admin / 08.01.2020

Как удалить ржавчину с велосипеда?

Реклама

Велосипед – это средство для передвижения, которое делает перемещение более комфортным и быстрым. В то же время этот агрегат нуждается в постоянном уходе, а при неправильном обращении он может создать ряд проблем. Перед началом каждого сезона нужно тщательно осматривать велосипед, ведь рано или поздно на руле, раме или другом металлическом элементе может появиться ржавчина. Как устранить ее в домашних условиях? Именно об этом мы и поговорим в данной статье.

Ржавчина: понятие и причины возникновения

Ржавчина – это особый налет рыжевато-оранжевого цвета, который появляется на металлических поверхностях. В состав налета входит смесь оксидов и гидрооксидов железа (продукты коррозии). Ржавчина появляется от непосредственного контакта металла с водой или воздухом. Исходя из этого, причиной появления ржавчины на велосипеде может послужить:

  • Хранение средства передвижения в сыром помещении.
  • Повреждение верхнего защитного покрытия (хрома или никеля, защищающих металл от коррозии).
  • Велосипед плохо вытерли после мытья или дождя.

Что ржавеет в первую очередь?

Если забыть о велосипеде и оставить его на балконе, то через 1-2 года он покроется ржавчиной. Однако если тщательно осмотреть агрегат, то можно убедится, что коррозия появилась лишь на некоторых деталях. Например, рама не пострадает, так как она окрашена специальной краской, включающей в свой состав противокорозийное средство.

Детали, которые ржавеют в первую очередь:

  • Металлические части педалей.
  • Цепь.
  • Спицы и железные части колес.
  • Руль и его неокрашенная колонка.

Профилактика

Как известно, лучший способ решить проблему – предотвратить ее. Ржавчина на металле не является исключением, ведь коррозийных процессов можно избежать или хотя бы максимально их отсрочить. Для этого нужно соблюдать меры профилактики, а именно:

  • Вытирать насухо все детали велосипеда после его мытья или катаний под дождем.
  • Хранить средство передвижения в чехле или сухом помещении.
  • Смазывать движущиеся детали машинным маслом.
  • Периодически перекрашивать раму.
  • Следить за никелевым и хромовым покрытием.

Какие способы удаления ржавчины можно использовать?

Если, несмотря на все старания и ухаживания, рыжий налет появился, то нужно заняться ее устранением. В первую очередь нужно оценить масштаб работ и критичность коррозийных процессов, после чего подбирается способ решения проблемы. Устранить ржавчину можно одним из следующих методов:

  • Химический.
  • Механический.
  • При помощи народных средств.

Инвентарь, который понадобится для проведения процедур:

  • Металлический скребок (щетка).
  • Солидол и солярка.
  • Кислота.
  • Салфетки и полотенца.
  • Ватные диски.
  • Минеральное масло.

Механическое устранение ржавчины

Если рыжих пятен немного, то справиться с ними можно за 20-30 минут. Для этого нужно:

  • Обработать поврежденные участки металлическим скребком.
  • Смазать поверхность минеральным маслом.
  • Подождать 15-20 минут.
  • Устранить масло скребком.
  • Вытереть бумажным полотенцем.

В случае, когда ржавчины много и метод не действует нужно продолжить процесс, купив средство для удаления ржавчины, которое можно найти в магазине или сделать самостоятельно. Этапы работы:

  • Нанести средство ватным тампоном на поврежденные участки.
  • Подождать 10 минут.
  • Стереть вещество бумажными полотенцами.

Чистка велосипедной цепи

Эту часть велосипеда нельзя красить или чистить металлической щеткой, так как она быстро придет в непригодное состояние. Для устранения ржавчины с велосипедной цепи нужно действовать следующим образом:

  • Снять цепь и положить ее в металлическую емкость.
  • Залить соляркой и поставить кастрюлю на огонь.
  • Довести до кипения и поджечь содержимое.
  • Снять с огня и вылить на каменную поверхность.
  • Подождать, пока цепь остынет.
  • Потрясти цепь, чтобы остатки ржавчины осыпались.
  • Смазать солидолом и установить обратно.

Важно! Процедуру нужно проводить на улице с использованием костра. Важно соблюдать правила пожарной безопасности, так как неосторожное обращение с огнем может завершиться катастрофическими последствиями.

Народные методы борьбы с ржавчиной

Если следы от рыжеватого налета еще совсем свежие, то устранить их можно подручными средствами, описанными ниже. Картофель – идеальное средство для устранения ржавчины с велосипеда, ножей и прочих небольших металлических изделий. Для чистки нужно:

  • Разрезать сырой картофель пополам.
  • Посыпать срез солью.
  • Обработать поврежденный участок.

Также для чистки велосипеда от ржавчины можно использовать кетчуп или томатный соус:

  • Смазать ржавые детали.
  • Подождать 5-7 минут.
  • Убрать остатки вещества.

Химический способ

Для устранения ржавчины с поверхности велосипеда можно использовать органические или неорганические кислоты, однако, неорганические вещества взаимодействуют с металлом, оказывая на него негативное влияние. Азотную кислоту использовать нежелательно, а вот слабые растворы соляной и серной кислоты применимы, но при работе с ними нужно использовать средства самозащиты (респиратор, очки и перчатки).

Лучше всего бороться с ржавчиной при помощи ортофосфатной кислоты, создающей защитную пленку, защищающую металл от коррозийных процессов. Для устранения рыжих следов нужно подготовить:

  • Перчатки.
  • Респиратор.
  • Бумажные полотенца и ватные диски.
  • Пищевая сода.

Порядок работы:

  • Обработать поверхность скребком.
  • Обезжирить поверхность содовым раствором.
  • Сполоснуть водой.
  • Протереть ржавые места тампоном, смоченным в кислоте.
  • Нейтрализовать кислоту содой.
  • Смыть вещество водой.
  • Вытереть насухо.

Использование органических кислот

В этом случае нам поможет уксусная или лимонная кислота. Для этого нужно подготовить:

  • Уксус.
  • Лимонный сок.
  • Соду.
  • Машинное масло.
  • Скребок или щетку.
  • Краску.
  • Ветошь, бумажные полотенца и шлифовальный материал.

Порядок действий:

  • Смешать уксус и лимонный сок в равных частях.
  • Сделать содовый раствор.
  • Отшлифовать поверхность и нанести на нее кислоту.
  • Отшлифовать поврежденные участки.
  • Смочить ветошь в содовом растворе и обработать места, смоченные кислотой.
  • Тщательно помыть велосипед.
  • Вытереть насухо.

Для того чтобы предотвратить дальнейшее распространение ржавчины нужно:

  • Покрасить раму.
  • Никелировать или хромировать неокрашенные детали.
  • Детали, которые нельзя хромировать и покрасить (например, цепь) смазать машинным маслом.

Как убрать ржавчину с велосипеда

Бывалые велолюбители знают, что с верным «конем» может случиться все, что угодно. Например, металлические части и детали транспортного средства одолеет ржавчина. В некоторых случаях такое бывает, если велосипед:

  • попал под проливной дождь и не бы как следует просушен после;
  • плохо перенес зимовку в сыром помещении или на балконе;
  • был некачественно протерт после мойки и оставлен на длительное время (помыли перед зимним хранением, например).

Однако расстраиваться не стоит, в большинстве случаев такая беда поправима. Есть несколько эффективных способов. И выбор какого-то одного зависит от ряда факторов:

  • объективного состояния проржавевших деталей (степени проникновения ржавчины);
  • наличия того или иного средства для очистки «здесь и сейчас» — то есть под рукой, если нужно срочно;
  • количества свободного времени.

Впрочем, для истинных велолюбителей два последних пункта принципиального значения не имеют.

Рекомендуем прочитать: Как мыть велосипед Уход за цепью велосипеда

Вело-детали, наиболее подверженные ржавчине

Те, кто считают, что первой в неблагоприятных условиях проржавеет велосипедная рама, очень сильно ошибаются. Она, скорее всего, никогда не пострадает, поскольку покрывается специальными красочным напылением с высокой степенью защиты от подобных неприятностей. А вот руль, обода, передняя вилка, металлические части педалей, болты, дуги под седлом и пр. — это да, тут коррозии есть, где разгуляться.

В любом случае, для начала борьбы с повреждениями следует четко определить, какие детали действительно пострадали. Оценить степень проникновения ржавчины и выбрать способ борьбы с коррозийными повреждениями. А по окончании очистительных мероприятий убедиться. что абсолютно все детали, требовавшие чистки, приведены в безупречное состояние.

Несколько способов борьбы со ржавчиной на велосипедных деталях

Убрать следы коррозии с вело-деталей и узлов помогают несколько средств и способов.

Способ № 1. «Магазинный»

Самым простым и эффективным методом, безусловно, являются химические преобразователи ржавчины — составы, продающиеся в специализированных магазинах. На начальных стадиях поражения и глубже они действуют абсолютно безупречно, за один раз снимая до 90% налета.

Потребуется для проведения очистных мероприятий только магазинный баллончик со средством, чистые тряпки, перчатки и респираторная маска (поскольку все эти составы очень резко и неприятно пахнут, да и вообще: химия — есть химия). Кроме того, надо будет выбрать место для обработки (гараж, балкон или лоджия, другое помещение производственного или хозяйственно-бытового назначения). Можно чистить велосипед от ржавчины и на улице, но важно делать это в сухую ясную погоду.

Под велосипед необходимо будет постелить прочную пленку и можно приступать к работе:

  1. очистить обрабатываемые поверхности от возможной грязи и пыли;
  2. обезжирить детали и узлы, подлежащие обработке;
  3. хорошо просушить поверхности;
  4. нанести преобразующий состав слоем потоньше, распыляя из баллончика (если он снабжен пульверизатором) или пользуясь обычной губкой;
  5. подождать время, указанное на упаковке средства;
  6. снять состав, пользуясь чистой хлопчатобумажной тряпкой или салфеткой.

Если с первого раза не удалось снять ржавчину полностью, необходимо повторить полный цикл обработки — до тех пор, пока следы коррозии не будут полностью удалены с очищаемых велосипедных деталей и узлов. При невозможности полной очистки, следует применить какой-то другой, более действенный способ.

Способ № 2. Кислотный

Эффективным способом борьбы со ржавчиной является кислотный метод ее удаления. По мнению специалистов именно он способен ликвидировать самые глубокие коррозийные поражения.

Потребуются для проведения очистных мероприятий:

  • лимонная кислота (можно взять свежий лимон или лайм) для разрушительного взаимодействия с оксидом железа;
  • материал для шлифования (лучше, если это будет тонко спрессованная металлическая стружка из хозяйственного или автомагазина);
  • чистая ветошь.

Последовательность действий следующая:

  1. Сначала следует подготовить вело-детали и узлы к обработке: очистить от грязи, пыли. Потом обезжирить и хорошо просушить.
  2. Кислота льется на шлифовальный материал (!), а не на обрабатываемые поверхности. Причем, наносится так, чтобы цитрусовый сок не капал, а прессованная металлическая стружка была просто увлажнена.
  3. Шлифовальным материалом, смоченным лимонным или лаймовым соком, необходимо механически счищать ржавчину с пораженных участков. Чистить надо все — обода, цепь (только потом именно с этой детали остатки кислоты надо удалять очень тщательно — все до последней капельки), спицы и т.д. С особой осторожностью чистят звездочки.
  4. Для последующей промывки велосипед переворачивается «вверх ногами».
  5. Собственно далее следует промывка. Она необходима, чтобы кислота в дальнейшем не разъедала металл. Смываются остатки кислоты водой. Чистая ветошь как следует смачивается, и ею тщательно обрабатываются все чищенные поверхности.
  6. Велосипед после очистительных мероприятий нуждается в качественной просушке. Его надо насухо протереть (несколько раз) чистой хлопковой ветошью.

Для пущей эффективности в лимонный сок можно добавлять поваренную соль. Лучше — крупную для еще и абразивного воздействия.

Способ № 3. Аккумуляторный

Есть и еще один (довольно часто применяемый) способ избавления велосипедных деталей от глубокой (и не очень) ржавчины. Метод довольно и интересный и, что важно, по-настоящему действенный.

Потребуются:

  • цинковый кусочек небольшого размера;
  • провод подлинее;
  • паяльная кислота;
  • сухая чистая ветошь;
  • клочок ваты;
  • один саморез;
  • лампочка (12 В);
  • защитные перчатки.

Работа по очистке выполняется поэтапно:

  1. Цинк необходимо будет обернуть сначала ватой, а потом замотать в чистую ветошь.
  2. Саморез вкручивается в цинк, через слои ваты и тряпки.
  3. Далее создается простая электрическая цепь — к саморезу подсоединяется провод, который затем через двенадцативольтную лампу присоединяется к аккумулятору.
  4. Смачивается кусок цинка в паяльной кислоте (работать надо обязательно в защитных перчатках);
  5. Обрабатываются цинковым тампоном детали и узлы (предварительно очищенные от грязи-пыли, обезжиренные и просушенные), пораженные коррозией. До образования характерного серого налета.
  6. Отключается тампон от аккумулятора, а очищенные поверхности промываются и просушиваются (очень тщательно).

«Фокус» этого оригинального и необыкновенно эффективного способа заключается в том, что обработанные места уже никогда не заржавеют! И можно даже не покрывать их каким-то специальным защитным слоем.

Как снять ржавчину с велосипеда

Коррозия – естественный процесс взаимодействия металла с окружающей средой. Процессу окисления человечество нашло множество противоядий, но до конца препятствовать ему не удастся: рано или поздно металл начнет окисляться, или ржаветь.

Велосипед, по большей своей части, металлическая конструкция и подвержен коррозии так же, как и автомобиль. В этой статье рассмотрим, как убрать ржавчину с велосипеда быстро и самостоятельно. Предотвратить развитие коррозии – это просто. Но для начала несколько мер предосторожности, соблюдение которых вообще сведет риски появления ржавчины до 1 – 2%.

Бережем велосипед

Возникновение ржавчины на велосипеде связано с прямым контактом воды с металлом, влажностью воздуха, а также ненадлежащим уходом за механизмами. Несмазанные и грязные детали больше подвержены коррозии, поэтому чистые и смазанные и сухие поверхности – ключ к долгой эксплуатации.

Катание в дождь и грязь. От него никто не застрахован, а некоторым велосипедистам нравится так проводить время. Важно помнить, что мокрые детали сильно подвержены окислению. Особенно в труднодоступных местах, где влага скапливается. Чтобы велосипед не заржавел, после поездки в дождь всё насухо протираем и сушим.

Хранение во влажном помещении. Это еще опаснее, чем покатушки в дождь. Высокая влажность буквально проникает в каждую частичку велосипеда, из-за чего может образоваться несколько обширных участков коррозии. Храните свой велик в просторных теплых и сухих местах. Что касается кладовок, то их периодически нужно проветривать, вытаскивая велик наружу.

Неправильная мойка. Втулки, систему, каретку, колеса моем так, чтобы внутрь не попадала вода. Особенно «любит» ржа скапливаться в колесных втулках, под наконечниками спиц и вообще на любых стыках. После мойки рекомендуется протереть велосипед насухо или же высушить его под солнцем.

Но что делать, когда ржавчина все-таки возникла? На самом деле, убрать ее – не такая уж проблема. Какие методы существуют и как это сделать – читаем дальше.

Методы удаления ржавчины – какой самый эффективный?

Какие места чаще всего ржавеют? Как ни странно, рама – это последняя стадия, и, если портится она, значит, все остальное уже давно запущено. Чаще всего коррозия образуется в колесах, передней вилке, под седлом, на металлических стыках.

Существует три распространенных способа:

  1. Электродный.
  2. Чистка средствами на основе ортофосфорной кислоты.
  3. Домашняя: слабыми кислотами и раствором соды.

Электродный способ интересен тем, что после обработки поверхности она покрывается антикоррозийным слоем, после чего уже никогда не заржавеет. Позволяет избавиться от глубокого оксидного поражения. Особенно проявляет свои качества на больших поверхностях, например, раме или ободе.

Для работы понадобится:

  • Аккумулятор;
  • небольшая цинковая пластинка;
  • паяльная кислота;
  • провод;
  • саморез;
  • лампочка на 12 В;
  • вата;
  • ветошь;
  • диэлектрические перчатки.

Будем собирать цепь, сооружая электрод с электрической цепью. Этапы работы:

  1. Очистить, обезжирить и высушить все ржавые поверхности/детали.
  2. Замотать цинковую пластину в вату и ветошь (сделаем т.н. тампон).
  3. Через вату продеть саморез, чтобы кончик его коснулся цинковой пластинки.
  4. Соединить провод с саморезом, лампочкой и аккумулятором.
  5. Тампон смачивается в паяльной кислоте и прикладывается к окисшим участкам.

Все работы делаются в диэлектрических защитных перчатках.

Метод «домашней кислоты» — отличная альтернатива собиранию электроцепи. В качестве реагентов подходят:

  • лимонная кислота (или сок лимона/лайма);
  • смесь уксусной и лимонной кислот в соотношении 1:1;
  • не кислота, но тоже эффективное средство – раствор пищевой соды (кислая соль).

Казалось бы, все очень просто: лей кислоту на ржавчину. Но на практике все выглядит иначе. Итак:

  1. Очищаем и обезжириваем поверхности мелкой наждачкой.
  2. Меняем листок наждака и аккуратно наносим на него капельки кислоты.
  3. Смачиваем шлифовальной поверхностью участок ржавчины и втираем с небольшим усилием.
  4. Промывка водой. Вода удаляет следы кислоты, которая в дальнейшем бы разъедала металл (что похуже ржавчины). Чистой смоченной ветошью проходим все обработанные участки, затем насухо протираем и оставляем в вентилируемом сухом помещении. Можно вытащить на солнышко.

Данный метод эффективен для поражений средней степени. Хорошо подойдет для звездочек, рулевой, ободьев, наконечников спиц.

Удаление ржавчины с помощью специального средства. Составы содержат довольно сильный реагент – ортофосфорную кислоту. Они подходят, если глубина поражений недостаточно большая. Хотя некоторые, более агрессивные составы, удаляют и серьезные коррозионные изъяны. Ход работы аналогичен удалению вторым способом – подготовка поверхностей, нанесение состава на шлифовальную поверхность, мягкое втирание состава и промывка. Работу желательно проводить в перчатках и медицинской маске.

Вместо спецсредств можно чистить и раствором ортофосфорной кислоты

Продаются такие средства в баллончиках в специализированных магазинах. Для большинства трепетных хозяев велосипедов эти средства – простой способ предупредить возникновение ржавчины.

Подведем итог: какой из перечисленных методов самый лучший? Конечно, снять коррозию эффективнее всего электродным методом. Вместе с тем, наиболее доступными для человека в домашних условиях будут второй и третий методы. А последний даже выиграет, так как он даже сэкономит время на приготовление состава.

Чистка рамы и труднодоступных мест

Теперь поговорим о последовательности работ, в случае если велосипед проржавел «от и до». Наилучшим решением будет полная разборка велосипеда или хотя бы частичная, без снятия трансмиссии.

Первой чистится рама велосипеда. Особое внимание (помимо видимых участков ржавчины) стоит уделить внутренним полостям подседельной трубы, кареточного и рулевого стаканов. Часто ржавеет труба на руле и раздвижной крепежный конус одновременно с внутренними стенками колонки. Это обусловлено недостатками смазки и попаданием влаги внутрь вилки.

Детали трансмиссии – звезды, металлические остовы педалей, цепь – вычищаются отдельно от велосипеда. По крайней мере, цепь и педали точно необходимо снять.

Отдельная история – колеса. Здесь ржавчина может скапливаться во втулках, спицах, внутренних плоскостях ободьев. Последовательность работы по очистке колеса:

  • разбортировать покрышки;
  • разобрать втулку: вынуть конусо-подшипниковую пару и ось, очистить детали от грязи;
  • удалить ржавчину в полостях втулки, промыть и просушить;
  • далее очищаем колесные спицы и поверхность обода, затем промыть и насухо вытереть;
  • собрать втулку, смазав все детали;
  • установить шину;
  • только после полного высыхания обода и спиц.

После того, как все детали в разобранном виде высохнут, собираем велосипед. Рама посушится чуть дольше, так и нужно. Желательно подержать велосипед в разобранном состоянии и в сухом помещении около суток. Эффективнее всего убирать коррозию в зиму или при подготовке к новому сезону.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*