической культуре.

• Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий.

«Речевое развитие»:

• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

• Совершенствовать диалогическую речь: формирование умения участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

• Обогащать словарный запас.

«Художественно-эстетическое развитие»:

• Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.

• Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной работы.

• Расширять знания детей о разных видах детского творчества: декупаж, роспись камней.

«Физическое развитие»:

• Развивать ориентировку в пространстве.

• Развивать крупную и мелкую моторику.

Все задачи реализуются через:

• разные виды регламентированной деятельности;

• совместную образовательную деятельность;

• самостоятельную деятельность.

Предпосылки учебной деятельности: развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательной мотивации и познавательных действий; развитие творческой активности и воображения, формирование умения слушать объяснения и выполнять задания, не мешая друг другу.

Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи активизации интереса, формирование навыков и умений детей в разнообразной деятельности на основе такой формы работы как коллекционирование.

Новизна проекта состоит в том, что данная программа включает дошкольников в активную познавательную и творческую деятельность, в частности, исследовательскую и художественную через интеграцию образовательных областей, так как коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять интересы детей. Процесс коллекционирования не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Проект нацеливает на совместную деятельность и тесное сотрудничество с родителями.

Ценность проекта заключается в том, что дошкольники получают возможность погрузиться в тему в разных видах и формах образовательной деятельности.

Совместная работа педагога и воспитанников организуется еженедельно, включает в себя различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, речевую, игровую, изобразительную.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе образовательной деятельности, применение знаний на практике.

Подготовительный этап:

• Экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления с камнями;

• составление плана совместной работы с детьми, родителями;

• разработка конспектов НОД; подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми; пополнение коллекции камен;

• подбор художественного материала, журналов;

• подготовка для родителей информационных листов, анкет;

• оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап:

Деятельность в рамках проекта

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация Познание Чтение художественной

литературы

Беседы:

«Какие бывают камни»;

«Как рождаются камни»;

«Зачем живым существам нужны камни»;

«Простые и ценные камни»;

«Камень – друг или враг»;

Составление творческих рассказов «Камни разные нужны, камни разные важны».

Придумывание сказки/рассказа о камнях. Опыт «Твердость камня».

Опыт «Прозрачность камня»

ОД «Удивительное в камне».

ОД с элементами экспериментирования «Эти загадочные камни».

Рассматривание энциклопедии «Минералы».

ОД с элементами

экспериментирования «Мы – юные исследователи».

Конструирование из цветных камней «Каменный калейдоскоп».

ОД «В камнях есть какая-то загадка».

Опыты «Теплый – холодный, «Тонет – не тонет», «Есть ли в камне воздух».

Рассматривание камней через лупу.

Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры).

Игра «Сосчитай камешки»,

«Отыщи такой же», «Узнай на ощупь»

ОД «Кладовая Земли. Его величество уголь».

Показ презентаций по теме «Камни».

Игровой эксперимент «Пирамида из кам Чтение пословиц и поговорок о камнях.

Сказки:

И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки»

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

П. П. Бажов «Хозяйка медной горы».

Рассказ воспитателя о профессии строитель, горняк;

Загадывание загадок о камнях;

Обсуждение пословиц и поговорок о камнях.

Социально-личностное развитие

Социализация Безопасность Труд

Сюжетно-ролевые игры:

«Строители».

«Шахтеры»

Дидактические игры:

«Сочиняем сказки и рассказы».

«Отыщи такой же камень».

«Что исчезло?».

«Что для чего?».

Игры с камешками Марблс: «Бабочка – красавица», «Капельки дождя», «Найди свой камешек». «Разложи по цвету», «Гусеница-модница».

Разговор-обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок;

Разговор-обсуждение техники безопасности во время прогулки.

Помощь дворнику в уборке прогулочного участка группы.

Собирание интересных камней на территории детского сада.

Помощь воспитателям в оформлении коллекции камней на группе.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество Музыка

Камнетерапия «Разложи камешки», «Создай каменную картину».

Выкладывание узоров разными видами камней.

Выкладывание различных узоров из цветной гальки.

Рисование на камнях.

Составление панно и коллажа из камней.

Физическое развитие

Физическая культура Здоровье

Подвижные игры:

«Камешки»,

«Семь камней» (русская народная,

«Найди камни самоцветы»,

«Донеси – не урони».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Весёлые камешки».

Упражнение «Озорные ножки» — ходьба по камешкам, перекатывание камней пальцами ног.

Беседа на тему: «Как камни нам помогают в жизни».

Заключительный этап:

• Выставка детских работ: панно и коллажи из камней;

• Фотовыставка детских работ (выкладывание предметов камешками Марблс).

Взаимодействие с семьями:

• Поиск информации в Интернете;

• Консультация для родителей «Труд в природе», «Знакомим детей с окружающим миром», «Сравнение камней с другими материалами»;

Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»

• Предложить родителям совместно с детьми изготовить поделки для выставки «Волшебные превращения камня»;

Консультация для родителей

«Труд в природе»

Трудовое воспитание — одна из важнейших сторон подготовки ребёнка к учению.

Труд оказывает глубокое влияние на формирование личности ребёнка в целом. Трудовая деятельность содействует умственному развитию ребёнка. В процессе труда формируются такие необходимые будущему школьнику умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Труд предоставляет широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки.

В процессе труда ребёнок узнаёт многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах. Труд в природе позволяет познакомить детей уточнить их значения о растения и животных, об их повадках и условиях жизни.

В труде совершенствуется деятельность двигательного, зрительного, слухового анализатора, что свою очередь способствует более тонкому восприятию ребёнком формы, цвета, величины предметов.

Труд является действенным средством нравственного воспитания. В труде воспитывается трудолюбие, уважение к труду других людей. Формируются такие ценные качества, как дисциплинированность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Трудясь, ребёнок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, уметь выдел я главное, ‘спроектировать», предвидеть результаты своей работы.

В труде воспитываются дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма.

Труд способствует формированию культурных навыков. Труд доставляет ребёнку эстетическое удовольствие, учит его видеть красоту сделанную человеком.

Правильно организованный труд способствует г физическому воспитанию, повышает выносливость, работоспособность организма, развивает точность и координацию движений ребёнка, совершенствует кисть руки.

Большое место принадлежит трудовому воспитанию при подготовке детей к школе. Так содержание обучения, характер всей деятельности школьника тесно связан с трудом.

Огромную радость доставляет детям результат труда, возможность сделать что-то для других. Совместный с родителями или с другими членами семьи труд приучает ребёнка сообща и дружно работать, помогать друг другу, формирует чувство коллективизма. Знакомство с трудом взрослых расширяет кругозор детей, развивает интерес к окружающему. Родители должны рассказать детям, как они трудятся на производстве. Гуляя с ребёнком, обратите внимание на то, как чисто выметены улицы. Ему будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица — результат его труда. Дворник встает раньше всех, и когда ребята идут в д/сад, уже заканчивает свою работу.

В семье всегда легко включить ребёнка в полезную для других работу: вытереть пыль, подмести пол, вымыть посуду, полить растения и т. д. Такой труд не всегда интересует ребёнка, и чтобы привлечь его к выполнению таких повседневных дел, нужно постараться заинтересовать ребёнка результатом, объяснить необходимость и значение выполненной им работы. Например: «Если не поменять воду в вазе — цветы завянут», «Если не полить растения — они погибнут».

Ребёнок всегда радуется результату работы — нужно похвалить за выполнение порученного дела.

Значительно повышается интерес к труду, если полезность его для окружающих очевидна. Например: «Как хорошо Катя убрала посуду, теперь после обеда все могут отдохнуть». Пусть сделанная ребёнком закладка для книг, подставка для вилок, игольница не совершенны, родители должны оценить его труд, желание сделать что-то для других и обязательно использовать эту вещь в быту.

Важно, чтобы все члены семьи серьезно отнеслись к труду детей, чтобы в семье была создана трудовая атмосфера, и ребёнка постоянно привлекали к труду, давали интересные поручения. Если же эти поручения заключаются лишь в выполнении требований «подай, сбегай, принеси», то это только отбивает у ребёнка охоту трудиться.

Консультация для родителей по теме «Знакомим детей с окружающим миром»

В МИРЕ КАМНЯ

Мир окружающих вещей многообразен. Научить детей ориентироваться в окружающем мире – значит развить у них восприятие, память, внимание, дать возможность практического применения различных вещей. Предлагаю обратить ваше внимание на обыкновенные камни.

Камни или что-то каменное есть везде: на улице, дома. Попробуйте дома и на прогулке использовать представленные игры и упражнения, поставив перед собой цели:

• дать представления о свойствах камня;

• способы применения камня в играх с природным материалом;

• использование камня людьми.

Для выполнения поставленных целей используйте различные виды деятельности детей: игры, занятия, беседы, экспериментирование, наблюдения, чтение.

«Найди камень».

Цель: выделять камень из других предметов.

Детям на прогулке предлагается найти камень и принести его взрослому, гуляющему с ребенком. Не все дети справляются с этой задачей. В результате поисковой деятельности дети знакомятся с различными материалами. Тут и кусочки дерева, глины, земли и др. Вместе со взрослыми дети начинают отбирать камни и знакомиться с его свойствами. В результате целенаправленной деятельности дети научатся безошибочно находить камень.

«Большой – маленький камень».

Цель: находить в ближайшем окружении камни заданной величины.

Взрослый показывает детям два камня и предлагает выбрать из них большой камень. Остается маленький камень. Кроме визуального сравнения делается сравнение камней по весу и делается заключение: чем камень больше, тем он тяжелей. Можно найти большой камень, который невозможно сдвинуть с места. И сделать заключение: есть такие тяжелые камни, которые можно передвигать только с помощью техники.

«Каменная дорожка».

Цель: подбирать по размеру камни и выкладывать из них дорожку, обследование поверхности камня».

Взрослый показывает камень и просит поискать и принести примерно такой же по размеру. Потом все вместе выкладывают дорожку и камня, выбирая ровную поверхность, которая будет вверху. Рассказать детям о том, что есть мощеные камнем дороги, по которым ездят машины и ходят люди.

«Экскурсия в парк».

Цель: Знакомство с каменными скульптурами Петергофа

Обращая внимание детей на монументальную скульптуру, родители продолжают знакомить детей со свойствами камня. Камень можно обрабатывать, создавать из него различные предметы декора. Камни, из которых высекают скульптуры, называется поделочным камнем. После обработки каменные изделия выглядят совсем не так, как в природе. Предметы из камня могут быть гладкими, блестящими, очень красивыми. Поделочные камни могут быть разными по цвету.

«Ряженье».

Цель: знакомить детей с украшениями, сделанными из камней.

В шкатулке лежат различные украшения: бусы, ожерелья, браслеты, кулоны, брошки. Дети перед зеркалом примеряют украшения, любуются красотой камней.

«Четки».

Цель: перебирая четки пальцами, ощущая гладкость камня, дети успокаиваются. Успешно используются для стабилизации состояния гиперактивных, эмоционально лабильных детей.

«Драгоценные камни».

Цель: знакомить детей со свойствами камней.

Мама может показывать различные украшения из камня и рассказывает о них. Потом предлагает выбрать из шкатулки бусы определенного цвета, размера. Из рассыпанных бус можно составить узор на пластилиновой дощечке. Используется образец, словесная инструкция в зависимости от решаемых задач по сенсорному развитию (усвоение формы, размера, цвета).

«Собери бусы»

Цель: развитие тонких движений кистей рук и пальцев. Закрепление знаний размера, цвета, формы. Развитие произвольной деятельности, навыков саморегуляции.

В индивидуальных занятиях по развитию у детей вышеперечисленных знаний, навыков родители могут добиваться хороших результатов, потому что продукт деятельности ребенка всегда является для него предметом гордости. Собранные бусы можно показать кому-нибудь, подарить, использовать в игре.

«Всплывет – потонет».

Цель: определение свойств камня.

В результате эксперимента с камнями и другими предметами: деревянными палочками, кусочками картона и др., дети знакомятся со свойством камня. Если камень тонет, значит, он тяжелее воды и других, не тонущих в воде, предметов.

«Что теплее?»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камня.

В солнечную погоду родители могут обращать внимание детей на то, что камень нагревается и долго держит тепло. Для сравнения детям предлагается приложить ладошку к большому камню с солнечной и с теневой стороны и почувствовать разницу температур.

«Чудесный мешочек».

Цель: на ощупь определить предмет, назвать его. Описать внешний вид предмета.

Взрослый использует мешочек или пакет, в котором лежат различные украшения. Ребенок опускает руку в мешочек, пытается догадаться, какой предмет он держат в руке. Достает его из мешочка, рассказывают о нем, надевает на себя или на взрослого украшение.

«Сказки».

Цель: формировать представления детей о ценности камней.

Во многих сказках рассказывается о чудесных свойствах камней. Дети, слушая эти сказки, развивают воображение, пополняют свои знания о природе вещей.

«Метание камней на дальность, в цель».

Цель: развивать у детей основные движения, меткость. Выполнять правила безопасности.

На прогулке можно организовывать соревнования по метанию камней. Перед этим детям объясняются правила проведения соревнований. Дети должны понять, что камнем можно поранить человека. Нельзя кидать камни в окна, в людей, в животных и птиц.

«Рассказы о камнях».

Цель: расширять представления детей о природе камня. Месторождения драгоценных и поделочных камней. Способы обработки камней. Предназначение камней.

Родители подбирают литературу, адаптируют ее, а потом в доступной для понимания детей форме преподносят материал. Все это способствует расширению представлений у детей об окружающем мире.

Консультация для родителей

Дошкольники природные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность,

постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно все, поэтому необходимо поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности.

Одной из направлений детской экспериментальной деятельности- опыты. Детям необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство

удовлетворения от проделанной работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай

попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проводить простейшие опыты дома под силу любому родителю вместе с ребенком.

Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки.

Опыт №1. С помощью трубочек создать сильный поток воздуха и подуть на песок. Что про

Вывод: Песчинки маленькие, легкие. Камни- тяжелые.

Опыт №2. Взять молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробовать вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) Попробовать вбить гвоздь в камень.

Что случилось с гвоздем? (Он погнулся.)

Вывод: Камень тверже дерева.

Опыт №3. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произой-

дет? (Дерево плавает.) А теперь опустим в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень

тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

Опыт №4. Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из

воды. Какой он? (Мокрый.)Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт №5. Возьми в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладони. Сравни-

те, что произошло с камешком, а что с пластилином. (Пластилин помялся, а камень остался такой же.)

Вывод: Камень твердый, а пластилин мягкий.

Попросите детей зарисовать все эти опыты. Проанализируйте рисунки вместе и сделайте выводы.

Желаем успехов!

Анкета для родителей

«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»

Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?

• да;

• нет;

• не знаю

2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как часто?

• часто

• редко

• всегда

• никогда

3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

• экспериментирует самостоятельно

• просит помощи родителей

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ___

5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое? ___

• считаю нужным

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

• да

• нет

• иногда

7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности? ___

Спасибо за сотрудничество!

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*