admin / 09.04.2020

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

пальчиковые и артикуляционные гимнастики картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Комплекс № 1 с 03.09. по 14.09.2018г.

Пальчиковая гимнастика : «Семья»

(согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем

по очереди разгибать их начиная с большого пальца)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я,

(скрестить пальцы обеих рук в замочек)

Вот и вся моя семья.

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Окошко

широко открыть рот — «жарко»

закрыть рот — «холодно»

Чистим зубки

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

улыбнуться

пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Комплекс № 2 с 17.09. по 28.09.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

«Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем»
(Загибают пальчики, начиная с. большого Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу. )

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Чашечка

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Комплекс №3 с 01.10. по 12.10.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «Ветер по лесу гулял»

Ветер по лесу гулял,

(делают кистями плавные слева направо)

Ветер листики считал:

(поочередно загибают пальцы на руке)

Вот дубовый,

Вот кленовый
Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(встряхивают кистями рук)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Маляр

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Грибочек

улыбнуться

поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу

Киска

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Комплекс №4 с 15.10. по 26.10.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «По грибы»
Раз, два, три, четыре, пять,

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Мы идём грибы искать!

(попеременно соединяем пальцы двух рук, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Поймаем мышку

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

Комплекс № 5 с 29.10. по 19.11.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран,

дудка, мячик, барабан.
(загибают поочерёдно пальчики обеих рук)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Слоник пьёт

вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»

«набирать водичку», слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»

Орешки

рот закрыт

кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

Комплекс №6 с 12.11. по 23.11.2018г

Пальчиковая гимнастика: «У Матрешиной сестрицы»

У Матрешиной сестрицы

(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони)

По деревне небылицы:

(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони)

Ходит утка в юбке,

в теплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

(ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Качели

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы

Часики

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

улыбнуться

приоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу

Комплекс № 7 с 26.11.по 07.12.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки)

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

(поднимают зажатые кулачки вверх)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Вкусное варенье

улыбнуться

открыть рот

широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Шарик

надуть щеки

сдуть щеки

Гармошка

улыбнуться

сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Комплекс № 8 с 10.12. по 21.12.2018г.

Пальчиковая гимнастика : «Комнатные растения»

На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль»из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок,

(сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка,

(сложить ладошки. растопырить пальцы , «нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду,

(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

(Уколоть пальчиком ладошку)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Барабанщик

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»

Парашютик

на кончик носа положить ватку

широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Загнать мяч в ворота

«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Комплекс № 9 с 24.12.2018г. по 11.01.2019г.

Пальчиковая гимнастика: «Новый год»

Дед мороз принёс подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол мешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

( «Шагают» пальчиками по коленям, затем на каждое название загибают по одному пальчику, сначала на правой, потом на левой руке. Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – «ушки».)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Маляр

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Грибочек

улыбнуться

поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу

Киска

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Комплекс №10 с 14.01. по 25.01.2019г.

Пальчиковая гимнастика: «Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Поочередно показывают и загибают пальцы на руке, начиная с большого.)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Поймаем мышку

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

Комплекс № 11 с 28.01. по 08.02.2019г.

Пальчиковая гимнастика : «Транспорт»

Будем пальчики сгибать —

(сжимают и разжимают пальчики)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(сжимают пальцы в кулачок)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Чашечка

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Комплекс №12 с 11.02. по 22.02.2018г.

Пальчиковая гимнастика : «Солдаты»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

(«шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки по коленям)

(поочередно загибают пальцы правой рукой на левой)

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

Летчики, радисты.

А потом пехота —

Рота за ротой!

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Поймаем мышку

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

губы в улыбке

открыть рот

с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

Комплекс № 13 с 25.02. по 07.03.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы»

Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель —
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

Маляр

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Грибочек

улыбнуться

поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу

Киска

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Комплекс № 14 с 19.03.по 30.03.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «Хлеб»

Муку в тесто замесили,

(сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили:

(прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи —

Всё мы испечем в печи.

(поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца)

(обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

“Показать язык”

Язык наш нужно показать,

Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та(покусать кончить языка)

Заморились уже зубы,

Пусть язык покажут губы.

Пя-Пя-Пя

(пошлепать кончик языка).

“Лопатка”

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Комплекс № 15 с 02.04.по 13.04.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляют вверх большие пальцы, соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляют только мизинцы, кулачками стучат друг о дружку)

Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя.

(ритмично сжимают пальцы обеих рук в замок)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

“Часики”

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

“Почистим зубы”

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

“Гармошка”

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Комплекс №16 с 16.04. по 27.04.2018г.

Пальчиковая гимнастика: » Моя Родина»

Здравствуй, Солнце золотое!

(поднимают руки вверх и опускают)

Здравствуй, небо голубое!

(поднимают руки вверх и опускают)

Здравствуй, вольный ветерок!

(изображают ветер кистями рук)

Здравствуй, маленький дубок!

(руки вверх и пальчиками шевелим изображая листики)

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

(обеими руками каждый обнимает себя)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

» Улыбка» Наш Дениска – озорник

Тянет губки к ушкам.

— Посмотрите, — говорит,

— Я теперь — лягушка!

«Трубочка» Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Узкой-узкой трубочкой

«Горка» Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгибаем — горка получается.

Быстро- быстро с горки вниз

На санках катится Денис.

Комплекс № 17 с 30.04. по 11.05.2018г.

Пальчиковая гимнастика : «Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(поочередно сгибают пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячут руки за спину)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

«Часики» У Дениса есть часы –

Удивительной красы!

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

«Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение,

Ест Дениска наш вкусное варенье.

Надо верхнюю губу вареньицем намазать,

И широким язычком облизнуть все сразу.

«Качели» Язычок – вверх и вниз –

На качели сел Денис.

Вот качели высоко,

Вот качели низко.

До чего же хорошо,

Весело Дениске!

Комплекс № 18 с 14.05. по 31.05.2018г.

Пальчиковая гимнастика: «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(пальцами обеих рук делаю шарик)

Стебель тоненький, как пальчик.

(показывают указательные пальцы)

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит

( движения ладонями над головой)

Все вокруг зашелестит .

(делают ладошками «Фонарики»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

И сольются с небосводом.

(пальцами обеих рук делаю шарик, а затем разводят ладони в разные стороны)

Артикуляционная гимнастика:

( 1 неделю – по 2 раза; 2 неделю – по три раза)

«Грибок» Наш Дениска в лес пошел,

Под сосною гриб нашел.

Подними вверх язычок-

Покажи, как рос грибок.

«Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса

Купила барабан Денису.

И теперь он делом занят:

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство речедвигательного аппарата у детей

жанна сухоносенко
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство речедвигательного аппарата у детей

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

как средство коррекции речедвигательного аппарата у детей»

Подготовила воспитатель:

МАДОУ детский сад ст. Плавица

Сухоносенко Ж. Н.

Для коррекции речедвигательного аппарата детей дошкольного возраста в своей работе я использую артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Они предоставляют детям возможность научиться говорить правильно, красиво и четко.

А вот зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Дефекты произношения отрицательно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в будущем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи. Слайд №2

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

К статическим относятся: «улыбка»,»трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)

Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «маятник», «лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи) Слайд №3 – статическое упражнение, слайд №4- динамическое, слайд №5.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппаратаобъединены в комплексы:

Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции («Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д.)

Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков («Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)

Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков и («Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т. д.)

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными. Слайд №6

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;

во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;

гимнастика должна проходить эмоционально, в игровой форме, комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений;

переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;

если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их;

всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять не большой подгруппой или индивидуально по 2 раза в день, например, утром и вечером.

Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Слайд №7 Методика проведения артикуляционной гимнастики: воспитатель рассказывает о выполнении упражнений; предлагает образец выполнения упражнения; контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт. Слайд №8

В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т. д.)

Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: — губы умеют улыбаться, обнажая зубы, вытягиваться вперёд трубочкой; — нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; — язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад;

Выполняются: — упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов); —упражнения для развития подвижности нижней челюсти; — упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»); — упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»). Слайд №10

Для проведения артикуляционной гимнастики в младшей группе я использовала самый распространённый приём — выполнение упражнений под стихотворение.

Стихотворение «Котик Рыжик в детском саду»

Котик Рыжик стал скучать –

Не с кем дома поиграть. (Зевают)

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти! (Улыбаются)

Рыжик лапки причесал, («Протаскивают» язык между зубами вперед-назад)

Язычком их облизал (Облизывают рот по часовой стрелке) и т. д. Слайд №11, 12, 13

Также необходимо использовать тематические картинки и гимнастика проходит очень интересно, малышу становится понятным смысл движений. Слайд №14

В средней группе уточняются предыдущие знания и выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие.

Для артикуляционной гимнастики в этом возрасте я использовала различные картинки, игрушки, гимнастику в стихах, сказки, кубики.

Например, ребенок может взять кубик и выполнить те упражнения, которые находятся перед ним, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения (показываю артикуляционный кубик) Слайд №15- гимнастика в стихах -«Часы», слайд №16 –сказка «Зоопарк», слайд №17 –»Веселый язычок». Слайд №18

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях, необходимо следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения.

В этом возрасте я использовала специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком, например сказка «Зимние развлечения» и др.

Слайд №19 — Игра «Бродилки»Цель: активизировать детей для выполнения артикуляционных упражнений.

Помоги Карлсону дойти до варенья, выполнив все упражнения (артикуляционные упражнения для Р).

Помоги Сове дойти до Ослика и поздравить его с днем рождения (артикуляционные упражнения для свистящих)

Помоги Чебурашке выполнить упражнения и получить в подарок воздушные шарики (артикуляционные упражнения для шипящих).

Помоги Лунтику добраться до своей подружки Милы (артикуляционные упражнения для Л).

В ходе игры можно использовать резиновую игрушку, фишку, камешек для продвижения по клеточкам.

Выполнил ребенок упражнение и передвигает игрушку, до тех пор пока не дойдет до конца. Слайд №20

Для повышения интереса к гимнастике можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение.

Артикуляционная гимнастика со Смешариками – это презентация с набором карточек для проведения упражнений в развития артикуляционной моторики.

Герои известного мультфильма помогут заинтересовать ребенка. Использую элементы биоэнергопластики. Слайд №21

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук — «Бегемотик» Слайд №22

Детям 6- 7 лет понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;

положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;

вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка ;

язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;

облизать чупа-чупс с разных сторон. Слайд № 23

Использование видео артикуляционной гимнастики. Слайд №24

У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук.

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

И. В. Мальцева и Л. П. Савина в ходе исследований установили, что при выполнении пальчиковыхигр происходят следующие изменения:

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Применять пальчиковые игры, направленные на коррекцию речедвигательного аппарата у детей, также нужно с учетом возраста дошкольника.

И мне бы хотелось поближе познакомить вас с играми,которые использую в своей работе. Они разделены на 3 группы. Слайд №25

1 — развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое, например — «Фонарики» Слайд №26

2 — совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений, например — «Гусь». Слайд №27

3 — развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук, например — «Пальчики ложатся спать». Слайд №28

Перед игрой с детьми необходимо обсудить её содержание.

Выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, демонстрируя свою увлеченность игрой.

Не ставить перед детьми несколько сложных задач.

Подготовить руку к игре (размять, разогреть). Слайд №28

С детьми младшего возраста я использовала пальчиковые игры с музыкальным сопровождением Железнова Е. С. – «Дождик» как да кап, «Пальчик, где твой домик» и др., игры – манипуляции. Слайд №29

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Например — «Сорока белобока».

В игре «Сорока белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника. Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки. Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть. Сначала мизинчик, он отвечает за работу сердца. Потом безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Затем средний, он стимулирует работу печени. Затем указательный отвечает за работу желудка.Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга.

Слайд №30 Игры с предметами «Бусинки-горошки», «Карандаш», «Самолет». Слайд №31,32,33,34, 35.

Также я использую в своей работе пальчиковые игры во время занятий – физминутки, игры со скороговорками, теневой театр, пальчиковую азбуку, игры по лексическим темам. Слайд № 36

Биоэнергопастику, направленную на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Например, «Дятел»-

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».

Долбит клювом по коре. Слайд №37

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.

«Кулак. Ребро. Ладонь»Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь

2. Положение ладони ребром на плоскости стола

3. Распрямленная ладонь на плоскости стола

Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз. Слайд № 38 «Колечко», «Лезгинка». Слайд №39

Су — Джок терапия – это достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев).

Данные игры я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речедвигательный аппарат у детей.

Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Светлана Гиль
Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и

артикуляционной гимнастик по теме

«Формирование интереса у детей 4-го года жизни

к людям разных профессий».

Разработала воспитатель МБДОУ № 12

Гиль Светлана Александровна,

г. Кировск, Мурманской обл.

ФИЗМИНУТКИ

«Грузовик»

Грузовик везет песок. (дети бегут на месте с «рулем»)

Удивляется народ. (разводят руки в стороны)

Вот так чудо — чудеса

В нем песок до потолка. (руки вверх и подняться на носочки)

«Помощники»

Дружно помогаем маме, (встают, наклонившись; руками двигают

Мы белье полощем сами. влево, вправо)

1, 2, 3, 4, потянулись, (тянутся, как бы вытирают пот со лба)

Наклонились. (снова полощут)

Хорошо мы потрудились. (вытирают руку о руку)

«Самолет»

Руки в стороны – в полет, (дети бегут на месте на носочках, Отправляем самолет, расставив руки в стороны)

Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед, (поворот через левое плечо)

Полетел наш самолет. (бегут, расставив руки в стороны)

«Летчик»

Быть шофером хорошо, (дети бегут по кругу, «крутят» руль)

А летчиком – лучше. (бегут, расставив руки в стороны)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, (остановились, наклонили воображаемый

Завожу пропеллер. сосуд. Круговые движения руками перед

«В небеса, мотор, вези грудью. Бегут, расставив руки)

Чтобы птицы пели»

«Шофер»

Качу, лечу во весь опор. (бегут на месте, крутят воображаемый

Я сам шофер. руль)

И сам –мотор. (крутят руками перед грудью)

Нажимаю на педаль — (останавливаются, нажимают на

И машина мчится вдаль. воображаемую педаль правой ногой и

бегут на месте)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Помощники»

Раз, два, три, чет (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с

И большую поварешку большого)

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по одному, начиная

Ковшик тоже развалился, с большого)

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о друга, хлопок в

ладоши)

* * *

В понедельник я кроила, (загибают пальчики по одному)

А во вторник — платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг –белье стирала:

Все свои платочки и братишкины носочки.

А в пятницу, субботу отдыхала от работы (как бы вытирают пот со лба)

* * *

Молотком и топором (ударяют пальчик о пальчик)

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей, (пальчики поднимают вверх)

Много взрослых и детей. (поднимают руки вверх и приседают)

* * *

Мышка зернышко нашла (показывают маленькое зернышко)

И на мельницу снесла. (пальчики шагают)

Намолола там муки, (крутят пальчиками быстро по кругу)

Испекла всем пирожки: («пекут пирожки»)

Мышонку – с капустой, (загибают пальчики по одному, начиная

Мышонку – с картошкой, с большого)

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой,

Для большого толстяка (показывают большой пальчик)

Все четыре пирожка. (показывают 4 пальца)

«Друзья»

Пальчик к пальчику приходит, (поочередно пальчики соединяем)

Друга он себе находит, (нажимают пальчики друг на друга)

Будут пальчики дружить, (пальчики сжать в замок)

В гости часто приходить. (пальчики «бегут»)

«Строители»

Тук, тук молотком

Строим, строим новый дом. (ударяем кулачок о кулачок)

Этот дом для Маши, этот дом для Саши, (загибают пальчики по одному)

Этот дом для Даши, этот – для Наташи.

Этот дом для Ксюши, этот – для Андрюши.

Все соседи, все друзья! (разводят руки в стороны)

Жить без дружбы им нельзя. (сжимают и разжимают кулачки)

«Магазин одежды»

Открываем магазин, (разводят ладони в стороны)

Протираем пыль с витрин, (имитируют действие)

В магазин заходят люди, (пальчики шагают)

Продавать одежду будем. (дети называют различную одежду,

загибают пальчики)

Магазин теперь закроем (ладошки закрываются)

Каждый пальчик мы помоем (каждый пальчик крутят в кулаке)

Потрудились мы на пять (показывают пять пальцев)

Пальцы могут отдыхать. (потрясти пальчиками внизу)

Массаж ладоней

Ежик колет нам ладошки, (движения выполняются с массажным

Поиграем с ним немножко. мячиком в соответствии с текстом)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными — девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе.

«Пирог»

Падал снег на порог. (дети медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог. (показывают, как лепят пироги)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки (показывают, как пекут пироги)

Не из снега – из муки.

«Каша»

Каша в поле росла, (дети изображают растущий колосок)

К нам в тарелку пришла. (показывают «тарелку» из ладошек)

По тарелке дадим. (как бы раздают тарелки и разводят

Всех друзей угостим. руки в стороны)

Птичке – невеличке, (загибают по одному пальчику, начиная

Зайцу и лисичке с большого)

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке! (разводят руки в стороны, показывая ложку)

«Машина каша» Н. Нищева

Маша каши наварила, (указательным пальцем левой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке)

Положила маша кашу

Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику на левой

Жучке – в плошку, руке)

а коту – большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)

Все до крошки раздала. (сдувают «крошку» с ладошки)

«Компот»

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат ковшиком,

Фруктов нужно много.Вот: указательным пальцем левой руки

мешают)

Будем яблоки крошить, (загибают пальчики по одному, начиная

Грушу будем мы рубить. с большого)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять «варят и мешают»)

САМОМАССАЖ ТЕЛА «Пироги»

За стеклянными дверями (Выполняют хлопки правой ладонью по

левой руке от кисти к плечу)

Ходит Мишка с пирогами. (Хлопки по правой руке.)

Здравствуй, Мишечка дружок, (Хлопки по груди.)

Сколько стоит пирожок (Хлопки по бокам.)

Пирожок то стоит три, (Хлопки по пояснице.)

А шарить то будешь ты! (Хлопки по ногам сверху вниз.)

Напекли мы пирогов, (Выполняют последовательное

К празднику готов. поглаживание рук, корпуса, ног.)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

«Моем окна».

Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

«Красим крыльцо».

Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

«Красим потолок».

Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов.»

«Мама испекла блинчики».

Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до пяти и увеличивая до десяти).

«Мама испекла пирожки с разной начинкой».

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой»

Артикуляционное упражнение «Заборчик»

Губы открыты и растянуты в улыбке. Зубы сжаты и открыты.

Артикуляционное упражнение «Лопаточка».

Рот открыт, показать широкий язык.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка»

Удерживать широкий язык в форме чашечки.

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Рот открыт, язычок качается вправо, влево.

Дыхательное упражнение «Каша кипит».

Дыхательное упражнение «Горячий суп»

Носом – вдох, ртом делаем короткие частые выдохи.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*