admin / 09.03.2020

52 дня у мусульман

Армянские похоронные традиции. Порядок проведения похорон.

Умерших хоронят по-христиански — на третий день. До погребения занимаются оформлением документов и места на кладбище. Хотя правительство Армении дало согласие на кремацию, церковь настаивает исключительно на захоронении в земле, поэтому сожжение тел не получило распространения.

В день смерти покойного омывают, помещают в гроб, рядом ставят свечу. В этот же день оповещают о печальном событии родных и близких, договариваются со священником о проведении похорон.

На второй день проводят прощание. Все желающие попрощаться с покойным приходят в его дом, гроб обходят трижды против часовой стрелки, целуют руку умершего или край гроба. На церемонию прощания принято приносить четное количество цветов.

Третий день — погребение. Гроб отвозят на кладбище. Крышку не закрывают вплоть до самого погребения. Пока тело погружают в могилу, священник читает молитвы. Армянская церемония похорон красивая и торжественная. Вокруг много цветов, венков, если есть возможность, родственники приглашают оркестры.

Сразу после похорон, на 7, 40 дни и годовщину проводят поминки. Основное блюдо поминальной трапезы — хашлама (ягненок с овощами).

Похороны и поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина – это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») – это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • омыть его тело (гусль);
  • обернуть его в саван (такфин);
  • совершить за него заупокойную молитву;
  • похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал – надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап – гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

В Киргизии

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть – это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

52 дня после смерти у мусульман

О том, как, согласно Сунне, должны проходить мусульманские похороны, известно далеко не всем мусульманам. И очень часто действия мусульман расходятся с теми требованиями, который предписывает шариат.

Процесс похорон мусульманина необходимо описать детально, причем важно понимать, что процесс похорон начинается с момента смерти и оканчивается в тот момент, когда могилу человека засыпают землей.

Мусульманин при смерти

Человека, находящегося при смерти, близкие должны положить так, чтобы его лицо было обращено к Кибле, на правый бок. Если придать ему такое положение затруднительно, то умирающего мусульманина близкие кладут на спину, приподнимают его голову таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Киблы.

Сунной является напомнить умирающему, чтобы он повторял «ля иляха илля­Ллах» — слова шахады. Ни в коему случае нельзя заставлять его это делать, но важно постоянно в течение дня напоминать ему об этом в мягкой форме, подсказывая, не проявляя излишней настойчивости и не говоря напрямую «Скажи то-то и то-то!». Как сказано в хадисе Муслима, «Напоминайте вашим умирающим : ля иляха илля Ллах».

Перед умирающим мусульманином не является сунной читать суру «Йа Син». Желательно говорить умирающему о том, что все его грехи будут прощены Аллахом за веру его в Единобожие и напоминать о том, что Аллах милостив и всепрощающ.

Процедура подготовки к похоронам

После смерти глаза покойного надо закрыть, челюсть его связать специальной повязкой таким образом, чтобы не оставить открытым его рот. На его живот рекомендуется положить что-то не очень большое, но тяжелое, чтобы живот не вздулся, суставы его необходимо размягчить. Одежду после наступления смерти с умершего надо снять, после чего уложить на что-то, что будет приподнято над землей, или на кровать.

Мусульманам следует выполнить ряд обязанностей по отношению к усопшему человеку. Важно безотлагательно выполнить четыре важные вещи:

  1. Тело покойного предписано омыть, совершив гусль;
  2. затем тело оборачивают в саван, совершая такфин;
  3. после этого совершают заупокойную молитву;
  4. затем хоронят.

Эти четыре дела – обязанность коллективная, то есть фарду­ль­кифая, для мусульман того населенного пункта, где умер покойный мусульманин. Эти действия важно выполнить обязательно по наступлении смерти, иначе грех от неисполнения их ляжет на всех жителей-мусульман в этом населенном пункте.

Кто совершает гусль над покойным мусульманином

Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.

В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.

Оборачивание в саван

В соответствие с Сунной, обязательный минимум такфина — это заворачивание всего умершего в саван. Аврат умершего необходимо обязательно покрыть. Если умер мужчина, то его желательно заворачивать в три белых покрывала, покрывала других цветов лучше не использовать. Каждое из этих покрывал должно полностью закрывать все тело умершего – так того требует предписание, которое передано в хадисе от Айши.

Если умерла женщина, то ее заворачивают в пять покрывал, причем одним из них покрывают туловище пониже пупка, во второе покрывало заворачивают голову, в третье покрывало заворачивают ту часть туловища, что находится повыше пупка, и двумя оставшимися покрывалами закрывают у женщины все тело. Именно так, как гласит хадис, повелел Пророк Мухаммада ﷺ завернуть умершую дочь свою Уммукульсум после ее смерти. В случаях же, когда умер паломник, будучи в состоянии ихрама, при заворачивании нужно оставить открытым его лицо.

Джаназа за ребенка умершего в утробе матери

При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.

В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».

Сопровождение к могиле

Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.

Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.

Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.

Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.

Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.

Захоронение и могила

Во время самой процедуры захоронения важно обратить внимание, чтобы могила была вырыта на нужную глубину: ее минимальной глубиной является такая, чтобы захороненное тело не смогли раскопать животные, а ее длина должна быть такой, чтобы человек поместился в ней во весь свой рост с вытянутыми вдоль туловища руками. Ширина же могилы составляет семьдесят-восемьдесят сантиметров, если нестандартная фигура человека не требует больше.

Тело в могилу необходимо положить на правый бок, лицом оно должно быть направлено в сторону Киблы, а щека должна быть прижата к земле.

В случае, если твердая земля, можно даже в той стене могилы, которая находится на стороне Киблы, вырыть нишу, углубление, в которое и положить тело, а затем заложить эту нишу досками или тонкими камнями таким образом, чтобы земля не осыпалась на положенного туда человека. Это трудно будет сделать, если земля не будет достаточно твердой и будет осыпаться. В таких случаях покойника просто кладут на дно могилы, а сверху точно также, только с помощью подъёма при помощи кирпичей, закладывают досками.

Тело в могилу должно заноситься вперед головой, его заносят оттуда, где будут лежать ноги покойного. При совершении этого действия те, кто это делает, должны произносить «Бисми­Лляхи ва ‘аля суннати расули­Лляхи». Желательно, если в могилу будут спускаться близкие умершего. Это особенно важно при похоронах умершей женщины.

Чтение джаназа-намаза

При произнесении погребальной молитвы (джаназа-намаз) надо учитывать, что без проведения гусля и заворачивания в саван умершего такая молитва не будет считаться действительной.

Молитву за упокой души предписано совершать стоя. Произносящий молитву четырежды воздевает руки вверх, как это совершается при обычной молитве, и произносит такбир. Первый раз произнесение такбира сопровождает выражение намерения совершить за конкретного покойного заупокойную молитву.

После произнесения первого такбира тот, кто молится, должен сложить на груди руки, как это делает при обычной молитвы, и начинает читать суру «Аль­Фатиха». После прочтения суры совершается второй такбир, во время которого руки поднимают до уровня мочки уха, а затем снова складывают руки на груди во время чтения благословения Пророку Мухаммаду ﷺ в любой из тех форм, которые приведены в Сунне.

После чтения благословения совершается третий такбир, молящийся после этого складывает на груди руки и читает за покойного дуа. Эта часть во всей молитве за упокой души является самой главной.

После совершения дуа молящийся должен прочитать четвертый такбир, затем он вновь складывает на груди руки и читает общий дуа для мусульман. После чтения этого дуа совершается таслим, как в обычной молитве салам дает с направо и налево. Форма совершения молитвы соответствует мазхабу имама аш-Шафии.

Еще раз необходимо обратить внимание, что молитва за упокой души совершается полностью стоя, и во время нее ни поясные, ни земные поклоны не отдаются. Не дозволяется читать заупокойную молитву за неверующего, атеиста.

Сколько дней длятся соболезнования родственникам

При выражении соболезнования родственникам и близким умершего следует придерживаться следующих правил. Семье покойного соболезнования желательно выражать не более, чем в течение трех ней после смерти члена семьи, чтобы после не напоминать лишний раз о случившемся в семье горе. В случае же, если человек в течение трех дней после смерти покойного отсутствовал и не имел возможности выразить соболезнование лично, то на его случай это правило не распространяется.

Выражать соболезнование повторно не следует, поэтому лучше, если соболезнования будут выражены уже после того, как усопший будет захоронен. Если семья покойного подавлена сильно горем, то можно сделать это раньше погребения. Соболезнование по шариату выражает призыв к терпению, которое будет вознаграждено Аллахом, а также к тому, чтобы совершить дуа о прощении грехов умершему.

Почему мусульмане отмечают 52 дня после смерти?

Что же касается тех вопросов, которые периодически возникают в связи с порядком проведения похорон, то при их проведении лучше опираться на достоверные источники, основными из которых являются хадисы. Но у целого ряда народов существуют свои нововведения и изменения, которые не находят подтверждения в шариате. Для того, чтобы понять, что из обычаев является истинными предписаниями шариата и ислама, а что было придумано людьми и является нововведением, достаточно опираться на вышеприведенную информацию.

К подобным нововведениям относится и вопрос относительно того, что обозначают поминки спустя 52 дня после смерти мусульманина, и каким образом по исламу нужно проводить в эту дату поминки. 52 дня после смерти мусульманина – это понятие никак не отражено в исламской традиции и в шариате, поэтому говорить о том, что оно является желательным или нет, нельзя.

К запретным в исламе новшествам относят и отмечание 3, 7, 40 дней после смерти мусульманина. Традиция посещать могилу на кладбище утром и в послеобеденное время каждый день до истечения определенного срока и чтения на кладбище определенных сур Корана тоже является новшеством, не имеющим ничего общего с традициями шариата. На такие обычаи и традиции нет никаких указаний в исламе: ни в Коране, ни в Сунне, ни в одном из хадисов, и даже в трудах, которые писали сами нововведенцы.

В шариате для поминок на 52 день после смерти у мусульман нет никакого упоминания и никакой основы. Много говорят о том, что не рекомендуется накрывать поминальные столы и устраивать поминки, то есть застолье в печальный день: созывать гостей в дом можно в праздник. То есть это новшеством в исламе можно считать таким же запретным, как указанные как запретные имамом ан-Навави новшества.

Шариат также ничего не предписывает относительно таких поминальных традиций ни на третий день, ни на седьмой или девятый день, ни на день сороковой или пятьдесят второй, как резание животного в тот момент, когда выносят покойного из дома, как чтение в четырех углах сур и многих других, получивших в последнее время в некоторых регионах широкое распространение. В шариатских книгах ничего об этом ученые не пишут. Проведение поминок на третий день, на седьмой день или поминки спустя 40 или 52 дня после смерти у мусульман, не является ширком, но является бидгатом, поскольку основы в исламском шариате для таких действий нет – ни в Сунне, ни в Коране. Но зато есть упоминания, доказывающие, что делать поминки не стоит ни в какой день. Джарир ибн Абдулла аль-буджали в достоверном хадисе говорит: «…мы считали собрание у семьи умершего и накрывание на стол в честь него (в день похорон) после его похорон из ряда нияха», где под словом «нияха» подразумеваются причитания и крики, которые в Исламе запрещены.

Для правильного проведения похорон, которые бы полностью соответствовали шариату, достаточно того, что приведено выше.

Национальные похоронные обряды и обычаи мусульманских народов, порицаемые Шариатом

Приведём некоторые обычаи и традиции, связанные с погребальным обрядом и практикуемые мусульманскими народами, но порицаемые Шариатом.

1. Проведение собраний с целью отметить 40 дней после смерти человека.

При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Траур в Исламе, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), соблюдается 3 дня.

Проведение благочестивых собраний для чтения мавлида за душу покойного, поминание Всевышнего (зикр), мольбы и т. п. является дозволенным и поощряемым в Шариате действом. В частности, если их провести в высокочтимые дни и месяцы, за это можно удостоиться большего вознаграждения. Однако намерение отметить именно 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции именно с указанным намерением порицается Шариатом.

Если время проведения благочестивого маджлиса совпало с этими днями (например, с 40-м днём), то у устраивающего это собрание никак не должно быть намерения совершать это, возвеличивая и отмечая именно этот (40-й) день.

Особенно не соответствуют Шариату, как это принято в настоящее время в некоторых сёлах, собрания, так называемые сороковины (40-й день), на которые приглашаются из городов и сёл все родственники, и которые требуют, соответственно, чрезмерных расходов. Говорят, что в некоторых сёлах, отмечая этот день, даже пьют водку.

Да убережёт нас Всевышний от подобных маджлисов!

Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на угощение и дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, на благоустройство мечети и медресе, то и покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.

2. Соблюдение траура женщинами после смерти родственника более 3 дней.

Немало женщин, которые даже в течение нескольких лет носят траурную чёрную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Для вас будет лучше, если будете следовать указанному Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

3. Отпускание бороды родными и близкими умершего.

Отпускание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отпускание, связанное это именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы народ видел это.

4. Отправление женщин без сопровождения близких родственников-мужчин (сын, муж, отец и т. д.) в другие сёла и города для выражения соболезнования близким, знакомым, родственникам умерших.

Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама.

5. Расходование имущества человека, после смерти которого остались ещё не достигшие совершеннолетия дети (сироты), в качестве милостыни и на другие желательные деяния.

Дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости. Наследство, которое осталось им после смерти отца, является их собственностью и расходуется по усмотрению попечителя исключительно на содержание этих детей (попечитель назначается отцом детей или судьей (кадием)). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия . Поэтому, в частности при проведении поминок, запрещается расходовать деньги сирот для угощения гостей. Однако мать детей и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

Сказано в Священном Коране:

Смысл: «Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте ваше дурное на хорошее сирот. Не используйте имущество сирот не в соответствии с Шариатом в дополнение к вашему, ибо, поистине, это большой грех» (сура «Ан-Ниса», аят 2).

В другом аяте говорится:

смысл: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (сура «Ан-Ниса», аят 10).

Если умерший завещал, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства и если эти расходы на желательные деяния делаются из этой части имущества, то это другое дело. Из имущества человека, который умер, оставив несовершеннолетних детей и не составив завещания, дозволяется делать расходы только на его похороны и на возмещение его долгов перед Всевышним и людьми, а тратить его на желательные (сунна) цели, такие, как милостыня и т. п., является запретным (харам).

Если все без исключения наследники уже совершеннолетние, и дают согласие, то из оставшегося после смерти человека имущества дозволяется делать расходы на благие желательные цели, такие, как подаяние и т. п.

6. Не отдав оставшиеся на покойном долги, будь они связаны со Всевышним или людьми, следуя обычаям других, раздача его оставшегося имущества на желательные (сунна) деяния (милостыня и т. п.).

Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае, если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продаётся что-либо из наследства.

Если на покойном остались невозмещёнными намаз и пост, несовершённый хадж (при наличии возможности), невыплаченный закят или долги, то пока хоть часть из указанного остаётся неисполненной, нельзя из наследства расходовать средства на желательные цели. Поэтому его душеприказчик и наследники в первую очередь должны обратить внимание на возмещение указанных деяний. Если сами они не знают, как это делается, то пусть отправляются к учёным-богословам, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Затем, отложив из его наследства средства, которых достаточно для возмещения этих долгов, из оставшейся части выделяются средства, указанные в его завещании, т. е. не более 1/3 части.

Завещание выполняется при условии, что умерший завещал раздать, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства. Остальные 2/3 части наследства распределяются между теми, кто имеет право получить свою долю из этого наследства, которая указана в Шариате (в книгах о наследстве (мирас)).

Однако до тех пор, пока не возместятся долги покойного, нельзя даже завещанные средства направить на соответствующие цели (на исполнение его завещания).

Некоторые люди завещают, чтобы после их смерти отдали что-либо из имущества одному из наследников. Этого нельзя делать (если остальные наследники с этим несогласны), ибо в хадисе сказано, что завещание не предназначено для наследников. Для наследников есть определённая самим Кораном и хадисами часть имущества покойного.

Оставшаяся после этих процедур часть имущества является собственностью наследников, и поэтому её необходимо соответствующим образом распределить или если все наследники являются совершеннолетними и умственно полноценными, то каждый из них из своей доли по возможности может направить средства на совершение благих, рекомендуемых деяний за душу усопшего. Если среди наследников есть такие, которые ещё не достигли совершеннолетия или умственно неполноценные, то из их доли имущества не следует ничего выделять на желательные деяния.

От средств, потраченных на украшение таким образом могил, нет никакой пользы ни для покойного, ни для живых, кроме случая со средствами, израсходованными на благоустройство могил святых людей, шейхов, учёных-богословов, за что предусмотрено благое воздаяние, ибо это является возрождением их дорогих святынь (зияратов).

Так пишет имам ан-Навави.

8. Причитание, рыдание и громкий плач при смерти родного или близкого человека.

У нас в республике (в Дагестане) в некоторых сёлах даже мужчины громко рыдают. В Шариате не порицается проливание слёз из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако если плач, крики и рыдания слышны даже снаружи дома, то это является запретным.

9. Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.

Платить таким плакальщицам, кормить их и употреблять средства, которые они получили за оплакивание, является запрещённым по Шариату. Мы раньше упоминали и о хадисах, повествующих о наказании, предназначенном подобным плакальщицам.

Необходимо извлекать пользу от таких собраний, превратив их в благочестивые маджлисы, молясь и читая что-либо из Корана за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.

Добровольные пожертвования делаются каждым человеком, исходя из его возможностей. Совершение чего-либо благого, следуя традициям и обычаям людей, не приносит никакой пользы на том свете, ибо Всевышний не принимает деяние раба, если его намерение неискреннее.

Последовав этим традициям, совершая их напоказ, ради мирских целей, мало ли людей оказались в больших долгах и безвыходном положении?! Не лучше ли совершить добровольные расходы, исходя из собственных возможностей, чем, боясь разговоров, следовать обычаям, приносящим вред как в этом мире, так и в мире вечном?! Не нужно бояться сплетен, пусть говорят. Ведь они никак не повредят тебе, напротив, принесут пользу, ибо их благие деяния сплетников сотрут из их книг деяний и перенесут в твою книгу деяний.

В некоторых населённых пунктах появилась традиция раздавать в качестве милостыни каждой семье по килограмму сахара, риса или определённую часть мяса, хотя на самом деле нет таких возможностей. А в других селах, помимо того, что раздают мясо на душу населения, раздают его и за пределами села, в соседних сёлах. Чем расходовать 100 000 рублей, следуя таким традициям, лучше и высокочтимее потратить 100 рублей в пользу бедных и нуждающихся, отдать в медресе, учащимся религиозных учебных заведений, на издание и распространение религиозной литературы и на другие подобные цели. Особенно если понести указанные огромные расходы с намерением следовать традиции и обычаям, то за такие пожертвования хозяева не получат вознаграждения.

12. Посещая кладбища в высокочтимые дни, посещение их мужчинами и женщинами совместно.

Однако если женщины отправляются на кладбища со своими близкими родственниками (махрам), дабы посетить могилы родных и близких, шейхов, праведников, учёных-богословов, и если они одеты согласно требованиям Шариата, то в этом не будет ничего предосудительного.

Женщинам, особенно молодым, в одеяниях, выявляющих их прелести, очень порицаемо отправляться на кладбище.

13. Собрание женщин над телом покойного, для оплакивания перед выносом его из дома.

Для родственников желательно посмотреть на умершего. А для чужих, не являющихся махрамами для покойного, открыть лицо умершего и стоять над ним вместе является запретным. Также запрещается стоять над покойной женщиной мужчинам, не являющимся для неё махрамами, так же, как запрещено и толпиться над покойным мужчиной женщинам, не являющимся для него махрамами.

14. После вынесения носилок с телом умершего из дома остановка в пути и чтение зикра (поминания Всевышнего) или по пути на кладбище открывание его лица и его поглаживание.

В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) повелел быстро готовить умершего и хоронить».

16. Говорят, что в некоторых сёлах Дагестана принято, стоя возле могилы покойного, выпивать спиртное под предлогом поминания усопшего.

Это уподобление неверующим. Спиртное, которое и так Шариат запретил, нельзя даже близко подпускать к кладбищу.

Это недостойный обычай, который может только утомлять, но никак не польза ни для покойного, ни для живых. Напротив, необходимо проявлять сочувствие и милосердие к родным и близким покойного, и именно их в эти дни не следует беспокоить, они нуждаются в покое. Поэтому всему джамаату таких населенных пунктов необходимо отказаться от подобного обычая.

18. Люди, отправившиеся на кладбище хоронить покойных, проходят над могилами, сидят или стоят на них, проявляя беспечность и ведя себя ненадлежащим образом.

Хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Муслимом, гласит: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».

При возникновении крайней необходимости, т. е. если нет другого пути, то не запрещено ходить через могилы.

19. Некоторые не огораживают кладбище вокруг, вследствие чего туда ходят собаки и т. п., которые оскверняют могилы, а также туда попадает мусор.

Сказано, что жителей такого населённого пункта непременно настигает какое-либо несчастье.

В хадисе говорится: «Всё, что приносит мучение, вред и тяготы живому человеку, приносит их и покойному». Поэтому, дорогие братья и сёстры, необходимо держать кладбище на подобающем уровне чистоты и относиться к этому со всей серьёзностью.

Шейх Ислама и крупный имам Давуд аль-Аший прислал письмо джамаату одного из селений Дагестана, в котором написано: «До нас дошло, что ваше кладбище заброшено и загрязнено, что там водится скот. Вы обязаны, даже заплатив соответствующие средства, сделать так, чтобы животные не обитали там, очистить кладбище от нечистот, исходя из своих возможностей. В этих могилах покоятся ваши отцы, матери, братья, сёстры и дети. Бойтесь Аллаха в совершении чего-либо, что может нанести им вред. Причинять вред покойному строго запрещено. Берегитесь бед и наказания со стороны Всевышнего.

Большинство несчастий настигает людей из-за того, что они причиняют покойным мучение, вред. Наступать на могилы, топтать их людям или животным запрещено Кораном и хадисами.

В большинстве случаев причиной того, что людей и животных настигает чума, является неуважительное отношение к покойным, причинение им мук. И мольбу покойных Аллах принимает, потому бойтесь Всевышнего, о обладатели разума, дабы обрести счастье. И да снизойдёт приветствие Аллаха на тех, кто следует прямым путём!» («Фатави аль-Чухи», с. 64).

Немало у нас в республике населёенных пунктов, жители которых не препятствуют животным ходить и топтать кладбище и осквернять его. Им тоже необходимо хорошо поразмыслить над содержанием указанного письма.

20. Выявление недостатков покойного.

В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Упоминайте только хорошие деяния усопших».

21. Сенокос на кладбище.

Трава или дерево, растущие на могиле, пока они зелёные и невысохшие, нежелательно косить или рубить, а ибн Хаджар пишет, что это даже запретно.

Пока подобные растения или дерево зелёные, они совершают славословие (тасбих) Всевышнему, туда нисходят ангелы, и то, что растёт на могиле, является собственностью обитателя данной могилы, и поэтому нельзя совершать что-либо, приносящее ему вред. Однако косить или рубить их можно после того, как они высохнут. Разрешается также косить траву, растущую между двумя могилами, но не над могилой. На это также необходимо обратить особое внимание тем, кто совершает подобное.

22. Неверно убеждение ваххабитов, которые запрещают посещать могилы пророков и святых людей для благословения.

Посещение могил пророков или святых людей для благословения является благим делом (сунной).

23. Неверно мнение людей, которые после смерти человека выключают в комнате свет и не включают его в течение 40 дней, считая, что душа умершего посещает это место. Некоторые люди запрещают молиться в доме умершего, что тоже является неверным.

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нам разрешено молиться на любом чистом участке земли». Хадис передал имам Муслим.

Примечание. Некоторые люди, когда у них умирает кто-либо, собирают множество своих родных, близких, друзей, знакомых и незнакомых, однако среди них бывает очень мало таких, кто совершает погребальный намаз по усопшему.

Для покойного нет более дорогого и высокочтимого дара от нас, чем совершение заупокойной молитвы. Человеку, который хотя бы немного беспокоится и скорбит по покойному, следует в первую очередь совершить заупокойный намаз, и тому, кто ещё не умеет совершать его, необходимо обучиться ему.

Также все мусульмане села ходят на могилу умершего утром и в предвечернее время, однако если услышат призыв на намаз, в мечеть мало кто отправляется. Это также свидетельствует о том, что большинство людей ходит на соболезнование и на могилу покойного не ради Всевышнего, а ради людей.

Посещение кладбища, чтение там Корана и т. д. являются желательными деяниями, однако посещение мечети для совершения коллективного намаза является в тысячи раз более важным и высокочтимым действом.

Да поможет нам Аллах провести похоронные обряды так, как указано в Шариате, дабы они принесли пользу и живым, и покойным! Амин.

Согласно Шариату, совершеннолетие наступает с половой зрелостью или если половая зрелость не наступила ранее, с 15 лет по лунному календарю (примерно 14,5 лет по солнечному григорианскому календарю).

По книге «Сущность смерти и похоронный обряд». СКУЦИОН. Махачкала 2009

Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.

Прижизненные ритуалы

Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.

Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).

Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.

Подготовка могилы

Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.

Подготовкой могилы занимаются исключительно мужчины. Перед тем, как отправиться на кладбище, они читают суры из Корана и произносят хвалебные речи об усопшем.

Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.

Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.

Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).

Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.

Подготовка тела

Похороны у татар имеют чёткое разделение обязанностей. Пока мужчины занимаются обустройством погребальной ямы, женщины выполняют домашние приготовления.

Покойника укладывают на жёсткую поверхность, а на грудь ему кладут металл – ножницы или подкову. Эта традиция идёт из глубины веков, когда мусульмане верили, что злые духи боятся металла и не смогут завладеть душой умершего. Лицо его должно быть обращено в сторону Мекки, а руки вытянуты вдоль тела. Сверху кладут белую ткань, а на голову – специальное полотенце.

Соседи, друзья, коллеги и дальние родственники быстро узнают о кончине и добровольно предлагают помощь в приготовлениях. Всем участникам сборов – тем, кто копает могилу, убирает дом, обряжает мертвеца и готовит поминки, положен саадака. Вещи, полученные от семьи усопшего, не используют в быту – это признаётся плохой приметой. Их откладывают до собственной кончины или передаривают в качестве саадака.

Покойника не оставляют одного, рядом с ним всегда находятся люди. Часто это старики и старухи, которые руководят процессом и дают указания родственникам. Все зеркала в доме занавешивают чёрной тканью. Оплакивать и причитать над телом – запрещено. В исламе верят, что от этого умерший страдает и мучается.

Ритуал омовения имеет особое значение в том, как хоронят татар. Для воды используют отдельные вёдра, которые покрывают тканью и ставят на полотенца. В помещении остаются только люди, которые участвуют в процессе. По правилам, женщины могут омывать только женщин, мужчины – мужчин. В крайнем случае допускается, чтобы умершую жену омыл её муж. В процессе участвуют не менее 3 человек. Один переворачивает тело, другой следит за водой, а третий читает Коран и производит омовение. Ритуал заканчивают, поливая тело ароматными травяными настоями.

За это время другие женщины должны успеть сшить саван. Он должен быть выполнен вручную, крупными стежками и не иметь узелков. Татарское посмертное одеяние называется кэфен. Оно включает рубаху, фартук, мужскую чалму или женский головной платок. Поверх надевается саван, тело заворачивается в белую ткань.

Принимать пищу в одном помещении с трупом – не допустимо. До погребения и в течение 3 дней после обитателей дома приглашают на обед родные и соседи. Исключение составляет только чай во время ночного бдения.

Похороны

У татар хоронят исключительно мужчины. Женщины могут лишь проститься с усопшим и проводит процессию за дверь дома.

Покойника выносят на специальных носилках ногами вперёд. Перед тем, как зайти на кладбище, носилки ставят на помост, а все присутствующие читают суры.

Татары не хоронят своих умерших в гробу. В современных крупных городах допускается поместить тело в могилу в деревянном ящике без крышки. В глубинке придерживаются старинных правил и погребают тела в сидячем положении. Согласно татарским преданиям, эта поза поможет человеку достойно держать ответ перед лицом ангела смерти.

На полотенцах тело опускают в могилу, где его принимают 3 мужчин из числа ближайших родственников. Покойного усаживают в нишу, закладывают её кирпичом и покрывают толем. После этого помощники подпоясываются погребальными полотенцами, покидают яму и засыпают её землёй.

Все присутствующие собираются вокруг могильного холма, мулла читает суры из Корана. Скорбь демонстрировать не принято. Поэтому, молодых и стариков утешают, а взрослых мужчин – стыдят за проявление эмоций.

В это время женщины молятся дома и начинают уборку. Тщательно моют стены, пол и потолки. Стирают все вещи, прикасавшиеся к умершему и принесённые из мечети, одежду, в которой производите омовение. Часть вещей выбрасывают, часть – раздают в виде подаяний. После того, как мужчины возвращаются, снова читают Коран и готовятся к татарским поминкам.

Поминальные обряды

Первое собрание проходит через 3 дня после похорон. Специального ритуального меню нет, но все продукты должны быть халяльными. Подают суп, лапшу, картофель с мясом, сладкие пироги, сухофрукты, чай. Спиртное находится под запретом.

Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана. Собираются почтить память усопшего также через 7, 40, 52 дня и 1 год. Исламские традиции предписывают навещать могилу ежегодно.

Похороны татар сегодня всё меньше отличаются от порядков, установленных предками. Правила, по которым они проходят, – часть мусульманского культурного наследия. Они позволяют сохранить древние традиции и провести ритуал согласно своей вере.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*