admin / 22.03.2020

Шепетовка Хмельницкая

«Ну его к чёрту! — с неожиданной злостью сказал Остап.— Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город — это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана.»
Шепетовка — она как Бобруйск. Всем известный, благодаря культовому произведению советской литературы, топоним, где бывали впрочем немногие. Немаленький ныне город (43 000 жителей), крупный железнодорожный узел (пять линий: на Тернополь, Староконстантинов, Бердичев, Здолбунов, Новоград-Волынский), выросший из старинного села, а позже местечка. Ключевыми событиями в истории Шепетовки было появление тут железных дорог и наличие в межвоенное время рядом советско-польской границы. Дореволюционной местечковой застройки тут практически не осталось, зато архитектура 1920-30-х гг., причем весьма брутальная и архаичная на вид, сохранилась в изрядном количестве.
Репортаж с берегов Атлантического океана в этой серии.
1. Оставляем позади Изяславский район…
2. … и въезжаем в Шепетовский.
3. Главное здание города, безусловно, это железнодорожный вокзал. Своим размером он соответствует статусу Шепетовки как железнодорожного узла, а датировкой периоду довоенного расцвета приграничного города. 1940 год.
4. Рядом с вокзалом — клуб, похоже еще одно предвоенное здание, хотя Википедия утверждает, что оно 1917 года.
5. Очень интересен его фасад, выходящий на железнодорожные пути и пассажирские платформы.
Центр Шепетовки, где она выглядит городом, представляет собой треугольник, стороны которого образуют железная дорога, отходящие от нее проспект Мира и улица Маркса, а вершина (где сходятся проспект и улица) расположена в районе главного рынка. В остальном городская территория образована огромными массивами частного сектора, промышленных зон и военных частей (последние, скорее всего, еще одно наследие довоенных приграничных времен). По двум главным улицам, а также перпендикулярам их соединяющим в итоге и пройдем, вернувшись в конце концов на вокзал.
6. Так от железнодорожного вокзала выглядит перспектива проспекта Мира. Силикатное царство.
7. А так с проспекта Мира Привокзальная площадь. Сейчас названа в честь Григория Кирпы, Героя Украина, министра транспорта и обладателя престижного звания почетного гражданина Шепетовки.
8. Между силикатными многоэтажками можно обнаружить «историческую», по меркам Шепетовки конечно, застройку. Думаю, это межвоенка, хотя отсылки к дореволюционной эклектике и брикстайлу присутствуют.
9. Это выглядит послевоенной сталинкой, но вертикальное остекление лестничной клетки как бы намекает.
10. Вагон-ресторан.
11. Идем по проспекту Мира на юг, в сторону местной точки G, рынка.
12. Национальное своеобразие интернациональной силикатной архитектуры.
13. И вот так выглядит почти весь проспект.
14. Михайловский собор. Я бы принял его скорее за униатский или Киевского патриархата, но это кафедральный храм Шепетовской и Славутской епархии УПЦ МП.
15. Шепетовский техникум Подольского государственного аграрно-технического университета. Данный вуз, базирующийся в Каменце-Подольском, широко раскинул свои аграрно-технические щупальца по всей Западной Украине. Его же «дочку» я видел и в буковинской Кицмани.
16. Торцы боковых крыльев техникума украшены мозаиками.

18. Странная четырехэтажка.
19. Улица Островского ведет к центральной площади города, но туда придем чуть позже.
20. Наконец, Рынок, крытый павильон которого так достроен и не был. А жаль, неординарное, особенно для Шепетовки здание.
21. Где-то здесь крайняя южная точка похода. Проспект Мира соединяется с улицей Маркса, образуя вершину условного центрального треугольника. Она отмечена памятной каменной хренью в честь 400-летнего юбилея города (у правого края).
22. Улица Маркса выглядит как-то так. Силиката тут уже практически нет. Похоже это была центральная магистраль довоенной Шепетовки.
23. Основной массив местной межвоенки именно тут. Вот средняя школа.
24. Дом юстиции занимает здание банка 1935 года. Шепетовская межвоенная архитектура очень своеобразна, она выглядит дореволюционной!
25. А вот и огромная центральная площадь города. Впереди продолжается улица Маркса, но мы пока повернем налево.
26. Главное здание площади — музей Николая Островского. Автор романа «Как закалялась сталь» родился в Острожском районе и немало пожил в Шепетовке, благодаря чему тут в 1979 году построили одно из интереснейших советских музейных зданий. Завтра сделаю про него отдельный пост.
27. Восточная сторона площади с небольшого холма, на котором расположено кольцо музея Островского. У его подножия памятник писателю, левее кинотеатр его же имени.
28. Шепетовка — город Островского. Хотя тут родилась и Валентина Матвиенко, по должности третий человек и первая женщина в России.
29. А это перспектива площади к западу от музея. Паровоз 9П-610, парящий в воздухе, ансамблевая застройка улицы Островского, ведущей к проспекту Мира, и горком справа.
30. Горком традиционно называется «Белым домом», хотя дом скорее серый. Что в здании левее, уже не вспомню.
31. На южной стороне площади почтамт. Обратите внимание, что украшен он такой же Останкинской башней, как и почтамт в Изяславе.
32. Далее еще одна довоенная школа.
33. Возвращаемся на улицу Маркса и продолжаем путь к железнодорожному вокзалу. Районная администрация занимает здание райисполкома 1930 года, по размерам которого можно судить о важности района для Советского Союза. Опять же довоенка, мягко говоря, своеобразного вида.
34. Напротив краеведческий музей в здании 1924 года. Естественная эволюция дореволюционки.
35. Ленин и Дворец культуры 1929 года (!).

37. Брикстайл по-раннесоветски.
38. А это в глубине квартала. Выглядит дореволюционкой, но учитывая окружение, не удивлюсь, если построены в 1920-е по какому-нибудь реакционному проекту.

40. Военный мемориал.
41. Гостиница 1930 года, хотя угловая часть и одно из крыльев уже отпидорашено.
42. Перспектива этого межвоенного заповедника в сторону центральной площади. Справа райисполком.
43. А далее начинается крупная жилая довоенка, почти сплошняком до железной дороги.

45. Типовые предвоенные ДОСы для многочисленных пограничных частей города.
46. Свернем на улицу Шварца, еще один перпендикуляр, ведущий к проспекту Мира.
47. Ресторан.
48. Стадион «Локомотив». Не удивлюсь, если ворота также довоенные.
49. За стадионом ПКиО.
50. В парке в этот воскресный рождественский день гуляло много народа, а меня заинтересовала лишь типовая советская парковая скульптура.
51. Школа искусств со сложным барельефом.
52. Возвращаемся на Маркса. Почти у самой железной дороги.
53. И, вкушая темный «Вечерний бульвар» Бердичевского пивзавода, идем по Железнодорожной к Привокзальной площади. Здесь тоже очень шепетовская архаичная межвоенка в ассортименте.
54. Правда, уже малоэтажная. Дом на восемь семей.
55. На четыре.
56. Другая разновидность 4-квартирного дома.
57. Спортзал «Локомотив».
58. Кафе «Молодежное» уже у Привокзальной площади.
59. Вся эта прогулка проходила у меня в одиночестве. Мои коллеги, nordprod и yardkeeper убыли дневным поездом в направлении Киева, я же ждал вечернюю электричку на Ровно. Интерьер шепетовского вокзала.
60. Станция «Шепетовка». Часа два тут провел, бессмысленно тусуясь.
61. Железнодорожный вокзал со стороны путей.

63. Погрузившись в электричку, часа через полтора был в Ровно. Там я еще прогулялся по вечернему городу, не фотографируя, а в 23 часа убыл львовским поездом на Минск. Так закончилась это новогодняя поездка, открывшая 2012 год. Хотелось бы через 4,5 месяца повторить опыт.
Впрочем, будет еще небольшая серия про шепетовский музей Островского.
В предыдущих сериях:
Львовская область:
4. Буск.
5. Олеско.
6. Подгорцы.
7. Памятник Первой конной армии.
Тернопольская область:
8. Бучач: центр.
9. Бучач: замок и базилианский монастырь.
10. Микулинцы.
11. Збараж.
12. Скалат.
13. Рогатин.
14. Бережаны.
15. Теребовля.
16. Копычинцы.
17. Чортков: замок и Выгнанка.
18. Чортков: центр.
19. Чортков: окрестности центра.
20. Крещатик и панорамы Залещиков.
21. Залещики.
Буковина:
22. Кицмань.
23. Сторожинец.
24. Белая Криница.
25. Глыбокая.
26. Межвоенная архитектура Черновцов: функционализм, ч.1.
27. Межвоенная архитектура Черновцов: функционализм, ч.2.
28. Межвоенная архитектура Черновцов: национальный стиль, ч.3.
29. Черновцы: разное.
Хмельницкая область:
1. Изяслав: Новый Заслав.
2. Изяслав: Старый Заслав.

Итак, путешествие продолжается, сегодня пост о Шепетовке, небольшом городке в Хмельницкой области. Шепетовский район граничит с Житомирской областью, в самом городе проживает около 43 000 человек. в 1873 году строят жд станцию и открывают паровозное депо, начинается бурное развитие, несколькими годами позже начинают функционировать почта и телеграф. С 1923 Шепетовка-город.
1. Для меня обычно город начинается с жд вокзала, встречайте жд вокзал Шепетовки.
Имеется всего две пассажирских платформы и три пути, без разделения на пригородные и дальнего сообщения. Все поезда без исключения следующие через Шепетовку имеет здесь остановку. Всего Шепетовский жд узел включает в себя 5 направлений (На Коростень, Казатин, Староконстантинов, Тернополь, Здолбунов). На все направления курсируют пригородные поезда.
2. Следую в центр города, прямо возле главной улицы, напротив супермаркета пасется вот это чудо.
3. Свято-Михайловский кафедральный собор.
4. Внутри
5. Добираюсь пешком в центр, центром здесь называют площадь Им. Островского, где расположена главная достопримечательность города, музей Островского, про него в следующем посте.
6. Городской совет
7. Попал на разгар вступительной компании, возле школы №1 собрались желающие сдавать ВНО и их родственники.
8. Рядом кинотеатр им. Островсого, видно своим земляком здесь гордятся.
9. Городской транспорт представлен европейским ширпотребом

11. Напротив рынка памятник 400-летия Шепетовки.
12. Вот такая юридическая консультация, интересно, как еще сохранилась? 100% населения-разговаривают на украинском и мечтают о Европе.
13. Небольшая церквушка
14. Мой попутчик Антон убеждает меня следовать на ст. Шепетовку-Подольскую, вторую станцию в черте города. и ловить там дизели из Лановцев и Гречан, которые прибывают с разницей в 20 минут
ст. Шепетовка-Подольская, вид в сторону ст. Шепетовка
15. Вид в сторону ст. Гречаны
16. Фельдшерский пункт на станции
17. Вид в сторону Шепетовки

19. Природа Шепетовки, вид с перегона Шепетовка-П.-Четырбоки

23. На перегоне вдобавок к дизелям встретили хозяйственный поезд
24. Дизель-поезд Лановцы-Шепетовка
25. Дизель поезд сообщением Гречаны-Шепетовка
26. Входные сигналы ст. Шепетовка-Подольская
27. Возвращаемся в город, памятник Вали Котику
28. Далее запасаемся продуктами и потихоньку следуем в сторону вокзала
Как раз отправлялся в обратный путь дизель на Лановцы
29. Электропоезд на Казатин
Кумарим до 3.20, ждем ночную электричку в сторону Коростеня, про это читайте в общем описании поездки.
Город произвел неплохие впечатления, но целого дня для его осмотра явно многовато, главная и пожалуй единственная достопримечательность-музей Н.А. Островского в следующем посте.
P.S. Название поста взято из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, где Остап Бендер произносит: «И вообще, последний город земли — это Шепетовка, о которую разбиваются волны океана».
По этой поездки опубликовано:
Общее описание поездки
Железнодорожные линии:
1. Новоград-В.-Житомир
2. Житомир-Коростышев
Шепетовка:
1. Пост о городе
2. Музей Н. Островского
3. Краеведческий музей
Житомир:
1.Житомир. Пост о городе.
2. Мемориальный дом-музей С.П. Королева
3. Музей космонавтики.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*