admin / 07.04.2020

День многодетной мамы

Один день из жизни многодетной мамы: откровенно про семью из 10 человек

Кто сказал, что дети — это цветы жизни?! Кто бы это ни был — он точно был в теме! Но как наладить домашние дела, когда у тебя целая «клумба»? Татьяна описала реальный день одной многодетной семьи.

Как всё началось

Как все нормальные молодые люди, я строила вполне адекватные планы на будущее: окончить вуз, найти хорошую работу, заработать авторитет и уже после всего этого, годам к тридцати с хвостиком родить ОДНОГО! ребёнка и обязательно мальчика. Скажу сразу — это мне удалось. Удалось родить первого мальчика)). Конечно, для наследника тоже был предусмотрен план развития: продвинутая школа, занятия спортом, театральный кружок и лучший вуз, на выбор. Как ни странно, муж в моих прожектах предусмотрен не был.

Не зря говорят: «хочешь рассмешить Бога — расскажи ему свои планы на завтра». И буквально накануне двадцать второго дня рождения у меня появился Андрейка. Это событие так меня потрясло, что спустя полтора года я захотела испытать это снова и родила Артёма, а чтоб окончательно убедить меня, что это не сон, через четыре года появился Григорий. Но почему-то меня преследовало чувство, что я недовыполнила генеральный план судьбы.

И тут я натолкнулась на статью о семейных детских домах. Меня как током шибануло — вот оно! Я забеременела идеей «родить» сразу четверых детишек. Через девять месяцев мне это удалось и теперь наша семья состоит из десяти человек: четыре сыночка, три лапочки-дочки, муж с опекаемым Володей и я.

С тех пор наша жизнь стала похожа на аттракцион американские горки — каждый день переполнен событиями, но это так страшно интересно, что телевидение «нервно курит в сторонке», ему и не снились наши комедии, драмы и боевики. Иногда перед сном я с улыбкой вспоминаю свои девичьи планы и радуюсь, что они не сбылись, ведь тогда моя жизнь не была бы такой интересной и необъятно-многообещающей.

39 детей – многодетная мать-героиня:

Обычный день многомамы, или — слабонервных просим удалиться

Все роли — главные:

Как всегда неожиданный звонок будильника пулей влипает между лопаток, пробегает дрожью по позвоночнику, и ты понимаешь — всё! Но ещё предстоит отвоевать у Морфея тёплых уютно-сопящих малышей и подростков. Необходимо собрать всю волю в кулак и пуститься в круговорот событий.

Все отчаянно зевают, кряхтят, придумывая как бы сегодня не ходить в школу, а забраться обратно в тёплый кокон одеяла. Я не мешаю им мечтать про себя о несбыточном, подгоняя отстающих умываться, по ходу, помогая разыскивать носки и прибирать в комнатах. И, наконец, после завтрака, под завывания: «сегодня мы точно опоздаем!», все выдвигаются к автобусу (к счастью, именно в нашем селе находится неплохой детсад и одна школа на всю округу).

Уф! Мы с мужем наслаждаемся заслуженной минуткой тишины и покоя. Не спеша завтракаем и за чаем, обсуждаем предстоящие дела. Теперь пора будить Володю — нашего подопечного 25-летнего парня с умом ребёнка пяти лет. Вова не любит когда шумят дети, зато обожает пообщаться с нами, поговорить о своих планах на сегодня и рассказать о том, что ему снилось. После умывания он с удовольствием завтракает, выпивает чашку чаю с домашним вареньем и погружается в свои занятия.

Творить или спать — вот в чём вопрос…

Большинство людей ошибаются, думая, что все многодетные мамы, а тем более с семейным детским домом, не работают в общепринятом смысле, а только по дому. «Я вам не скажу за всю Одессу..», но это точно не обо мне. Интернет — наше всё! В том числе и интересная работа не выходя из дома.

Утренняя тишина способствует написанию текстов, если только накануне Муза не приклеила тебя к компу до поздней ночи. Тогда тишина раннего утра действует как патентованное снотворное. Можно позволить себе ещё пару часиков вздремнуть и набраться сил для нового «боя».

Повар из заводской столовой — плакал!

Готовить в 5-литровой кастрюльке для меня равноценно предложению надеть пинетки! В нашем доме приняты большие формы. Самая редко используемая, «маленькая» кастрюля на 8 литров. Ну что в ней сваришь? Разве что кашку на один зубок. Вот десять, тринадцать литров — это наш размерчик, в самый раз кастрюли. Как это ни странно, но если ты умеешь готовить обед на 3 человека, дальнейшее увеличение числа едоков уже не имеет значения. Совсем чуть-чуть дополнительного времени и Вуаля! обед на десять персон из 3-4 блюд (порция супа, пачка каши, миска салата и огромная сковорода с котлетками) плюс компот готов!

Ну, здравствуй — это мы!

К 16-ти ватага подростков влетает в дом. Все голодны, взъерошены и переполнены новостями. Они шумно рассаживаются вокруг стола, выхватывают из тарелок самые вкусные кусочки и наперебой рассказывают о школьных событиях. Это счастье! Но рано расслабляться! Скоро надо идти встречать малышей из садика и пропустить нужный момент никак нельзя.

Тяжело в учении — зато жизнь будет интересной

Самое сложное в жизни многомамы — это выполнение «домашки». Дети разновозрастные с разными способностями, склонностями и некоторые просто не могут сосредоточиться надолго. К каждому надо найти свой подход — где мытьём, где катаньем.

А ещё в обязанность старших входит помогать малышам — такое домашнее репетиторство. За хорошую успеваемость «ученика», «репетитор» вознаграждается дополнительным временем на компьютерные игры или чем-то другим по желанию.

Я заметила, что приёмные ребятишки, делая уроки, проявляют больше усердия. Видимо, они сильнее нуждаются в чувстве близости, которое витает над головами во время общих занятий.

Подвижные игры на свежем воздухе

У нашего поколения самые яркие впечатления детства связаны с летом в деревне, у бабушки с дедушкой. Мои дети живут в таком раздолье круглый год. Летом — велосипеды, рыбалка, купание в реке, походы за ягодами и грибами, а по ходу мы ещё придумываем разные игры, квесты, викторины. Зимой — лыжи, коньки, снежные бои, санки. Благо, горок у нас — хоть отбавляй! Когда они вваливаются в дом, облепленные с головы до ног снегом, раскрасневшиеся и с волчьим аппетитом становится понятно — день был насыщенный. Живой мир дети узнают не по книгам, а каждый день, наблюдая вокруг себя, удивительное природное многообразие. Не говоря уже об астрономии на расстоянии вытянутой руки. Здесь ВИДНО звёзды!

Это девайсы или гаджеты?

Неважно как их назвать, но невозможно представить современную жизнь без телевизора и компьютера, смартфона и планшета. И как бы взрослые ни стенали, что дети слишком много времени проводят в интенете, с этим уже ничего не сделаешь. Сейчас не давать ребёнку общаться в соц сетях — это как в 80-х не пустить гулять во двор с друзьями. Я тоже хотела бы немного подсократить эти бесконечные сеансы, но Света уже давно занимается своей страницей в инстаграм и делает там прямые эфиры, Андрей, Григорий и Тёма зависают в ютюбе, разыскивая видео о выживании в экстремальных условиях и создании необычных механизмов. А мелкие, конечно, сдаются в рабство мультсериалам. Я не слишком заморачиваюсь по этому поводу, так как знаю по себе, если что-то по- настоящему интересно, на это всегда найдётся время.

Разбор полётов, или кто сегодня без сладкого!

В большой семье без конфликтов различного калибра не обойтись, как ни старайся. Иногда кому-то кажется, что домашние дела распределены несправедливо, иногда возникают споры буквально из-за пустяка. И чтобы вовремя погасить серьёзное противостояние, пока процесс не набрал обороты, собирается семейное вече. Конечно, здесь же обсуждаются и другие текущие или перспективные дела. Совет затягивается, иногда даже нарушая время отбоя. У меня есть тихое подозрение, что именно для этого подростки и затевают ссоры)). Одно радует, что большинство проблем решаются сразу на месте, не доходя до совета.

Вечер вместе — перезагрузка

Когда день подходит к концу, уроки сделаны, игры закончены, начинаются ритуалы отхода ко сну, причём у всех свои. Каждая из четырёх комнат, где спят ребятишки, становится маленьким театром со своим действом. Катя и Павлуша устраиваются поудобнее в постельке, предвкушая новую сказку, придуманную мною для них. Старшие девчонки забираются на полчаса в ванную и плещутся там, словно весь день грузили уголь. Пацаны добрались до отца и выведывают у него все тайны мира или обсуждают последние научные новости. Володя ждёт, когда малышня угомонится, чтобы посидеть с нами за столом с вечерним чаем и беседой. Неожиданно на нас обваливается тишина и мы, как в замедленной съёмке, растягиваем удовольствие и мечтаем о будущем.

Безусловно, лето вносит существенные коррективы в этот распорядок, когда дети на каникулах, и мы можем себе позволить многодневные походы по нашим местам и другие радости. Но я же обещала описать обычный будний день. Слегка перефразируя Александра Сергеевича, «.. на, вот возьми его скорей!». И знаете что? Жизнь в такой большой семье всегда новая, с неожиданными поворотами и уймой удивительных событий! Дети такие разные, непосредственные учат меня правильно жить и радоваться каждому дню!

Читаем также:

  • 10 аргументов в пользу многодетной семьи
  • Опыт многодетной мамы: 5 способов облегчить жизнь и родителям, и детям
  • Манифест многодетной матери: почему дети — это тяжело и что делать, если хочется все бросить и сбежать
  • Почему стоит быть многодетной мамой: 5 весомых и веских доводов в пользу большой семьи
  • Плюсы и минусы многодетной семьи

Нашли видео семьи Вершининых (один день многодетной семьи)

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Меня зовут Оксана. Учусь в педагогическом колледже, работаю. Вполне довольна и счастлива. В общем, все, почти как у всех. Кроме одного — в 22 года я одна воспитываю троих детей. На жизнь жаловаться не умею, не люблю и не хочу, поэтому просто расскажу, как обычно проходит мой день.

Главное в моей жизни — дети. Трое замечательных мальчишек, которые появились на свет почти вместе. Почти, потому что старший — Витенька (как я его обычно называю) — родился всего лишь на год раньше близнецов — Лёши и Миши.

Многие говорят мне: «Ты такая умничка. Одна с тремя детьми…» На самом деле, не одна. Все мои родственники и друзья стараются помочь. Больше всех помогает подруга Надежда. Не каждый согласится присматривать за тремя чужими детьми совершенно бесплатно. Но мне повезло. Наденька даже переехала жить к нам. Теперь она и котенок Нюша, которого мы, по просьбе Нади, взяли из приюта «Кошкин дом». — полноценные члены нашей большой семьи.

Чаще всего «будильники» начинают «трезвонить» в промежутке от шести до семи утра. Сразу после подъема я даю детям молоко в бутылках и отправляюсь на кухню готовить завтрак. Традиционно — это каша.

Кухня в 4 квадратных метра для нашей оравы маловата, но пока что мы помещаемся. Витя сидит на «стуле-трансформере», сделанном для него дедушкой. Лёша почему-то не любит сидеть и завтракает стоя, вскарабкиваясь на обычный стул. А Миша, самый привязанный к маме, забирается ко мне на колени.

После завтрака у меня остается совсем немного времени, чтобы собраться и добежать до колледжа. Там я общаюсь с одногруппниками и стараюсь получить какие-то знания.

По пути домой забегаю в продуктовый магазин и покупаю все необходимое. Когда прихожу рано, успеваю покормить детишек обедом, когда не успеваю, этим занимается Надя. Сегодня как раз такой день, когда я не успела пообедать с малышами. Мы отправили тетю Надю на работу и стали собираться в гости. Собрать троих детей на улицу — занятие не из легких, на это у меня и моей сестры, которая пришла мне помочь, ушло не менее сорока минут.

Недалеко от дома, где живет моя сестренка, мы встретили фотографа Ивана из редакции «Твоей Параллели». Он сделал несколько снимков — и для этого репортажа, и нам на память.

Дома у Люды дети сразу начали испытывать на прочность надувной матрас. Довольные и радостные, они прыгали на нем, как на батуте.

В гости мы пришли, чтобы помыться (у нас в квартире есть только туалет), поэтому через несколько минут я с Лешей отправилась в душ. Следующим был Миша, затем Витя. Обсохнув и поужинав, отправляемся домой. Дети ведут себя неважно — уже устали и хотят спать. Дома разливаю молоко в бутылки. Пока меня нет, дети умудряются отломать дверцу шкафа, ободрать недавно поклеенные обои и раскидать одежду.

Одна из двух кроваток, сделанных на заказ по случаю рождения близнецов, сломалась — отвалилась боковая стенка. Поскольку места в нашей съемной квартире немного, мы не можем позволить себе держать дома бесполезные вещи. Поэтому одна кровать, с помощью креативного мышления Нади, благополучно превратилась в стол.

Теперь в кроватке спит Лёша, а Миша и Витя устраиваются на диване рядом со мной. Правда, ночью Лёше становится скучно, и он настойчиво просится к нам, поэтому по утрам нас на диване четверо. Ну, а вечером, когда каждый ребенок лежит довольный с бутылкой молока, я принимаюсь за уборку.

Комната в порядке. Дети спят. Теперь пришло время приниматься за работу. Когда глаза начнут закрываться, отправлюсь спать и я.

Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….
Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму – не было системы.
У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. – она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама – это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.
Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети — Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.
Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.
Вот мои помощники:
1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.
2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.
3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».
4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.
Порядок.
1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.
Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.
Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…
Игрушек у нас не много:
— качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
— пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
— немного машинок;
— деревянная «железная дорога»;
— и по 2-3 мягких игрушки у каждого.
Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».
Оказывается, детям не нужно много игрушек – они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.
Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».
Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.
2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе – форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.
Система распределения времени.
1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.
2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.
Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.
Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…
К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.
3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.
Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.
4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.
5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.
Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.
Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.
Режим.
Наш обычный день выглядит примерно так.
Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.
Все готовы — выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.
Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад – я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.
Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.
Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках – это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю – вот считай и на «развивалки» сходили….
После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.
Дома — завтрак для малышей.
Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.
После плавания младшая дочка легко засыпает.
В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.
Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.
День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.
Затем час на уроки.
И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то – в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.
Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.
Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.
Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.
Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.
Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.
Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.
Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.
В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.
В воскресенье у старших — воскресная школа.
Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.
Еще мы вместе готовим, печем пироги….
Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.

Tags: 2 и более, материнство, опыт, планирование

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*