admin / 11.04.2020

Наша Маша потешка

***
Скок — поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька —
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу вы! Полетели,
На головушку и сели.

***
А ту-ту, ту-ту,
Я на елочке расту.
Ветер елку укачал, я с елочки упал.
Я упал на пенек,
Стал пригожий паренек.

***
Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять :
Один Жучке надо дать,
Два — коту с усами,
Два съедим мы сами.

***
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки,
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

***
Наша Машенька маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

***
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу.
Да и Бореньке снесу.

***
Киска, киска,
Киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

***
Наша доченька в дому,
Что оладушки в меду.
Что оладушки в меду –
Сладко яблочко в саду.
Маме – радость,
Бабушке – сладость,
Батюшке – утеха!

***
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.

Конспект НОД для детей раннего возраста по развитию речи «Чтение потешки» Наша Маша маленька

Елена Колычева
Конспект НОД для детей раннего возраста по развитию речи «Чтение потешки» Наша Маша маленька

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик»

Фатежского района Курской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

для детей раннего возраста (1,5 – 3 года)

по развитию речи

«Чтение потешки «Наша Маша маленька…» стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Подготовила и провела

воспитатель группы

раннего возраста

Колычева Е. П

Этап занятия Содержание занятия

I.Оргмомент А) Пробуждение интереса детей

-Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, что вы умеете, чему вы научились.

-Поздоровайтесь с ними!

Б) Сюрпризный момент

-К нам на занятие спешила еще одна гостья

(воспитатель показывает куклу Машу)

-Познакомьтесь! Это Маша! Она поможет нам узнать много интересного и нового.

II.Мотивационно — ориентировочный А) Проблемная ситуация

-Посмотрите, какая на Маше красивая одежда.

-Ребята, я думаю вам, очень интересно, почему Маша так одета и откуда она пришли.

-Об этом мы сегодня и узнаем.

III.Поисковый -Для этого вам нужно будет рассказать, какая же одежда надета на Маше.

-А чтобы вам было легче и интереснее, Маша приготовила для вас потешку.

IV.Практический А) Чтение потешки «Наша Маша маленька…»

(воспитатель читает потешку)

-Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Б) Беседа

-Какая Маша?

-Во что она одета?

-Какая на ней шубка?

(воспитатель объясняет значение слова аленькая – красная)

-А опушка на шубке бобровая.

(воспитатель показывает мех по краю шубки)

-Маша чернобровая.

(воспитатель показывает бровки)

-А что еще надето на Маше?

-Откуда пришла Маша в такой одежде? Где она могла быть?

-А почему Маша на улицу оделась так тепло?

-Какое сейчас время года?

-А что еще нужно надевать, чтобы не замерзнуть?

-Что на улицу надеваете вы?

В) Повторное чтение потешки

-А теперь послушайте потешку еще раз.

(воспитатель рассказывает потешку еще раз, побуждая детей договаривать звукоподражательные слова вместе с ним)

-Кто хочет сам рассказать потешку?

(воспитатель помогает желающим детям рассказать потешку)

Г) Рассказ воспитателя

-После улицы Маша решила пообедать.

(воспитатель снимает шубку, шапку)

-Не забыла помыть ручки.

(воспитатель вытирает ручки салфеткой)

-Сама села обедать и про любимые игрушки не забыла и собачку, и киску, и курочку за стол пригласила.

(воспитатель усаживает Машу за «стол», а вместе с ней перечисленные игрушки)

Д) Чтение стихотворения

(воспитатель читает стихотворение)

-Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке –в тарелке:

В глубокой, не в мелкой.

(воспитатель в соответствии со стихотворением показывает и ставит на стол посуду)

-А что же они будут кушать на обед, мы узнаем на следующем занятии.

-Маша снова придет к нам в гости со своими игрушками.

V.Рефлексивно — оценочный -А сегодня вы очень хорошо потрудились, узнали много нового. Молодцы!

-Скажите гостям и Маше до свидания!

-Теперь можно отдохнуть и поиграть.

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

в группе общеразвивающей направленности детей раннего возраста

Автор разработки: Колычева Елена Петровна, воспитатель группы общеразвивающей направленности детей раннего возраста.

Форма работы с детьми: интегрированное занятие

Тема: Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Образовательная область: речевое развитие

Возраст детей: 1,5 – 3 года

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Программные задачи:

А)Образовательные:

знакомить детей с устным народным творчеством;

помочь детям понять содержание потешки «Наша Маша маленька…»;

закреплять умение рассказывать о зиме;

активизировать словарь прилагательными: аленькая, бобровая, чернобровая, и существительными,обозначающими предметы одежды: шубка, валенки, шапка, варежки, шарфик;

познакомить со стихотворением С. Капутикян «Маша обедает».

Б) Развивающие:

развивать речь, память, мышление, внимание.

В)Воспитательные:

воспитывать активность, познавательный интерес;

воспитывать интерес к фольклорным произведениям и способствовать возникновению положительных эмоций от их слушания.

Занятие соответствовало возрасту и интересам детей, их уровню подготовки и развития.

Дети внимательно слушали воспитателя, правильно отвечали на вопросы, поставленные воспитателем. Были использованы знания, полученные ранее из наблюдений за погодой, из дидактических игр «Одежда и обувь», «Домашние животные».

Все внимание детей было сосредоточено на воспитателе. Дети с удовольствием повторяли за воспитателем слова потешки.

Психологическая атмосфера была благоприятной, царила доброжелательность и взаимозаинтересованность всех участников процесса.

На основании этого можно сделать следующий вывод: при проведении занятия была организована опора на предыдущие знания детей, их жизненный опыт. Материал, используемый на занятии, был для них актуален. На протяжении всего занятия поддерживался интерес детей.

Сорока-ворона

Эта старинная русская народная игра-потешка для самых маленьких. Другие её названия «Сорока-белобока», «Сорока-воровка», «Сорока-сорока». Она развивает мелкую моторику, выполняя роль пальчиковой гимнастики для малыша, а также помогает замечательно провести время вместе ребёнку и родителям.

Вариантов стишка существует множество, но основа игры от этого не меняется.

Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и приговаривая нехитрый стишок, водите своим пальцем по ладошке малыша, затем касайтесь каждого пальчика отдельно. После того, как проговорите стишок с одной ручкой, можете повторить уже с другой (по желанию вас и ребёнка).

Вначале указательным пальцем водим по ладошке ребёнка в направлении по часовой стрелке (как будто мешаем кашку):

Стишок-потешка 1

Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!

У игры есть такое продолжение:

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).
Здесь — тёплая вода (гладят локть)
А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

Стишок-потешка 2

Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — тёпленько,
Тут — горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!

Стишок-потешка 3

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (загибаем большой пальчик),
Этому дала (загибаем указательный пальчик),
Этому дала (загибаем средний пальчик),
Этому дала (загибаем безымянный пальчик),
А этому не дала (берём мизинчик),
Чубчика надрала.
Он мал, круп не драл,
Воды не носил,
Дров не рубил,
Ему кашки нет.
Пускай идёт по водичку!
Тут пень (кладём руку на ладошку)
Тут колода (кладём руку на запястье)
Тут криничка (кладём руку на внутренний сгиб локтя)
А тут — холодная водичка (щекочем подмышки).

Стишок-потешка 4

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Стишок-потешка 5

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Стишок-потешка 6

А вот вариант стишка-потешки, который позволит малышам не только тренировать мелкую моторику рук, но и запомнить названия своих пальчиков.

Сорока-ворона кашку варила,
деток кормила и говорила:
«Этот — пальчик большой – воду носил,
Этот — пальчик указательный – дрова колол,
Этот — пальчик средний – печку топил,
Этот — пальчик безымянный – кашу варил.
А этот – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Ты кашу и не получишь!»

Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. Для детей от 0 до 3 летТекст

Предисловие

Уважаемые родители и воспитатели!

В этой книге собраны потешки, пестушки, прибаутки, песенки, пословицы, скороговорки и стихи для самых маленьких. Это первые художественные тексты для малышей, начинающих осваивать окружающий мир.

Потешки (от слова «потешать») и пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, холить, заботиться) – это короткие стихотворные приговорки на все случаи жизни. Они помогают успокоить или развеселить ребенка, умыть и покормить его быстро и весело.

Наши предки верили, что пестушки, потешки и колыбельные не только делают ежедневные процедуры легкими и радостными, но и помогают ребенку расти здоровым и сильным.

Потешки, пестушки и пальчиковые игры тренируют ловкость детских ручек, тем самым развивая речь и мышление ребенка. Как правило, они сопровождаются поглаживаниями, похлопываниями, растираниями – необходимым малышу телесным контактом с родным человеком.

Колыбельные песни, которым посвящен один из разделов сборника, помогают ребенку спокойно заснуть, гармонизируют его психологическое состояние после наполненного эмоциями дня. Несложный мотив колыбельной, в ритме покачивающейся люльки, не требует от мамы или бабушки музыкальных способностей и помогает утешить и успокоить ребенка.

Прибаутки нужны, чтобы развеселить и рассмешить малыша. Эти веселые минутки позволяют ребенку увидеть многие вещи с необычной стороны, поднимают настроение. В сюжетах прибауток часто обыгрываются голоса птиц и животных, описываются природные явления и т. п. Поэтому прибаутки важны для развития образного мышления и творческих навыков ребенка.

В сборник включен раздел с русскими народными пословицами и поговорками, подобранными специально для малышей. Используя их в повседневной речи и простыми словами объясняя ребенку смысл этих выражений, вы не только обогатите его словарный запас, разовьете образное мышление, но и начнете знакомить его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд.

Проговаривание скороговорок – не просто способ научиться правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки вносят разнообразие в любую игру.

Загадки – один из самых любимых и детьми, и взрослыми видов стихотворного творчества. В старину загадки предназначались для испытания мудрости, а позднее стали веселой народной забавой, какой остаются и по сей день.

Все стихотворные произведения, посвященные малышам, развивают речевое внимание, тренируют память, способствуют увеличению словарного запаса, развитию музыкальных и творческих способностей.

В сборник также включены рифмовки – стихотворные тексты, специальным образом построенные по законам ритма и рифмы. Большая часть рифмовок напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен угадать, чем он заканчивается, опираясь на смысл рифмовки и подбирая необходимое слово.

Стихотворения русских поэтов можно использовать для чтения вслух, заучивания наизусть, для подготовки к праздникам – и дома, и в детском саду. Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, формирует его как личность.

Пестушки

* * *

Ай ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

Во саду-садочке
Выросла малинка.
Солнце ее греет,
Дождичек лелеет.
В светлом теремочке
Выросла (имя ребенка),
Люди ее любят,
Все ее голубят.

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет —
Через киску упадет.

Ах ты, моя деточка,
Золотая кветочка,
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!

Кыши, кыши,
Расти, (имя ребенка), выше,
Расти, (имя ребенка), выше,
До хором, до крыши!
В роток – говорок,
А в головку – разумок.

А дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Ванечке годок!
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок!
Расти повыше —
Достанешь до крыши!
Вот такой расти,
Чтоб все видеть могли!

Дыбочки, дыбок,
Скоро (имя ребенка) годок!

Хорошенький хорошок,
Пригоженький пригожок,
Стройненький стройнишок,
Родненький роднишок!

Во сыром бору елонька,
Под елонькой – травонька,
На травоньке – цветики.
По травоньке – тропонька,
По тропоньке идет (имя ребенка).

Не плачь, не плачь —
Куплю калач.
Не плачь, дорогой, —
Куплю другой.
Не плачь, не кричи —
Куплю тебе три.

Ай, не плачь,
Не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать —
Куплю худой лапоть!

Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка кошку
За левую ножку!
Ай на-ри, на-ри-на-на,
Ри-да-ду, да-ри-да-да!

Тушки-тутушки,
На столе – преснушки,
А в печи – ватрушки.
Преснушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке.

Ай, дуду, дуду, дуду!
Идет ворон по лугу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолочёная.

Посылали молодицу
Под горушку по водицу,
А водица далеко,
И ведерко велико.
Наша Катя подрастет,
Катя силы наберет,
Станет по воду ходить,
Ведра красные носить.

Поет, поет
Соловушек!
Поет, поет
Молоденький!
Молоденький,
Хорошенький!
Хорошенький,
Пригоженький!

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
Стоит Танечка дыбок!
Купим Танечке платок —
Во всю голову цветок!

Ах, Ванюша, попляши!
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком.

Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки.
И домой спешили
Маленькие ножки.
Дома танцевали
Маленькие ножки.
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.

Васенька-дружочек,
Не ходи ты на лужок —
Потеряешь сапожок,
Тебя мышка съест.

Чи-чи-чи, сорока,
Чи-чи, белобока,
На печке сидела,
Кашку варила,
Деток кормила:
Петьке – больше,
Вовке – меньше.
А ты не плачь,
Купит папенька калач!

Сынок, не плачь,
Испеку калач!
Сынок, не вой —
Испеку другой!
Сынок, не реви —

Испеку все три!

Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки —
Тебе для потешки!

У лисы боли,
У волка боли,
У Николаши боль
На березку в лес улети.

У лисы боли,
У медведя боли,
А Оленькины боли —
Уйдите в поле.
Там им умереть,
Чтоб и дня не болеть!

У волка боли,
У зайца боли,
У медведя боли,
А у Сашеньки заживи!

Уж ты, детка, не плачь,
Придет дедушка-торгач,
Принесет тебе калач,
Крупитчатый,
Пересыпчатый.

Лапушки, лапушки,
Надоели балушки,
Сядьте, посидите,
Губки сожмите,
Ручки сложите!

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдет,
Он посадит и польет.
Топ, топ, топ…

А таточки, таточки,
Встал мальчик на пяточки.
Стал на пяточках ходить,
Одну бабушку любить.
Топ, топ, топ…

Уж ты, месяц, крутые рога,
Уж ты, солнышко ясное!
Как у солнышка лучики горят,
Так у Танюшки
Русы косыньки висят.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
– В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.

А дыбы, дыбы, дыбы,
Шел дед по грибы,
А баба по орешки —
Ванюше для потешки.

Поэзия для детей

Приставалка

– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?..
– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.
Саша Черный

Пробуждалочки

Народные песенки и потешки

Котик серенький присел
На печурочке
И тихохонько запел
Песенку дочурочке:
– Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, моя дочурочка!

Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку:
– Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки – хватушечки,
Ноги – бегушечки!
Потягунюшки,
Порастунушки!
В ножки – ходунушки!

Вот такая(ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая(ой) расти,
Нам на радости!

Ручки-ручки – потягушки,
И ладошки – похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки,
Попрыгушки!
С добрым утром, ручки,
Ладошки
И ножки,
Щечки-цветочки —
Чмок!
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко-сладко потянулись,
Маме с папой улыбнулись!

Тушки!
Тутушки!
Сели
На подушки.
Пришли
Подружки,
Столкнули
С подушки!

Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птичками поем:
– С добрым утром!
– С ясным днем!
Вот как славно мы живем!

Тяги-тяги-потягушеньки!
На Машеньку порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!

На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в рот – говорунок,
А в голову – разумок!

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко —
Разбуди Сережку.
Чтоб денек
Чуть-чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.

Потягушеньки, потягушеньки,
На Ваню порастушеньки,
Поперек толстушеньки!
А в ножки – ходунушки,
А в ручки – хватунушки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок.

Тяги-тяги-потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все времечко,
Как пшенное тестечко.

Песня солнечного луча

Луч вбил в ставню через щелку
Золотистую иголку
И запрыгал на полу.
– Эй, проснись,
Лентяй-мальчишка…
Встали утки, встала мышка,
Кошка моется в углу.
Спит! Храпуша… Нос распухнет…
Самовар ворчит, на кухне
Ждет парное молоко.
Золотится лес и крыша.
Мчится в лес теленок Миша,
Хвост задравши высоко.
Встань-вставай…
Вода в кадушке
Холодней брюшка лягушки —
Брызги горсточкой в глаза.
День сияет, сад сверкает,
Перед дверью жучка лает —
Ну, вставай же, егоза!
Саша Черный

Умывалочки

Вода текучая, дитя растучее,
С гуся вода – с тебя худоба,
Вода книзу – а дитя кверху.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтобы кусался зубок!

Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки,
Мыли бpюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!

Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.

Буль-буль-буль, карасики!
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

Полоскальная

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С Даши худоба.
Водичка вниз,
А Дашенька вверх!

Ай, лады, лады, лады!
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-не-множ-ку!
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Катя, умывайся веселей!

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Чисто-чисто мыться.

От водички, от водицы
Все улыбками искрится.
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы.
Катя умывается,
Солнцу улыбается.

Водица-царица,
Всем помощница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку —
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико!

Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Антошке!

Сова-совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплые рукавички.

Шла баба из заморья,
Несла кузов здоровья,
Тому-сему помаленьку,
А Ванюшке весь кузовок!

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся вверх и вширь!
Раздувайся, пузырь,
Пузырь мыльный и цветной,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя —
Вся худоба
На пустой лес,
В болотную воду,
Под гнилую колоду!

Приказ

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь, ушки!
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Э. Мошковская

Доктор

– Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?..
Отвечает доктор:
– ЕЖЕ!
Отвечает доктор гневно:
– ЕЖЕ – ЕЖЕ —
ЕЖЕДНЕВНО!
Э. Мошковская

Кукла в ванночке не плачет,
Просидит хоть целый час.
Любит мыться! Это значит —
Кукла умница у нас!
О. Высотская

Кормилочки

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась.
Зайки – за капустку,
Мишки – за корку,
Детки – за молоко.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
– На-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Нашу (имя ребенка)
Кашкой кормить.

– Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
– Прянички.
– Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
– Одна.
– Не ешь одна! Не ешь одна!

Пришел кисель,
На залавочке присел,
На залавочке присел,
Поесть (имя ребенка) велел.

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливая молочка,
Накорми казачка!

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо деточке снесть?
Я и сам укушу,
Да и деточке снесу.

Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай!
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым!

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели. Ам!

Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула —
На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
Мышка Прасковья
Пищит из подполья:
– Катись, колобок,
На мышиный зубок!
Мышка-то рада,
А кошке досада.

Уж ты, дедушка Степан,
Наизнанку твой кафтан.
Тебя деточки любили,
За тобой гурьбой ходили.
Шапка на тебе с пером,
Рукавички с серебром.
Уж ты ходишь, семенишь,
Рукавичками звенишь.
Рукавичками звенишь,
Ребятишкам говоришь:
– Собирайтесь все сюда,
Покушайте киселя!

Уж я Танюшке пирог испеку.
Уж я внученьке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая,
Моя внученька бедовая.

Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару —
Гривенник за пару!
Нажарила, напекла
Акулина для Петра!

Ай да квас!
С медком,
С ледком!
И густой,
И забористый!

Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Вскочил к Маше на шесток,
Уклюнул блинок.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.

Летите, пичужки,
Несите ватрушки
Нашему Андрюшке.

Вот орешки!
Хорошие орешки!
Вкусные, на меду,
Сколько хочешь накладу!

Потешки и прибаутки

Чаконьки-баконьки
По полю ходили,
Огород городили.
Злой медведь,
Не бери больших,
Бери маленьких,
Косолапеньких.

Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали.

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Ай да Петрушка —
Ноги дубовые,
Кудри шелковые.
Сам ходит,
Сам бродит,
Кричит, смеется,
Редко дерется!

Павушка летала,
Перышки роняла.
– Кому эти перышки?
– Родимому Вовушке.
– На что ему перышки?
– Шапочку пушить.
– На что шапочка?
– Дедушке дарить.
Дадим Вове каши
В красной чаше,
Хлеба краюшку,
Меда кадушку,
Пышки, лепешки,
Куриные ножки.

Катя-Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал.

– Ваня, Ванечка!
Куда ходил?
– В лесочек!
– Что видел?
– Пенечек!
– Под пенечком что?
– Грибок!
Хвать – да в кузовок!

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька —
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.

Вскочил козел
На чужой двор.
– Зачем вскочил?
– Бруска просить.
– На что бруска просить?
– Косу точить.
– На что косу точить?
– Сено косить.
– На что сено косить?
– Коня кормить.
– На что коня кормить?
– Дрова возить.
– На что дрова возить?
– Избу топить.
– На что избу топить?
– Маленьким ребяткам
Прянички печь.

– Куколка ты, куколка!
Где ж ты, куколка, была?
Где ж ты, барынька, была?
– Я была, была, была
В Новегороде,
Еще была я, была
В Вышнем Волочке.
– Постой, постой, куколка!
Постой, постой, барынька!
– Неколи стояти,
Пора мне бежати,
Волка снаряжати.
У волков-то свадьба:
Мушка – стряпушка,
Комар – полетушка,
А я побегушка.

Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке платок —
Посередочке цветок,
Братьям-соколам —
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам —
Да по белым рукавицам.

Трах-бах-тарабах,
Едет Ваня на волах,
Едет Ваня на волах,
Держит дудочку в руках.
Он на дудочке играет,
Ребятишек забавляет.

Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы, цапы за лапочки!

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

– Постой, куколка!
Постой, барынька!
– Некогда стоять,
Пора мне бежать,
Сову снаряжать.
У совы-то свадьба,
У совы в усадьбе:
Мушка-стряпушка,
Комар-полетушка.
Синица-сестрица,
Сорока-девица,
Кукушка-рябушка,
Чечетка-подружка.
Воробушек-шурин
Глазки прищурил,
Ворона-невеста
Села на место!

У нас в Рязани
Грибы с глазами!
Их едят, а они глядят.

Федя-Бредя съел медведя,
Упал в яму, крикнул:
«Ма-а-ма!»

Улита, улита,
Высуни рога!
Дам тебе, улита,
Пи-ро-га!

У нашего луня,
У милого друга,
Сорок кадушек
Соленых лягушек,
Сорок амбаров
Сухих тараканов.
Пятьдесят поросят —
Только ножки висят.

Ой дуду, дуду, дуду,
Сидит котик на дубу.
Сидит котик на дубу
И играет во трубу,
Во серебряную,
Разрисованную.
Уж ты, котик, поиграй,
Наших деток забавляй!

– Бабушка Ульяна, где была?
– Гуляла.
– Какое чудо видала?
– Курочку-рябушку
С петушком на дрожках.

Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.

Идет Кузьма из кузницы,
Несет Кузьма два молота.
– Тук-тук-тук!
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей
Накуем гвоздей!

Сбил, сколотил – вот колесо,
Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат.

Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

Ай да дядя Афанас!
Сам с вершок,
Голова с горшок,
А борода с лопату!

– Заяц белый,
Куда бегал?
– В лес-дубраву.
– Что там делал?
– Кору драл.
– Куда клал?
– Под пенек убирал!

Иван бедный
Нашел котел медный —
Пошел за водицей,
Нашел молодицу.
Молодица-молода
Пирогов напекла,
На базар понесла.

– Братцы, братцы!
Медведя поймал!
– Тащи скорей!
– Да он не идет!
– Так сам иди!
– Да он не пущает!

– Чух, чух, дятел,

Дома ли Яков?
– Нет дома Якова,
В город уехал:
Сам на лошадке
В новенькой шапке.
Жена на баране —
В новом сарафане.
Детки на кошках —
В новых сапожках.

– Уточка-горожаночка,
Где ты ночь ночевала?
– У города.
– Чего ж ты ночью работала?
– Коней пасла.
– Чего выпасла?
– Коня в седле,
В золотой узде.
– Где ж этот конь?
– Николка увел.
– Где ж этот Николка?
– В город уехал.
– Где ж этот город?
– Водой снесло.
– Где ж эта вода?
– Быки выпили.
– Где ж эти быки?
– На гору ушли.
– Где эта гора?
– Черви выточили.
– Где ж эти черви?
– Гуси выклевали.
– Где ж эти гуси?
– В тростник ушли.
– Где тростник?
– Сиротой прибит.
Акулина-сирота
Отворила ворота —
Сучком, крючком,
Тростничком!

Печка топится —
Растопляется,
Кошка в зыбке качается,
Волк на полатях обувается,
Медведь у печи
Сухари толчет,
Курица в сапожках
Избу метет.

Ездил я на меленку.
Видел там диковинку:
Коза муку мелет,
Козел насыпает,
Маленький козленочек
В скрипочку играет.

Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная!

Ой, лишеньки, лишеньки,
Кричит в берлоге мишенька:
– Болит, болит живот!
– Сходи, зайка, в огород,
Нарви травки мяточки,
Припарь ему пяточки.
– Парил, лиса-кумушка,
Парил, лиса-голубушка,
Его пар не берет,
Пуще к пяткам пристает.

Совушка-сова,
Большая голова,
На дереве сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит
И все говорит:
– Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет!

Короткие стихи при купании, это особый вид детских потешек. Потому, как они направленны не только на развлечение, успокоение,отвлечение, развитие, а еще они действуют, как заговор! Чаще всего их слова имеют особый смысл и значение! — они позволяют снять испуг, тревожность, боль и сглаз. Сила воды и слова, имеют самое большое влияние на все сущее, тем более на человека! Подкрепляясь еще материнской энергией любви, можно сказать, что нет ничего сильнее этих маленьких пожеланий! Обязательно используйте их при купании своего малыша!

С гуся вода,

С лебедя вода,

С нашего Ванюшки,

Вся худоба!!!

Вода тягучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху!

Шла баба из заморья,

С лебедя вода,

С моего дитя

Вся худоба! —

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду!

Уходи худоба

И к моему дитятке не приходи!

С гоголя вода,

С дитя худоба.

С гоголихи вода,

Детке сон да дремота,

Да доброго здоровьица!

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода –
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

Водичка — водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток!!!

Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший!
Ванечка пригожий!

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Дима умывается,
Солнце улыбается!

Губкой мы помоем ловко
Ручки, ножки и головку
Лейся, лейся, вода
Будем чистыми всегда!

Чтобы купание было веселым и радостным можно использовать и другие стихи. Они помогут вам отмыть и развить своего малыша в игровой форме!

Кто там будет куп-куп? По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг! В ванне ножкой дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться — грязь куда-то денется!

Пришел медведь ко броду — бултых в воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду!

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Ксюша мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Ксюшонке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

Отчего течет вода
с нашего младенца?
Нас достали из пруда,
дайте полотенце!

Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо!

-Лапки мыли?
— Мыли.
— Ушки мыли?
— Мыли.
— Хвостик мыли?
— Мыли.
Всё помыли?

-Да!
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые!

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушку.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

Котик-коток
Просыпался ранешенько,
Бежал на мосток,
Умывался белешенько.
Носик мыл, хвостик мыл,
И про лапки не забыл.

Рыбка в озере жила,
К нам с тобою приплыла,(при этом водите рукой под водой, как будто рыбка плывет).
Малыша мы будем мыть,
Рыбку будем мы ловить.
Нам вода не холодна.
Где же рыбка? Вот она! (тихонько брызгаете водичкой на малыша)

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет кроха мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Милому мальчонке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистый вот какой
Сыночек мой родной!

Мы купаемся, мы плескаемся,
И в водичке с тобой развлекаемся!
Ножку вверх, ножку вниз!

Ручку вверх, ручку вниз!

Ножками покрутим,
И плывем как ути!
Плюх-плюх! Бух-бух!
Вытираемся!

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*