admin / 01.02.2020

Стоит ли уходить после 9?

«Хорошо подумайте, прежде чем уходить после девятого класса»

Всё началось шесть лет назад, когда в 9 классе моя классная руководительница заявила, что до 11 класса я не дойду из-за своего плохого поведения. Моё поведение не было вызывающим и эпатажным, однако мне тяжело было молчать, когда я видела какую-то несправедливость. Честность и прямолинейность шли вразрез с теми качествами, которые хотели видеть учителя в школьниках. «Ты выйдешь из школы со справкой и ЕГЭ не сдашь», — спокойно внушала она мне.

Я, ранимая и впечатлительная девочка, была запугана до смерти. Не встретив поддержки родителей, молча забрала документы и поступила в педагогический колледж на учителя английского.

В колледже мне нравилось безумно: первые два года мы изучали школьные дисциплины, последующие три — методику, педагогику, психологию и иностранный. Про качество образования в колледже нужно писать отдельно, но оно было потрясающим. Однако, пребывая в ужасном стрессе из-за ухода из школы, я так и не смогла ни с кем подружиться. Мне пришлось перевестись в другую группу, но и там общение со всеми было нейтральным.

Я пропустила выпускной в своей школе. Когда заканчивала пятый курс, мои одноклассники уже давно учились в вузах. Мою душу рвало на части, когда я представляла, что после выпуска я пойду работать в школу и не смогу продолжить учиться. Родители предлагали поступить на заочное, но вы же понимаете, что мне хотелось не этого?

Я хотела получить то, чего лишила себя, — я хотела настоящей студенческой жизни. И я решила действовать

На выпускном курсе я пришла в свою школу, сдала программу 10 и 11 класса экстерном, получила аттестат об окончании 11 класса, параллельно с государственными экзаменами и защитой дипломной работы я сдала ЕГЭ и подала документы в пять вузов своего региона на юридические специальности, потому что с 16 лет хотела работать в полиции. Моя мать постоянно напоминала мне, что она не будет оплачивать мою учёбу, если я поступлю на договорную основу. А я, когда находила себя в конкурсных списках на самом дне, плакала ночами, утопая в ненависти к себе за то, что плохо подготовилась к ЕГЭ. Если бы я доучилась в школе до 11-го, таких бы проблем не было. Хоть я и перестраховала себя, сдав помимо двух обязательных экзаменов четыре дополнительных — географию, историю, обществознание и английский язык. Сумма моих баллов для поступления на юридический факультет едва дотягивала до двухсот.

К началу августа стало понятно, что на юриста я не поступаю, мои мечты рушились одновременно с тем, как моя фамилия опускалась в списках абитуриентов всё ниже и ниже. Я видела, с каким облегчением вздыхают мои родители: они не очень хотели, чтобы дочь куда-то уезжала учиться, они уже видели меня учительницей в моей школе, в моём маленьком тихом городе.

Все эти переживания не могли не отразиться на моём здоровье: я сильно похудела, страдала бессонницей, и, засыпая под утро, мне снилось, что я режу себе вены и оттуда течёт чёрная кровь.

Ненависть переросла в жалость к себе, я перестала осознавать, что всё когда-нибудь наладится. Лишь сейчас я понимаю, что от такого упаднического настроения меня бы спас всего лишь разговор со взрослым, мудрым человеком

Человеком, который бы просто меня выслушал и успокоил. Я уверена, что я бы и сама нашла выход, мне просто нужно было, чтобы кто-то сказал: «Аня, у тебя всё получится, и ты знаешь, что делать. У тебя есть цель, и всё хорошее только начинается». Но такого человека не было.

Четвёртого августа мне позвонили из университета и сказали, что я поступила на бюджет на лингвиста. По баллам ЕГЭ я бы не прошла, но их впечатлил мой красный диплом о среднем специальном. Мне уже было всё равно. Город, в котором находился университет, был в 700 километрах от родного. С сентября я могла уже начинать обучение на первом курсе: в вузах больше не практикуют перевод выпускников колледжа сразу на третий курс, все учатся с первого.

В конце лета я переехала. Мне было 20 лет. Было очень трудно одной. Невыносимая жара, всё вокруг незнакомее, враждебное. Когда я поступила, меня заверили, что первый изучаемый язык будет английский. Однако, как оказалось позже, среди поступивших тоже происходит раздел на языковые группы по рейтингу, и так как мой рейтинг был очень невысок (38-е место из 40), мне достался французский. Французский язык, который мне был чужд и так нелюбим мною.

Одногруппники были на один-два года младше меня, но между нами была глубочайшая пропасть. Да, есть огромная разница между первокурсниками-школьниками и первокурсниками-выпускниками колледжа

Я не могла пересилить себя и наладить контакт, общих тем не было, интересы и приоритеты у нас кардинально разнились.

Особых успехов в языке я не делала. С остальными дисциплинами (такими, как языкознание, история и латинский язык) помогли старые тетради. Ничего нового я не узнавала, всё это я уже когда-то проходила, и меня это угнетало. Больше всего проблем было с английским: уровень языка школьников был выше, чем мой уровень, уровень человека, который со своим образованием имел право преподавать этот язык в школе детям. Одногруппники нередко иронизировали по этому поводу. Самооценка летела к чертям. В колледже язык действительно преподавали на весьма посредственном уровне, уделяя больше внимание теории и методике преподавания, детской психологии и педагогике.

Вдобавок ко всему в общежитии меня поселили с двумя девочками-подругами. Хорошие отношения с ними не сложились. Я с отвращением наблюдала за новым городом и его жителями, отмечая про себя, как сильно отличается менталитет южных и северных городов.

Так прошёл мой первый курс. Я чувствовала себя деревом без корней, которое ураган занёс в болотистые земли, и я вот-вот погибну. Однако постепенно у меня получилось приспособиться ко всему происходящему. Я нашла себя в научной деятельности, писала статьи, участвовала в форумах. Преподаватели стали замечать меня, и это вдохновляло. Однажды, после конференции по латинскому языку, где я выступала с докладом о римском праве, ко мне подошла декан и сказала, что ей очень понравилась моя речь и то, как я разбираюсь в теме, что это так редко для первокурсников.

Она спросила, не хочу ли я поработать в приёмной комиссии этим летом от своего факультета. Это был шанс, которой я не могла упустить. И это спасло меня

Мне нравилось работать с документами, но была ещё одна вещь, которая меня излечивала, — это общение с детьми и их родителями. Они приходили в мой вуз: кто просто проконсультироваться, кто поступать — но все они были испуганы и потеряны. Я знала, что им нужно сказать, как их успокоить. Я чувствовала сильнейшую потребность кому-то помочь, помочь так, как не помогли мне когда-то. Эта работа принесла мне много полезных связей как среди преподавателей, так и среди студентов.

Благодаря этим связям меня пригласили на форум «Студент-Наставник», который давал право брать шефство над группами первых курсов и помогать детям адаптироваться в университете.

Второй курс начался для меня совсем не так, как первый. У меня появилась мотивация учиться, предметы стали нравиться больше, учиться стало проще. Мечта работать в полиции никуда не делась, и я поступила на юридический факультет своего же вуза на заочную форму. Стипендии с очного отделения вполне хватает, чтобы заплатить за второе высшее, и даже остаётся на жизнь, которая, наконец, стала налаживаться. Да, сейчас всё очень хорошо, но если бы удача время от времени не переходила на мою сторону, всё могло закончиться плачевно.

В последнее время наблюдаю очень много статей о том, что нет ничего зазорного в том, чтобы уйти после девятого класса и поступить в колледж или техникум, и меня безумно радует, что интерес к заведениям подобного класса повышается. Но, родители, пожалуйста, будьте внимательны к своим детям, к их способностям, желаниям и мечтам. Хорошо подумайте, прежде чем позволить им уйти, не дойдя до выпускного. Если у ребёнка проблемы со школьными предметами, помогите ему, наймите репетитора. Если конфликты с учителями, поговорите с ними или переведите в другую школу. Не ломайте ребёнку жизнь необдуманными поступками, поддерживайте его. И никогда не позволяйте ребёнку думать, что он один.

4 трогательных истории из практики коррекционного педагога

10 фильмов о травле, которые помогут детям и подросткам

5 способов создать мультфильм вместе с ребёнком

Жизнь после 9 класса: остаться в школе или уйти в колледж?

Из 65 опрошенных школьников каждый третий планирует уйти из школы этим летом. Для сравнения, в стране уже несколько лет растёт популярность начального профессионального образования и в прошлом году на первый курс вместо десятого класса отправилось 53% ребят.
Аргументы против школы
Диана Пономарева: «Я иду в колледж, потому что школьную программу 10-11 класса можно пройти за год, а потом учиться по специальности. Так удобнее».
Даниил Шипилов: «После 9-го класса буду поступать на машиностроителя. Выбор помогли сделать советы родных. Они помогли мне выбрать специальность и колледж, после которого можно будет совместить работу со стабильным доходом и учёбу в профильном университете. Учёба займёт немного больше времени, зато я начну карьеру не только с дипломом по востребованной специальности, но и с опытом востребованной и хорошо оплачиваемой работы».
Дарья Кузьмина: «Меня в школе постоянно гнобят учителя, не хочу это больше терпеть, надеюсь, в колледже будет лучше».
Аргументы за школу
Дарья Пермякова: «Я хочу взять на себя некий челлендж. Хочу быть образованным человеком, пройти то первое серьезное испытание, которое испытывает каждый человек — отучиться от начала и до конца. Плюс для моей будущей профессии, хочу стать графическим дизайнером, нужны все одиннадцать классов».
Владимир Дорошенко: «За два года можно хорошо подготовиться к ЕГЭ и получить хорошие баллы для поступления в хороший вуз. А с престижным дипломом гораздо легче искать работу, которая будет и интересная, и хорошо оплачиваемая».
Алина Слоквенко: «Не хочу тратить лишнее время. Да и далеко не все выпускники колледжей идут потом в вуз. А если не выбиваться из колеи, готовиться в школе к ЕГЭ, то на бюджет в университет поступить легче и проще. Ну и престижней».
На распутье
Василий Лобатов: «Вот что я буду делать, если неправильно выберу дальнейший путь? Надо же найти что-то подходящее для себя, то, чем смогу заниматься в дальнейшем, то, что будет нравиться. Не получается пока выбрать направление в колледже, но и оставаться в школе не хочу из-за выпускных экзаменов».
Дарья Киселева: «Плохо, когда у тебя разные интересы. Нравится и рисовать, и заниматься биологией, какую специальность выбрать? А ещё понимаю, что ближайший колледж от меня в двух часах езды на автобусе — школа хоть немного, но ближе».
Уже студенты
Илья Чулков, 2 курс СПбИПТ, «Издательское дело»: «Совершенно не жалею, что ушёл после девятого класса. Здесь учат интересным штукам, например,
делать книги, а ещё просто весело. Если твоё будущее темно, а с экзаменами всё безнадежно, то лучше сразу идти в колледж».
Павел Прус, 1 курс СПбКИТ, «Прикладная информатика в экономике»: «В колледже человек получает больше свободы. Быстро привыкаешь к взрослой жизни, становишься самостоятельным, более организованным. Да и в колледже просто можно понять, что именно тебе нужно, есть множество секций и творческих объединений. А ещё после школы преподаватели очень приветливые и добрые».
Екатерина Нестерова, 1 курс КТМУ, «Реклама»: «Я пошла в колледж, потому что за девять лет школа очень наскучила, и все в ней казалось не так. Учителя, которые придираются к твоему внешнему виду, запугивают страшными ОГЭ и ЕГЭ, море домашнего задания и так далее. Также уже очень хотелось начать приобщаться к будущей профессии рекламиста. Но спустя год понимаю, что очень скучаю по школе и учителям, с радостью вспоминаю школьные годы».
Жизнь после
Андрей Шубин, выпускник РКТК 2010 года: «Мне учёба в колледже мало чего дала. Отучился там три курса на повара, потом пошел в армию. Как вернулся, не стал ни восстанавливаться, ни поступать в вуз, а сразу начал работать поваром и уже пять лет этим занимаюсь — нашёл себя».
Никита Муненко, выпускник ПКГХ 2014 года: «Я в десятом классе проучился две недели, потом забрал документы и ушёл в колледж на юриспруденцию. Потом не сдавал идиотского ЕГЭ, а поступал по внутренним экзаменам, которые были проще и понятнее. Сейчас учусь на таможенника. Много добился, но многое ещё впереди».

Почему хорошисты и отличники уходят из школы после 9 класса в колледж?

Как известно, #высшее образование можно получить не обязательно после окончания 11 классов. В любой вуз поступают и выпускники колледжей и техникумов, и в современных реалиях у этих ребят есть очень хорошие шансы поступить на бюджетные места в вузы. Стереотип из прошлого о том, что в колледж или техникум идут те, кто слабее в учебе и «не потянет» высшее образование, в 2019-м году — не более, чем пережиток прошлого — по крайней мере, для тех ребят, которые приходят получать #среднее профессиональное образование по специальностям ИТ-сферы. Смотрите сами: в уходящем 2019-м на специальности ИТ-профиля («Прикладная информатика»; «Информационные системы»; «Сети связи и системы коммутации») в колледж при университете, в котором я работаю, поступили 9-классники со средним баллом аттестата 4.5). Смотрите сами:

Фрагмент приказа о зачислении. Баллы тех, кто поступил на «Информационные системы» Баллы тех, кто поступил на специальность «Прикладная информатика» А с такими баллами поступили ребята на «Сети связи и системы коммутации» Источник фото: Яндекс.Картинки

Итак, почему же хорошисты и отличники уходят после 9 класса из школ в колледж? Вот причины, о которых рассказывали мне сами дети (напомню, я на тему поступления общаюсь с теми, кто учился, учится или собирается учиться на ИТ-специальностях):

  • боязнь #ЕГЭ и давление со стороны школ (часто приходится слышать, что в школах детей и родителей просто пугают предстоящими ЕГЭ). После колледжа, как известно, поступить в вуз можно по внутренним экзаменам — они ребят не пугают.
  • нежелание или неготовность выбрать #профильный класс (ведь при нынешнем подходе во многих школах в профильном классе делается упор исключительно на предметы «по профилю», при этом непрофильным предметам не учат от слова «совсем» — у детей, скажем, гуманитарного класса физики и химии просто нет в расписании в 10-11 классах). Причем менять профиль во многих школах запрещают, то есть дети просто вынуждены выбирать что-то одно из предложенного и откровенно «забивать» на все остальное. Чаще всего выбор происходит по принципу симпатий к учителю или предмету, нравится — не нравится, получаю хорошие оценки — получаю плохие оценки. Просто представьте, скольких выпускников 9-го класса, готовых выбрать себе профессию на всю жизнь, вы знаете?
  • в школе скучно и ставят двойки. Да, это тоже мотивация, с которой ребята приходят в колледж. Причем в колледже они становятся одними из лучших и потом успешно учатся в вузе (лично знаю немало примеров).
  • желание стать самостоятельным, не зависеть от родителей, начать работать после окончания колледжа и уже потом учиться в вузе (кстати, в моей практике работы со студентами колледжей встречается крайне редко).
  • нежелание получать высшее образование. Есть люди, которые уверены, что полученного в колледже образования им хватит для жизни. Вполне нормальная точка зрения, особенно для тех, кто нашел работу по специальности и осознает, чем будет заниматься как минимум в ближайшем будущем. Правда, на первом курсе колледжа я таких ребят не встречала, а вот на 2-3 они есть.

Как видите, причин немало. Возможно, мои читатели дополнят в комментариях, по каким еще мотивам успешные школьники выбирают среднее профессиональное образование вместо 10-11 кл. Отмечу также, что учиться в коллеже в наши дни вполне интересно — изучение общеобразовательных предметов идет параллельно с освоением профессиональных дисциплин. Если выпускник колледжа примет решение продолжить образование по профилю, ему, безусловно, будет несложно учиться и в вузе, ведь ряд дисциплин пересекается.

О том, как поступить в вуз после колледжа, я расскажу в одной из ближайших статей. Другие мои статьи для абитуриентов и их родителей можно найти по тегу #советы абитуриентам и их родителям

Стоит ли поступать после 9 класса? Разбираем плюсы и минусы

Если в тебе борются две силы, одна из которых хочет поступать после 9 класса, а вторая сомневается в этом, Адукар поможет разобраться. Читай о плюсах и минусах поступления после базовой школы. Возможно, ты посмотришь на этот вопрос по-новому.

Плюсы поступления после 9 класса

Быстрее пойдёшь на свой хлеб

Уехать подальше от родителей и стать независимым — одна из основных причин, которая движет девятиклассниками. Пока твои сверстники оканчивают школу и поступают в вуз, ты получишь диплом специалиста и будешь зарабатывать деньги.

Попробуешь себя в профессии

Если тебе не понравилась выбранная специальность, после окончания колледжа ты сможешь поступить на другую. Твой выбор будет более осознанным, ведь ты будешь представлять ситуацию на рынке труда и понимать, как учиться эффективно.

Научишься самостоятельности

Ты станешь самостоятельным, раньше, чем твои сверстники. Постепенно наловчишься распределять бюджет на месяц, экономить деньги, планировать время. Учитывай эти нюансы.

Найди подходящую для тебя технику планирования: так ты легко научишься справляться с учебной нагрузкой

Тебе 100% дадут общежитие

Всем абитуриентам, поступающим после 9 класса, предоставляют общежитие. Если, конечно, ты не живёшь в городе, где располагается колледж. В вузах ситуация обстоит иначе: только 70% студентов могут заселить в общежитие. Некоторым приходится снимать квартиру.

Найдёшь новых друзей

В колледж поступают абитуриенты, у которых с тобой уже есть одно общее дело: вы выбрали одинаковую специальность. Поэтому найти близких по духу ребят намного проще.

Если захочешь получить высшее образование, то сможешь учиться по сокращённой программе

После окончания колледжа есть вариант продолжить обучение по своей специальности в вузе. В таком случае тебе не нужно поступать с нуля. Достаточно сдать два экзамена в университете и пройти на сокращённую форму. У многих колледжей для этих случаев есть вузы-партнёры.

Минусы поступления после 9 класса

Больше учебной нагрузки

Поступая после 9 класса, будь готов к тому, что школьную программу за 10 и 11 класс нужно выучить за один год. А затем подключатся профильные дисциплины, с совершенно новым содержанием. Тебе придётся привыкнуть к другой форме работы.

Сессия два раза в год

С поступлением экзаменов в твоей жизни станет больше. В колледжах два раза в год, как и в вузе, проходит сессия. В профессионально-техническом учреждении также придётся пройти испытания за курс средней школы, а затем — государственные экзамены по специальности. Имей это в виду.

Сложно адаптироваться в новой среде

Некоторым ребятам сложно адаптироваться в новом коллективе. Другие учителя, новые люди, незнакомая атмосфера, боязнь, что тебя отчислят, — существует много страхов абитуриентов. Рассказываем, как их преодолеть, .

Придётся жить по графику

Для несовершеннолетних студентов действует строгий режим. Например, после 22.00 нельзя выходить из общежития или нужно предупреждать куратора, что ты уезжаешь домой. Для 18-летних студентов колледжей и вузов действует «правило Золушки»: в общежитие необходимо вернуться строго до 24.00.

Надеемся, теперь ты с лёгкостью решишь, уйти из школы или же остаться. В любом случае, новый опыт, знания лишними никогда не бывают. Удачного выбора!

***

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*