admin / 23.04.2020

Флейта кларнет

Коллега кларнетиста и флейтиста

Другие ответы на вопросы

  • Как называлось пиво у инков, зарываемое для охлаждения в землю? 4 буквы
  • Название приправы африканского народа манде, приготовляемое из сушеных цветков или листьев гибискуса? 4 буквы
  • Какое название получил сплав никеля с медью и цинком, похожий на серебро, полученный в Европе в 19 веке? 11 букв
  • Известная женщина. Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова. Вероисповедание индуизм. Политик. 5 букв
  • Наиболее характерный представитель флоры Австралии 6 букв
  • Чем в день крещения после возвращения с праздничной литургии хозяйка чертила крест над дверями и окнами, чтобы закрыть вход нечисти. 7 букв
  • Кого из своих сказочных персонажей художник-мультипликатор Леонид Шварцман срисовал со свей тещи? 8 букв
  • Что означает слово Казак, символ мужества, удачливости и военной доблести? 6 букв
  • 36 лет назад Николай Черных, работая в крымской обсерватории, открыл объект 2509 и назвал Чукоткой. Что за объект? 8 букв
  • Во что в деревнях в древности клали дозревать недозревшие в огороде помидоры? 7 букв

LiveInternetLiveInternet

liudmila_leto все записи автораВ Московской филармонии состоялось заседание Оргкомитета XVI Международного конкурса имени Чайковского(2019 г.). Сопредседатель оргкомитета смотра Валерий Гергиев рассказал о сенсационных нововведениях: к традиционным специальностям («фортепиано»,»скрипка», «виолончель»,»вокал») добавилась новая номинация — «духовые инструменты».
Подразделяться она будет на две группы, в каждой — одна золотая медаль.
«Деревянные духовые»(«флейта», «гобой», «кларнет», «фагот») поедут вместе с виолончелистами и вокалистами состязаться в Петербург, а «медные духовые»
(«труба», «валторна», «тромбон»,»туба») останутся вместе с пианистами и скрипачами в Москве.
«В партитурах Чайковского громадна роль духовых инструментов, и мы продумаем программу духовой специальности так, чтобы в ней присутствовали не только западные авторы,но и российские, не только симфонический, но и оперный, балетный репертуар», — отметил Валерий Гергиев.
«Платформа конкурса имени Чайковского — мировая, в прошлый раз интернет-трансляции смотрели в 186 странах. Мы и в этот раз постараемся привлечь телеканал Medici, доведем охват стран до 200, а это уже масштаб чемпионата мира по футболу
или Олимпиады. Излишне говорить,что конкурс Чайковского — наша святыня, — подвел итог маэстро Гергиев. — Мы ставим перед собой простые и ясные цели: он должен в очередной раз собрать лучшие творческие силы и молодые дарования и выявить имена,которые возглавят исполнительские силы своего поколения».
Первый конкурс имени Чайковского в 1958 году проводился по двум специальностям:»фортепиано» и «скрипка». Со второго конкурса (1962) введена специ-

альность «виолончель», с третьего (1966) — «вокал».
источник-газета «Культура»


Деревянные духовые инструменты образуют вторую группу симфонического оркестра. В нее входят флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Их прообразом еще в Древнем мире были всякого рода свистульки, имеющие дырочки в деревянном или тростником корпусе. У современных инструментов вместо дырочек сложный клапанный механизм.
Флейта — самый высокий голос среди деревянных духовых, фагот — самый низкий. В обычном оркестре играют две флейты, два кларнета, два гобоя, два фагота. Такой состав называют парным. Эти восемь инструментов, в силу яркости своих тембров, уравновешиваются всей большой струнной группой и всеми медными духовыми инструментами. Общий звуковой диапазон этой группы инструментов превышает даже возможности струнных смычковых инструментов.
Флейту — первый инструмент деревянной духовой группы — раньше изготавливали из слоновой кости, хрусталя и даже золота. В настоящее время ее делают их особых серебристых металлических сплавов. В состав оркестра флейта вошла с начала ХVII века. В то же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов для домашнего музицирования.
Вот как характеризует звучность флейты Н.А. Римский-Корсаков: “Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре”. Флейте не дано говорить о больших чувствах, но там, где дело касается картин природы, изображения фантастических образов, флейте нет равных. Ей прекрасно удается импровизировать птичьи голоса, журчание ручейка и даже шелест лесной травы, звук свирели.
Флейта — технически подвижный инструмент, способный в быстром темпе играть виртуозные пассажи. В симфонической сказке С. Прокофьева “Петя и волк” каждый персонаж олицетворен каким-либо инструментом. Для партии птички композитор избрал флейту, прекрасно изображающую ее грациозное порхание на фоне пиццикато струнных.
Игривый характер звучания флейты прекрасно использовал И.С. Бах. Наверное, мало найдется людей, не слышавших хотя бы раз знаменитый финал его оркестровой сюиты Си минор (“Шутка”).
Особой любовью пользовалась флейта у русских композиторов.
Очень красиво звучит ансамбль из трех флейт. Его использовал П.И. Чайковский в балете “Щелкунчик” в изящном и хрупком танце пастушков.
В симфонических оркестровых сочинениях звук одной малой флейты способен прорезать звучание всех инструментов оркестра, играющих с максимальной силой.
Звук гобоя в оркестре можно узнать по терпкому носовому оттенку звучания. По сравнению с флейтой гобою свойственна большая эмоциональность. В своем среднем регистре гобой звучит трогательно-нежно, порою жалобно или даже горестно. Ярчайшее подтверждение тому — знаменитая тема лебедей из балета П. Чайковского “Лебединое озеро”.
Иногда гобою поручают “комические роли”. В сказке Прокофьева “Петя и волк” гобой в низком регистре изображает неуклюже переваливающуюся с боку на бок утку.
В русской музыке гобой часто изображает картины природы и сельского быта. Все композиторы, применявшие этот инструмент, учитывали мечтательный, поэтичный, пейзажный характер его тембра.

Благодаря особенностям своей конструкции гобой почти не меняет настройку. В оркестре именно он выполняет роль камертона. Когда музыканты оркестра собираются на эстраде, можно услышать, как гобоист играет ля первой октавы, а другие исполнители подстраивают свои инструменты.
Кларнет появился в составе симфонического оркестра на рубеже ХVIII и XIX веков. По внешнему виду он напоминает гобой, только вместо тонкой трости у него мундштук, похожий на птичий клюв. Кларнету доступно все: выразительное пение, виртуозные пассажи, скачки, тремоло. Игра на гобое требует от исполнителя сравнительно небольшого расхода воздуха.
Кларнету доступно плавное изменение силы звука от фортиссимо до нежнейшего пианиссимо, что почти недоступно другим инструментам этой группы.
В самых драматических, таинственных или роковых местах своих сочинений композиторы используют басовый кларнет. П.И. Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в “Пиковой даме” в момент, когда появляется призрак графини.

флаш=600,300,http://mp3-pesnja.com/music/a35020f4642c1d9734cd889dc9697ce9.mp3]

Фагот выполняет роль контрабаса среди деревянных духовых. Римский-Корсаков определял тембр этого инструмента как “старчески-насмешливый в мажоре и болезненно-грустный в миноре”.
Это самый большой из деревянных духовых инструментов. Его труба как бы сложена вдвое, а к верхней части инструмента еще крепится металлическая изогнутая трубка с тростью. Во время игры инструмент подвешивается на шнурке на шею исполнителя.
К деревянным духовым инструментам относится и семейство саксофонов. Некоторые полагают, что саксофон целиком джазовый инструмент. Это неверно. Его изобрел Адольф Сакс, по имени которого и назван инструмент. Он хотел создать инструмент, занимающий промежуточное положение между деревянными и медными духовыми инструментами. В составе оркестра саксофон появляется в середине XIX века. В симфонических партитурах саксофон появляется эпизодически, зато в XX веке он приобрел славу незаменимого участника эстрадных и джазовых оркестров. Для этого инструмента создана огромнейшая музыкальная литература.
Иногда саксофон используют как эксцентрический инструмент. Всем хорошо знакомо характерное “хохочущее” глиссандо саксофона.
Третью группу в оркестре образуют медные духовые инструменты. Сюда входят валторны, трубы, тромбоны и туба. Свое название группа получила по металлу, из которого изготовлены инструменты. Медные инструменты придают звучанию оркестра яркость, мощь, блеск, особенно в оркестровых тутти. Этим словом называется громкое исполнение музыки всем составом оркестра.
Валторна произошла от лесного рога. Это запечатлелось и в самом названии инструмента. Валторны в оркестре выступают на первый план там, где музыка навеяна картинами природы, лесов, полей, охоты или сельских праздников. Эта традиция прочно закреплена в классической музыке.
Валторн в оркестре четыре. Их квартет, звучащий мягко и как бы волшебно, можно услышать в “Вальсе цветов” из балета “Щелкунчик”.
У валторны теплый, задушевный тембр. Из всех медных это самый поэтичный инструмент.

Труба — инструмент с ярким, далеко летящим звуком.
Первым ввел натуральные трубы в оперный оркестр итальянский композитор К. Монтеверди. Для этих инструментов писали сложнейшие партии И.С. Бах, Г. Гендель, Г. Пёрсел. Высокий звук и характерное звучание натуральной трубы является как бы “визитной карточкой” оркестра того времени.
Труба была чисто фанфарным инструментом, она лишь “возвещала, провозглашала и призывала внимание”.
Но это далеко не единственная роль труб в симфоническом оркестре.
Французский композитор Г. Берлиоз, большой знаток симфонического оркестра, так писал о трубе: “Тембр ее — благородный и блестящий; он хорош в воинственных образах, в крике ярости и мщения, хорош и в торжественных гимнах; он способен выражать все сильное, гордое, величественное, ему доступна большая часть трагических оттенков”.
Разновидностью трубы является корнет-а-пистон. Его звук похож на трубу, но отличается особой задорностью, игривостью. Этот инструмент любил П.И. Чайковский. В балете “Лебединое озеро” корнет с блеском исполняет мелодию “Неаполитанского танца”.
Тромбонпо силе и характеру звучания близок к трубе. Полная хроматическая гамма извлекается на этом инструменте при помощи подвижной кулисы. Тромбонов в оркестре три.
Тембр тромбона отличается суровостью и мужеством. Своеобразная “ревущая” окраска звучания хорошо сочетается с образами агрессии, злых сил, трагизма. В Увертюре к опере Вагнера “Тангейзер” три тромбона изображают шествие паломников как грозную поступь высших сил.


флаш=600,300,//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0//5897/5897974_evgeniy_mravinskiy_uvertyura_k_opere_tangeyzer.mp3]

Первым ввел тромбон в оркестр Клаудио Монтеверди. Услышав, как трагично звучит ансамбль тромбонов, он использовал их для музыкальной характеристики подземного царства Аида в опере “Орфей”. Начиная с Глюка три тромбона стали обязательными в оперном оркестре. Их звучание используется в кульминационные моменты драмы.
В симфоническом оркестре тромбон впервые применил Л. Бетховен в финале Пятой симфонии.
Замыкает группу медных инструментов туба. Это низкий басовый духовой инструмент. Он был изобретен в Германии в начале XIX века. Игра на тубе требует от исполнителя очень большого и глубокого дыхания. Туба редко солирует в оркестре.
Еще в качестве уникального образца можно привести пример из “Картинок с выставки” М.П. Мусоргского в оркестровке М. Равеля. Там в пьесе “Быдло” основную тему Равель поручил тубе.

Кларнет

Категории словаря

Кларнет (нем. Klarinette, франц. clarinette, итал. clarinetto; от лат. clarus — ясный (звук)) — музыкальный инструмент семейства деревянных духовых. Произошёл от старинной свирели. В совр. практике распространены франц. К. системы Ж. Бёма и нем. К. системы В. Геккеля. Кроме того, фирма Вурлитцер в Вестфалии производит комбинированную конструкцию К. образца «Шмидт» (в ней сочетаются оба типа К.).

Совр. К. состоит из 5 частей: верхняя часть — клювообразный мундштук, к к-рому крепится одинарная трость, или язычок (камышовая пластинка, срезанная на нет в верхней части); затем идут короткая часть, наз. бочонком, две части, составляющие осн. ствол К. (где размещены все отверстия и клапаны), и раструб воронкообразной формы. К. имеет примерно 20 клапанов и 7 отверстий, снабжённых т.н. очками (кольца, прикрывающие отверстия и соединённые со спец. корректирующими клапанами). К. изготовляют из древесины гренадиллового или эбенового (чёрного) дерева и из пластмассы. Длина канала К. 590-680 мм.

Исполнитель легко прикладывает к нижней губе и зубам верхнюю часть мундштука, под давлением вдуваемого воздуха колеблется язычок — он смыкается и размыкается с мундштуком, под воздействием этих толчков происходит колебание воздушного столба в К. и возникает звук.

К. при передувании даёт дуодециму (единственный в семействе деревянных духовых; остальные — октаву). Это обусловило более сложный клапанный механизм К. и соответственно технику игры (особенно в тональностях с большим количеством диезов и бемолей). Для облегчения игры изготовляются инструменты с разными строями. Наиболее употребительны К. в строе си-бемоль (in В) и в строе ля (in A). Композиторы-классики пользовались К. в строе до (in С), но из-за несовершенства инструмента композиторы- романтики предпочли ему К. in В и in А; в 20 в. К. in С, обогащенный совр. клапанным механизмом, вновь стал участником оркестров (его применил, напр., Р. Штраус в опере «Кавалер роз»). К. — транспонирующий инструмент: К. in В звучит на большую секунду, К. in A — на малую терцию ниже, чем нотируется. Для диезных тональностей предпочтительнее К. in А, для бемольных — К. in В. Разница в тембре между К. in В и in А незначительна. Диапазон К. — 4 неполные октавы: е малой октавы — a3 (по написанию). Регистры К. (больше, чем у др. деревянных духовых) отличаются друг от друга по характеру звучания. Низкий регистр — густой, сочный; средний — наделён блеском, яркостью (это чистые сопрановые звуки); высокий — резкий, крикливый, свистящий. К.- один из немногих деревянных дух. инструментов, способный изменять силу звука (на нём можно достигнуть подлинного фортиссимо и нежнейшего пианиссимо).

К. используется как сольный, ансамблевый и оркестровый (в симф. и дух. оркестрах) инструмент. Обладает способностью идеально сливаться с др. инструментами. В оркестрах стал применяться с сер. 18 в. (впервые у Я. Стамица в «Симфонии с кларнетом и с контрабасами», 1755).

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*