admin / 18.02.2020

Правила ведения дискуссии

Стратегия ведения дискуссии, искусство побеждать в споре.

Стратегия ведения дискуссии, искусство побеждать в споре.

В спорах как на войне, слабая сторона разжигает костры и устраивает сильный шум, чтобы противник решил, будто она сильней, чем есть на самом деле.
Джонатан Свифт.
Нередко на этом сайте кипят споры, а знают ли люди, ведущие полемику, как правильно спорить и увеличить свои шансы на победу?
Необходимо:
• Быть спокойным. Даже если вы очень увлечены спором, контролируйте свои эмоции. Как только вы начинаете выходить из себя, преимущество автоматически оказывается на стороне противника.
• Используйте факты. Факты трудно опровергнуть. Используйте их как можно больше в вашем обсуждении. Обзоры, статистика, цитаты известных людей — ваши аргументы.
• Задавайте вопросы. Если вы задаете грамотные вопросы — вы контролируете беседу. Задавайте каверзные вопросы («а что вы думаете насчет этих неопубликованных данных?»), задавайте гипотетические вопросы («что было бы, если бы так поступал каждый?»), вопросы, выводящие противника из равновесия («а чего вы так нервничаете?»).
• Используйте логику. Все должно быть последовательно и вытекать одно из другого. Такую оборону нелегко разрушить.
• Различайте прения с отдельным человеком и публичные выступления на дебатах. Если в первом случае уместен только серьезный деловой подход, то во втором есть место и для ораторского, и для театрального искусства, и для капельки юмора.
• Обратитесь к высоким ценностям. Используйте эмоции — они так же неоспоримы, как логика — «разве все мы не должны работать, чтобы сделать мир лучше и более безопасный для наших детей?». Только не переусердствуйте.
• Слушайте внимательно. Некоторые люди настолько заняты собственной речью, что аргументы противника просто пережидают, пропуская таким образом множество возможностей найти брешь в его защите. А может, и узнать что-то новое.
• Будьте готовы уступить. Не надо оспаривать каждое заявление противника только ради прений. Будьте умнее — неоспоримые тезисы признайте и двигайтесь дальше, не заостряя на них внимания, иначе будете выглядеть проигравшим: «Полностью согласен, но что вы скажете насчет…»
• Изучите вашего противника. Узнайте его сильные и слабые стороны, убеждения и ценности. Вы можете обратиться к его идеалам. Вы можете использовать его слабости.
• «Победа любой ценой» — Этот девиз отходит на задний план, если вы упражняетесь в красноречии. Будьте готовы принять компромисс — это благородно и цивилизованно.
Не нужно:
• Переходить на личности. Прямые нападки на оппонента выглядят некрасиво и пошло. Запомните, вы обсуждаете проблему, но не человека. Если же кто-то оскорбляет вас, просто пресеките это: «Это непрофессионально. Думаю, было бы лучше продолжить обсуждение вопроса вместо пустопорожней клеветы».
• Отвлекаться. Ваш противник может попробовать увести вас от вашей точки зрения, запутывая и предлагая выгодные ему варианты. Стойте на своем: «Это — совершенно другая проблема, которую я буду рад обсудить позже. В настоящий момент хотелось бы закончить с обсуждаемым вопросом».

• Приводить сильные аргументы вместе со слабыми. Если вы в своем утверждении приводите и сильные, и слабые доводы, ваш противник, естественно, заострит внимание именно на слабых, и, что бы вы не делали, вы будете выглядеть проигравшим.
Недостойные приемы ведения спора, так сказать, удары ниже пояса:
• Использование коротких, резких фраз. Существует несколько устойчивых выражений, которые по существу не несут особой смысловой нагрузки, но направлены на дискредитацию противника. Вот наиболее положительные:
— Вы уходите в сторону.
— Это не относится к делу.
— Не путайте яблоки с апельсинами.
— Не сравнивайте красное с круглым.
• Насмешки и оскорбления. Это может выглядеть эффектно, «черный» пиар — это тоже пиар. Но это никогда не поможет выиграть.
• Давить на больное. Найти у противника слабое место и играть на его нервах, пока он вообще не потеряет нить разговора.
• Увести в сторону. Самая настоящая диверсия, направленная на запутывание противника, отвлечения его внимания от главного.
• Намеренное преувеличение утверждений противника, доведение их до абсурда с целью высмеять его.
• Нечестное опровержение. Отрицание всей выстроенной линии аргументов противника, но для подтверждения своих слов опровержение всего пары (самых слабых) тезисов. Игра на публику — при невнимательном взгляде можно принять за победу.
Надеюсь, эта статья-руководство принесла для вас капельку знаний, ваши споры изменятся в лучшую сторону, станут, по крайней мере, более красивыми и правильными.
Это мой первый блог, и дело в том, что при прочтении слов: «доступны html-теги» я ожидал несколько большей поддержки языка html. Хотя, может быть, это я что-то делаю не так.
Спасибо за внимание.
Материал частично взят на сайте selfhacker.ru
Позитиватор

спор, дискуссия, sg 0 0

Как подготовить и провести дискуссию

Как подготовить и провести дискуссию, или «Дискуссионные качели»

Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия — это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и интересующие проблемы обучающихся определенного возраста, намечаются пути их решения. Эти проблемы могут быть самыми различными. Например, такими:

• Как быть современным человеком?

• Легко ли быть умным?

• Интересный человек — кто он?

• Какая она — «красивая жизнь»?

Дискуссия поможет в решении следующих задач:

• акцентировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса или изучаемого учебного предмета;

• выработать общее мнение по этим проблемам;

• побудить к практическим действиям по изменению ситуации или ее улучшению.

Из мнений ребят, высказываемых в дискуссии, возникают вполне конкретные предложения по разрешению поставленной проблемы, вырабатываются условные рекомендации. В дискуссиях определяются инициативные группы или выбираются творческие команды для доработки предложений.

Условия эффективности проведения дискуссии:

1. Тема должна быть актуальной для данного возраста участников, проблемной, стимулирующей обмен мнениями.

2. Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного (от 3 до 6), но формулировка должна быть четкой, а по содержанию вызывать интерес участников.

3. Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов и т. д.). До сведения участников

заранее доводятся тема, вопросы и рекомендуемая литература.

4. Желательно специальное оформление помещения, где будет проходить дискуссия. В этих целях можно использовать плакаты, стенды с соответствующими материалами или различные иллюстрации (плакаты, фотографии), отражающие тему диспута.

5. Особое внимание уделить выбору ведущего, умеющего зажечь аудиторию, от мастерства которого во многом зависит весь ход дискуссии. Как правило, это должен быть уважаемый человек в данном подростковом коллективе, обладающий коммуникативными качествами, эрудицией и грамотной речью.

6. Продуманность этапов дискуссии, утвержденный регламент, умение организаторов предугадать ход дискуссии и поведение участников.

7. Временные рамки дискуссии. Наиболее эффективное время проведения — не более 1 ч. Если даже за отведенное время не будет окончательно разрешена главная проблема дискуссии, ее все равно необходимо умело и грамотно закончить или временно приостановить. При этом у участников резко возрастает мотивация продолжения дискуссии, которую можно провести уже в другое время.

8. Необходимо определить (выработать, составить) правила поведения или правила дискуссии. Они могут быть следующими:

1. Правило уважения человека, его точки зрения или мнения — основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть и тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.

2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Все придерживаются закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило «свободного микрофона». Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать микрофон (слово) любому участнику дискуссии.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше 2-х мин. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументированно. Лучшие аргументы — факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.

6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно и понятно, не искажая фактов и слов (высказываний) других людей.

7. Правило поднятой руки. Если ты хочешь высказаться или дополнить выступающего — подними руку и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

План проведения дискуссии, как правило, таков: ведущему в начале дискуссии важно побудить к разговору, «завести» участников дискуссии, «накалить страсти». Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов.

Собственно дискуссия — публичное обсуждение проблемы. Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, психологического настроя, социальной ситуации, места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, сдерживать свои эмоции и эмоции подростков, аргументировать выводы из предложения.

Несколько советов участникам дискуссии

Выступая:

— излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;

— в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы;

— не стесняйся высказывать необычные идеи: оригинальность мышления — признак развитого интеллекта;

— наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством.

Во время выступления:

— старайся понять предыдущего выступающего, даже если не согласен с ним;

— прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;

— серьезно аргументируй свое мнение, не допускай жаргонных выражений и «слов-паразитов»;

— не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты — точные факты и железная логика;

— не оскорбляй своих товарищей и предыдущих выступающих;

— внимательно выслушай возражения, постарайся определить правильные и ошибочные утверждения оппонента;

— не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.

Дискуссии может помочь пресс-группа, которая выполняет одну или несколько из следующих функций:

Фиксирующая. Пресс-группа (секретариат) ведет «протокол», записывает самые ценные мысли, идеи, предложения…

Аналитическая. Пресс-группа (группа экспертов-аналитиков) анализирует процесс и содержание результатов деятельности, обобщает идеи, вырабатывает итоговый документ (решение, рекомендации и т. д.).

Управляющая. Пресс-группа — катализатор процесса — вносит («подбрасывает») вопросы или проблемные ситуации для обсуждения, просит уточнить или повторить отдельные высказывания, поддерживает, одобряет.

В последнее время в учебных заведениях стала популярной такая форма дискуссии, как «дискуссионные качели». Суть этой занимательной формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску (веревочный маятник) раскачивают «качели»; чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». В данном случае в дискуссию вступают две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.

Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего, «оптимисты» и «пессимисты». Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что…» — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что…» — отвечает другая сторона.

В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия — метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентами.

Использование дискуссионного метода во внеклассной деятельности по учебному предмету или во внеклассной работе очень полезно и необходимо, так как в грамотно организованных спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление познать истину, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения, развивать коммуникативные навыки и, наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений.

Рекомендуем посмотреть:

Функции классного руководителя в современной школе

Психологические особенности учащихся старших классов

Паспорт семьи в школе. Образец заполнения

В помощь классному руководителю 5-6 класса

Как сделать класс дружным, 7-8 класс

Правила эффективного ведения дискуссии методическая разработка

Правила эффективного ведения дискуссии

  • Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.
  • С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от Вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, считая его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся вначале невероятными вещи.
  • Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и т. п. — аргументами не являются. Подтверждайте высказываемое фактами. «Он меня провоцирует» — не аргумент. Возможно, именно Вы так воспринимаете ситуацию, а провокации с другой стороны и вовсе не было.
  • Не осуждайте своего оппонента, который обратился к компетентному человеку по поводу конфликтной ситуации за помощью или советом. Это и право, и выбор Вашего оппонента.
  • Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение значимого для Вас человека изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Порой свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.
  • Всегда старайтесь придерживаться дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одноклассник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения, Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.
  • Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.
  • В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.
  • Помните, что все люди вокруг состоят и из достоинств, и из недостатков. В том числе и Вы. Найдите достоинства другого человека. Попробуйте быть объективным и посмотреть на ситуацию «со стороны».
  • Используйте в общении и во время дискуссии чувство юмора, но не сарказм и насмешки!

Успехов в ведении дискуссии!
Педагог-психолог «Академии танца Бориса Эйфмана», М.М. Сагайдачная

Правила ведения научной дискуссии

Общие требования к ведению научной дискуссии:

1) Научная дискуссия вероятна только при наличии общего предмета обсуждения. Предполагается взаимопонимание в оценке некоторого положения дел и наличие разногласий относительно одной и той же ситуации. Общий предмет диалога выражается при помощи некоторой совокупности Проблем, все из которых содержит в себе противоречие между знанием и незнанием и побуждение к его решению.

2) Применяемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие (общий язык, общие логические правила оперирования знаками).

3) Наличие желания и потребности в общении между участниками дискуссии.

4) Сотрудничество сторон — умение отдавать предпочтение слушанию перед говорением.

6) Нужность критического отношения к высказываниям и взглядам оппонентов.

7) Свобода в выражении разных взглядов (автономность сторон, недопустимость диктата).

8) Дискуссия обязана обладать свойством избыточности (отсутствие ограничений на количество участников и количество мнений, выдвигаемых к обсуждению.

Требования к формулируемым вопросам:

1) ПРОБЛЕМ должен быть разумным (имеющим смысл).

2) ПРОБЛЕМ должен быть ясным и точным. Нужным условием понятности вопросов — это сообщение спрашивающим всего пред посылочного знания, на котором данный ПРОБЛЕМ ставится и которым устанавливается его решение.

3) Предпосылки вопросов должны быть истинными высказываниями. ПРОБЛЕМ опирается на большое количество предпосылок, аккумулирующих ранее приобретенную и усвоенную информацию:

— позитивная предпосылка (говорит о том, что есть, по крайней мере, один истинный ответ на поставленный ПРОБЛЕМ);

— негативная (утверждение о том, что есть, по крайней мере, один ложный ответ на ПРОБЛЕМ);

— предпосылка единственности;

— предпосылка, ограничивающая сфера неизвестной.

4) ПРОБЛЕМ должен ставиться определенно. Определенность требует разбора того либо иного явления в контексте его социально-исторического формирования, разбора всех обстоятельств, сопровождающих данный факт.

Требования к формулируемым ответам:

1) Ответ должен даваться по существу. Это требование выполнимо, если ответ формулируется на языке вопросов, соответствует его основе и области неизвестной, не содержит избыточной данных. Ясность, точность и однозначность ответа во многом зависит от того, как отвечающий понимает ПРОБЛЕМ, а понимание — от того, насколько его основа и сфера неизвестной делают явным предполагаемое знание, применяемое при формулировке вопросов.

2) Ответ должен снижать неопределенность вопросов, быть информативнее его. В принципе ответ должен стремиться к полноте, хотя в научных дискуссиях приемлемы и частичные ответы, если они приближают к истине.

3) При некорректной постановке вопросов ответ должен заключаться в указании на эту некорректность (к примеру, ПРОБЛЕМ неясен, уже известен ответ, пока нет средств для ответа, ложны предпосылки). Недопустим ответ вопросами на ПРОБЛЕМ.

Требования к тезису аргументации:

1) Тезисом становится не всякий прямой ответ на обсуждаемый ПРОБЛЕМ, а только тот, который вызывает определенное сомнение у участников дискуссии.

2) Тезис должен излагаться ясно, точно, однозначно и лаконично.

3) Тезис должен быть правильно понят участниками дискуссии. Чтобы выяснить, насколько правильно понят тезис, необходимо найти ответ на три вопросов:

— все ли значения слов и выражений тезиса известны и понятны участникам дискуссии;

— отчетливыми ли являются количественные характеристики тезиса (идет ли речь в нем обо всех предметах рассматриваемого класса либо только о некоторых);

— об установлении какой ценностной характеристики обязана идти речь при аргументации тезиса (несомненной истинности, несомненной ложности, вероятности в той либо иной степени).

4) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса обсуждения. Это не обозначает, что он не может уточняться. Но если он принят к рассмотрению, то должен подчиняться требованию тождественности самому себе.

6) Тезис каждого участника дискуссии должен быть логически связан с тезисом всех другого ее участника.

Требования к аргументам:

1) Аргументы должны быть истинными высказываниями. В объяснении, подтверждении могут применяться гипотетические аргументы.

2) Аргументы должны быть суждениями, анализ которых с позиции истинности, ложности, вероятности определяется независимо от тезиса. При нарушении этого требования возникает ошибка, называемая «порочный круг в аргументации».

3) В доказательствах и опровержениях аргументы должны быть довольными для принятия тезиса. Нарушение данного требования приводит к ошибкам:

— «не необходимо» — для обоснования тезиса приводятся такие аргументы, из которых он логически не вытекает;

— «кто много доказывает, тот ничего не доказывает» — для обоснования тезиса приводятся такие аргументы, что из них вытекает не только тезис, но и несовместимое с ним положение.

С нарушением требования аргументов связан ряд эристических приемов, так либо иначе воздействующих на создание убеждений:

— «апелляция к публике» (апелляция к мыслям, чувствам и настроениям людей без обоснования истинности либо ложности тезиса по существу, с приведением объективных аргументов);

— «апелляция к личности» (компрометация оппонента, чтобы убедить всех в неприемлемости его точки зрения);

— «апелляция к авторитету»;

— «апелляция к общественному мнению» и др.

Требования к дискуссии:

Общие принципы: открытость, этичность, профессионализм, следование принципам взаимоуважение и корректности в высказывании мнений.

Правила дискуссии:

Все доводы должны быть аргументированы

Обсуждение по определённым проблемам не должно выходить за пределы темы

Ответы и аргументы должны быть чёткими

Если не нравятся предложенные ответы, надо предложить свои варианты

При раскрытии темы максимально использовать новейшие информационные технологии

Желательно делать ссылки на других авторов, цитировать отрывки из текстов, расширять научный аппарат

Концепция дискуссионного клуба: «Если хочешь добиться чего-либо стоящего – действуй»

Принципы ведения дискуссии:

доброжелательности и уважения к участникам дискуссий (вне зависимости от уровня их профессиональной подготовки, религиозных и политических воззрений);

содержательности дискуссий (нет мыслей – нет и слов);

открытой и активной позиции (хочешь помощи – попроси, просят помощи – помоги, отказали – не навязывайся);

переменного лидерства (не существует абсолютного эксперта – «нельзя объять необъятного»);

информационной ротации (замыкание коммуникативной группы – первая фаза ее распада, новая информация – стимул для мышления);

умеренного цитирования сообщений (объем цитаты не должен превышать необходимого и достаточного для понимания смысла);

принцип уместности (вне темы дискуссии даже очень ценная информация не вызовет должного резонанса);

уважения к родному языку, стилистической и лексической корректности (языковая компетентность членов ДК – отражение компетенций профессионального сообщества в целом);

эмоциональной нейтральности (аналитика – путь установления истины, а истина – бесстрастна);

конструктивной критики (критикуя, предлагай, предлагая – уважай);

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*