admin / 23.03.2020

Жизнь человека начинается

КОГДА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ, НАЧИНАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Жизнь человека начинается не с первого вздоха после родов, а с момента зачатия – доказанный научный факт.

Сущность процесса оплодотворения состоит в слиянии ядер сперматозоида и яйцеклетки. В результате слияния женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида) половых клеток возникает зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Зигота – это уже новый организм на стадии одной клетки. С зиготы начинается жизнь нового организма. В ней соединяется наследственный материал отца и матери, который заложен в наследственных структурах ДНК в виде генетического кода.

Генетическая программа определит особенности строения организма, его рост, характерные черты обмена веществ, предрасположенность к болезням, психический склад. С зиготы начинается индивидуальная жизнь многоклеточного существа, в том числе и человека.

Каждое существо, а, значит, и человек, в течение жизни проходит целый ряд обязательных превращений от стадии зиготы и до смерти, на которых оно будет выглядеть иначе, но оставаться все тем же существом (человеком).

Это биологический подход. Всякие другие подходы в определении человека будут либо юридическими, либо будут носить профессиональные предпочтения (например, если считать человека человеком с рождения, с закладки нервной системы, с появления речи или с выдачи паспорта).

Итак, зигота – самая ранняя, начальная стадия развития организма. Ее «генетический паспорт» остается неизменным на всех остальных стадиях и создается в процессе оплодотворения яйцеклетки.

То, что уникальная генетическая структура зиготы образуется в результате оплодотворения яйцеклетки, очевидно любому биологу. Это научный факт.

Заведующий кафедрой эмбриологии биофака МГУ В.А. Голиченков и профессор кафедры Д.В. Попов официально заявили, что жизнь человека начинается с момента зачатия.

Закон позволяет делать аборты и считает человека человеком с момента рождения — это юридический вопрос, но это не будет биологическим ответом на вопрос, когда начинается жизнь. А закон может быть гуманным, а может – и античеловечным. Сейчас решили, что эмбрион – не человек, плод – тоже не человек, завтра скажем, что старики – не люди, им на кладбище пора. Потом перестанем считать людьми инвалидов – они, мол, только обуза для общества (в истории есть примеры – от Спарты до гитлеровской Германии). Но такой закон будет законом юридическим, а не биологическим.

Эмбрион – совершенно беспомощная сущность и не инородный предмет, т.к. он оказался в теле матери не случайно. Это естественный процесс репродукции человека. Он находится в ней, как в инкубаторе, оптимально приспособленном для его развития на ранних стадиях, но ни иммунологически, ни генетически не является матерью. Он часть тела матери только геометрически, но по сути это с самого начала другой человек.

Важно наше отношение к эмбриону. Он не может заявить никакие свои права, это за него можем сделать мы. Если мы признаем, что эмбрион – человек в эмбриональной стадии своего развития и, как любой, человек, имеет право на жизнь, тогда он неприкосновенен. Если же мы откажемся считать его человеком (не биологически, а юридически), то сможем делать с ним все, что захотим, то есть аборт юридически не будет считаться убийством. Хотя с биологической точки зрения насильственное прерывание жизни есть убийство.

Общество должно дозреть до понимания, что прерывание жизни человека недопустимо ни на какой стадии: ни на стадии зиготы, ни бластоцисты, ни позднего эмбриона, ни родившегося человека, ни глубокого старика, ни безнадежно больного.

Но для этого нужно создавать соответствующие социальные службы. Раз мы считаем недопустимой эвтаназию, должны развивать паллиативную медицину. Так же и с абортами. Беременность – длительный, сложно протекающий процесс. Сейчас есть тенденция рожать в позднем возрасте, и тут тоже накапливаются сложности – растет процент патологий. А диагностика, в том числе эмбриональная, очень хорошо поставлена.

Она позволяет на ранней стадии выявить, например, синдром Дауна, другие тяжелые патологии. Глубокого уважения достойны родители, которые, зная о выявленной во время беременности патологии, рожают и самоотверженно воспитывают ребенка-инвалида. Но не все на это могут решиться. И вот тут, мне кажется, как раз юридическая наука должна прийти на помощь. Если родители не чувствуют в себе сил воспитывать дома ребенка с тяжелой патологией, должна быть гарантия, что это сделает специальное учреждение.

Но только силами энтузиастов эту проблему не решить. Нужна продуманная государственная социальная программа. Просто же принимать закон об уравнивании в правах эмбриона и человека, ничего не меняя в социальной политике, не совсем правильно.

И даже если допустить невозможное – что завтра примут хорошую социальную программу, на 100% проблему абортов не решить. Например, бывают случаи, когда возможно спасти только роженицу или только младенца. Сегодня решение должна принимать сама роженица или, если она не в состоянии это сделать, ее муж. Мыслимо ли ставить людей перед таким страшным выбором?

Еще более сложный вопрос – здесь уже даже не об аборте речь. Скажем, родились сиамские близнецы, и врачи определили, что либо погибнут оба, либо мы одного отделим, тогда погибнет другой. Что лучше: одна спасенная жизнь за счет загубленной другой или две загубленных и ни одной спасенной? Это сложный этический вопрос, на который я не знаю, как ответить. Нужны юридические и этические нормы.

Владимир Голиченков

АБОРТЫ — ЭТО ГЕНОЦИД В ЧИСТОМ ВИДЕ

По данным ООН, Россия находится в числе лидеров по количеству абортов: 70% беременностей в России оканчивается абортами, три четверти браков распадаются через 4 года совместной жизни. Каждые 3 секунды убивается ребенок в абортарии.

По мнению руководителя движения «Женщины за жизнь» Натальи Москвитиной, аборты в первую очередь — «это бизнес», и те, кто им занимаются, внушают людям, что аборты — это «принцип свободы».

Патриарх Московского и всея Руси Кирилл призвал законодателей запретить аборты, назвав их «одной из главных бед России». Тем не менее, большинство россиян выступают против запрета искусственного прерывания беременности. По данным «Левада-центра», 66% россиян полагают, что решение проблемы абортов нужно оставить на усмотрение людей, которых это касается. 20% опрошенных считают, что руководству страны все-таки следует принимать меры по их предотвращению. Еще 14% не имеют мнения на этот счет.

Детский омбудсмен, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что поддерживает борьбу с абортами, но считает, что тотально запрещать их не нужно.

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова

«Лично я против абортов и многие годы поддерживаю борьбу с этим явлением. Но никогда не была сторонником политики запретов», – цитирует «Интерфакс» заявление Кузнецовой, распространенное ее пресс-службой.

В заявлении для журналистов сказано, что оно распространяется «в связи с некорректной трактовкой» в СМИ высказываний омбудсмена «о якобы поддержке тотального запрета на аборты».

«Каждой женщине надо помочь сделать выбор в пользу новой жизни, чтобы родился ребенок. Для этого есть ключевой путь – профилактика абортов на основе системного подхода, где консолидируются ресурсы всех институтов общества и государства», – заявила Кузнецова.

Синодальный отдел РПЦ по благотворительности принял решение о создании в России новых церковных центров гуманитарной помощи, которые призваны помочь женщинам, находящимся на грани аборта. «Церковь принимает в решении этого вопроса самое активное и деятельное участие, устраивая специальные приюты и гуманитарные центры, куда беременные и женщины с детьми могут обратиться в том числе и за материальной поддержкой», — говорилось в обращении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое зачитывалось во всех российских храмах 29 мая, накануне Дня защиты детей.

Средства на создание новых центров гуманитарной помощи собирались во всех российских храмах. По итогам общецерковного сбора было собрано 38 миллионов рублей.

За последние 5 лет в России при участии Церкви было открыто 45 новых приютов для женщин в кризисной ситуации – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. В настоящее время также работают свыше 60 церковных центров гуманитарной помощи, в которых нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, предметы гигиены, коляски, кроватки для детей и пр.; действуют десятки церковных центров защиты материнства; в ряде регионов при участии Церкви организована работа по предабортному консультированию психологов и социальных работников в женских консультациях.

По материалам Правмира

Понятие убийства. Определение моментов начала и окончания жизни.

Жизнь, как объект:

— Естественный физиологический процесс.

Следовательно, как любой процесс она имеет начало и конец.

Начало жизни в законе прямо не определено, однако, косвенно можно выявить следующее: Момент начала жизни приобретает непосредственное уголовно-правовое значение при отграничении убийства от аборта. Жизнь ребенка охраняется уже в первые минуты после рождения (исходя из статьи 106). Среди юристов общепризнанно, что началом жизни человека является начало физиологических родов, т.е. момент, когда какая-либо часть тела ребенка показалась из утробы матери. Причинение смерти ребенку до этого момента не может квалифицироваться как убийство ребенка. Поэтому убийство беременной женщины (независимо от срока беременности) должно рассматриваться не как убийство двух лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ), а как убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г» ч. 2 той же статьи).

Конец жизни определен в документах Минздрава, наиболее полно раскрывает данное явление Приказ 4 марта 2003 года, утвердивший инструкцию по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий. Смерть человека наступает в результате гибели организма как целого. В процессе умирания выделяют стадии: агонию, клиническую смерть, смерть мозга и биологическую смерть.

Агония характеризуется прогрессивным угасанием внешних признаков жизнедеятельности организма (сознания, кровообращения, дыхания, двигательной активности).

При клинической смерти патологические изменения во всех органах и системах носят полностью обратимый характер.

Смерть мозга проявляется развитием необратимых изменений в головном мозге, а в других органах и системах частично или полностью обратимых.

Биологическая смерть выражается посмертными изменениями во всех органах и системах, которые носят постоянный, необратимый, трупный характер.

Следовательно, уголовно-правовые последствия наступают именно после смерти мозга – т.е. необратимого окончания жизни.

Клиническая смерть – не является основанием для констатации смерти.

— Обеспеченная законом возможность существования личности в обществе – право на жизнь. За счет второго понимания, данный видовой объект находится в разделе 7.

3) Ответственность за простое убийство.

Простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ) есть умышленное лишение жизни другого человека. Оно характеризуется отсутствием как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств, указанных в диспозициях соответственно ч. 2 ст. 105 и ст. ст. 106 — 108 УК РФ. Практика относит к простым убийствам убийство в ссоре или драке, из ревности, из мести (если это не связано со служебной, профессиональной или общественной деятельностью потерпевшего), из трусости или зависти, а также из сострадания к безнадежно больному человеку (п.4 ППВС «О судебной практике по делам об убийстве» 27 января 1999 года).

1. Объект.

Непосредственный объект – жизнь человека (см. выше).

2. Объективная сторона.

Она включает в себя три элемента:

— Действие (и в достаточно редких случаях бездействие), направленное на лишение жизни другого лица.

*Убийство из бездействия встречается тогда, когда на виновном лежала обязанность предотвратить наступление смертельного исхода. Обязанность может вытекать из договора, трудовых отношений, предшествующего поведения виновного и других обстоятельств.

— Смерть потерпевшего как обязательный преступный результат.

— Причинная связь между деянием виновного и наступившей смертью потерпевшего. Так, А. причинил Б. вред здоровью средней тяжести, а последний погиб в связи с тем, что машина, в которой его везли в больницу, попала в аварию. А. не может отвечать за убийство, так как смерть Б. причинно не связана с действиями А.

Причинная связь может быть непосредственная (как правило), а также опосредованная, например, действием автоматических устройств, ожидаемыми действиями потерпевшего (допустим, оставление в автомобиле отравленной бутылки водки, ожидая, что угонщик ее выпьет), действием природных сил (оставление на морозе избитого до потери сознания потерпевшего).

3. Субъективная сторона.

Убийство – это деяние обязательно имеющее умысел (фраза «убийство по неосторожности» является неверной).

Умысел может быть прямым и косвенным.

— Прямой умысел при убийстве – он бывает не только, когда целью является непосредственно убийство, но и когда цель другая – например, убийство очевидца преступления, убийство кассира, отказавшегося передать преступнику деньги.

— Косвенный умысел – воля преступника не направлена на причинение смерти, но своими действиями виновный сознательно допускает ее наступления или относится к ней равнодушно. Например, поджог помещения с людьми, убийство посторонних людей в случае применения взрывных устройств.

Мотивы у простого убийства могут быть любые, которые не содержатся в части второй.

4. Субъект – физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет.

Жизнь человека начинается прямо с момента зачатия.

Между 18-м и 25-м днем со дня зачатия (3-4 недели беременности) у ребенка начинает биться сердце. К 20-му дню формируются основы нервной системы. После пяти с половиной недель ребенок двигает головкой, а в шесть недель — и всем телом, подобно уже рожденному ребенку. Но женщина почувствует эти движения гораздо позже, на 16- 20-й неделе. В 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга. В 9-10 недель беременности малыш уже двигает глазными яблоками, глотает, шевелит язычком, икает, бодрствует и спит. На 11-й неделе — сосет большой палец, реагирует на звуки, внешний шум может его разбудить. К 11-12 неделям появляются ногти, к 16 неделям — ресницы. С 10-11-й недели беременности у ребенка функционируют все системы организма.
В 10-11 недель (к середине третьего месяца беременности) все системы органов человеческого организма полностью сформированы. С этого времени во Франции жизнь ребенка начинает охраняться законом. На картинке изображен человек в 12 недель от зачатия. 12 неделя беременности – это заключительный этап первого триместра. За это время из клетки, которая видна под микроскопом, уже развился маленький человечек, способный делать некоторые движения. Личико малыша имеет глазки с веками, ротик, носик, на пальчиках образовались ногти, появились первые зачатки мускулатуры. Ушки малыша уже находятся на своем месте. Ребенок может сжимать и разжимать кулачки, шевелить пальчиками ног, морщиться, зевать, открывать и закрывать глазки, совершает глотательные движения.


Своими мыслями о начале человеческой жизни и доброте поделился 76-летний доктор биологических наук, автор более чем двух сотен статей, председатель совета по защите докторских диссертаций при Московском университете, профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ Владимир Голиченков. В течение тридцати лет (до октября 2014 года) он был заведующим этой кафедрой. В стенах родного университета он уже ровно 60 лет — с тех самых пор, как 16-летним пареньком впервые переступил его порог. Тогда он и представить себе не мог, что долгое время будет работать экспертом ВАКа, состоять в Обществе испытателей природы, а также в таких общественных академиях, как Международная академия информатизации и Российская Народная академия. И уж тем более, не мог предположить, что именно к нему обратится священник Максим Обухов с просьбой разъяснить, с какого момента начинается жизнь человека. Теперь документ, подписанный профессорами В. А. Голиченковым и Д. В. Поповым на бланке МГУ им. М. В. Ломоносова, широко известен среди «защитников жизни». Именно с этой темы и началась наша беседа.
О начале жизни человека
— Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, при каких обстоятельствах появился документ о начале жизни человека.
— Это дело давнее, где-то в начале 80-х годов. Тогда еще был жив мой друг, ученик и коллега — профессор кафедры эмбриологии, доктор биологических наук Дмитрий Васильевич Попов. Сейчас его нет. К нему пришел его знакомый священник отец Максим и задал этот вопрос. Я ему ответил, Дмитрий Васильевич меня поддержал, и мы с ним подписали этот документ. В нем написано: «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума».
Для профессионалов то, что человек, как и все живое, начинается с одной клетки, не является вопросом. Это точно. До формирования человека у его родителей в составе их половых желез существуют потенциальные клетки-прародительницы — половые клетки мужского и женского ряда, одна из которых от каждого родителя при встрече в процессе оплодотворения образуют зиготу. Зигота — это то, с чего начинается многоклеточный организм при половом способе размножения, самая первая стадия его существования, начало его онтогенеза. Человек от других животных отличается тем, что у него очень продолжительный эмбриональный период, очень длинное детство и очень длительный пострепродуктивный период — то, что называется «старость».
— А эта информация о начале жизни отражена в школьных учебниках?
— Я не знаю. У нас на кафедре есть небольшое отделение, которое занято связями со школой. Некоторые наши преподаватели и сотрудники кафедры работают в школах, особенно в специализированных биологических, например, Александр Молчанов. Там они ведут и занятия, и научную школьную работу. Моя жена преподает в медицинских колледжах, она связана со школами. Насколько я понимаю, после того, как в школе ввели ЕГЭ, там плохо стало, хотя есть очень хорошие учебники, в том числе по биологии. Судя по тому, что на биологическом факультете для студентов ввели русский язык, дело дрянь. В университет-то они должны грамотными приходить.

— В природе животные не могут сами своих детенышей убивать во чреве.
— Конечно. Когда создается пара у млекопитающих, да и у птиц, наблюдается семейная солидарность. Вся биология нацелена на защиту потомства. Другое дело, что в естественном отборе и детьми жертвуют, и самцы убивают чужое потомство, и бывает, что рассасываются эмбрионы в неблагоприятных условиях. Но только люди берут на себя право убивать. Когда воюют и убивают всех подряд, любое другое злодеяние все равно окажется внутри того, которое открывает война. Там вообще не знают, кого убивают. Видимо, природа человека такая. Человечество еще не однородное, и внутри, наверное, есть разные субпопуляции: от бесконечных патологических злодеев до почти ангелов. С точки зрения отбора это, наверное, хорошо. Представлен самый широкий спектр того, чем в принципе может быть этот самый социальный вид
— 22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в Государственной Думе ФС РФ, предложил законодателям вывести аборты из системы Обязательного медицинского страхования (ОМС) и принять меры по поддержке семьи и материнства. Как ученый Вы высказались относительно абортов. А что скажете об аборте как человек, гражданин, семьянин?
— Вы знаете, я думаю, что аборт может быть признан убийством, потому что живое существо лишается жизни, причем на той стадии, где оно биологически существует, но свою волю выразить никак не может. Если вы спросите о моем отношении к охоте, то я не только против охоты в любых видах (охоты любительской, охоты профессиональной), но и против любых издевательств над животными, против зверинцев при каких-то увеселительных заведениях. Я считаю, что это отвратительно. А начинается все от отношения человека к самому себе. Если человек уничтожает на ранних этапах целые поколения, что тут хорошего?
— Но почему до сих пор аборт разрешен законом?
— Существующая практика порождает вопросы, на которые однозначного ответа не будет, потому что причины обращения к абортам могут быть самые разные. По-моему, фактически нельзя решить вопрос о том, кем нужно пожертвовать — беременной женщиной или ребенком, — если есть угроза их гибели, и аборт может спасти кого-то одного из них. Этот вопрос можно решить только в каждом конкретном случае. А в целом, что уж говорить, конечно, аборт — это отвратительная вещь, тем более что у нас сейчас демографическая яма. Россия — это страна, где должно было жить, по меньшей мере, 400 миллионов человек. Я не имею в виду распад великой державы, тут уж, наверное, 100 миллионов от нас ушло вместе с территориями. Но все равно 140 миллионов человек — это очень мало для самой большой страны, для самой богатой по природным запасам (от кислорода, пресной воды, природных ископаемых до возобновляемых ресурсов растительного и животного мира) страны в мире.
— Что бы вы хотели пожелать людям, от решения которых зависит, будет ли ребенок жить или погибнет?
— Чтобы эти люди были предельно добрыми и предельно профессиональными. Чтобы они в своей профессии были мастерами высшего класса и при этом, чтобы они были очень добрыми людьми, обязательно добрыми. Я бы хотел профессиональности и доброты, но чтобы и государство в свою очередь понимало, что ничего важнее рождения детей — будущих граждан России — для него нет. Когда так будет, будет хорошо.
Беседовала Ирина Ахундова,
Общественный фонд «Центр Национальной Славы России».
———
доктор Бернарда Натансон
В конце 40-х гг. XX века, еще не существовало научного знания об эмбрионе. В то время думали, что нерожденный ребенок, плод — это нечто находящееся в матке. И считать или не считать его человеческим существом, единственной в своем роде личностью было вопросом веры. Отношение к нерожденному ребенку изменилось в 70-е гг., когда изучением плода занялась наука и результаты этого изучения сделались достоянием медицины. Открытия в данной области стали возможными благодаря внедрению новейших технологий, таких, как УЗИ, электронный контроль за сердцем эмбриона, радиационная иммунохимия и другие. Ультразвуковая интроскопия в реальном времени, т. е. получение изображения ребенка в движении, существует как метод клинического исследования с 1976 г. Ультразвуковой прибор работает настолько точно, что позволяет различить даже крошечные, открывающиеся и закрывающиеся во время сердечных сокращений сердечные клапаны. Эта совершенная аппаратура дает возможность родителям увидеть своего ребенка еще до рождения. Благодаря технологиям, приборам и оборудованию, применяемым современной медициной, мы убедились в том, что нерожденный ребенок — человеческое существо, еще один член человеческого сообщества, не отличающийся от других людей.

Мы утверждали, что с научной точки зрения невозможно доказать начало жизни с момента зачатия. Вопрос о том, когда начинается человеческая жизнь, — это вопрос теологический, юридический или философский, считали мы, только не научно-биологический. Это также излюбленная тактика групп, выступающих за проведение абортов. Они постоянно утверждают, что невозможно узнать, когда начинается жизнь, и что об этом мы вообще никогда не узнаем. Однако определить начало жизни мы в конце концов смогли. Оно начинается во время зачатия, и с этих пор плод является человеческим существом. Не существует ни одного такого прыжка, превращения из ничего во что-то, из несущества в существо. Жизнь является плавным спектром от своего начала до самого конца. А разрешение на аборты означает не что иное, как плановое, незапрещённое уничтожение человеческой жизни. Смертельное насилие — аборт — это непростительное зло. Я согласен, что нежелательная беременность — это очень сложная дилемма. Однако искать решение её в уничтожении жизни означает позорное одобрение насилия. Как учёный я знаю — не то, что верю, — я знаю: человеческая жизнь начинается с зачатия. Хотя я формально нерелигиозный человек, в глубине сердца верю в существование Бога, который призывает нас сказать этому прискорбному и невыразимо ужасному преступлению против человечества решительное и неоспоримое «Нет»!
Отрывок из документального фильма об абортах
доктора Бернарда Натансона «Безмолвный крик»
—————
На одной феминистской демонстрации за легализацию абортов женщины скандировали: «Все законы прочь от нашего тела!» Эти женщины очевидно считают, что аборт является их сугубо личным делом, а в такие дела никто не вправе вмешиваться. Таким женщинам нужно сказать: — Нет, аборт не является вашим личным делом. Это дело было бы Вашим личным, если бы касалось только Вашей личности. Но оно касается еще и другой личности — личности Вашего ребенка… Представьте себе, что на Вас напал бандит и хочет убить. Подбегает милиционер, пытается защитить Вас, а бандит ему говорит: «А ну, отлезь! Убивать ее или не убивать- это мое личное дело. Ты не вправе вмешиваться в мои личные дела.» Станете ли вы вслед за бандитом уговаривать милиционера отойти и не вмешиваться?.. Почему же, когда убивают Вас — Вы взываете о помощи и признаете необходимость государственных законов, защищающих Вашу жизнь, а когда убиваете Вы — «все законы прочь» и «никто не вправе вмешиваться»?.. Вашу жизнь защищать надо — а жизнь беззащитного младенчика защищать не надо? Надо защищать и его жизнь!
Есть люди, считающие, что аборт все же нельзя приравнивать к обычному убийству — ибо внутриутробный младенчик никакая еще не «личность», а даже и нежизнеспособен.
Личность или не личность — это, конечно, вопрос веры, решаемый в зависимости от общефилософских и религиозных убеждений человека. Для атеиста и материалиста — впрямь не личность. Но при материалистическом расплывчатом понимании личности вообще трудно выяснить, когда человек ею становится — иной становится в 5 лет, иной в 25, а иной и всю жизнь проживет, да так и не станет… Христианская вера отвечает на данный вопрос однозначно: безспорно, личность! Как же не личность, когда у этого внутриутробного младенчика уже есть своя индивидуальная и безсмертная душа?! Да, мамочка- бессмертная душа! Которую, в отличие от тельца, ты ни расчленить, ни убить не властна. И которая будет предстоять на Страшном Суде перед Всевышним рядом с твоей, тоже безсмертной душой. «Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении)… Не видавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это — ея сын, и сын узнает, что это — его матерь…» (св. Ефрем Сирин. Изд. 1900г., ч.4. стр.105, «О страхе Божием и о последнем суде» ). Может быть, только тогда эта горе-мама вполне поймет весь ужас ею содеянного. «Любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтоб не видел он здешнего мира, не даст Он (Судия) увидеть новый век, — пишет далее св. Ефрем Сирин. — Как она не дозволила ему (своему ребенку) насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он (Бог) лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы сокрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешнюю. Таково воздаяние любодеям и любодейкам, которые посягают на жизнь детей своих.»
Что же касается «жизнеспособности», то следует уточнить: что понимать под термином «жизнеспособность». Если понимать способность к самостоятельному и ни от кого не зависимому существованию, так к такому существованию ребенок и после рождения явно не способен. И долго еще не будет способен. Попробуйте двухлетнего или даже пятилетнего малыша предоставить самому себе — проживет ли он самостоятельно, без посторонней помощи хоть неделю?..
священник Александр Захаров
из книги «Слово об абортах»

Начало человеческой жизни. Признаки беременности

Начало человеческой жизни: в животе матери

Начало человеческой жизни — это оплодотворенное яйцо, иными словами — клетка. Она состоит, как и все живые клетки, из капельки воды и растворенной в ней массы веществ — протоплазмы с ядром посередине, обрамленной тончайшей мембраной. Это очень крупная клетка, почти видимая невооруженным глазом, она имеет размер в одну десятую миллиметра. Образование оплодотворенной яйцеклетки происходит в результате слияния двух клеток: мужской клетки, или сперматозоида, и женской, яйцеклетки. Яйцеклетка — обычно крупная, округлой формы. Сперматозоид в 30 или 40 меньше — правда, без учета его длинного колеблющегося хвоста, благодаря которому сперматозоид движется.

При слиянии с яйцеклеткой сперматозоид теряет свой хвост, а его ядро проникает внутрь яйцеклетки. Оба ядра сливаются, происходит оплодотворение яйцеклетки; отныне она становится оплодотворенной яйцеклеткой. Каждая из клеток, образующих оплодотворенную яйцеклетку, несет в себе признаки одного из родителей. Носителями этих признаков являются хромосомы. Таким образом, начинается беременность.

Если у женщины ежемесячно созревает обычно только одна яйцеклетка, то у мужчин процесс созревания сперматозоидов длится непрерывно. В 1 мл спермы здорового мужчины содержится более 60 млн сперматозоидов. Во время полового акта, при эякуляции, сперматозоиды проникают во влагалище, далее в полость матки и затем — в маточные трубы, где и происходит их встреча с яйцеклеткой. Яйцеклетку окружает множество сперматозоидов, которые выделяют ферменты – гиалуронидазу и трипсин, расплавляющие ее плотную оболочку. Интересно отметить, что при встрече яйцеклетки ссо сперматозоидами, она начинает вращаться со скоростью 4 вращения в минуту. Эти вращения обусловлены влиянием биения жгутиков сперматозоидов и продолжаются 12 часов. Когда первый сперматозоид проникает в яйцеклетку, в ней происходит реакция, препятствующая проникновению остальных. Таким образом, ядро только одного сперматозоида сливается с ядром яйцеклетки.

Ядра половых клеток — пронуклеусы обеспечивают передачу наследственной информации потомству, то есть синкариону — ядру оплодотворенной яйцеклетки. Каждый из нас в любой клетке тела имеет 23 пары хромосом плюс митохондриальную ДНК от матери, присущих только ему и определяющих его индивидуальные признаки; вот почему определенные черты наше внешности, ума или характера делают нас похожими на отца или мать, на бабушек или на других родственников.

Ядра всех клеток тела человека содержат по 46 хромосом, то есть 23 пары, и только зрелые мужские и женские половые клетки являются исключением. В них содержится половинный состав — по 23 хромосомы, причем в зрелой женской яйцеклетке — Х-хромосома, а в сперматозоиде — или Х-, или Y-хромосома. При слиянии женских и мужских половых клеток оплодотворенная яйцеклетка вновь получает полный набор хромосом — 46, или 23 пары.

Если яйцеклетку оплодотворил сперматозоид с Х-хромосомой, половые клетки получат набор хромосом XX, и ребенок будет женского пола. Если яйцеклетку оплодотворит сперматозоид с Y-хромосомой, то набор составит XY — значит, родится мальчик. Вероятность рождения мальчика или девочки теоретически равна 50%, однако в связи с большой чувствительностью эмбрионов мужского пола к повреждающему воздействию различных факторов число новорожденных мальчиков немного меньше, чем девочек: на 100 мальчиков рождается 105 девочек.

Несмотря на большие резервы, заложенные в детородную функцию человека, зачатие, вынашивание беременности и рождение ребенка – уникальный шанс, огромная удача. Прежде всего потому, что для благоприятного зачатия отводится всего 12-14 часов, в течение которых яйцеклетка и сперматозоид способны к нормальному оплодотворению. Позже этого времени резервы яйцеклетки истощаются, и запоздалое оплодотворение может привести к нарушениям в развитии эмбриона.

Оплодотворенная яйцеклетка к концу первых суток после оплодотворения начинает дробление и превращается в зародыш. Продвигаясь по трубе, зародыш попадает в полость матки, где внедряется в ее стенку. Это происходит на 6-7-й день после зачатия, т.е. на 20-21-й день менструального цикла, считая от первого дня менструации. Но не все зародыши способны имплантироваться в матку. Вероятность гибели зародышей в этой стадии достигает 50%, и они удаляются из матки с кровотечением, которое женщина считает очередной менструацией, не подозревая о раннем выкидыше. Обычно эти зародыши неполноценны, и природа мудро прекращает их существование.

Как определить, что беременность наступила? В большинстве случаев первым ее признаком становится отсутствие очередной менструации, хотя иногда менструации могут продолжаться, несмотря на беременность. Женщина может ощутить нагрубание и тяжесть молочных желез. Обычно обостряется ощущение вкуса и восприятие запахов, могут появляться тошнота по утрам, тяга к острой и соленой пище. Если измерить температуру в прямой кишке, она окажется выше 37,0°С, хотя температура тела останется нормальной. Однако наиболее достоверный ответ на вопрос — наступила ли беременность, дает анализ мочи на наличие особого гормона, который выделяется плодным яйцом. Такие тест-системы можно приобрести в аптеке.

Внутриутробное развитие

Началом жизни человека принято считать момент его появления на свет. Но ведь он целых 9 месяцев живет и до этого, и каждый день, каждый час с ним что-то происходит!

Во внутриутробном развитии плода различают период бластогенеза – дробления плодного яйца, который длится с конца первых суток после оплодотворения до имплантации в стенку матки. Эмбриональный, или зародышевый период, продолжающийся от момента имплантации до 12 недель беременности или до сформирования плаценты, и фетальный, или плодовый период — от конца 12 недели беременности до момента родов. В эмбриональном периоде происходят закладка и формирование всех основных органов и систем ребенка, в фетальном — продолжаются их дальнейший рост и развитие.

  • У 18 дневного зародыша начинает формироваться сердце в виде двух пульсирующих сосудов и система кровообращения, начинает определяться головной конец.
  • Седьмая неделя — критическая для плода, в это время наблюдается наиболее высокий уровень самопроизвольных выкидышей.
  • В 8 недель у плода уже развиты все черты, присущие человеку: сформированы тело, голова, имеются зачатки конечностей, глаз, носа, рта, наружных половых органов.
  • В 9-10 недель плод открывает и закрывает рот, появляется даже мимика в виде гримасы.
  • В 11 недель он начинает шевелить ручками и ножками, однако мать этих движений пока не ощущает.
  • К 12-й неделе сформированы скелет и все внутренние органы плода, которые начинают функционировать, несмотря на крошечные размеры.
  • В 12 недель полностью сформирована плацента, которая обеспечивает ребенка всеми необходимыми для жизни веществами, поступающими из крови матери. При трехмерном ультразву­ковом исследовании хорошо видны руки, ноги, пальцы, определяется пол плода, он достаточно комфортно чувствует себя в околоплодных водах, которые каждые 6 часов очищаются от его выделений. Плод улыбается хмурится, сучит ножками и ручками, он реагирует на музыку, голоса, узнает голос матери. Временами ребенок сосет палец руки, «тренируясь» перед будущим сосанием груди матери. Язык не поворачивается назвать его после этого плодом – ведь это настоящий человек!
  • В 18-20 недель мать чувствует первые шевеления плода. Завершается первая половина беременности.

Вторая ее половина характеризуется бурным нарастанием массы тела плода. Только за один месяц, в период с 20-й по 24-ю неделю беременности, его длина увеличивается на 10 см, а масса — почти на 500 г.

  • В 28 недель длина тела плода равна 35 см, масса — 1000 г. Кожа покрыта специальной смазкой, непроницаемой для околоплодных вод, органы достаточно созрели, и преждевременно родившийся в эти сроки ребенок уже не считается выкидышем. За рубежом, даже ребенок, родившийся в 21 неделю не считается выкидышем и подвергается реанимации. Самый легкий вес новорожденного, которого удалось выходить 237 грамм. Особенно интенсивный рост плода происходит после 32 недель беременности.
  • К 40 неделям организм ребенка полностью готов к внеутробной жизни, его легкие созрели для того, чтобы дышать воздухом. Длина зрелого плода равна 50-52 см, масса тела — 3000-3500 г. Ребенок с массой 4000 г и более считается крупным, а более 4500 г — гигантским.

В медицине, новорожденный называется – «продукт зачатия». Так вот – любой «продукт зачатия» появившийся на свет живым, должен называться новорожденным ребенком, а не плодом!

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*