admin / 31.03.2020

Отказ от диаскинтеста

Обязательно ли делать диаскинтест в школе ребенку?

Свернуть

В школе в обязательном порядке делают диагностические пробы на туберкулез. Раньше это была всем известная Манту, на сегодняшний же день во многих учебных заведениях ее заменяет более результативный диаскинтест. Данный диагностический метод не может дать ложного результата, так как дает реакцию только на микобактерии. Обязательно ли делать его в школе? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Обязательно ли делать диаскинтест в школе?

Диаскинтест в школе – это единственный способ обнаружить опасное инфекционное заболевание и своевременно начать его лечение (при положительном результате). Если родители категорически против такой вакцинации, или у их ребенка ранее была выявлена аллергия на используемый препарат, можно отказаться от диаскинтеста.

Правовые документы

Диаскинтест – это диагностическая процедура, которая способна выявить туберкулез. В статье Федерального Закона от 18 июня 2001 года № 77 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» сказано, что помощь против туберкулеза – это как медицинские, так и социальные, а также противоэпидемические, санитарно-гигиенические мероприятия, благодаря которым выявляется опасная болезнь. Вследствие этого начинается своевременное лечение. Данный тест – это также противотуберкулезная помощь, но использовать ее по отношению к детям, не достигшим 18-ти лет медработникам можно только, если имеется согласие от родителей. Это подтверждают:

  • Статьи от 22 июля 1993 года под номером 5487-1 «Об основах законодательства РФ об охране здоровья граждан»:
  1. 32-ая – в ней сказано, что лицам, которые не достигли совершеннолетия не производят никаких мед. вмешательств без разрешения родителей/ опекунов;
  2. 33-я – любой гражданин может написать отказ от мед. вмешательств.
  • В статье 5.1 номером 157 от 17 сентября 1998 года «Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний» говорится, что при иммунопрофилактике можно написать отказное заявление от прививки.
  • Статья 9.2 номером 62 от 22 апреля 2003 года «Про введение эпидемиологических правил» — все профилактические вакцинации ребенку делаются только после разрешения матери или отца.

В свою очередь мать или отец могут написать отказ от Манту или Диаскинтеста и это право совершенно законно.

Бланк, который один из родителей заполняет, выдается по месту требования. Само собой разумеется, если диагностическое мероприятие планируют проводить в школе, то именно там его и можно потребовать. Медицинская сестра или врач обязаны выдать его при возникновении такой необходимости.

Образец заявление на отказ от проведения

Чтобы сделать все правильно и по закону, нужно обязательно написать отказ. Образец можно увидеть ниже:

Директору школы/заведующему детского сада или поликлиникой

___________________________ФИО

От _________________________ФИО

Адрес: _________________________

Заявление

Дата __________

Подпись ___________

Могут ли не пускать в школу?

В учебное учреждение могут не допустить в том случае, если в населенном пункте идет массовое инфицирование туберкулезом. В таком случае родителям нужно принести справку от фтизиатра о том, что ребенок не заражен. В документе будет указано, что симптоматика заболевания отсутствует. Обычно для достоверности проводят иные методы диагностики.

Аналогичные методы диагностики

Для того чтобы убедиться в отсутствии микобактерий в детском организме, мать или отец ведет своего ребенка в поликлинику, где фтизиатр предоставит имеющиеся методы диагностики. Родители вправе самостоятельно определиться.

  1. Рентген или флюорография.
  2. Проба Манту.
  3. Бактериологический посев.
  4. Квантифероновый тест.
  5. ПЦР-диагностика.

Вывод

Если в школе детям планируется проведение диаскинтеста, то родители могут отказаться от данной диагностики. Все это совершенно законно, если написать соответствующее заявление на имя директора общеобразовательного учреждения. Чтобы в дальнейшем не возникло проблем, ребенку желательно пройти в поликлинике по месту жительства или в любой иной частной клинике аналогичное обследование. Выбрать вид диагностики мать или отец могут на собственное усмотрение.

Чтобы знать свои права, следует ознакомиться с законодательством РФ, которое поможет отстоять свою точку зрения в нужный момент.

Проба Манту и Диаскинтест – право выбора и право отказа.

В связи с вступлением в силу в 2014 году новых санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» непривитых детей начали более активно направлять к фтизиатрам.

Сейчас конец 2016 года, однако споры вокруг СанПинов не утихают по всей стране.

На практике действия фтизиатра при обследовании здорового непривитого ребенка не урегулированы законом в достаточной мере. Потому фтизиатры часто требуют от родителей сделать ребенку либо пробу Манту (Диаскинтест) либо рентген.

Однако не все родители знают, что рентген детям в качестве профилактики запрещен, а в пробе Манту есть опасные вещества. В этой статье мне хочется кратко отразить опасные аспекты этих методов обследования, а также право на отказ от них на основе закона.

Манту (Диаскинтест)

Исходя из пункта 2.1 Приложения N 4 к Приказу Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 (ред. от 29.10.2009) «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» проба Манту представляет собой «раствор очищенного туберкулина в фосфатном буфере с твином-80 в качестве стабилизатора и фенолом в качестве консерванта, бесцветная прозрачная жидкость».

Препарат Диаскинтест имеет аналогичный состав, является аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении, раствором для внутрикожного введения (разработан, зарегистрирован и внедрен в практику для постановки внутрикожного теста по Манту (ФГУН Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А.Тарасевича Роспотребнадзора).

Слово «рекомбинантный» в составе препарата Диаскинтест означает генномодифицированный, т.е. с помощью генной инженерии он перестал положительно реагировать на людей, ранее привитых вакцинами БЦЖ и БЦЖ-М. Однако бывают ситуации, когда он также никак не реагирует на действительно больных туберкулезом, но об этом – в специальной литературе.

Нас же интересует тот факт, что в составе Диаскинтеста мы также наблюдаем фенол и туберкулин, о чем ниже.

Фенол ядовит. Относится к высокоопасным веществам (Класс опасности II).

  • Клинических исследований, подтверждающих безопасность как однократного, так и многократного введения фенола в организм ребенка не существует;
  • Нет сведений о том, может ли фенол накапливаться в организме.

Имеются публикации об осложнениях у детей, ассоциирующихся с ведением туберкулина, в частности, Петров В. Ю. и др. «Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура у детей, ассоциирующаяся с введением туберкулина», журнал «Педиатрия», 2004, N 4

— «За период с 1997 г. по 2002 г. мы наблюдали 10 больных в возрасте от 3 до 13 лет… Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (тяжелое заболевание крови, при котором резко снижается число тромбоцитов; без лечения такие больные погибают от кровоизлияния в мозг) у этих детей возникла на 2-20-й день от постановки пробы Манту… Другие возможные провоцирующие факторы… у этих больных были исключены».

Исходя из пункта 5.2 Приложения N 4 к Приказу Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации»

— проба Манту не является точным диагностическим тестом, так как:

«на интенсивность реакций на пробу Манту может влиять ряд факторов, определяющих общую реактивность организма: наличие соматической патологии, общая аллергическая настроенность организма, фаза овариального цикла у девушек, индивидуальный характер чувствительности кожи, сбалансированность питания ребенка и пр.

  • Выраженное воздействие на результаты массовой туберкулинодиагностики оказывают неблагоприятные экологические факторы: повышенный радиационный фон, наличие вредных выбросов химических производств и т.д.

На результаты туберкулинодиагностики могут влиять различные нарушения в методике ее проведения: применение нестандартного и некачественного инструментария, погрешности в технике постановки и чтения результатов пробы Манту, нарушение режима транспортирования и хранения туберкулина».

  • Неточность пробы Манту подтверждается и научными исследованиями, так, например, в статье Аксёновой В. А. и др. «Проблема массовой противотуберкулёзной иммунизации в современных условиях» делается вывод, что «Ошибки при определении этиологии чувствительности к туберкулину приводят к тому, что 44% детей и подростков необоснованно состоят на учете в противотуберкулезных диспансерах и получают химиопрофилактику». «Российский медицинский журнал» 1997, N 5.
  • Большой общественный резонанс получили случаи массовых осложнений при проведении пробы Манту в России (с. Польное Ялтуново Шацкого района Рязанской области 2011 г. – 42 пострадавших, с. Новосысоевка Приморского края Российской Федерации 2013 г.- 30 пострадавших). Средства массовой информации сообщали об аналогичных случаях и на Украине в 2006 г., 2011 г.

Противопоказания к проведению пробы Манту (Диаскинтеста):

согласно Приказу Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации», противопоказаниями для постановки туберкулиновых проб являются:

— кожные заболевания, острые и хронические инфекционные и соматические заболевания (в том числе эпилепсия) в период обострения;

— аллергические состояния, ревматизм в острой и подострой фазах, бронхиальная астма, идиосинкразии с выраженными кожными проявлениями в период обострения.

С целью выявления противопоказаний врач (медицинская сестра) перед постановкой туберкулиновых проб проводит изучение медицинской документации, а также опрос и осмотр подвергаемых пробе лиц.

Также не допускается проведение пробы Манту в тех детских коллективах, где имеется карантин по детским инфекциям. Пробу Манту ставят через 1 месяц после исчезновения клинических симптомов или сразу после снятия карантина.

Также туберкулинодиагностику можно осуществлять не ранее чем через 1 месяц после любой вакцинации.

При таких обстоятельствах внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (проба Манту, Диаскинтест) можно расценивать как опасный и неточный метод исследования, в связи с чем принуждение к осуществлению данного медицинского вмешательства при отсутствии на то клинических показаний (подозрения на туберкулез), нарушает право на охрану здоровья, гарантированное ребенку ст. 41 Конституции Российской Федерации.

  • По поводу запрета рентгена законом читайте статью «Рентген опасен для детей».

Право на отказ от Манту (Диаскинтеста)

Мы помним, что проба Манту (Диаскинтест) является диагностическим тестом на туберкулез, а, значит, направлена на выявление заболевания.

В соответствии со ст. 1 ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в РФ”от 18.06.2001 г. №77-ФЗ:

«противотуберкулезная помощь — совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и(или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации»;

— из чего следует, что туберкулинодиагностика (проба Манту, тест Диаскин) входит в понятие противотуберкулезной помощи.

В соответствии со ст. 7 ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в РФ” от 18.06.2001 г. №77-ФЗ

— противотуберкулезная помощь несовершеннолетним оказывается с согласия их законных представителей (родителей). Таким образом, родители вправе на основании закона отказаться как от проведения пробы Манту (Диаскинтеста) в отношении своего ребенка, так и от рентгена.

Право на выбор безопасного способа диагностики на туберкулез

В разъяснениях Главного внештатного детского специалиста фтизиатра Минздрава России, доктора медицинских наук, профессора Аксеновой В.А., (в ответ на запрос от 18.03.2015 «Об использовании альтернативных способов диагностики для получения разрешения на посещение детского учреждения без посещения противотуберкулезного учреждения, проведения туберкулинодиагностики и рентгенологического обследования ребенку, согласно санитарно–эпидемиологическим правилам СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза»), указывается, что:

«В России существует несколько иммунологических тестов, которые могут быть альтернативным общепринятым методикам используемых в настоящее время в нашей практике. При отказе от проведения пробы Манту, вопрос о выдаче заключения об отсутствии туберкулеза у ребенка решается индивидуально, по результатам дополнительных/альтернативных методов обследования (рентгенологическое обследование, проба с аллергеном туберкулезным рекомбинатным, исследование крови на уровень специфического гамма-интерферона и др.), при исключении контактов с больным туберкулезом. Во многих странах мира широко используется для диагностики туберкулеза Квантифероновый тест.

В России он также широко используется для диагностики заболевания наряду с другими существующими иммунологическими тестами (Т-СПОТ, Тубинферон, Диаскинтест). Данные тесты являются обязательными только в алгоритме диагностики заболевания в группах риска и при клинических симптомов.

При нежелании проводить обследование ребенка с использованием пробы Манту родители или законные представители детей действительно могут её не делать, написав отказ, как от любого медицинского вмешательства.

Для посещения детского учреждения необходимо представить документ об отсутствии в окружении ребенка больного туберкулезом. Этот документ можно получить, только посетив фтизиатра и представив данные о проведении родителями флюорографического обследования в положенные сроки согласно законодательству страны».

  • В приведенном письме Главный внештатный детский фтизиатр России делает верный вывод в отношении прав детей: детям можно не делать пробу Манту, и вообще не делать никаких тестов без клинических симптомов болезни.
  • Однако специалист ошибается в отношении прав родителей: получается, что для получения справки в садик или школу родители теперь должны пройти флюорографию.

При этом лучевые виды обследований запрещены в отношении беременных женщин, и опасны для взрослых людей со слабым здоровьем. И также от лучевой нагрузки любой взрослый человек вправе отказаться.

Если родители хотят все же обследовать ребенка на туберкулез, но отказаться от Манту (Диаскинтеста), стоить помнить, что в Российской Федерации официально разрешены к применению более безопасные методы диагностики туберкулеза:

— Квантифроновый тест; ПЦР-тест (Приказ Минздрава РФ от 17.10.1997 N 306 «О разрешении медицинского применения медицинских иммунобиологических препаратов»);

-лабораторная диагностика (молекулярно-биологические и бактериологические методы (письмо генерального директора центра ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России № 11158 от 16.09.2014 г.).

На основании изложенного можно утверждать право родителей как отказа от диагностики на туберкулез здорового ребенка без симптомов, так и право выбора безопасных способов обследования.

Отказ от Манту и фтизиатра. Инструкция для родителей (файлы для скачивания)

Добрый день. В стране организована система незаконного принуждения к обследованию на туберкулез. Система активно крышуется местными администрациями, прокуратурами и судами. Типичный суповой набор псевдозаконных доводов: 1) необследованный ребенок опасен для окружающих. Его недопуск — защита права граждан на благоприятную среду 2) Санпин устанавливает обязательность обследования 3) Санпин предоставляет право требовать обследования работникам образовательных организаций 4) Санпин предоставляет право недопуска необследованного ребенка в образовательную организацию администрации этой организации. Указанные доводы не соответствуют действующей нормативной базе не имеют судебной перспективы при надлежащем расмотрении в соответствии с требованиями КАС РФ. Доводы подтверждающие заявленные требования. В соответствии с п.9 ст. 226 КАС РФ Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. 11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Права, нарушенные незаконными действиями ответчиков Права, нарушенные незаконными действиями лиц принуждающих к обследованию: на образование, свободу перемещения, права на добровольное информированное согласие или отказ при оказании медицинской помощи, право на врачебную тайну. Полномочия руководителей образовательных организаций Для рассмотрения вопроса о полномочиях руководителя образовательной организации получать доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, определять опасность воспитанников для окружающих по состоянию здоровья, направлять уведомления об обязательном прохождении медицинских обследований, устанавливать сроки медицинских обследований, вводить по своему усмотрению ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний (карантин) следует ссылаться на следующие нормативные акты Из п.2 ст. 15 КАС РФ следует, если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В соответствии со ст. 87 – 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности не относится к сфере компетенции образовательных организаций и их руководителей. п. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которым, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. С целью конкретизации порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н утвержден соответствующий документ, которым разъяснены положения п. 2 ст. 41 Закона об образовании. В соответствии с п.5 приказа №822 непосредственное оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним детям до 18 лет осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Для реализации данной нормы образовательная организация обязана предоставить безвозмездно помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (п. 3 ст. 41 Закона об образовании). В соответствии с п. 19 приказа, при организации медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних, в период обучения и воспитания в образовательных организациях, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме образовательная организация может лишь оказывать содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства. п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», устанавливает что медицинское обслуживание (медицинская деятельность) подлежит лицензированию. При этом согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги), в которые, в частности, входит оказание первичной медико-санитарной помощи, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о наличии у образовательной организации лицензии на осуществление медицинской деятельности. Родители имеют право не исполнять приказы и распоряжения руководителя образовательной организации, так как они обязательны для исполнения работниками образовательного учреждения. Ни родители, ни воспитанники не состоят в трудовых отношениях с детским садом. Отношения между воспитанниками (их законными представителями) и детской организацией регулируются заключенным договором. Любые споры, возникающие между сторонами договора подлежат разрешению в установленном законодательством порядке путем обращения в государственные компетентные органы или суд, а не принятием внутреннего распорядительного акта Порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия. Порядок прохождения медицинского осмотра на туберкулёз определён Приказом Минздрава России от 21.03.2017 №124н: П. 11 организация медицинских осмотров возлагается на уполномоченное лицо, назначаемое медицинской организацией, п.12 поименные списки граждан с указанием срока медицинского осмотра составляют медицинские работники, п.14 Календарный график медицинских осмотров утверждается руководителем организации здравоохранения за месяц до начала календарного года, п.17 уведомления направляются медицинскими работниками (врачами, фельдшерами), ответственными за проведение профилактического медицинского осмотра, п. 18 информация о результатах медицинского осмотра заносится в медицинскую документацию, п.20 информация по результатам медицинского осмотра доводится до гражданина или его законного представителя. Таким образом, действующий порядок прохождения медицинских осмотров на туберкулёз не предполагает участие в этом мероприятии руководителя или иного работника образовательной организации и не содержит требования предоставить в детскую организацию и её руководителю каких-либо медицинских документов. Не содержится такое требование и в санитарных правилах СП 3.1.2.3114-13. Результаты медицинских осмотров и обследований являются врачебной тайной (в соответствии с ст.13 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) . Доступ к данным сведениям ограничен медицинскими работниками, гражданином или его законными представителями. Поэтому заключение врача-фтизиатра об отсутствии заболевания предоставляется не в детскую организацию, а в организацию здравоохранения, к которой прикреплена детская организация (медицинский кабинет). Руководитель образовательной организации не имеет права доступа к указанной документации, и соответственно, права оценивать её содержание, устанавливать наличие или отсутствие опасности для окружающих, так как не имеет медицинского образования, не является медицинским работником, не числится в штате медицинской организации. Также, действующим законодательством установлен порядок ограничения конституционных прав граждан, в частности права на образование. П.3. ст.55 Конституции РФ определяет что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с пп.1 п.10 ст.20 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ решение о признании гражданина опасным для окружающих по состоянию здоровья принимается консилиумом врачей, запись об этом делается в медицинской документации. В случае с туберкулёзной инфекцией, после выявления клинических показаний или иных факторов риска, врачи-фтизиатры (комиссия врачей) имеют право, установленное статьями 9 и 10 Федерального закона №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации», и даже обязаны предпринять действия, направленные на принудительное обследование и постановку на диспансерный учёт и даже принудительное лечение (путём обращения в уполномоченные органы, прокуратуру или суд). Эта норма закреплена п. 7.3 СП 3.1.2.3114-13 «Медицинские работники медицинских, оздоровительных, детских и других организаций, выявившие (заподозрившие) у лиц заболевание туберкулезом, в течение 2 часов сообщают по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме направляют экстренное извещение о каждом больном в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления, фактического проживания и работы (учебы) больного». Дальнейшие действия в отношении данного сообщения (принуждение к обследованию, ограничительные мероприятия (карантин), обследование контактных граждан, дезинфекция и т.п.) находятся в компетенции уполномоченного органа. Доводы работников образовательных организаций о том, что действия по недопуску необследованного ребенка в образовательную организацию якобы направлены на защиту других граждан от инфекционного заболевания, не соответствует действительности и не подтверждается никакими фактами, что противоречит ст.62 КАС РФ, согласно которой «Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.» Законодательство устанавливает для граждан обязанность прохождения медицинского осмотра Недопуск ребёнка в образовательную организацию является административной мерой ограничивающей его конституционные права на свободу перемещения и образование, так как создаёт невозможность находиться в образовательной организации и невозможность получать образование в форме выбранной родителями. В соответствии со ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ право выбора формы обучения закреплено за родителями, а не за руководителем образовательной организации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности….. Ч.2 ст. 31 названного закона определяет, что «Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей……» Таким образом, руководитель образовательной организации вправе издать приказ о недопуске ребёнка в детскую организацию только при наличии предписания главного государственного санитарного врача или его заместителя или при наличии решения суда, куда ему следовало обратиться для разрешения разногласий с законными представителями ребёнка. Основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. Обычно основанием недопуска в образовательную организацию необследованного ребенка указывают защиту прав других граждан на благоприятную окружающую среду – предотвращение распространения инфекционного заболевания. В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения. Таким образом, руководитель образовательной организации обязан доказать опасность ребенка для окружающих, но это не входит в его компетенцию, так как он не медик, а образовательна организация не имеет лицензии на медицинскую деятельность Несоответствие содержания оспариваемых действий и решения требованиям нормативных актов Обосновывая свои незаконные требования об обязательности туберкулинодиагностики обычно ссылаются на п.5.2 санитарных правил СП 3.1.2.3114-13. При этом намеренно, пропускается абзац 2 п. 5.1 указанных правил, из которого следует, что «В обязательном порядке обследуются дети из социально неблагополучных семей и проживающие на территории Российской Федерации дети иностранных граждан, прибывшие из неблагополучных по туберкулезу стран.» Таким образом, все остальные дети проходят указанное обследование только на основе добровольного информированного согласия. Аналогичная норма о соблюдении права граждан на добровольное информированное согласие имеется в п.7 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н Отсутствие в санитарных правилах обязательных требований по обследованию подтверждается решением верховного суда. Кроме того, обычно заявляется о приоритете норм санитарных правил и норм федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года перед нормами, изложенными в ст.20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 по вопросу необходимости добровольного информированного согласии при проведении туберкулинодиагностики или других методов обследования. В тоже время в соответствии с пп. 2 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера,» В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.» В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.» Таким образом, в соответствии с п.2 ст. 15 КАС РФ подлежат применению нормы ст.20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 до тех пор, пока не будут предоставлены доказательства обстоятельств, перечисленных п.9 и п.10 указанной статьи.

СанПины по туберкулёзу и допуск детей в сады и школы

10:35 19.11.2015 | О ПРИВИВКАХ

См. также по теме: Что делать, если в детском саду или в школе требуют посетить фтизиатра из-за отсутствия Манту: инструкция для родителей

Как известно уже многим родителям непривитых детей, 25.07.2014. вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза».

Основные изменения в этих СП, касающиеся непривитых детей, затрудняют допуск детей, не получивших реакцию Манту, в детские организации. Фактически этих детей направляют на осмотр к физиатру:

» V. Организация раннего выявления туберкулеза у детей

5.7. Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.

Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания».

В связи с изложенным у многих родителей возникли следующие проблемы: детей не пускают в детский сад, детей не пускают в школу или фтизиатры требуют сделать детям опасные Манту (Диаскин) или рентген.

Рассмотрим эти проблемы подробнее:

  • 1. Детский сад.

Если вашему ребенку не подписывают медицинскую карту в детский сад, вам нужно написать заявление на имя заведующего поликлиникой. В этом случае посещать фтизиатра или делать дополнительные анализы необязательно. Отказывая ребенку в подписании карты, поликлиника нарушает ваши права.

  • Если вашего ребенка пытаются не пустить в сад, когда уже есть карта, или пытаются выставить из сада, когда он уже посещал его, вы можете отстаивать ваши права или в саду или в тубдиспансере.

Если права отстаивать в саду (что обычно проще), нужно составить заявление на имя заведующей детского сада, где четко и грамотно описать, почему она не права. Писать в прокуратуры или вышестоящие органы образования нужно только в крайнем случае! Когда на уровне сада исчерпаны все возможности.

  • Если вы выбрали отстаивать права в туберкулезном диспансере, то там вы вправе требовать от врача-фтизиатра и руководства безопасных методов обследования. Например, анализов и осмотра, а от рентгена и Манту и Диаскин-теста отказаться.

Например, можно выбрать ПЦР-тест, квантифероновый тест, анализ мокроты и пр. В зависимости от того, что есть в вашем городе и о чем вы договорились с фтизиатром.

Помните, что рентген (и, тем более, флюрография) детям до 18 лет запрещены по причине опасности метода.

  • 2. Если вашего ребенка не пустили в школу по причине отсутствия Манту и Диаскин-теста, то борьба за допуск в школу проходит обычно легче, чем по детским садам. Дело в том, что школьное образование обязательно, и игнорировать это сложнее, чем договор детского сада с родителями.

В этом случае вам также нужно составить заявление и передать его под подпись директору школы. По-прежнему считаю крайне важным решить конфликт миром внутри конкретной школы, а не жаловаться сразу в прокуратуры и министерства, заставляя школу защищаться из всех сил.

Бланки отказов от Манту, диаскинтеста, рентгена и посещения фтизиатра — в прикреплённых файлах (см. ниже)

Источник: Просмотров: 4545

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*