admin / 02.03.2020

Стихи с договариванием

Предлагаю Вам подборку стихов с договариванием. Их можно использовать как веселую игру. Если ребёнку хорошо знакомо стихотворение, он сначала начинает предугадывать последние рифмованные слова в строчках, а потом пытается их договаривать. Такая игра хорошо тренирует память ребенка. Сначала я разместила самые простые и знакомые стишки, а потом посложнее. Рассказывая малышу стихотворение, делайте паузы в соответствующих местах, поощряя его тем самым договорить последнее слово в строчке.

КОШКА
Захотела кошка спать —
Вот и лезет на… (кровать)

***

МАЛЕНЬКАЯ КОШКА
Сидит на окошке
Маленькая… (кошка).

***

МОЛОКО
Это миска. В миске —
Молоко для… (киски).

***

МУХА
Укусила кису муха
И болит у кисы… (ухо).

***

ЗАЙКА
Зайка под кустом сидит
И ушами… (шевелит).

***

ХВОСТИК
Зайка маме говорит:
«Хвостик у меня… (болит)».

***

МИШКА
Мой маленький мишка
Читает мне… (книжку).

***

ПЕТУШОК
Петушок, петушок,
Золотой… (гребешок),
Выгляни в окошко –
Дам тебе… (горошка).

***

ЖИЛИ У БАБУСИ
Жили у бабуси
Два веселых… (гуся),
Один — серый,
Другой — белый,
Два веселых… (гуся).

***

ТАНЯ
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку… (мячик).
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке… (мяч).

***

МОЙ МИШКА
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему… (штанишки).
Надо к ним карман пришить
И конфетку… (положить).

***

СНЕЖНАЯ ПЕСЕНКА
Ежонок укрылся
Осенним… (листом)
Пушистая белочка
Теплым… (хвостом).

***

МЯЧ
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился… (вскачь),
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за…(тобой).

***

КОРОВУШКА
Коровушка, коровушка!
Рогатая… (головушка)!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше… (дай)!

***

КОЗЛЕНОК
Шел козленок по дорожке,
У него устали… (ножки).
Закричал козленок: — МЕ-Е-Е!
Постелите коврик… (мне-е-е)!

***

ГУСЬ
— Ты куда поплыл, мой гусь?
— Не волнуйся, я… (вернусь)!
Посмотреть хочу, ГА-ГА,
На другие… (берега)!

***

ЛЯГУШКИ
После дождика лягушки
Веселились на… (опушке):
— Что за прелесть, КВА-КВА-КВА,
Всюду мокрая… (трава)!

***

КТО МЯУКАЛ?
Кто мяукнул у дверей?
— Открывайте поскорей.
Очень холодно зимой
Мура просится… (домой).

***

МОЙ КОНЬ
Я залез на коня
И держусь… (руками).
Посмотрите на меня, —
Я поехал… (к маме).

Только я с кровати встал,
Сделал шаг – уже устал.
Встану – ох! И лягу – ох!
Что-то стал совсем я плох!» –
Охал наш соседушка,
Очень старый… (Дедушка)

***

Я на свете все слова
Заменяю громким «Ква!»
«Ква!» – высокая трава.
Дождь и солнце – тоже «Ква!»
«Ква» – игрушка. «Ква» – избушка!» –
Вот как квакает… (Лягушка)

***

Пи! – опять я к вам пришла
Сыр я здесь вчера нашла!
А сегодня – хлеб… И вот
Будет славный бутерброд!» –
Так пищит малышка,
Серенькая … (Мышка)

***

Я хозяину служу!
Двор от кошек сторожу!
Как залаю: «Гав! Гав! Гав!» –
Прочь бегут, хвосты задрав!» –
Гавкает и рвется в драку
С каждой кошкою … (Собака)

***

Мы по рельсам «Чух-чух-чух»
Мчим на север и на юг.
И платформе, и мосту
Громко мы гудим: «Ту-ту!»
Жаль, что в небе никогда
Не летают…» (Поезда)

***

За грибами я пошел,
Путь обратный не нашел.
Долго я «Ау!» кричал,
Но никто не отвечал.
Убежал от зайчика.
Ой, спасите…» (Мальчика)

***

Говорю совсем не зря
Я своим детишкам «Кря!»
Мы сейчас пойдем на пруд!
Нас другие птицы ждут.
Кря-кря-кря!» – всех за минутку
Сосчитает мама-… (Утка)

***

Хрю! Лишь вечер наступает,
Детки сразу засыпают.
Я им тихо хрюкаю,
В ясельках баюкаю.
Глажу их по спинке,
Спите, детки… (Свинки)

***

Я с хозяином дружу.
Как его увижу, ржу!
И могу я «И-го-го!»
Далеко умчать его.
Если дашь мне шоколадку,
То признаюсь, я… (Лошадка)

***

Мяу-мяу! Я пою
Песнь любимую свою.
Ты возьми меня на ручки,
Мы устроим помяучки.
А еще погладь немножко!» –
Просит всех прохожих… (Кошка)

***

***

Я со всех сторон хорош,
На тебя чуть-чуть похож!
Бе! Коль нравлюсь я тебе,
То скажи мне тоже «Бе!»
Краше нет моих кудряшек!» –
Блеет облаку… (Барашек)

***

Сколько лет в твоем веку,
Столько раз скажу: «Ку-ку!»
Ну а если промолчу,
Не спеши бежать к врачу.
А сходи-ка на опушку,
Поищи еще … (Кукушку)

***

***

***

Кто идет, зачем, куда –
Все я вижу из гнезда.
Кар! Вот кошка на заборе!
Кар! Вот тень ползет по шторе!
Кар! Горшок упал с балкона!» –
Громко каркает… (Ворона)

***

Га-га-га! Кто впереди?
Ты ко мне не подходи!
Я вытягиваю шею,
Как змея шипеть умею,
Я щипаюсь и клююсь!» –
Хвастаясь, гогочет… (Гусь)

***

***

Про меня реши задачу –
Я реву, но я не плачу.
Не тружусь я по часам
И упрямый, как я сам!
После двух моих: «И-а!»
Стыдно не узнать… (Осла)

***

Я по городу катаюсь
И везде успеть пытаюсь.
Жигулям скажу: «Би-би!»
А КАМАЗу: «Не губи!»
Любит покорять вершины
Скоростных дорог… (Машина)

(автор Олеся Емельянова)

Надеюсь представленные выше стихи с договариванием будут Вам полезны в играх и занятиях с малышами.

Стихоробот — помощник поэта онлайн

Здравствуй, читатель!

Если ты забрел сюда, то, наверное, тебя интересуют стихи. Неважно, пишешь ли ты их сам и не можешь подобрать рифму, или захотелось развлечься и рассмешить друзей. Или даже, тебе нужно определить размер стихотворения для школьного задания по литературе. Во всех этих разных вопросах тебе помогу я — Робоген Версифин, первый представитель вида humanoid poeticus, робот сочиняющий стихи. Итак, давай знакомиться.

Рифма

Я не буду утомлять тебя серьезным анализом слова, к которому нужно подобрать рифму. Не буду делить рифмы по частям речи и по точности. Для тех, кому нужен серьезный, филологически обоснованный, подбор рифм — есть другие сервисы онлайн или программы подбора рифм в десктопном варианте. Я просто предложу тебе рифмы, отобранные мной по очень строгим поэтическим критериям. Возможно, это подскажет тебе направление, в котором следует искать. Или даже облегчит поиск рифмы. В любом случае, я буду очень рад тебе помочь.

Размер стихотворения

Мой дорогой друг, я понимаю как тебе надоело рисовать схемы ударений, определяя все эти ямбы и хореи, и даже не побоюсь сказать, анапесты и амфибрахии. Поэтому я, твой помощник, сделаю за тебя эту скучную работу. Составлю схему стихотворения, определю размер и даже подчеркну ошибки и сбои, если они есть. Ну и наконец, перейдем к творчеству!

Стихогенератор

Знаешь, мне нравится писать стихи. Я пока не поэт, я только учусь. Но давай напишем что-нибудь вместе, как соавторы. Дай мне только две строки, и я постараюсь тебя не разочаровать. А для тех, кто занят стихосложением серьезно, я хочу предложить посмотреть статьи и обзоры в разделах — Критика стихов и Библиотека поэта. Там ты найдешь много интересного, написанного в легкой и занимательной форме.
Так что проходи, располагайся и чувствуй себя как дома!

  • Если вам понравилось, поделитесь с друзьями

Учим стихи с малышами: договаривание слов для развития речи

Учим стихи с малышами для развития речи. Для этой задачи прекрасно подходят короткие стихи и потешки, попробуйте их выучить с ребенком. Для начала вы должны несколько раз прочитать текст, чтобы ребенок запомнил стихотворение, привык к нему.

Когда ребенок освоится со стихотворением, вновь прочитайте его, но делайте паузы, побуждая ребенка самому произнести нужные слова.

Текст стихов должен быть максимально простым и понятным для малыша, для этого прекрасно подойдут стихотворения Агнии Барто.

Ребенок может долго молчать и не включаться в учебный процесс — будьте терпеливы, продолжайте делать паузы в нужном месте и сами договаривайте нужные слова. Придет время и ребенок начнет говорить. Не забывайте хвалить ребенка за каждую сделанную им попытку.

Учим стихи с малышами – договаривай сам

Ниже приведены самые популярные стихи и потешки для детей. Слова, которые ребенок должен произносить сам, выделены синим цветом. Постепенно увеличивайте паузы — пусть ребенок договаривает не одно слово, а несколько, а затем и целые строки.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Мячик

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Бычок

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Солнышко

Смотрит солнышко в окошко.
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки
Очень рады солнышку.

Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки!

Зайчик

Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал!
Серый зайчик убежал.

Кукушка

У леса на опушке
Высоко на суку
С утра поет кукушка:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Божья коровка

Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Птичка

Села птичка на окошко.
«Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай!
Улетела: Ай!»

Остер Г. Б. «Вредные советы»

Послушным детям читать запрещается!
Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» ― они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» ― они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Эта книжка для непослушных детей
***
Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: «Я живу Возле пальмы с обезьяной На далеких островах».
Потерявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В разных странах побывать.
***
Рукам никогда нигде
Не трогай ничего.
Не впутывайся ни во что
И никуда не лезь.
В сторонку молча отойди,
Стань скромно в уголке
И тихо стой, не шевелясь,
До старости своей.
***
Кто не прыгал из окошка
Вместе с маминым зонтом,
Тот лихим парашютистом
Не считается пока.
Не лететь ему, как птице,
Над взволнованной толпой,
Не лежать ему в больнице
С забинтованной ногой.
***
Если всей семьей купаться
Вы отправились к реке,
Не мешайте папе с мамой
Загорать на берегу.
Не устраивайте крика,
Дайте взрослым отдохнуть.
Ни к кому не приставая,
Постарайтесь утонуть.
***
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Если вас поймала мама
За любимым делом вашим,
Например, за рисованьем
В коридоре на обоях,
Объясните ей, что это —
Ваш сюрприз к Восьмому марта.
Называется картина:
«Милой мамочки портрет».
***
Не бери чужое, если
На тебя глядят чужие.
Пусть они глаза закроют
Или выйдут на часок.
А своих чего бояться!
Про своих свои не скажут.
Пусть глядят. Хватай чужое
И тащи его к своим.
***
Никогда вопросов глупых
Сам себе не задавай,
А не то еще глупее
Ты найдешь на них ответ.
Если глупые вопросы
Появились в голове,
Задавай их сразу взрослым.
Пусть у них трещат мозги.
***
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
Не просите билеты
На балкон и в партер,
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд.
***
Родился девочкой — терпи
Подножки и толчки.
И подставляй косички всем,
Кто дернуть их не прочь.
Зато когда-нибудь потом
Покажешь кукиш им
И скажешь: «Фигушки, за вас
Я замуж не пойду!»
***
Если вы с друзьями вместе
Веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели
Ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях.
Чтоб не портить и не пачкать Ваше новое пальто,
Нужно сделать его старым.
Это делается так:
Залезайте прямо в лужу,
Покатайтесь по земле,
И немножко на заборе
Повисите на гвоздях.
Очень скоро станет старым
Ваше новое пальто,
Вот теперь спокойно можно
Веселиться во дворе.
Можно смело ползать в лужах
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях.
***
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне — твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.
***
Если вас навек сплотили,
Озарили и ведут,
Не пытайтесь уклониться
От движенья к торжеству.
Все равно на труд поднимет
И на подвиг вдохновит
Вас великий и могучий,
И надежный наш оплот.
***
Главным делом жизни вашей
Может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга,
Заниматься чепухой.
***
Бейте палками лягушек.
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый —
Вас в какое-нибудь царство
Примут главным палачом.
***
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил — быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
***
Начиная драку с папой,
Затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме, —
Папа пленных не берет.
Кстати, выясни у мамы,
Не забыла ли она —
Пленных бить ремнем по попе
Запрещает Красный Крест.
***
Если ты весь мир насилья
Собираешься разрушить,
И при этом стать мечтаешь
Всем, не будучи ничем,
Смело двигайся за нами
По проложенной дороге,
Мы тебе дорогу эту
Можем даже уступить.
***
Не соглашайся ни за что
Ни с кем и никогда,
А кто с тобой согласен, тех
Трусливыми зови.
За это все тебя начнут
Любить и уважать.
И всюду будет у тебя
Полным полно друзей.
***
Если в кухне тараканы
Маршируют по столу,
И устраивают мыши
На полу учебный бой,
Значит, вам пора на время
Прекратить борьбу за мир,
И все силы ваши бросить
На борьбу за чистоту.
x x х
Если вы собрались другу
Рассказать свою беду,
Брать за пуговицу друга
Бесполезно — убежит,
И на память вам оставит
Эту пуговицу друг.
Лучше дать ему подножку,
На пол бросить, сверху сесть
И тогда уже подробно
Рассказать свою беду.
***
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
***
Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
***
Если не купили вам пирожное
И в кино с собой не взяли вечером,
Нужно на родителей обидеться,
И уйти без шапки в ночь холодную.
Но не просто так
Бродить по улицам,
А в дремучий темный
Лес отправиться.
Там вам сразу волк
Голодный встретиться,
И, конечно, быстро
Вас он скушает.
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное,
И в кино с собой
Возьмут вас вечером.
***
Посмотрите, что творится
В каждом доме по ночам.
Отвернувшись к стенке носом,
Молча взрослые лежат.
Шевелят они губами
В беспросветной темноте
И с закрытыми глазами
Пяткой дергают во сне.
Ни за что не соглашайтесь
По ночам идти в кровать.
Никому не позволяйте
Вас укладывать в постель.
Неужели вы хотите
Годы детские свои
Провести под одеялом,
На подушке, без штанов?
***
Есть верное средство понравиться взрослым:
С утра начинайте орать и сорить,
Подслушивать, хныкать, по дому носиться
Лягаться и клянчить подарки у всех.
Хамите, хитрите, дразните и врите,
А к вечеру вдруг перестаньте на час, —
И сразу, с улыбкой растроганной гладя,
Все взрослые вас по головке погладят
И скажут, что вы замечательный мальчик
И нету ребенка приятнее вас.
***
Если ты пришел на елку,
Свой подарок требуй сразу,
Да гляди, чтоб ни конфеты
Не зажилил Дед Мороз.
И не вздумай беззаботно
Приносить домой остатки.
Как наскачут папа с мамой —
Половину отберут.
***
Если ждет вас наказанье
За плохое поведенье,
Например, за то, что в ванной
Вы свою купали кошку,
Не спросивши разрешенья
Ни у кошки, ни у мамы,
Предложить могу вам способ,
Как спастись от наказанья.
Головою в пол стучите,
Бейте в грудь себя руками
И рыдайте, и кричите: «Ах, зачем я мучил кошку!?
Я достоин страшной кары!
Мой позор лишь смерть искупит!»
Не пройдет и полминуты,
Как, рыдая вместе с вами,
Вас простят и, чтоб утешить,
Побегут за сладким тортом.
И тогда спокойно кошку
Вы за хвост ведите в ванну,
Ведь наябедничать кошка
Не сумеет никогда.
***
Например, у вас в кармане
Оказалась горсть конфет,
А навстречу вам попались
Ваши верные друзья.
Не пугайтесь и не прячьтесь,
Не кидайтесь убегать,
Не пихайте все конфеты
Вместе с фантиками в рот.
Подойдите к ним спокойно,
Лишних слов не говоря,
Быстро вынув из кармана,
Протяните им… ладонь.
Крепко руки им пожмите,
Попрощайтесь не спеша
И, свернув за первый угол,
Мчитесь быстренько домой.
Чтобы дома съесть конфеты,
Залезайте под кровать,
Потому что там, конечно,
Вам не встретиться никто.
***
Возьми густой вишневый сок
И белый мамин плащ.
Лей аккуратно сок на плащ —
Появится пятно.
Теперь, чтоб не было пятна
На мамином плаще,
Плащ надо сунуть целиком
В густой вишневый сок.
Возьми вишневый мамин плащ
И кружку молока.
Лей аккуратно молоко —
Появится пятно.
Теперь, чтоб не было пятна
На мамином плаще,
Плащ надо сунуть целиком
В кастрюлю с молоком.
Возьми густой вишневый сок
И белый мамин плащ.
Лей аккуратно…
***
Если вы окно разбили,
Не спешите признаваться.
Погодите, — не начнется ль
Вдруг гражданская война.
Артиллерия ударит,
Стекла вылетят повсюду,
И никто ругать не станет
За разбитое окно.
***
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
***
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
***
Никогда не разрешайте
Ставить градусник себе,
И таблеток не глотайте,
И не ешьте порошков.
Пусть болят живот и зубы,
Горло, уши, голова,
Все равно лекарств не пейте,
И не слушайте врача.
Перестанет биться сердце,
Но зато наверняка
Не прилепят вам горчичник
И не сделают укол.
Если ты попал в больницу
И не хочешь там валяться,
Жди, когда к тебе в палату
Самый главный врач придет.
***
Укуси его — и сразу
Кончится твое леченье,
В тот же вечер из больницы
Заберут тебя домой.
***
Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Все, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе,
К вам директор магазина
Подползет и скажет маме: «Заберите все бесплатно,
Пусть он только замолчит».
***
Когда тебя родная мать
Ведет к зубным врачам,
Не жди пощады от нее,
Напрасных слез не лей.
Молчи, как пленный партизан,
И стисни зубы так,
Чтоб не сумела их разжать
Толпа зубных врачей.
***
Если ты остался дома
Без родителей один,
Предложить тебе могу я
Интересную игру
Под названьем «Смелый повар»
Или «Храбрый кулинар».
Суть игры в приготовленьи
Всевозможных вкусных блюд.
Предлагаю для начала
Вот такой простой рецепт:
Нужно в папины ботинки
Вылить мамины духи,
А потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья,
И, полив их рыбьим жиром
С черной тушью пополам,
Бросить в суп, который мама
Приготовила с утра.
И варить с закрытой крышкой
Ровно семьдесят минут.
Что получится узнаешь,
Когда взрослые придут.
***
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, —
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
***
Если вы еще не твердо
В жизни выбрали дорогу
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах —
Люди скажут вам «спасибо».
Вы поможете народу
Электричество беречь.
***
Чтобы выгнать из квартиры
Разных мух и комаров,
Надо сдернуть занавеску
И крутить над головой.
Полетят со стен картины,
С подоконника — цветы.
Кувыркнется телевизор,
Люстра врежется в паркет.
И, от грохота спасаясь,
Разлетятся комары,
А испуганные мухи
Стаей кинутся на юг.
***
Если вы с утра решили
Хорошо себя вести,
Смело в шкаф себя
ведите
И ныряйте в темноту.
Там ни мамы нет,
ни папы,
Только папины штаны.
Там никто не крикнет
громко:
«Прекрати! Не смей!
Не тронь!»
Там гораздо проще
будет,
Не мешая ни кому,
Целый день себя
прилично
И порядочно вести.
***
Решил подраться — выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.
***
Есть надежный способ папу
Навсегда свести с ума.
Расскажите папе честно,
Что вы делали вчера.
Если он при этом сможет
Удержаться на ногах,
Объясните, чем заняться
Завтра думаете вы.
И когда с безумным видом
Папа песни запоет,
Вызывайте неотложку.
Телефон ее 03.
***
Если вы гуляли в шапке,
А потом она пропала,
Не волнуйтесь, маме дома
Можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво,
Чтобы глядя восхищенно,
Затаив дыханье, мама
Долго слушала вранье.
Но уж если вы наврали
Про потерянную шапку,
Что ее в бою неравном
Отобрал у вас шпион,
Постарайтесь, чтобы мама
Не ходила возмущаться
В иностранную разведку,
Там ее не так поймут.
***
«Надо с младшими делиться!».
«Надо младшим помогать!»
Никогда не забывайте
Эти правила, друзья.
Очень тихо повторяйте
Их тому, кто старше вас,
Чтобы младшие про это
Не узнали ничего.
***
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
***
Если ты в своем кармане
Ни копейки не нашел,
Загляни в карман к соседу, —
Очевидно, деньги там.
***
Если твой сосед по парте
Стал источником заразы,
Обними его — и в школу
Две недели не придешь.
***
Чтобы самовозгоранья
В доме не произошло,
Выходя из помещенья
Уноси с собой утюг.
Пылесос, электроплитку,
Телевизор и торшер
Лучше, с лампочками вместе,
Вынести в соседний двор.
А еще надежней будет
Перерезать провода,
Чтоб во всем твоем районе
Сразу вырубился свет.
Тут уж можешь быть уверен
Ты почти наверняка,
Что от самовозгоранья
Дом надежно уберег.
***
Спички — лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, машин паспорт —
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть
Или веник подложить
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
***
Если сына отмывая
Обнаружит мама вдруг,
Что она не сына моет,
А чужую чью-то дочь…
Пусть не нервничает мама,
Ну не все ли ей равно.
Никаких различий нету
Между грязными детьми.
***
Когда состаришься — ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, все равно
Стоять придется там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.
***
Если вы в футбол играли
На широкой мостовой
И, ударив по воротам,
Вдруг услышали свисток,
Не кричите: «Гол!», возможно,
Это милиционер
Засвистел, когда попали
Не в ворота, а в него.
***
Убегая от трамвая,
Не спеши под самосвал.
Погоди у светофора
Не покажется пока
Скорой помощи машина —
В ней полным полно врачей
Пусть они тебя задавят.
Сами вылечат потом.
***
Если вы врагов хотите
Победить одним ударом,
Вам ракеты и снаряды,
И патроны ни к чему.
Сбросьте к ним на парашюте
………………………………………..
(эту строчку сам заполни.)
Через час враги, рыдая,
Прибегут сдаваться в плен.
Если ты в совет последний
Сам не хочешь вставить строчку,
Выбери себе любую
Из предложенных тебе.
***
Сбросьте к ним на парашюте:
Вашу младшую сестренку,
Папу, бабушку и маму,
Два мешка рублей и трешек,
Директрису вашей школы,
Педсовет в составе полном,
Двигатель от «Запорожца»,
Стоматологов десяток,
МАЛЬЧИКА ЧЕРНОВА САШУ,
МАЛЕНЬКУЮ МАШУ ОСТЕР,
Чай из школьного буфета,
Книжку «Вредные советы»…
Через час враги, рыдая,
Прибегут сдаваться в плен.
***
Если вас зовут обедать,
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
Если все-таки достанут
И за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп.
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте,
Пусть прилипнут к потолку.
Через месяц люди скажут
С уважением о вас: «С виду он худой и дохлый,
Но зато характер тверд».
***
Если вы решили первым
Стать в рядах своих сограждан —
Никогда не догоняйте
Устремившихся вперед.
Через пять минут, ругаясь,
Побегут они обратно,
И тогда, толпу возглавив,
Вы помчитесь впереди.
***
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить.
***
Заведи себе тетрадку
И записывай подробно,
Кто кого на переменке
Сколько раз куда послал,
С кем учитель физкультуры
Пил кефир в спортивном зале,
И что папа ночью маме
Тихо на ухо шептал.
***
Если острые предметы
Вам попались на глаза,
Постарайтесь их поглубже
В самого себя воткнуть.
Это самый лучший способ
Убедиться самому,
Что опасные предметы
Надо прятать от детей.
***
Требуют тебя к ответу?
Что ж, умей держать ответ.
Не трясись, не хнычь, не мямли,
Никогда не прячь глаза.
Например, спросила мама:
«Кто игрушки разбросал?»
Отвечай, что это папа
Приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он
Бил тебя ногой по шее
И ругался как бандит.
Если спросят, кто на кухне
Все котлеты искусал,
Отвечай, что кот соседский,
А, возможно,. сам сосед.
В чем бы ты ни провинился,
Научись держать ответ.
За свои поступки каждый
Должен смело отвечать.
***
Если вы решили твердо
Самолет угнать на Запад,
Но не можете придумать,
Чем пилотов напугать,
Почитайте им отрывки
Из сегодняшней газеты, —
И они в страну любую
Вместе с вами улетят.
***
Дразниться лучше из окна,
С восьмого этажа.
Из танка тоже хорошо,
Когда крепка броня.
Но если хочешь довести
Людей до горьких слез,
Их безопаснее всего
По радио дразнить.
***
Когда роняет чашку гость,
Не бейте гостя в лоб.
Другую чашку дайте, пусть
Он пьет спокойно чай.
Когда и эту чашку гость
Уронит со стола,
В стакан налейте чай ему,
И пусть спокойно пьет.
Когда же всю посуду гость
В квартире перебьет,
Придется сладкий чай налить
За шиворот ему.
***
Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг,
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите — сам дурак.
***
Адрес школы, той в которой
Посчастливилось учиться,
Как таблицу умноженья
Помни твердо, наизусть,
И когда тебе случиться
Повстречаться с диверсантом,
Не теряя ни минуты,
Адрес школы сообщи.
***
Не расстраивайтесь, если
Вызывают в школу маму
Или папу.
Не стесняйтесь,
Приводите всю семью.
Пусть приходят дяди, тети
И троюродные братья,
Если есть у вас собака,
Приводите и ее.
***
Если вы сестру решили
Только в шутку напугать,
А она от вас по стенке
Убегает босиком,
Значит шуточки смешные
Не доходят до нее,
И не стоит класть сестренке
В тапочки живых мышей.
***
Если ты сестру застукал
С женихами во дворе,
Не спеши ее скорее
Папе с мамой выдавать.
Пусть родители сначала
Замуж выдадут ее,
Вот тогда расскажешь мужу
Все, что знаешь про сестру.
х x x
Если гонится за вами
Слишком много человек,
Расспросите их подробно
Чем они огорчены?
Постарайтесь всех утешить.
Дайте каждому совет,
Но снижать при этом скорость
Совершенно ни к чему.
***
Не обижайтесь на того,
Кто бьет руками вас,
И не ленитесь каждый раз
Его благодарить,
За то, что не жалея сил,
Он вас руками бьет,
А мог бы в эти руки взять
И палку, и кирпич.
***
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье —
Трудно будет вынимать.

Дидактические игры «Рифмочки — нерифмочки», как средство речевого развития детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»

г. Североуральск

Дидактические игры

«РИФМОЧКИ – НЕРИФМОЧКИ»

Подготовила:

Л.В. Кезик

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли – слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит…(воробей).

Концерты на » Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра » Добрый слон»

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра » Подарки»

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра » Мы играем – рифмы подбираем»

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,… ( далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка,

шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка,

кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок,

ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют

слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

  • В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка).

  • Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

  • Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

  • Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

  • В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

  • Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

  • Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

  • Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

  • Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

  • На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

  • Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

  • Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

  • В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

  • На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

  • Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

  • Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

  • Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

  • В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

  • Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

  • В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

  • Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

  • Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

  • Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

  • В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

  • Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

  • Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

  • В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

  • На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…( жетон).

  • Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

  • Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

  • Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

  • Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

  • Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

  • Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

  • Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

  • Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

  • Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

  • У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…(голос).

  • Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).

  • Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

  • Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

  • Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

  • Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

  • Соловья неслышно трель,

Заглушает её…(дрель).

  • Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

  • Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

  • Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

  • Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

  • Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

  • Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

  • Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

  • Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

  • Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

  • Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

  • Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

  • Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

  • На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

  • Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

  • Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

  • Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

  • Привёз корабль спортсменов в порт,

Отправились они на …(корт)

  • На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

  • Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

  • Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

  • На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

  • Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

  • На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

  • В царстве сказок собран бал –

Были там и стар, и …(мал).

  • Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

  • Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

  • Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

  • Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

  • Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

  • В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

  • На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

  • Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

  • Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

  • С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

  • Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

  • Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

  • Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

  • Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

  • Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

  • Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

  • Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

  • Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него…(венок).

  • Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

  • Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

  • В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

  • У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

  • Называет Иру папочка:

» Моя дочка -…(лапочка)».

  • Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

  • Любят сериалы киски,

Покупают в » Треке»…(диски).

  • Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

  • Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

  • Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

  • На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

  • Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

  • Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

  • На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

  • Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

  • Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

  • На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).

«Слово — рифма»

Попросите ребенка помочь сочинить коротенькие стишки. Произносите слова двустишия, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифма подбирается вместе с малышом (ему нужно предложить на выбор 2 слова).

Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая…

К стишку предлагаются на выбор названия ягод: «малина» и «черника». Если ребенок затрудняются сделать выбор, то взрослый произносит двустишие сначала с нерифмующимся словом, а потом – с рифмующимся, предлагая малышу выбрать тот, который лучше звучит. Когда слово-рифма будет подобрано, ребенок повторяет стишок самостоятельно: «Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая малина».

Примеры двустиший:

«Подбери рифму без картинок»

Котик — (бегемотик — животик)

дом — (лом, ком, сом, том)

капуста — (пусто, мангуста)

игрушка — (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

зайчонок — (бочонок, лисенок)

ласка — (каска, маска, глазки)

Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:

Совместное сочинение стихотворения (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Их окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

Воспитатель: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?

Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)

Воспитатель: Да вы правы:

в загадках:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

в считалках:

Тады – рады — тынка-

Где же наша свинка?

Тады – рады — толки

Съели свинку … (волки).

Тады – рады — тынкой

Ты бы их дубинкой.

Тады – рады — тутки

С волком плохи … (шутки).

Тады – рады — тышка,

Выходи, трусишка!

в дразнилках:

Жадина — говядина,

Турецкий барабан!

Кто с тобой подружится —

Тот рыжий таракан.

Комплекс игровых заданий и упражнений из серии

«Подбери рифму»

  1. Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, а затем по 3 в названном порядке:

Мак – бак – так моток – каток – поток

Ток – тук – так батон – бутон – бетон

Бык – бак – бок будка – дудка – утка

Дам – дом – дым нитка – ватка – ветка

Ком – дом – гном клетка – плётка – плёнка

  1. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута

Буфет – буфет – букет – буфет

Дудка – будка – будка – будка

  1. Из каждых четырёх слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:

Мак – так – бак – банан

Сом – ком – индюк – дом

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – бак – веник – рак

Совок – гном – венок – каток

Пятка – ватка – лимон – кадка

Ветка – диван – клетка – сетка

Каток – дом – моток – поток

  1. Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже 4-е:

Мак – дом – ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

  1. Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на УШКО, Сказки разные … (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, НЕ ВЕРЬ – От меня сбежала … (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой ДОРОГОЙ! Не открывай меня …» (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже СТОЛ, Поздним вечером … (сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две СЕСТРИЧКИ, Отыскали где-то … (спички, щётку, ножик)

Опустела МОСТОВАЯ, И уехали … (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка МЫШКЕ: — До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный ПЁС, У него в чернилах … (лапа, шея, нос)

В выходной пошли КУДА-ТО, Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит ДАТЬ, Краски, карандаш, … (ручку, тетрадь, книгу)

  1. Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке … (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте не ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плач, Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки, Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!» — Отвечает … (грузовик)

Мы собрали васильки, На головах у нас … (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей … (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи … (туч)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша … (кошка)

  1. Взрослый читает стихотворение. Ребёнок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой? … Что построили с тобой? …

На крючок в реке попал? … Может всё, хоть ростом мал?

(Слова для постановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачку дам – всё расставить по местам:

Вот печать на простыне — … Зеленеет на окне …

Волейбольная висит … Канарейка в ней сидит — …

(СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Я опять задачу дам – всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот? … Детям мамочка плетёт? …

С гор спускается, течёт? … Что за скользкий, ровный лёд?

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

  1. Ребёнок должен повторить два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

фантик – бантик, лифт – банан, манка – банка, кабина – фонтан, винт – бинт, кошка – мошка, крупа – молоко, коса – ковёр.

  1. Ребёнок должен определить, какая из двух пар слов звучит складно:

палка – селёдка и палка – скакалка; мышка – шишка и мышка – кошка; гном – дом и гном – дам; моряк – казак и моряк – Марина; качели – лимонад и качели – карусели.

  1. Ребёнку предлагают послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу:

Не случайно у сестрички, С фантиками (бантиками) две косички.

Пёс Барбос совсем не глуп, Но не хочет рыбный зуб (суп).

Испугалась, плачет внучка – Укусила её ручка (Жучка).

  1. Рифмобол.

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать к этому слову, как можно больше созвучных слов: печка – речка, свечка, сердечко, овечка, крылечко, колечко; птичка – синичка, спичка, табличка, косичка …

  1. Рифма – помощница. Ребёнку объясняют, что рифма может быть помощницей, по ней можно догадаться, например. О каком животном идёт речь:

Вместо шерсти иглы сплошь, Враг мышей – колючий … (ЁЖ)

На носу зверь носит рог, И зовётся … (НОСОРОГ)

Среди зверей слывёт царём, Его зовут бесстрашным … (ЛЬВОМ)

По реке плывёт бревно, Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … (КРОКОДИЛ)

Может плавать целый день, В ледяной воде… (ТЮЛЕНЬ)

В овечках знает толк, Свирепый серый … (ВОЛК)

На себе везёт непрытко, Домик собственный … (УЛИТКА)

  1. Рифма – обманщица. Ребёнку говорят, что рифма может быть обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит, Он спокойно повторит.

Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)

Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)

Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю,

Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)

На двух ногах от всех погонь, Умчится быстроногий … (заяц)

  1. Ребёнку объясняют, чтобы получить рифму, надо изменить оба слова:

Топор, шар. Топоры – шары.

Банка, танк. Банки – танки.

Флаг, утюг. Флажок – утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка – шапчонка.

«Загадки-рифмовки»

Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они не только будят фантазию и воображение, но помогают получить первые представления о рифме. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.

Для ребят помладше:

Для ребят постарше:

«Загадки-обманки»

После того, как малыш будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что по- труднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить «черепаха», правда? Вероятнее всего именно так и скажет малыш. Но, разве черепаха может нестись «быстрее всех»? Конечно, нет. Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

  • С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)

  • Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)

  • Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка)

  • Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)

  • В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)

  • Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)

  • Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)

  • На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)

  • В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)

  • Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар:
    ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)

  • По сосне, как в барабан, застучал в лесу… кабан или баран (дятел)

  • Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)

  • По горной круче проходил обросший шерстью …крокодил (козёл)

  • Длиннее шеи не найдёшь. Сорвёт любую ветку …ёж (жираф)

  • Под луною песню петь сел на веточку…медведь (соловей)

  • Фрукты хоботом берёт толстокожий …бегемот (слон)

  • К цветку приставишь ухо, а в нём жужжит, поёт
    Старательная…муха (пчела) и собирает мёд.

  • Клубком свернулся – ну-ка тронь! Со всех сторон колючий…конь (ёж)

  • Как в автобусный салон к маме в сумку прыгнул…слон (кенгурёнок)

  • Над лесом солнца луч потух, крадётся царь зверей…петух (лев).

Игра «Доскажи слово»

Цель: упражнение детей в изменении глагола по родам.

Маша в гости к нам …(пришла).

Нас с тобой она…(нашла).

Петя в гости к нам …(пришел).

Нас с тобой он здесь… (нашел).

Счастье в гости к нам…(пришло).

Нас с тобой оно…(нашло).

Цель: упражнение детей в согласовании существительных с числительными.

  • меня есть два банана. Любит есть их обезьяна.

  • меня в большой корзинке, Есть две маленьких малинки.

  • тебя банана…(два).

  • морковка лишь…(одна). У тебя малинки…(две). Одна тебе, другая

  • мне.

Возле дома во дворе

Друга два, подружек…(две).

Ну а солнышко…(одно).

Светит ярко нам в окно.

Сколько булочек в корзинке? …(две).

  • конфет в руке у Зинки?

  • …(две). Сколько на столе бананов? …(два).

  • бутылок лимонада? …(две).

Ну, а сколько здесь печенья? …(два).

Сколько банок здесь варенья? … (две).

Сколько плиток шоколада? …(две).

  • в коробке мармелада?… (два).

  • котлет на блюде этом? …(две). Книг написанных поэтом? …(две). Сколько глаз у тети Розы? …(два). Сколько веточек мимозы? …(две)

Сколько мальчиков у нас?…(два).

Сколько девочек у на?…(две).

Сколько зайцев здесь у нас?…(два).

  • зайчих у нас здесь ?…(две). Сколько козликов у нас? …(два). Сколько белочек у нас?… (две). И барашков тоже?….(два).

И овечек тоже ?…(две).

Ну, а сколько поросят? …(двое).

А, вот, сколько здесь котят? …(двое).

Цель: упражнение детей в правильном употреблении приставок.

Мы с тобой подпрыгнем.

Через ямку …(перепрыгнем).

На скамеечку…( запрыгнем).

Из коробки…(выпрыгнем).

Мы с тобой пойдем,

  • это здание…(войдем). И за линию …(зайдем).

  • обуви…(пройдем).

Мы быстро побежим

  • за дом мы …(забежим). Мы к забору…( подбежим).

  • от Коли …(убежим).

Мы конфеты принесли.

Через стол…(перенесли).

Из столовой …(вынесли).

И от вас их …(унесли).

Цель: упражнение детей в правильном употреблении окончаний имен существительных во мн. числе.

Адрес – (адреса).

Чудо — … (чудеса).

Берег -…(берега).

Вечер — …(вечера).

Поезд — …(поезда).

Провод — …(провода).

Сторож — …(сторожа).

Доктор — …(доктора).

Цель: правильное использование предлогов.

Вот идет гном

Он зашел …(в дом).

Ресничками моргнул

  • сел он …(на стул). Посмотрел кругом, А кошка … (под столом). Крикнул он «Кис-кис!», А кошка … (на карниз). Птица тут одна Летала … (у окна).

  • она потом

Залетела … (в дом).

Рассердила гнома,

Выгнал он ее … (из дома).

Гном ушел спать

  • лег он … (на кровать). А где же его кошка?

Спит рядом … (у окошка).

Теория

Чем хороши рифмовки? Рифмовки, в частности «Доскажи слово», — это игра. Лексико-грамматическое оформление речи или автоматизация произнесения звуков речи без игры весьма скучна для ребенка. А игровая рифмовка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к игровым упражнениям, способствует снятию эмоционального напряжения, содействует возрастанию общей и речевой активности.

Практика

Игра «Доскажи словечко»

  1. Вариант. (Используется на начальных этапах знакомства детей с рифмовкой.) Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он старается, добиваясь

рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов.

При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишье во всех трех вариантах.

  1. Вариант.

Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, по смыслу назвать последнее слово без вариантов сразу.

Носит кто большущий рог

Ну, конечно, … (носорог, бульдог, бегемот)

Тара-тара-тара-рам

Так звучит наш … (барабан, гармонь, скрипка)

Круглый,. сладенький на вкус

Наш зелененький … (яблоко, арбуз, киви)

Нет прекрасней красоты

Чем садовые … (бабочки ,цветы, лейки).

Кто слонихе шлет поклон?

Ну, конечно, это … (дельфин, слон, белка)

Грациозно по дорожке

Ходит ласковая … (кошка, обезьяна, крокодил)

Столько слез и столько мук,

Когда мама чистит … (картофель, морковь, лук)

У коровы есть ребенок

Это маленький … (теленок, поросенок, зайчонок)

В небеса она стремится

Ну, конечно, это … (Бабочка, шарик, птица)

Вся в иголках тихо-тихо

Под кустом сидит… (ежиха, лиса, заяц)

Веселится детвора

Значит началась …(викторина, праздник, игра)

Полевой цветок —

Голубой… (василек).

Жужжит, мешает слуху

Назойливая… (муха).

Мед приносит всем она,

То работница… (пчела).

Ночью светит всем она –

Это желтая… (луна).

Завтра будет день опять,

Будем мы с тобой …(гулять).

Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, которыми максимально насыщена рифмовка, способствует формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в короткий срок.

5

Теория

Фонематические рифмовки

Фонематические рифмовки – это система тренировочных упражнений в стихотворной форме, позволяющая значительно активизировать речевую деятельность ребенка, направленная на автоматизацию произносительных навыков отдельных звуков, слов речи.

Цели использования фонематических рифмовок:

  • развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

  • активизация лексико-грамматической структуры устной речи;

  • автоматизация произносительных навыков отдельных звуков, слов в речи;

  • работа над просодической стороной речи (темп, ритм, паузы, дыхание, интонирование, ударение);

  • выражение эмоций и развитие творческих способностей.

Фонетические рифмовки могут сочетаться с фонетической ритмикой и движениями в ходе произношения слогов, словосочетаний и специальных двустиший, четверостиший, для обработки произношения тех или иных звуков.

Практика

Игра «Веселые стихи»

Цель данных рифмовок: провести коррекцию речи, а именно автоматизацию уже поставленных звуков, в доступной для детей форме – игре.

1-ый вариант

Воспитатель читает детям стихи. Дети три раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

Детвора, (ра-ра-ра)

Всем пора. (ра-ра-ра)

Все идут, (ут-ут-ут)

  • поют. (ют-ют-ют)

А сейчас (час-час-час) Только час. (час-час-час) Красота. (та-та-та) Чистота. (та-та-та)

Мы пошли (ли-ли-ли)

  • нашли. (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин) Мандарин. (ин-ин-ин) Хорошо (шо-шо-шо)

  • смешно. (но-но-но) Мы пришли (ли-ли-ли) Принесли (ли-ли-ли) Апельсин, (ин-ин-ин)

6

Мандарин. (ин-ин-ин)

2-ой вариант

Воспитатель читает детям стихи. Дети два раза повторяют последний слог последнего слова каждой строчки и хлопают в ладоши.

ВЕСНА

Ручеек журчит, бежит, (ит-ит).

Солнышко сюда спешит, (ит-ит)

Скоро соловей споет — (ет-ет)

Это к нам весна идет (ет-ет).

ЛЕТО

Распахнули мы окно (но-но).

Лето рыжее вошло (ло-ло)

Разноцветным стал лужок (ок-ок)

Загорает мой дружок (ок-ок)

ЗИМА

Все кругом белым-бело. (ло-ло)

Много снега намело. (ло-ло)

  • валеночках я иду (ду-ду) По холодному по лду. (ду-ду)

ОСЕНЬ Падают листочки, (ки-ки)

Вянут все цветочки. (ки-ки) Осень к нам пришла. (ла-ла) Дождик принесла. (ла-ла)

3-ий вариант

Воспитатель зачитывает незаконченную рифмовку. Ребенок старается, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. Далее, когда дети выучат рифмовку, один ребенок (по усмотрению воспитателя) может читать, а остальные договаривать слово.

Например, рифмовки на автоматизацию звука «Ж»

Цель: автоматизация звука «ж»

Зажужжал и сел на сук

Ранним утром майский …(жук).

Не заставил долго ждать,

Стал он песенку … (жужжать).

Несет блюдо, вилки, нож

К ужину колючий еж.

За столом ждут медвежата

И колючие … (ежата).

7

Медвежонок неуклюжий

Не проходит мимо … (лужи).

Танец на воде он свой закружит

Лапой топает по … (луже).

Сидя в луже, ест он грушу.

Любит мишка чудо- …(лужу).

Цель: автоматизация звука «р»

Повстречала как-то краба

  • озере квакунья …(жаба). Стала краба обнимать, А краб клешней ее … (сжимать). Стала жаба тут кричать:

«Жаб не нужно … (обижать)!

Теория

  • упражняла своих воспитанников, используя рифмовки, в средней и старшей группе. В подготовительной группе я попыталась дать детям возможность стать моими соавторами. Но перед тем как предложить детям самим поучаствовать в подборе рифм, поупражняла их с помощью игры «Найди лишнее слово по звучанию».

Например, если заданная рифма будет заканчиваться на слог «ко», «ок», «жу» или «жа», то можно детям предложить следующие слова.

Практика.

Игра: «Лишнее слово по звучанию».

Цель: развитие фонематического слуха.

Сначала рекомендуется упражнять детей, используя легкие варианты, затем – сложные.

Легкие варианты:

Высоко, глубоко, молоко, хорошо;

Цветок, мотылек, теремок, бегемотик;

Держу, сижу дружу, хочу ;

Сторожа, ежа, ужа, игла.

Сложные варианты:

Высоко, глубоко, хорошо, молоко;

Цветок, мотылек, бегемотик, теремок;

Хочу, держу, сижу дружу;

Сторожа, ежа, игла, ужа.

Теория

Далее я называю слоги, на которые дети сочиняли рифмовки.

Практика

Например, заданный слог «-ко».

Ко-ко-ко, по утрам пьем молоко;

Ко-ко-ко, в нашей речке глубоко;

Ко-ко-ко, по утрам пьем молоко;

Ко-ко-ко, светит солнце высоко.

Например, заданный слог «-ок».

Ок-ок-ок, катится к нам колобок;

Ок-ок-ок, у нас дома есть цветок;

Ок-ок-ок, стоит в поле теремок;

Ок-ок-ок, там летает мотылек.

Например, заданный слог «-жу».

Жу-жу-жу, я в руках цветы держу;

Жу-жу-жу, я в окошечко гляжу;

Жу-жу-жу, я секрет вам не скажу;

Жу-жу-жу, свой рисунок покажу.

Например, заданный слог «-жа».

Жа-жа-жа, я в лесу нашла ежа;

Жа-жа-жа, не боимся мы ужа;

Жа-жа-жа, ходят ночью сторожа;

Жа-жа-жа, сладкого бы мне коржа.

8

Игра «Бывает – не бывает»

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации:

  • Кошка варит кашу.

  • Папа ушел на работу.

  • Поезд летит по небу.

  • Человек вьет гнездо.

  • Собака хочет есть.

  • Почтальон принес письмо.

  • Зайчик пошел в школу.

  • Яблоко соленое.

  • Бегемот залез на дерево.

  • Шапочка резиновая.

  • Дом пошел гулять.

  • Туфли стеклянные.

  • На березе выросли шишки.

  • Волк бродит по лесу.

  • Волк сидит на дереве.

  • В кастрюле варится чашка.

  • Кошка гуляет по крыше.

  • Собака гуляет по крыше.

  • Лодка плывет по небу.

  • Девочка рисует домик.

  • Домик рисует девочку.

  • Ночью светит солнце.

  • Зимой идет снег.

  • Зимой гремит гром.

  • Рыба поет песни.

  • Корова жует траву.

  • Мальчик виляет хвостом.

  • Хвост бежит за собакой.

  • Кошка бежит за мышкой.

  • Петух играет на скрипке.

  • Ветер качает деревья.

  • Деревья водят хоровод.

  • Писатели пишут книги.

  • Строитель строит дом.

  • Шнурки идут за ботинками.

  • Мама готовит обед.

  • Птичка поет песенки.

  • Водитель водит троллейбус.

  • Вода горячая.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*