admin / 11.12.2019

Подход к ребенку

Как найти подход к ребенку: 6 практичных советов

Итак, вы – родители и ваша задача воспитывать ребенка. Казалось бы, все понятно, но вопрос в том, как вы это делаете? Договариваетесь или кричите, давите авторитетом или пускаете все на самотек, распускаете руки или ищете точки взаимопонимания.

Если пока вы не определили свою стратегию воспитания или ни одна из выбранных раньше не сработала, не переживайте. Выход есть! О том, как найти подход к ребенку и снять с повестки дня вопрос послушания – в нашем сегодняшнем материале.

Родители в поиске

Немного истории. Пожалуй, каждый родитель помнит рассказы о том, как раньше, когда детей в семье было много, с ними по факту особо не церемонились. Главой семьи был родитель, его слово было непререкаемо, а авторитет – не поддавался сомнению даже в мыслях.

Сейчас все изменилось с точностью до наоборот – главной ценностью в семье стал ребенок, а мы, родители, вкладываем в него по максимуму. Стараемся дать все самое лучшее, развить таланты, не ограничивать его выбор и ни в коем случае не давить.

Легко ли нам дается все это? Нет, потому что в любом возрасте случаются ситуации, когда нужно, чтобы ребенок просто слушался. Но как этого добиться?

Специалист по семейным отношениям Франсуа Сенгли рассказывает: «В современной семье понятие родительского авторитета девальвировалось. В наших семьях не говорят «Как я сказал, так и будет» и с одной стороны это хорошо. Но что делать с импульсивными детскими эмоциями и желаниями? Некоторые родителям, которые справедливо уверены, что криком, угрозами и шлепками проблема не решается, просто не знают, как остановить ребенка по-другому».

Действительно добиться от ребенка послушания в эру свободного воспитания не так-то просто. В боевом арсенале родителей имеются различные манипуляции:

  • задабривания «Давай так, ты сейчас собираешь свои игрушки, а я даю тебе конфету»;
  • торговля «Или ты сейчас кушаешь все до последней крошки или я не куплю тебе новую игрушку»;
  • шантаж «Если ты не сделаешь уроки, о компьютерных играх можешь забыть»;
  • уговоры «Пожалуйста, я очень тебя прошу, убери в своей комнате».

Став подростком, воспитанный в таких неконструктивных условиях ребенок, ощутит свою непререкаемую власть и начнет вовсю пользоваться особым положением.

Читай также: Мамины хитрости: быть ближе к своим детям

Методы воспитания

Поиск золотой середины и баланса – основные правила успеха как в жизни вообще, так и в воспитании в частности.

У родителей должен быть авторитет в семье, но это не имеет ничего общего с авторитарностью, властностью и самодурством.

Ваши помощники – доброжелательность и конструктив. Ваши противники – бессмысленные запреты и принуждения.

Также мы подготовили для вас 6 простых правил-помощников:

1. Четкие просьбы. «Убери в комнате» очень расплывчатое требование, и если ребенок не настроен на работу (а чаще всего так и бывает) он может не обратить на него внимание, потому что ему не понятно, с чего начать. Постройте схему уборки: сначала скажите «Подними книги с пола», а затем просите (или требуйте) сделать что-нибудь еще.

2. «Я-высказывания». «Ты ужасный лентяй», «С тобой невозможно разговаривать», «Ты ничего не хочешь делать» — такие замечания никоим образом не мотивируют ребенка и совсем не помогают вам наладить коммуникацию. Сначала он будет обижаться, а потом и вовсе перестанет обращать на них внимание. Волшебные «я-высказывания», например, «Мне с тобой трудно», «Я сегодня устала, не мог бы ты…», звучат уважительнее, поэтому ребенок сможет их услышать и попробовать что-то изменить в себе.

3. Акцент на позитив. Говорить: «Я бы хотела, чтобы ты больше уважал своих родителей» лучше, чем «Я хочу, чтобы ты перестал с нами ругаться». Во фразах «не кричи» или «не плачь» частица «не» плохо воспринимается мозгом и вы получаете прямо противоположный результат – еще больше крика или слез. Правильно формируйте фразы и всегда делайте акцент на хорошем!

4. Искренняя похвала. И дети, и взрослые, хотят, чтобы их любили, уважали и признавали. Замечайте и хвалите ребенка за его поступки, выборы, решения, это позволит вам не потерять его доверие. И см.п.3 – делайте акцент на позитив. Не стоит думать и тем более говорить – «его даже похвалить не за что»! Вовремя встал, меньше провел времени за компьютером, не вымазал свою одежду, ласково улыбнулся, а не набурчал на вас в ответ – все это тоже засчитывается! Чем реже вы будете это делать, тем меньше для этого будет реальных причин.

5. Объятия. Детям жизненно необходим тактильный контакт. Если ребенок уклоняется от объятий – это плохой знак, он вас боится или за что-то обижен. Обязательно откровенно поговорите о причинах такого поведения, а если у ребенка нет проблем и негатива – вволю обнимайтесь! Даже если ребенок вырос и не хочет, чтобы его тискали, прикоснуться к руке, похлопать по плечу, взъерошить волосы – всегда допустимо, всегда приятно и всегда помогает общению.

6. Личный пример. Ни один из наших советов или ваших нравоучений не сработает, если вы сами не делаете то, чего требуете от своего ребенка. Именно вы главный пример для своего сына или дочери, он будет делать то, что видит, а не то, что вы говорите. Хотите, чтобы он правильно питался, интересовался учебой или занимался спортом – делайте это сами! Хотите, чтобы он был внимательным и открытым – общайтесь с маленьким человеком с детства уважительно, интересуйтесь его мнением, прислушивайтесь к его советам.

Как найти подход к ученику

Проблема индивидуального подхода к ученикам

Дети не похожи друг на друга: их различает тип темперамента, уровень IQ, степень социальной адаптации и многое другое. Чтобы найти подход к ученику, необходимо изучить особенности его характера, уровень развития познавательных процессов, понять модель его поведения в школе, узнать об обстановке в семье ребенка.
Зачастую учителя не учитывают индивидуальных особенностей детей, не стремятся к тому, чтобы понять, чем живет тот или иной ученик. Требуя от каждого ребенка определенный набор знаний и действий, педагоги уравнивают всех детей, превращая их в некую безликую общую массу. Отсюда и проблемы с неуспеваемостью и плохим поведением.

Как найти подход к ученику?

Прежде всего, необходимо иметь желание изучить личность ребенка, его внутренние потребности и интересы. При этом важно попытаться стать для ученика страшим другом, вызвать доверие и уважение к себе, но никак не страх. Занимая авторитарную позицию в отношениях «учитель-ученик» вы вряд ли добьетесь чего-то существенного.
Проведите с учеником индивидуальную беседу, причем она должна быть неформальной и неофициальной. Начните с общих вопросов: кем мечтает стать ребенок, когда окончит школу? Какие предметы ему нравятся, а какие вызывают затруднения? Чем он занимается на досуге? Существуют ли в его семье какие-либо традиции, совместные дела и т.п.? Получив ответы на эти вопросы, вы будете лучше понимать вашего ученика и то, как именно с ним нужно взаимодействовать – чем мотивировать к учебе, как поощрять и т.д.
Вторым шагом после доверительной беседы может стать прохождение ребенком тестов на определение уровня развития познавательных процессов – памяти, мышления, воображения и т.п. Тестирование можно провести совместно со школьным психологом. Анализ результатов тестов может показать, к примеру, почему ребенок плохо запоминает учебный материал – возможно, у него плохо развита память или проблемы с концентрацией внимания.
Посетите семью ученика, побеседуйте с его родителями об их духовных ценностях, о том, каким они хотят видеть своего ребенка и что конкретно они для этого делают. Постарайтесь донести до родителей мысль о том, что детей важно не только «кормить-обувать», но и воспитывать – собственным примером, общими делами, правильным позитивным мировоззрением и т.п.
Следующий шаг – аккуратная проработка всех выявленных проблем. При этом не стоит посвящать ребенка во все сложности, связанные с его личностью и навешивать ярлыки, для него вы по-прежнему должны оставаться старшим и мудрым другом. Помните, что вы – учитель, и вашей работой является не только сухое изложение программного материала и контроль выдачи учеником нормативной базы знаний. Основная ваша задача – научить ребенка учиться, вооружить его «инструментами», которые помогут ему с интересом добывать новые знания, а также помочь избавиться от тех страхов, комплексов и реальных препятствий, которые мешают ему полноценно и продуктивно учиться.
Так, наиболее действенными и эффективными методами учебного взаимодействия с трудными детьми являются индивидуальные контрольные задания, составленные с учетом способностей каждого ребенка; дополнительные занятия в группах продленного дня с тщательной проработкой всех проблемных вопросов; индивидуальные домашние задания, подобранные в соответствии с уровнем возможностей ученика.
Если же ваш ученик не имеет проблем с успеваемостью, но не признает в вас авторитет учителя, не уважает вас, необходимо также разобраться в причинах такого неприятия. Возможно, поможет индивидуальная беседа с ребенком на равных. Прислушайтесь к высказываемым им обидам, возможно, вы в чем-то не правы и выбранная вами модель взаимодействия с данным учеником слишком авторитарна. Разберитесь в своем отношении к ребенку – если в вас слишком много агрессии или неприятия ученика, работайте над искоренением данных стереотипов, постарайтесь увидеть в ребенке личность, следуя вышеописанным советам и рекомендациям.

Похожие статьи


Ирина Балманжи

Работать на пределе возможностей, быть максимально продуктивным и не чувствовать себя к концу дня как выжатый лимон. Получать от своего труда удовольствие, добиваться невероятных результатов и всегда оставаться полным сил. Несбыточная мечта? Нет, реальность. Вы убедитесь в этом, когда прочитаете нашу суперполезную новинку «На пике». Публикуем несколько важных советов из нее.

Ищите сложные задачи

Представьте, что вам нужно накачать бицепсы. Если вы попробуете сразу поднять очень большой вес, то рискуете нанести себе травму. Но слишком легкая нагрузка тоже не принесет пользы: вам должно быть трудно, иначе мышцы просто не начнут расти.

Значит, нужно найти идеальное решение — вес, который к концу тренировки доведет вас до крайней усталости, но не до травмы.


Ставьте себе сложные, но выполнимые задачи. Источник

Это относится не только к спорту. В любой творческой или интеллектуальной сфере деятельности нам нужны в меру сложные задачи, чтобы развиваться. Когда работа дается слишком легко, никакого роста не происходит. Более того, мы начинаем чувствовать скуку и неудовлетворенность жизнью. А совсем непосильные цели могут вызвать панику, которая не позволит сосредоточиться. Поэтому необходимо соблюдать баланс.

Текущая задача должна находиться слегка за пределами имеющихся у вас навыков.

Внутренний голос, шепчущий «Кажется, у меня не получится», — знак того, что вы на правильном пути. Немного сомнений и неуверенности в себе полезны, если они не заставляют вас нервничать до такой степени, что вы не можете сконцентрироваться на работе. Эта концепция применима практически ко всему, будь то тренировка, исполнение музыкальной пьесы или подготовка офисного проекта.

Практика! Активно ищите задачи, которые чуть-чуть превышают ваши способности. Когда почувствуете, что полностью овладели ситуацией, продолжайте постепенно двигаться в сторону усложнения.

Отдыхайте

Бесконечная, лихорадочная работа ведет к эмоциональному опустошению и вредит здоровью. Ярким примером этого стал Мориц Эрхардт, стажер отделения банка Merrill Lynch. Он проработал 72 часа подряд и был найден мертвым в душевой. Парню был 21 год. Медики пришли к заключению, что он умер от эпилептического припадка, который мог быть вызван переутомлением.

Случай с Эрхардтом экстремальный. Куда более распространены ситуации, когда огромная рабочая нагрузка и постоянное напряжение приводят к тревожности, депрессии, бессоннице, ожирению, сердечно-сосудистым заболеваниям и ряду других последствий, угрожающих жизни.


Переутомление негативно сказывается и на вашем здоровье, и на качестве работы. Источник

Запомните раз и навсегда: отдых не менее важен, чем нагрузка. Представьте, к примеру, что вы качаете бицепсы каждый день с утра до вечера, почти не делая перерывов между тренировками. У вашего организма не будет времени, чтобы восстановиться, и вы просто выгорите, а не станете сильнее.

Нагрузка + отдых = рост. Это уравнение остается верным независимо от того, какой мускул вы пытаетесь накачать — физический, когнитивный или эмоциональный.

Практика! В течение дня чередуйте циклы нагрузки и отдыха. Через каждые 50–90 минут интенсивной работы делайте перерывы по 7–20 минут. В это время можно погулять на свежем воздухе, послушать музыку, помедитировать, принять душ или пообщаться с друзьями. Чем бы вы ни занимались, еженедельно берите хотя бы один выходной. Назначайте отгулы, уик-энды или отпуска так, чтобы они следовали сразу за периодами сильного напряжения.

Около 40 процентов творческих идей возникают именно во время передышек, так что не ругайте себя за безделье. Когда вы отключаетесь от работы, ваше подсознание трудится и ищет нестандартные решения.

Концентрируйтесь на одной задаче

Те, чья производительность высока, посвящают себя делу на сто процентов. Работая над чем-то, они полностью погружаются в текущий момент, фокусируются на одной конкретной задаче и не отвлекаются ни на что постороннее, будь то электронная почта или размышления о другом важном проекте.

Когда вы занимаетесь несколькими задачами сразу, страдают все ваши дела. Поэтому совмещать занятия — плохая идея.

Самые продуктивные люди тщательно планируют свой день, избавляются от отвлекающих факторов и делают только одну вещь за раз. В их расписании каждый отрезок времени имеет конкретную цель: написать 500 слов для статьи; изучить данные; побеседовать с интересным человеком; насладиться семейным ужином и так далее.


Концентрация — ключ к продуктивности. Источник

Практика! Каждое утро составляйте четкий план на грядущий день и старайтесь не отклоняться от графика. Не распыляйтесь на несколько дел сразу, фокусируйтесь только на том, чем заняты в текущий момент. Выясните, что препятствует вашей глубокой концентрации (текстовые сообщения, социальные сети, телевидение, разговоры с коллегами), и по возможности исключите эти помехи.

Сохраняйте позитивный настрой

Ученые выяснили, что способность активировать участки мозга, связанные с решением сложных задач и самоконтролем, зависит от нашего настроения. Так что вы можете улучшить производительность, просто зарядившись перед важной работой позитивными эмоциями.


Приходите на работу в хорошем настроении. Источник

Исследования показывают, что иногда, даже посмотрев смешные видео с котиками на YouTube, человек может повысить свою эффективность в последующей интеллектуальной деятельности.

Практика! Ищите способы поднять себе настроение до того, как приступите к работе, и старайтесь избегать людей, мест и вещей, которые могут его испортить. То, как и с кем вы проводите время, особенно перед важными делами, действительно имеет значение.

Продумайте рабочую обстановку

Стивен Кинг продумал все, что касается его работы, начиная с комнаты, где он пишет, и заканчивая местом, где стоит его стол, вещами на нем и музыкой, под которую он печатает (AC/DC, Metallica или Guns N’Roses).

В своих мемуарах Кинг объясняет это простыми словами: «Большинству из нас лучше всего работается в собственном углу».

Мнение Кинга не уникально. Почти все большие мастера своего дела подчеркивают значимость того, где они трудятся. Будь то любимый тренажерный зал спортсмена мирового уровня, студия прославленного художника, логово, где скрывается Стивен Кинг, — организация особого рабочего места очень важна.


Обстановка имеет значение. Источник

Практика! Окружите себя объектами, которые призывают вас к желательным действиям и помогают сосредоточиться. Регулярно работайте в одних и тех же условиях. Когда в мозге сформируются сильные связи, привычная обстановка сама по себе начнет настраивать вас на продуктивный труд.

Составьте график с учетом своего хронотипа

Известно, что режимы знаменитых художников, писателей, музыкантов и мыслителей существенно различались. Некоторые, например Моцарт, лучше всего работали поздно ночью. У других, включая Бетховена, пик производительности приходился на раннее утро.

Каждый из великих мастеров понимал, когда он бодрее и внимательнее всего, и оптимизировал собственную жизнь согласно своему хронотипу — так ученые говорят об индивидуальных приливах и отливах энергии, которые мы испытываем в течение суток.

Бесчисленные исследования подтверждают, что разделение на сов и жаворонков вполне реально. Не важно, идет ли речь о физических или интеллектуальных задачах, большинство людей лучше всего работают либо в начале дня, либо попозже, вечером.


Не игнорируйте биологические ритмы своего тела. Источник

Практика! Распределите работу согласно своему хронотипу. Берегите моменты бодрости и используйте их для самых важных дел, требующих высокого уровня концентрации. Намечайте второстепенные задачи на периоды, когда вы менее внимательны.

Поставьте себе вдохновляющую цель

Однажды американец Том Бойл в три раза превысил мировой рекорд по становой тяге: мужчина поднял автомобиль Chevrolet Camaro, который весит более полутора тонн. Думаете, это великий спортсмен? Нет, самый обычный человек. Заведующий отделом в магазине красок.

Бойл всего один раз в жизни превратился в Невероятного Халка. Не ради славы или денег. Он просто спасал велосипедиста, которого сбила машина.

История кажется фантастической, но все же подобное иногда случается. Ученые называют это явление «истерической» силой. Сверхспособности почти всегда проявляются в экстремальных ситуациях, когда на кону стоит вопрос человеческой жизни.

Дело в том, что наши возможности гораздо больше, чем нам кажется. Обычно люди сдаются задолго до того, как достигают своего предела. Но когда мы глубоко концентрируемся на великой цели, превосходящей наше «я», то оказываемся способны преодолеть страх, тревогу и физиологические защитные механизмы, которые так часто удерживают нас от великих свершений.


В каждом из нас скрывается супергерой. Источник

Высокая цель улучшает производительность и в менее героической, повседневной работе. Подтверждение этому можно найти во множестве исследований. Например, одно из них показало, что уборщики в больницах лучше справляются с обязанностями и говорят о более высоком уровне удовлетворения, если им регулярно напоминают, что их деятельность существенно необходима для помощи пациентам.

Практика! Связывайте свою деятельность с более высокой целью. Если вы столкнетесь с непреодолимым вызовом и разум скажет вам остановиться, спросите себя, зачем вы это делаете. И если ваш ответ: «Я делаю это ради кого-то или чего-то, что важнее, чем я сам», то, скорее всего, вы сможете продвинуться вперед.

По материалам книги «На пике»
Обложка поста отсюда

Организация индивидуального подхода к детям

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность .

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными .

Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов . Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.

Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем :

  • Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);
  • Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);
  • Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);
  • Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);
  • Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.
  • Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.

Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:

  • Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
  • Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
  • Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей .

Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман дают педагогам некоторые рекомендации:

  • Наглядность очень важна при обучении дошкольников;
  • При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;
  • Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;
  • Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;
  • Признайте за детьми право на индивидуальность, право быть другим.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик .

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Изучение особенностей ребенкапосредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
  2. Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  3. Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят :

  • Общие сведения о ребенке;
  • Данные о физическом состоянии;
  • Положительные проявления ребенка;
  • Отношения к коллективу;
  • Отношение к труду;
  • Особенности умственного развития;
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность . Воспитывая интерес к изобразительному искусству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. О содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний хорошо сказала Е.А.Флерина: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» .

К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка , он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Индивидуальный подход к ребенку

Дворникова Ирина Владимировна
Индивидуальный подход к ребенку

Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого. У всех дошкольников воспитывают устойчивое нравственное чувство, нравственные мотивы поведения, послушания, любознательность и активность.

Однако, в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если это задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно.

В воспитании детей другого типа- возбудимых, неуравновешенных-родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности. Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствуют созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает это очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться, с медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие точности, ловкости, быстроты движений.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задачи и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявление застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угрозы наказанием в ответ на неуверенность. Нельзя запугивать чувствительных детей. Если по доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем у ребенка появляется уверенность в своих силах, он становится общительным, доверчивым.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*