admin / 26.01.2020

Ткань блестящая

Описание ткани рубчик, состав и характеристики растяжимости

Ткань рубчик — это объемное трикотажное полотно. Под этим названием также объединяют не один определенный тип материала, а несколько видов тканей, на которых отчетливо просматривается объемная полоска. Не имеет значения, как выглядит эта деталь: она может быть толще, тоньше, едва заметной. В одном рапорте рисунка может быть несколько чередующихся полос разной ширины. За эту особенность ткани с выпуклой полоской называют общим словом рубчик.

Что это за ткань: состав и характеристики

Рубчиком называют трикотажную резинку с рапортом рисунка 3 на 3, 4 на 4. Рисунок создается за счет чередования лицевых и изнаночных петель. Используется для декорирования вещей, пошива верхней одежды для взрослых и детей, создания декоративного текстиля для украшения интерьера.

Трикотаж рубчик, резинка

Полотно, связанное по схеме английская резинка, хорошо держит форму, обладает повышенной растяжимостью. Для изготовления ткани рубчик используют натуральные волокна с небольшой примесью эластана либо лайкры. Допустимое количество синтетической примеси 5 %. Ткань с большим содержанием искусственных волокон непригодна для пошива домашней одежды. Вещи из такой мануфактуры вызывают ощущение, что человек находится в сауне, так как синтетика не способна впитывать жидкость.

Искусственные примеси, содержащиеся в пряже в рекомендуемой норме, придают материалу особые положительные свойства:

  • растяжимость;
  • устойчивость к усадке, деформации;
  • несминаемость;
  • декоративный внешний вид.

Важно! Благодаря натуральным волокнам в составе пряжи готовые изделия обладают способностью пропускать воздух, впитывать влагу.

Разновидности

Многие часто спрашивают — ткань рубчик — что это: разновидность материала или определенная ткань? Так называют особые виды фактурного трикотажного полотна. Сюда же относят все виды мануфактуры с долевым рубцом:

  • репс;
  • вельвет;
  • бархат.

К сведению! В описании говорится, что ткань может иметь мелкие либо крупные полоски, покрытые микроворсом. В рисунке полотна могут быть объемные линии разной ширины.

Вельвет

Для трикотажа в рубчик характерно чередование лицевых и изнаночных петель, создающих плетение и называющееся английской резинкой.

От толщины нитей, используемых для плетения полотна, зависит плотность, вес готовой ткани. Тонкое полотно с начесом, изготовленное из натуральных волокон, применяют для пошива детских вещей.

Детский свитер из трикотажа с начесом

Эластичность: тянется или нет

Трикотажный рубчик эластичен, он хорошо тянется и принимает форму тела. Рубчик вельвет, бархат на натуральной основе не обладают такими свойствами. Когда в состав полотна добавлены синтетические волокна, оно приобретает эластичность. Существуют виды бархата и вельвета с рисунком рубчик, подвергающиеся растяжению.

Плотный трикотаж рубчик, который используется для манжет, горловины изделия растяжим в одном направлении.

Труба для манжет

Важно! Эластичностью обладают ткани, в составе которых есть эластан либо лайкра. Натуральные ткани нельзя подвергать растяжению, они от этого деформируются, начинают просвечивать.

Синтетические добавки позволяют:

  • увеличить срок службы материала;
  • повысить износостойкость;
  • придать эластичность;
  • улучшить внешний вид ткани, добавить презентабельности;
  • избавиться от усадки.

Обратите внимание! Бархат, репс и вельвет, изготовленные на хлопчатобумажной основе, не поддаются растяжению.

Преимущества и недостатки

Как любое полотно, для изготовления которого применены натуральные волокна, резинка рубчик обладает качествами, привлекающими потребителей. Так, ткань:

  • не вызывает аллергических реакций, поэтому ее смело используют для пошива детской одежды;
  • гигроскопична, впитывает в себя влагу, поэтому подходит для летней одежды;
  • приятна на ощупь. Исключение составляют ткани, в составе которых добавки из натуральной шерсти. Из таковой, как правило, шьют верхнюю одежду;
  • не электризуется так сильно, как синтетическое полотно;
  • эластична, легко растягивается, не деформируясь, держит форму;
  • обладает повышенной износостойкостью, как и шелковый материал;
  • хорошо драпируется, за счет чего ее используют художники-декораторы для создания занавесей на сцене, окнах.

Драпировка на окнах вблизи

К недостаткам ткани относят следующее:

  • после проведения декатировки перед пошивом изделий рубчик сильно садится. К этому склонны практически все натуральные ткани после стирки;
  • соблюдение особых правил ухода за готовыми изделиями.

Сферы применения

Традиционно трикотаж, плетенный способом чередования линий из лицевых и изнаночных петель, используют для декорирования:

  • спортивной одежды;
  • курток;
  • детских вещей.

Из трикотажного полотна рубчик шьют:

  • платья, свитера;
  • пончо;
  • пуловеры;
  • туники;
  • зимние шапки.

Трикотажное платье

Полотно, плетенное английской резинкой, очень хорошо облегает фигуру. Не рекомендуется использовать эту ткань для пошива обтягивающих платьев женщинам, имеющим размер больше 48.

Декоративные наволочки

Обратите внимание! Декоративные ткани рубчик используются для пошива текстильных изделий, украшающих интерьер. Оригинально смотрятся чехлы на диванах и стульях, покрывала, наволочки, сделанные из трикотажного полотна. Выгода применения ткани в том, что она хорошо растягивается и легко натягивается на предмет мебели.

Шторы, пошитые из трикотажного полотна, вошли в моду недавно. Тонкие полосы располагают по направлению снизу-вверх. Трикотаж красиво ложится в драпировках. Шторы из ткани рубчик хорошо смотрятся, если их не обрезать коротко, а слегка положить на пол.

Как ухаживать за тканью

Трикотаж рубчик, изготовленный из натурального сырья, может давать усадку, если до пошива изделия не была проведена декатировка. Новую ткань, перед тем как отдать на пошив в ателье, нужно замочить в теплой воде. После просушки натуральная обязательно даст усадку.

Трикотажный чехол для стула

Стирают изделия в теплой воде с применением жидких гелей. Трикотаж не переносит слишком высоких температур.

Хлопковые вещи после усадки

Плетеное полотно стирают руками либо в машинке на щадящем режиме. Мокрые вещи из трикотажа отжимают, не выкручивая, чтобы не деформировать. Вывешивают над ванной, давая стечь лишней воде, затем досушивают на сушилке. Трикотаж рубчик не развешивают на батареях, чтобы не испортить рисунок на ткани.

Сушка трикотажа

Гладят объемное полотно паром на весу. Если нет утюга с отпаривателем, то трикотажные вещи:

  • Раскладывают изнанкой вниз на махровом полотенце, сложенном в два раза.
  • Сбрызгивают чистой водой.
  • Накрывают хлопчатобумажной тканью и гладят.

Такие ткани, как вельвет, велюр, имеющие рубчик, гладят тем же способом, что и трикотаж. Это позволяет избежать заминки и деформации микроворса при нагреве утюгом.

Правильная глажка

Отзывы

В основном рубчик вызывает положительные отзывы:

Френкель Людмила (г. Ростов-на-Дону): «Сестра подарила мне отрез трикотажа в рубчик. Нежная теплая ткань мне очень понравилась, заказала в ателье платье-свитер. Материал хорошо растягивается, красиво облегает фигуру. Единственным неудобством было то, что перед тем как взять трикотаж в работу, в ателье меня попросили его постирать, а затем принести. Я, конечно, удивилась, оказалось, что из-за большого количества натуральных волокон в составе ткани она может давать усадку по ширине и длине полотна».

Лопатин С. А. (г. Сальск, Ростовская обл.): «Ткань рубчик закупал для массового производства детских теплых вещей. Из полотна трубы откраивали манжеты и ворот. Получилось очень выгодно. Обычной швейной машинкой эту ткань не пришьешь, пришлось приобретать специальное оборудование. Даже после этого оказалось выгоднее раскраивать готовое полотно на детали, чем самим довязывать манжет».

Холод Е. Ю. (г. Волгоград): «Когда-то шила на свою мягкую мебельную группу чехлы. Очень сильно намучалась с примеркой и реализацией замысла. Тогда взяла плотный мебельный велюр, не способный к растяжению. Трудно было изделие подогнать по размеру, потом еще сложнее было чехлы натянуть на диван и кресла. Подруга посоветовала, чтобы облегчить работу, приобрести для новых чехлов рубчик.

Обратите внимание! Трикотаж прекрасно растягивается, и его легко надеть на мебель.

У меня есть оверлок четырехнитка с функцией обработки трикотажа, поэтому пошив не вызвал никакой сложности. Очень рекомендую ткань для изготовления декоративных интерьерных изделий».

Полотно в рубчик может быть изготовлено из любого вида сырья. Общим для всех разновидностей тканей, объединенных под этим названием, является присутствие на полотне объемных полос. Декоративный элемент может иметь разную ширину, плотность. В деле оно выглядит эффектно, поэтому его так любят многие швеи.

Блестящая, переливающаяся всеми цветами одежда неизменно притягивает к себе взгляды. Вне всякого сомнения, обладательница такого платья всегда будет в центре внимания. Какие блестящие ткани выпускает текстильная промышленность, их свойства, характеристики и особенности пошива – подробно в нашей статье.

Классификация блестящих материалов

Пик моды на мерцающие и переливающиеся ткани пришелся на 80-е – начало 90-х годов ХХ века – разгар многоцветного стиля диско. После этого в течение двух десятилетий блестящую одежду можно было увидеть лишь на театральных подмостках или концертных площадках. Но все когда-то возвращается. И в наши дни сияющие платья, блузки, жилеты, головные уборы, сумки можно снова увидеть не только в ночном клубе, но и в обычной повседневной обстановке.

Блеск и сияние в тканях достигаются различными средствами. Основными являются следующие:

  • особое переплетение нитей, дающее гладкую блестящую поверхность;
  • состав волокон, благодаря которому полотно переливается;
  • специальное напыление;
  • вплетение металлических нитей;
  • использование пайеток.

Каждая группа тканей имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Шик и блеск атласных и сатиновых тканей

Уже само слово «атлас», которое в переводе с арабского означает «гладкий», говорит о внешнем виде материала. Какие бы изделия ни шили из него – свадебные платья, постельные принадлежности, шторы или скатерти, – все они смотрятся просто «блестяще».

Такой внешний вид ткани достигается за счет особого переплетения, которое так и называют – атласным. Его отличительным признаком является преобладание на поверхности нитей основы, полностью перекрывающих уток. Такая структура позволяет использовать для производства смесовые волокна: на лицевую сторону выходят шелковые, а изнанка будет хлопчатобумажной или синтетической.

Кстати, в качестве основы не всегда используются волокна шелка. Полученная атласным переплетением ткань ластик является на 100% хлопковой, но тем не менее тоже обладает приятным отливом. Ее применяют при пошиве платьев, юбок, рубашек, сорочек и другой одежды. Часто можно увидеть шторы, скатерти, салфетки, выполненные из ластика.

Еще одно переплетение нитей, при котором полотна получают характерный блеск, – сатиновое. Оно является прямой противоположностью атласному: на лицевую поверхность выходят нити утка, а основные прячутся под ними.

Сатин – самый красивый и дорогостоящий из всех хлопчатобумажных материалов. Постельное белье, сшитое из него, поражает своей великолепной блестящей поверхностью. Самым качественным считается мако-сатин, для производства которого используют только определенные сорта хлопка, выращенного в Индии и Египте.

Восточные переливы органзы и тафты

В отличие от натуральных, многие синтетические волокна блестят и переливаются по своей природе и не требуют специальных ухищрений при производстве. Такие сияющие ткани применяют чаще не для пошива одежды (за исключением вечерних и сценических костюмов), а в производстве домашнего текстиля.

Придать интерьеру восточный колорит помогут гардины из органзы – великолепной блестящей ткани, сделанной из полиэстера. Иногда в материал добавляют натуральный шелк и вискозу, что только увеличивает ее сияние и переливчатый эффект.

С той же целью производители выпускают несколько модификаций органзы: крэш – с фактурой растрескавшегося стекла, жатка – со множественными заломами и складками или со специальным напылением.

Интересно знать! Особой популярностью у любителей блеска пользуется органза шанжан или, как ее именуют в обиходе, «хамелеон». За счет особого переплетения разноцветных нитей поверхность под различным углом зрения играет новыми красками.

Для производства еще одной полиэстеровой ткани – тафты – используются туго скрученные волокна, соединенные простым полотняным переплетением. Именно это и придает материалу характерное сияние.

Тафта используется для пошива вечерних и свадебных нарядов, карнавальных и театральных костюмов, красивых палантинов и шалей. Из этой ткани часто делают шторы для гостиных, кабинетов или залов, диванные валики и подушки, скатерти, покрывала и различные декоративные украшения. Многих привлекает блестящая обивка из тафты на диванах, стульях и креслах.

И органза, и тафта приносят в повседневную жизнь элементы праздника. С такими тканями помещения выглядят изысканно и по-сказочному богато.

Материалы с напылением: всегда в центре внимания

Нанесение на ткань тончайшего металлизированного слоя производится в специальных агрегатах под вакуумом. Частички порошка оседают на поверхности, прочно соединяясь с волокнами. В качестве основы используется все тот же 100%-й полиэстер.

Существуют материалы с однотонным напылением или выполненным в виде причудливых рисунков и узоров. Блеск может быть как насыщенным, так и приглушенным, более деликатным, но в любом случае он всегда придает материалам неповторимый шарм.

Металлизированные ткани используются не только для пошива красивой одежды. Их применяют при изготовлении портьер и модных рулонных штор. В этом случае покрытие играет не только декоративную роль, но и служит для отражения солнечных лучей, что снижает температуру в помещении и приносит комфорт.

Интересно знать! Блестящие шторы из ткани с жемчужным напылением смотрятся органично в любом интерьере. Помимо защиты от света они обладают грязеотталкивающими и антистатическими свойствами, которые достигаются при помощи специальных пропиток.

Ткани с люрексом – искушение и соблазн

Именно так в переводе с английского звучит слово «люрекс», и это вполне соответствует действительности. Нарядные платья, блузки, юбки, нижнее белье, колготки и чулки – вот далеко не полный перечень изделий, которые благодаря люрексу выглядят особо привлекательно и сексуально.

К слову говоря, люрексом называется не ткань, а всего лишь тончайшая металлизированная нить, которую вытягивают из алюминиевой, медной или никелевой фольги. Производят его в США, Италии, Японии и, конечно же, в Китае. Такие нити можно примешивать к любым волокнам – хлопковым, синтетическим, шелковым и даже шерстяным. Весьма привлекательно смотрятся трикотажные изделия из пряжи, в которую вплетены металлизированные нити.

Одной из самых дорогих и богатых тканей с люрексом считается парча. Изначально в нее добавлялись настоящие золотые или серебряные волокна. В последнее время в целях удешевления и снижения веса полотна используют тонкую фольгу в полиэстеровой оболочке, окрашенной в различные цвета.

Из парчи шьют концертные наряды, исторические костюмы для театральных постановок, массивные занавеси и драпировки. Многие невесты предпочитают шить свадебные платья из этого дорогого и, несомненно, самого роскошного материала.

Еще одной блестящей во всех смыслах тканью, заслуживающей внимания, является ламе, что в переводе с французского означает «металлическая пластина». Материал во многом похож на парчу, но в несколько раз тоньше, а следовательно, и легче.

Лицевая сторона полотна имеет сверкающую поверхность с матовыми узорами, а изнанка является ее полной противоположностью. Такая фактура позволяет модельерам и дизайнерам воплощать самые интересные идеи. Ламе используется для вечерних нарядов, театральных и маскарадных костюмов, портьер, покрывал и других изделий. Ткань очень хрупкая и легко разрушается под воздействием даже незначительных нагрузок.

Интересно знать! Металлизированная ткань ламе хорошо проводит электрический ток. Поэтому из нее шьют жилеты, способные реагировать на малейшее прикосновение шпаги, которые надевают спортсмены-фехтовальщики.

Люрексовую нить часто добавляют в жаккардовые или гобеленовые ткани. Шторы, портьеры, покрывала и мебельная обивка из таких полотен имеют по-настоящему королевский вид.

Ткани с пайетками: красота требует жертв

Это не просто знакомый всем оборот речи, а истина, поскольку такие полотна очень капризны не только в кройке и пошиве, но и в носке. В качестве основы в большинстве случаев выступает легкая хлопчатобумажная ткань, например, шифон, или синтетическая сетка.

Пайетки бывают двух типов: из тонкого металла или пластилекса. Способы крепления на материю тоже отличаются. Их пришивают нитками или наклеивают. Ткани с пайетками, посаженными на клей, стоят довольно дешево. Но носить такую одежду нужно предельно аккуратно, чтобы в первый же день не лишиться большей части «красоты».

С нитками дело тоже обстоит непросто. На качественных (но, естественно, более дорогих) полотнах нить, которой они пришиты, вплетена в сам материал, поэтому обрыв одной–двух штук не повлечет особых последствий. В более бюджетных вариантах нить находится сверху, и при ее разрыве можно потерять множество украшений.

Фасон следует выбирать самый простой, с минимальным количеством швов. Для работы нужно использовать тонкие иглы, которые будут легко прокалывать пайетки.

В большинстве случаев изделия лучше посадить на чехол, чтобы металлические детали не царапали и не раздражали кожу. Стирать такую одежду нужно только вручную, без отжима и выкручивания. В глажке они, как правило, не нуждаются.

Интересно знать! Изделия из ткани с пайетками очень трудно сострачивать на машинке. Для облегчения задачи опытные мастерицы советуют смачивать материал бесцветным синтетическим маслом.

Несколько советов для тех, кто любит блестящие ткани

Сегодня сверкающие и переливающиеся полотна снова в тренде. Но чтобы выглядеть действительно стильно, важно не переборщить с сиянием и блеском. Вот несколько рекомендаций от ведущих модельеров:

  1. В повседневном гардеробе допускается использование лишь одной вещи с пайетками или люрексом. Чаще всего это юбка, к которой подбирают жакет или кофту из матового материала.
  2. Наиболее органично с блестящими тканями сочетаются льняные полотна, джинсовые материи, джерси или плотный трикотаж.
  3. Переливающиеся и сверкающие изделия визуально увеличивают объем, поэтому не всегда подходят людям с пышными формами.
  4. В мужских костюмах сияющие материалы применяются только как сценический вариант.

Блестящие ткани включают в свои коллекции многие дизайнерские студии: Dolche&Gabbana, Alexander McQueen, Gucci, Max Mara и другие. Каждая модница может выбрать ту степень сияния, которая подходит только для нее.

Механические свойства тканей

Драпируемость — способность текстильных материалов в подвешенном состоянии под действием собственного веса принимать пространственную форму и образовывать мягкие, подвижные складки. Драпируемость зависит от жесткости материала на изгиб и его веса: чем выше жесткость, тем хуже драпируемость и чем больше вес, тем драпируемость лучше.

Как и все механические свойства, жесткость и драпируемость текстильных материалов зависят от их структуры и отделки, а также от свойств формирующих материал волокон и нитей. Жесткость волокон определяется их формой, размерами и молекулярной структурой. Чем больше распрямлены и ориентированы цепные молекулы полимера, тем больше внутреннее трение, ограничивающее возможность перемещения участков цепей, тем меньше гибкость волокон и больше модуль их упругости. Например, жесткость льняной ткани объясняется высоким модулем упругости льняных волокон. Вследствие низкого модуля упругости шерстяных волокон жесткость шерстяной ткани значительно меньше.

При круглой форме сечения волокна оказывают большее сопротивление изгибающим усилиям, чем при плоском. Жесткость волокон растет с увеличением их толщины. Чем толще нити и формирующие их волокна, тем больше жесткость выработанного из них материала. С увеличением крутки повышается слитность нитей и вместе с этим их жесткость. Поэтому по направлению основы, имеющей более высокую крутку, чем уток, жесткость ткани на изгиб больше, чем в поперечном направлении. Жесткость нитей при увеличении крутки растет до известного предела. За пределами критической крутки, когда участки волокон, лежащие в периферийных слоях, перенапряжены круткой, сопротивление нитей изгибу падает. Поэтому ткани из нитей креповой крутки обладают хорошей гибкостью и драпируемостью.

Переплетение ткани является одним из решающих факторов, влияющих на жесткость ткани. Так как жесткость понижается с увеличением свободной длины, то естественно, что с ростом длины перекрытий и при уменьшении количества связей между системами нитей жесткость ткани уменьшается. Рост плотности ткани, следствием которого является уменьшение длины нити между точками ее касания и увеличение дуг обхвата нитей, приводит к повышению жесткости всей системы. Поэтому коэффициент связанности ткани, устанавливающий зависимость связанности элементов ткани от ее плотности, переплетения и номеров пряжи, может характеризовать жесткость и драпируемость ткани. При коэффициенте связанности, равным 5—5,5, хлопчатобумажная ткань обладает хорошей драпируемостью, при значении коэффициента связанности выше 6 драпируемость ткани неудовлетворительная.

Так как жесткость ткани на изгиб характеризуется моментом инерции сечений тела, то с увеличением толщины ткани ее жесткость растет, а драпируемость ухудшается. Следует отметить, что требования, предъявляемые к жесткости и драпируемости материалов, изменяются в зависимости от их назначения и фасона изделия. Из жестких и плохо драпирующихся материалов можно изготовлять одежду только строгих форм, с прямыми линиями.

Материалы для женских платьев, которые требуют мягких линий, складок, сборок, должны иметь наибольшую мягкость и лучшую драпируемость. Так как в изделиях складки обычно направлены вдоль материала, особенно важна хорошая драпируемость тканей по утку и трикотажа по петельным рядам. Некоторые фасоны женской одежды (пышные юбки, стоячие банты и т. д.) требуют жестких материалов. В процессах швейного производства при настиле жесткий материал меньше тянется, не дает заминов и перекосов, благодаря чему обеспечивается большая точность выкраиваемых деталей.

Приборы и методы для определения жесткости тканей

Для характеристики условной жесткости при изгибе материалов, значительно прогибающихся под действием собственного веса, чаще всего пользуются методом консоли и определяют стрелу прогиба испытываемого образца. Чем жестче ткань, тем дольше не коснется плоскости конец полоски и тем больше будет длина l ее свешивающейся части.

В табл. 11-6 приведены значения условной жесткости некоторых костюмных тканей различного волокнистого состава, полученные при испытании по стандартному методу.

Ткань, лишенная способности драпироваться, получает форму, при которой расстояние между краями образца очень близко к ширине образца.

Таблица 11-6. Условная жесткость и несминаемость костюмных шерстяных тканей

Артикул ткани

Вес 1 м2 в г

Волокнистый состав, в %

Толщина пряжи в текс

Условная жесткость в мг х см2

Несминаемость в %

по основе

по утку

под углом 450

по основе

по утку

под углом 450

Шерсть 100

22,2×2

81,0

83,5

84,0

» 100

22,2×2

80,5

82,0

82,5

» 100

35,7

82,0

83,0

84,5

Н-195

» 100

31,2×2

81,0

82,5

83,5

» 100

19,2X2

83,8

82,5

84,0

23 340

» 30

Вискоза 30

Терилен 40

22,2X2

73,0

74,0

75,0

Шерсть 30

Вискоза 30

Терилен 40

22,2X2

78,0

78,0

78,5

23 232

23 336

Шерсть 30

Вискоза 30

Терилен 40

22,2X2

76,5

73,0

77,5

Шерсть 80

Лавсан 20

19,2X2

82,0

80,0

82,0

23 195

Шерсть 80

Лавсан 20

31,2X2

78,0

76,5

78,5

23 194

Шерсть 55

Лавсан 45

22,2X2

79,0

78,0

77,0

21 141

Шерсть 55

Лавсан 45

19,2X2

76,0

75,0

75,0

23 318

Шерсть 70

Вискозное,

штапельное

волокно 30

22,2×2

68,5

67,0

68,0

Н-182

Шерсть 50

Нитрон 50

22,2×2

85,0

82,0

85,0

Драпируемость определяют по формуле:

где А — расстояние между углами нижнего края в мм;

Представление о драпируемости тканей и трикотажа в разных направлениях одновременно дает дисковый метод. При испытании драпируемости по этому методу образец 1, вырезанный в виде круга, располагают на диске меньшего диаметра и прижимают вторым диском 2. При помощи стержня 3 диск может подниматься и опускаться. Края образца, свешиваясь с поднятого диска, принимают в зависимости от жесткости материала ту или иную форму.

Освещая диск сверху пучком параллельных лучей, получают на бумаге проекцию ткани, площадь которой по своим размерам в зависимости от жесткости материала в большей или меньшей степени приближается к площади испытываемого образца. Хорошо драпирующиеся ткани, например креп-жоржет (рис. 11-41, а) дает сильно изрезанный контур с глубокими складками. Площадь проекции такого материала значительно меньше площади образца. Проекция образца шерстяного трико (рис. 11-41, б) может служить примером плохой драпируемости ткани по направлению основы и утка. Креп-сатин (рис. 11-41, в) имеет хорошую драпируемость по утку и плохую по основе.

Рис. 11-40. Определение драпируемости дисковым методом

Рис. 11-41. Проекции тканей разной степени драпируемости: а — хорошая; б — плохая; в — плохая по основе

Драпируемость материала по дисковому методу характеризуется двумя величинами — коэффициентом драпируемости и соотношением размеров осевых линий А и В, проведенных через центр площади проекции (у ткани по направлению основных и уточных нитей, у трикотажа по направлению петельных рядов и столбиков). Коэффициент драпируемости характеризуется отношением разности площадей образца и его проекции к площади образца и определяется по формуле

где S0 — площадь образца в мм2; Sп площадь проекции образца, определенная планиметрированием, в мм2.

Соотношение осевых линий Х0= В/А, равное 0,95—1,1, показывает, что драпируемость материала в обоих направлениях одинаковая. Если В/А >1,1, материал имеет хорошую драпируемость в поперечном направлении, если В/А <0,95, драпируемость лучше в продольном направлении.

Драпируемость ткани может быть определена по показателям жесткости ткани при помощи эмпирической формулы:

причем

где А—коэффициент l — длина свешивающейся полоски ткани в см; а,в, с — постоянные величины, имеющие следующие значения:

при а>0,23

а=0,595; в=0,041; с=0,203;

при а<0,23

а=1; в=0,013; с=0,100.

Таблица 11-7. Ориентировочные коэффициенты драпируемости тканей

Вид и назначение ткани

Оценки драпируемости

хорошая, выше

удовлетворительная

плохая, ниже

Хлопчатобумажная:

45—65

Шерстяная платьевая:

68—80

Костюмная:

50—65

Пальтовая:

42—65

Шелковая платьевая:

75—85

В табл. II-8 приведены данные исследования драпируемости и коэффициенты драпируемости некоторых тканей:

Таблица 11-8 Драпируемость и коэффициенты драпируемости некоторых тканей

Ткань с люрексом: для тех кто любит блеск и шик

Время чтения: 4 минуты

Люрекс — это блестящая тонкая нить из металлизированной или покрытой фольгой плёнки, вплетаемая в ткань. Это одноимённое название торговой марки и компании, которая в 70-х годах прошлого столетия впервые стала производить пряжу с такими волокнами, — Lurex Ltd. Ткань с люрексом завораживает и восхищает своим неярким блеском.

Производство

Ещё в древние времена материю украшали золотом и серебром и использовали её для пошива нарядов знатных людей. Золото расплющивали в тонкие пласты, а затем из них тянули нити, либо обычную нить оборачивали тонким металлическим листом. С 13-го века люрекс изготавливали иначе: тонкую серебряную нить покрывали золотом и наматывали её на шёлковую.

Сейчас им украшают абсолютно любые типы тканей, искусственные и натуральные, при этом их свойства не ухудшаются. Он придаёт материалу красивый блеск и нарядный вид. Для его получения уже не используют драгоценные металлы, и стоит он недорого.
Читайте про: волокно нитрон: этапы производства, свойства сферы применения.

Люрекс — что это такое? В 1950-е годы в американской компании по производству целлофановой упаковки для табачных изделий Т. Е. Доланом проводились эксперименты по разработке блестящей ленты для удобства открывания пачек сигарет. В это время он изобрёл тонкую алюминиевую нить, покрытую полиэстером, который делал её устойчивой к коррозии. Её назвали «lurex» от английского слова «lure» — «привлекательность». Производство таких волокон было очень недорогим. Благодаря добавлению различных пигментов в верхний слой получали яркие привлекательные оттенки.

Волокна люрекса также производили из фольги, покрытой медью, латунью или никелем, а затем антиокислительной плёнкой. Фольгу нарезали на тонкие полоски и сматывали нити. Они не отличались высокой прочностью.

В настоящее время в качестве основы чаще берут полиэфирную плёнку, которую металлизируют в условиях вакуума. Металлический слой ещё покрывают специальной плёнкой (прозрачной либо цветной), чтобы предотвратить его окисление. Из получившихся волокон делают пряжу либо вплетают их в ткани.

Свойства люрекса

нить люрексовая в катушке

Нить люрекса на основе полиэфирной плёнки обладает следующими свойствами:

  • прочная на разрыв;
  • мягкая;
  • гибкая;
  • устойчива к окислению;
  • устойчива к истиранию;
  • обладает низкой электропроводностью.

Люрекс на основе металлической фольги имеет высокую электропроводность, жёсткий, не очень прочный. Читайте про: ткани хамелеон: игра цветов и воображения. Отдельно люрекс используется редко, в основном в сочетании с другими волокнами. Из него делают пряжу, вплетают в ткани, улучшая её свойства и придавая готовым изделиям красивый блеск и дополнительную прочность. Прекрасно сочетается трикотажем и органзой.

Отдельно блестящие нити применяются для вышивки знаков отличия форменной одежды (погоны и головные уборы). Нити на металлической основе используют также для фильтрации, в электроприборах, радиотехнике, где требуется очень тонкое волокно, обладающее электропроводностью.

Одежда из люрекса

Шьют из такого материала повседневную и нарядную одежду:

  • платья с люрексом;
  • блузки;

  • жакеты;
  • театральные костюмы.

Также его используют при производстве сумок, обуви и аксессуаров. В зависимости от сезонности и фасона одежды выбирают плотную или лёгкую основу — хлопок, лён, шифон, шерсть. Джиносовая и стрейч материя с блеском нередко используется модельерами при создании новых коллекций. Полезное

При пошиве или подборе одежды из такой блестящей материи нужно учитывать то, что швы получаются достаточно жёсткие и грубые, поэтому необходима подкладка для защиты тела.

Для вязаных изделий в обычную пряжу (шерстяную или акриловую) вводят специальную металлизированную нить и вяжут крючком, на спицах или машине. Также некоторые производители выпускают уже готовую пряжу с включением люрекса.

Домашний текстиль

Люрекс широко применяют в создании штор, скатертей, декоративных наволочек и салфеток. Он придаёт любому изделию торжественность и блеск.

Обивка

Люрекс добавляют также и в ткани для обивки мебели, например, в тонкие жаккарды класса премиум. Они придают мебели лёгкий благородный блеск.

Одежда и текстиль с включением металлизированных волокон практически не требуют особого ухода, всё зависит от типа основы. Не рекомендуется выжимать и скручивать такие изделия, а также применять агрессивные моющие средства и отбеливатели.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*