admin / 19.04.2020

Ребенок какает по чуть чуть

Родители малышей 4-10 лет иногда сталкиваются с таким явлением как недержание кала (энкопрез). Протекание испражнений на нижнее белье после того, как ребенок освоил навык пользования туалетом, наблюдается у 1.5% ребят, нередко сопровождается энурезом (недержанием мочи). Нарушение работы сфинктера прямой кишки чаще выявляется у мальчиков, что до сих пор не имеет объяснений.

Что следует считать нормой, а что – патологией?

Непроизвольная дефекация характерна для новорожденных младенцев, организм которых еще не способен держать под контролем работу органов пищеварения. Однако к 3-м годам цикл условных рефлексов установлен, малыши уже умеют распознавать сигналы тела и вовремя садиться на горшок.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быстро приучить к горшку малыша?

Позывы к посещению туалета возникают вследствие комплекса реакций. Каловые массы в прямой кишке скапливаются и давят на сфинктер. При сильном воздействии импульс поступает к головному мозгу, откуда по спинномозговому каналу возвращается команда к опорожнению кишечника или удержанию каловых масс (исходя из ситуации). В их сознательной эвакуации задействованы мышцы брюшины, прямой кишки и нервная система.

Энкопрез возникает у ребят 4-6 лет, когда на одном из участков физиологической цепи происходит сбой. Иногда он бывает вторичным (ребенок научился ходить в туалет как положено, но под влиянием определенных причин возникает каломазание).

Известны случаи недержания у подростков, молодых людей и старшего поколения. Каждый из них требует собственного подхода и коррекции.

Возрастные особенности

В зависимости от возраста и особенностей питания, частота опорожнений кишечника у детей варьируется. То, что в одних случаях принимают за норму, в иных говорит о проблеме:

  • До 6 месяцев нормой считается стул у грудничка до 6 раз в день. Более частые позывы указывают на диарею, о недержании речи не идет – малыш не контролирует сфинктер.

  • С полугода до года мышцы ребенка укрепляются, кишечник опорожняется 2 раза в сутки. Малыши не осознают важности гигиены, могут продолжать пачкать белье.
  • Мышцы сфинктера ребенка 1,5-4 лет уже окрепли, он в состоянии держать под контролем процесс дефекации и вовремя проситься на горшок. Исключение – стрессы и психологические травмы, в результате которых малыш забывает об этом.
  • В возрасте от 4 до 8 недержание кала у детей далеко не норма. Оно свидетельствует о психологических или физических расстройствах. Важно пройти обследование, выявить и устранить причину.

ИНТЕРЕСНО: причины недержания мочи у детей

Причины энкопреза

Специалисты выделяют две причины энкопреза у детей: психологическая и физиологическая. У одних людей он не уходит по мере взросления (основное нарушение). У других развивается косвенное нарушение в силу обстоятельств, вызвавших сильный стресс (поступление в школу, развод родителей, ухудшение социальных, жилищных условий и другое). Причиной косвенных нарушений становятся:

  • завышенные требования к малышу;
  • насильственное приучение к горшку;
  • страх перед горшком или унитазом;
  • недостаток ласки в семье;
  • неумение выражать эмоции;
  • невозможность посетить туалет вовремя (в саду, школе, ином месте);
  • нежелание посещать сад, школу;
  • неблагоприятная домашняя ситуация, иные факторы.

Что часто предшествует энкопрезу?

Нередко появлению энкопреза предшествует запор. Малыш может стесняться ходить в туалет по-большому в непривычной обстановке (дальняя поездка, поход, посторонние в доме) или процесс дефекации вызывает у него болезненные ощущения. Он часто подавляет позывы, что со временем вызывает рефлекс. Накапливаясь, каловые массы уплотняются и растягивают стенки прямой кишки. Рефлексы подавляются, и в неожиданный момент происходит самопроизвольное выделение кала.

Застой кала в кишечнике может привести к отравлению организма – «ложному поносу». Во втором случае в верхних отделах кишечника начинается активное брожение, и жидкость со зловонным запахом cпускается к сфинктеру, омывая уплотненный кал, подтекает наружу. Иногда энкопрез становится следствием «медвежьей болезни» (синдром раздраженного кишечника), возникшей в результате нерешенных проблем и страхов.

Мнение психологов об энкопрезе

Во время общения с ребенком хороший психолог может быстро выявить причину проблемы. Обычно, это сложные отношения со сверстниками, ссоры и семейные неурядицы, из-за которых малыш пребывает в постоянном напряжении. Отмечено, что чаще энкопрезом страдают мальчики и девочки, родители которых не уделяют им должного внимания, увлекаются спиртным, используют жесткие методы воспитания.

Проблема не обходит стороной гиперактивных ребят, благополучные семьи, где которых родители стремятся создать лучшие условия для своих детей (рекомендуем прочитать: как и чем можно эффективно успокоить гиперактивного ребенка?). Подобрать эффективную терапию и вылечить причины недержания кала в короткое время удается не всегда. Многое зависит от восприятия старшими этой проблемы, их готовности идти навстречу проблемам ребенка.

ИНТЕРЕСНО: смотрим лучшие трусики и подгузники для приучения к горшку

Симптомы

Энкопрез у детей обычно развивается медленно, а родители не всегда вовремя бьют тревогу. Важный «звоночек» – остатки кала на нижнем белье, его нельзя игнорировать. Если ситуация повторяется, следует понаблюдать за ребенком, его поведением и самочувствием.

Обычно у детей, страдающих невротическим энкопрезом, наблюдается раздражительность, плохой аппетит и настроение. Показать малыша врачу следует, если остатки кала на белье появляются регулярно.

Главные симптомы истинного энкопреза

В зависимости от причин энкопреза (физиологическое или психологическое нарушение опорожнения кишечника) различаются и симптомы. Истинный энкопрез (основное нарушение), как правило, сопровождают:

  • каломазание;
  • энурез (рекомендуем прочитать: симптоматика и лечение энуреза у детей);
  • поведение вне общепринятых норм;
  • полуоткрытый сфинктер (осматривает доктор);
  • зловоние, которое не скрыть от окружения.

Симптомы ложного энкопреза

Ложный энкопрез у детей (косвенное нарушение) подтверждает такая симптоматика:

  • чередование запоров и зловонных поносов;
  • трещины и покраснения возле анального отверстия;
  • замкнутость ребенка;
  • твердый живот при осмотре врачом (пальпации);
  • боли в области пупка;
  • хроническое скопление кала в толстом кишечнике.

Недержание кала у ребенка нередко сопровождается напряженной внутрисемейной ситуацией. Родителям нельзя изолировать ребенка от других членов семьи, игнорировать проблему, ругать за испачканные вещи, допускать насмешки в его адрес. Это приведет к ухудшению успеваемости, внутреннему протесту малыша, который будет игнорировать школьные и домашние обязанности, станет замкнутым и угрюмым.

Пускать на самотек проблему недержания кала у детей, считая, что ее можно «перерасти», не следует. Ребенок взрослеет, ему необходимо адаптироваться в социуме. Своевременная врачебная помощь позволит узнать, какими средствами можно лечить недержание и как справиться с каломазанием.

Методы диагностики

Прежде всего, доктор дифференцирует истинный и ложный энкопрез. Рассматриваются все причины, ведущие к запорам, исключаются глисты, назначаются дополнительные исследования (кровь, кал, моча, УЗИ брюшной полости, колоноскопия) для выявления врожденных патологий. Когда деликатную проблему не удается решить долгое время, подключают биопсию стенки прямой кишки, анализ моторики.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как избавиться в домашних условиях от глистов у ребенка?

Способы лечения

При подозрении на недержание кала у ребенка первоначально обращаются к педиатру. Врач может назначить анализы, выпишет слабительные препараты (например, «Дюфалак») и клизмы, что позволит очистить кишечник и вернуть первоначальные размеры прямой кишке (см. также: слабительное средство для детей до 6-ти лет). После осмотра и первичных назначений педиатр направляет ребенка на консультацию к невропатологу и гастроэнтерологу.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если у ребенка регулярные запоры?

Если проблема коснулась школьника, важно найти врача, который специализируется на лечении энкопреза и готов к работе с ребенком, его близкими. Лечение будет базироваться на таких составляющих:

  • профилактика задержки стула;
  • налаживание режима регулярной дефекации;
  • восстановление контроля за работой кишечника;
  • снижение напряженной психологической атмосферы в семье, вызванной энкопрезом.

Работа с психологом

Первый этап лечения обязательно включает консультации психолога, во время которых специалист разберется, почему возник энкопрез. Он поможет ребенку победить страх перед заболеванием, снизит нервное напряжение, отдельно поработает с родителями. Иногда помощи хорошего специалиста достаточно, чтобы победить проблему. Прислушавшись к советам психолога и создав в семье доброжелательную доверительную атмосферу, родители помогут ребенку справиться с деликатной проблемой.

Диета

Правильное питание позволит избежать накопления каловых масс в кишечнике. Акцент делается на легкоусвояемых продуктах, богатых клетчаткой. В рационе ребенка обязательны капуста, нежирные супы, салатики со сметаной из свеклы и моркови, сухофрукты (чернослив, курага), кисломолочные продукты, фрукты и ягоды.

Желательно ограничить потребление меда, сала, жирных блюд, сдобы. При прогрессировании энкопреза развивается дисбактериоз, поэтому доктора часто назначают средства для восстановления кишечной микрофлоры. Среди них – препараты «Линекс» (Sandoz d.d, Lek), «Хилак Форте» (Ратиофарм) и другие.

Народная медицина в решении проблемы энкопреза

При лечении недержания кала обычно подключают щадящие народные методы. Они направлены на устранение психологического дискомфорта, снижение агрессивности и тревожности ребенка. Среди безопасных и действенных способов, которые применяют после консультации с гастроэнтерологом и педиатром:

  • прием перед едой 100 мл. свежего сока яблок или абрикос;
  • вечерние травяные ванны с корнем валерианы, экстрактами календулы, ромашки, шалфеем, хвойными;
  • теплый мятный чай перед сном для успокоения и предотвращения бессонницы.

Важность физических упражнений

Физическая активность помогает бороться с запорами. Кроме прогулок и игр на свежем воздухе, деткам с энкопрезом показана лечебная физкультура. Упражнения на укрепление мышц брюшной стенки, анального сфинктера и тазового дна позволяют бороться с физиологическим недержанием. Уделяется время дыхательным упражнениям, щадящей гимнастике. Однако исключаются прыжки, подскоки, силовые нагрузки.

При неполном закрытии сфинктера может быть назначена особая тренировка мышц. В анальный проход вводят резиновую трубочку (смазанную вазелином) на 3 см. Ребенок по команде сжимает и разжимает анальные мышцы в течение 1-15 минут. Упражнения делают ежедневно в течение месяца.

Родителям на заметку

В лечении энкопреза выделяют 4 стадии: беседы с ребенком и его родителями (обучение, совместное преодоление заблуждений по этому вопросу), облегчение прохождения каловых масс, терапевтическая поддержка и диета, медленная отмена слабительных препаратов после налаживания стула. Перенастройка кишечника занимает время, иногда сопровождается рецидивами, поэтому на последнем этапе лечения актуальна поддержка специалистов.

Доктор Комаровский отмечает ряд ограничений в медикаментозном лечении энкопреза у малышей до 7. Большинство препаратов для борьбы с запорами рассчитаны на старший возраст, а те, которые можно принимать, не всегда эффективны. Часто малышам до 7 лет показано только неконсервативное лечение (физические упражнения, диета, расслабляющие ванны, формирование рефлекса опорожнения кишечника перед сном).

Хирургическое вмешательство применяется у ребят старше 7 лет, если мышцы и нервные окончания заднего прохода атрофированы (обязательно подтверждается медицинскими исследованиями). При этом должны быть испробованы другие методы лечения. В иных случаях успеха можно достичь путем коррекции работы кишечника и создания позитивной атмосферы в доме.

Энкопрез, недержание кала у детей, лечение

Постоянное недержание кишечного содержимого — энкопрез, как известно, бывает у детей с врожденным дефектом иннервации тазовых органов (например, при спинномозговых грыжах), при повреждениях спинного и головного мозга, а также у дебилов. Данная категория- совершенно особая и в этой главе не рассматривается. Имеются в виду чисто функциональные расстройства у физически и психически здоровых детей.
Причины развития недержания кала. Причины, приводящие к функциональному недержанию кала, разнообразны. Их можно разделить на четыре основные группы.
В большинстве случаев, по нашим наблюдениям, энкопрез возникает вследствие психического стресса (испуг, страх) и под влиянием постоянно угнетающих психику впечатлений. В анамнезе нередко имеются четкие указания на острое однократное переживание (например, смерть (близких, несчастный случай, стихийное бедствие и или врачу удается выяснить факт скрытого, хронического страха, например, боязнь родителей (особенно алкоголиков), избивающих ребенка, или учителя, который каждую минуту может вызвать к доске, и т. п. Приведем несколько клинических наблюдений.
Ребенок Р., 10 лет, был совершенно здоров, физически крепок, занимался спортом, имел 1-й детский разряд по плаванию, увлекался музыкой, хорошо успевал в школе. Отец — инженер, мать не работала и занималась воспитанием сына. Мальчик был очень привязан к матери, любил ее. За 4 месяца до поступления в нашу клинику она скоропостижно скончалась, и мальчик был сильно потрясен происшедшим. После похорон дома отец обратил внимание, что от ребенка исходит неприятный запах и, раздев его, обнаружил, что он измазан калом. Вначале на эти эпизодические явления отец не обращал особого внимания, полагая, что «скоро все пройдет», но, заметив, что заболевание прогрессирует, обратился к врачам.

Мальчик М., 7 лет, рос и развивался в нормальной семейной обстановке. Отец — рентгенотехник, мать — комплектовщица на машиностроительном заводе. В свободный день мать пошла на завод, чтобы получить зарплату, и взяла с собой сына. Решила показать ему цех, где работала. В цехе разговорилась с подругами и не заметила, как ребенок просунул руку в работающий мотор. Мальчику оторвало указательный палец правой кисти. Увидев кровь и оторванный палец, ребенок потерял сознание. Произошли самопроизвольные мочеиспускание и дефекация. С тех пор ребенок не держит кал. Вначале это происходило эпизодически, но со временем болезнь усугубилась, самостоятельный стул отмечался все реже, и самопроизвольное выделение кала приобрело систематический характер.

Ребенок П., 7 лет, живя вдвоем с матерью, рос и развивался вполне нормально, пока в семье не появился посторонний мужчина. Мальчик чувствовал неприязнь к «чужому дяде» и не скрывал этого, а тот во время ссоры ночью, желая подчинить ребенка своей воле, сильно ударил его ремнем. Последовала истерика, и с тех пор, по словам матери, ребенок постоянно пачкает трусы.

Мальчик Ф., 10 лет, физически крепкий, с повышенным интеллектом, увлекся чтением детективной литературы и соответствующими телевизионным и передачами. Под влиянием прочитанного и виденного ему стали сниться кошмары, при этом происходила непроизвольная дефекация в постели, которая через некоторое время из эпизодического явления превратилась в постоянное. Отхождение кала небольшими порциями отмечалось также во время подвижных игр.

Ребенок Т., 9 лет, единственный сын, рос в неблагоприятной семейной атмосфере. Между родителями были натянутые отношения и они постоянно ссорились. Когда мальчику исполнилось 4 года, родители разошлись, и мальчик остался жить с матерью. Уход отца произвел на ребенка угнетающее впечатление, к тому же он не навещал семью, материально не помогал. Матери стало трудно одной воспитывать сына, и она решила отдать его в дом ребенка. Разлука с обоими родителями и смена обстановки привели ребенка в удручающее состояние, он стал замкнутым, угрюмым, внезапно начал непроизвольно выделять кал. Это происходило ежедневно, от ребенка исходил неприятный запах, из-за чего он стал центром нездорового внимания в детском коллективе, все время подвергался насмешкам со стороны сверстников и наказаниям воспитателей. Наслоение нескольких стрессовых факторов привело к повышенной нервной возбудимости; мальчик стал вспыльчивым, агрессивным, что в конце концов переросло в выраженный невроз.
Представленные наблюдения достаточно наглядно иллюстрируют значение психического фактора как причины энкопреза. При этом не может не настораживать то обстоятельство, что примерно у половины больных детей недержание кала обусловливается семейными неурядицами.
У второй и также довольно многочисленной группы больных, энкопрез возникает вследствие систематического подавления позывов на дефекацию.
В первую очередь следует сказать о переходе, если так можно выразиться, физиологического неудержания в патологический энкопрез у негативно настроенных детей 2-3-летнего возраста. Иногда родители стараются приучать детей к гигиеническим навыкам слишком рано, то есть до того, как они могут контролировать акт дефекации. Ребенка насильственно высаживают на горшок, а если опорожнение кишечника не происходит, то бранят, наказывают, иногда и физически. Такой принудительный тренинг приводит к усилению детского негативизма и подавлению позывов на дефекацию. Со временем прямая кишка переполняется фекалиями, которые начинают выделяться непроизвольно малыми порциями.
В качестве иллюстрации приводим наблюдение.
Девочка М, 5 лет, родилась в срок от здоровых родителей, физически развивалась нормально. Молодой матери причиняло неудобство то, что девочка часто мочилась и испражнялась, приходилось несколько раз в день подмывать ребенка, менять и стирать белье. В возрасте 1 года б месяцев мать решила выработать у ребенка гигиенические навыки. В течение дня несколько раз по своему усмотрению высаживала ребенка на горшок и заставляла сидеть до тех пор, пока не «сходит». Девочка упрямилась, противилась. Дефекация происходила, когда была физиологическая потребность. За это мать бранила ее, наказывала. Боясь матери и стараясь не испачкать белье, ребенок начал подавлять позывы, что переросло в хронический запор. Стул бывал один раз в 2 — 3 дня. Мать впала в другую крайность и начала энергичными мерами добиваться стула у ребенка, применяя очистительные клизмы, ректальные свечи и т. п. Со временем девочка совсем утратила чувство позыва на дефекацию, и кал начал выделяться непроизвольно вначале эпизодически, а затем постоянно.
В других случаях ребенка с уже установившимися гигиеническими навыками подавлять позыв на дефекацию заставляет окружающая обстановка, что обычно совпадает с началом посещения детских дошкольных учреждений, школы. Ребенок может преднамеренно подавлять позыв из-за того, что не может приспособиться к общественному туалету после домашней обстановки, боится темноты, стыдится отпрашиваться во время урока, а на перемене туалет занят и т. п. К этой же группе причин может быть причислена боязнь дефекации при трещине слизистой оболочки анального канала, криптите, папиллите и других заболеваниях, когда опорожнение кишечника болезненно. Иногда боязнь дефекации бывает обусловлена эмоциональными факторами, примером чего является следующее наблюдение.
Девочка Т., 11 лет, была совершенно здорова до 8 лет. Однажды в пионерском лагере, увидев, как у подруги во время дефекации выходила аскарида, девочка сильно испугалась, у нее возникла навязчивая мысль, что глисты еще больших размеров имеются и у нее. Она стала испытывать страх при позывах на дефекацию, старалась подавить их, и это стало привычным. Самостоятельный стул бывал один раз в 3-4 дня. Родители узнали об этом, когда кал стал выделяться непроизвольно и пачкать белье как днем, так и ночью.
Систематическое подавление позывов на дефекацию и длительная задержка стула ведут к постоянному скоплению больших объемов фекальных масс в прямой кишке, что обусловливает ее перерастяжение и снижение чувствительности рецепторов, что в свою очередь углубляет степень нарушения рефлекса позыва; кал начинает самопроизвольно выделяться через анальное отверстие.
Третью группу причин функционального недержания кала составляют перенесенные в раннем возрасте острые желудочно-кишечные заболевания (дизентерия, энтероколит, диспепсия). Приводим наблюдение.
Ребенок А., 5 лет, родился в срок, здоровым. Беременность и роды протез кали без осложнений. До 1 года рос и развивался нормально, затем заболел «энтероколитом». Неоднократно проходил обследование на кишечную инфекцию и лечение в инфекционной больнице (точный диагноз неизвестен). В возрасте 4 лет без видимых причин начал пачкать белье; недержание кала со временем прогрессировало, и в конце концов утерял контроль за опорожнением кишечника.
Наконец, четвертую группу причин энкопрез а составляют асфиксия и родовая травма. В анамнезе имеются указания об осложненном течении беременности у матерей таких больных: перенашивание, поздний токсикоз, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, применение во время родов щипцов, вакуум-экстрактора. Указанные факторы способствуют развитию асфиксии плода и внутричерепной травме с кровоизлиянием в головной мозг, после чего у детей наблюдаются соматические отклонения, в том числе энкопрез. Приводим наблюдение.
Ребенок К., 8 лет, от первой беременности, переношенной на 14 дней. Преждевременно отошли воды. Во время родов из-за слабости родовых сил были наложены акушерские щипцы. Ребенок родился в асфиксии, были приняты реанимационные меры. К груди приложен на 4-й день. До 3-летнего возраста развивался в общем нормально, за исключением того, что отличался повышенной возбудимостью и неспокойным сном. Затем без видимых причин нарушилась дефекация: частичное недержание кала. Со временем нарушение прогрессировало. При обращении самостоятельный стул полностью отсутствует, кал выделяется непроизвольно.
Механизм развития функционального энкопреза объяснить не всегда просто. По-видимому, к недержанию кала приводит нарушение функции одного из центров иннервации прямой кишки, расположенных, как показал И. П. Павлов, в трех этажах: нижнем отделе кишечника, спинном и головном мозге.
Явный эмоциональный эффект, по нашим представлениям, отрицательно действует на «сторожевой пункт» центра дефекации в коре головного мозга, в силу чего выходит из-под контроля и перестает выполнять свою функцию анальный сфинктер. Иными словами, механизм недержания в том, что нарушен психоневрологический контроль над восприятием чувства позыва и потерян контроль дефекации при раскрытии анальных сфинктеров.
Несколько по-иному обстоит дело, когда действует скрытая причина, в частности, систематическое подавление позывов на низ. Длительная задержка кала в прямой кишке обусловливает ее перерастяжение и снижение чувствительности рецепторов, что в свою очередь углубляет степень нарушения рефлекса дефекации — возникает порочный круг. Вследствие переполнения дистальных отделов толстой кишки кал со временем начинает непроизвольно выделяться через анальное отверстие. Подчеркнем в этой связи два момента. Во-первых, энкопрезу предшествует более или менее продолжительная стадия «психогенного запора», да и в дальнейшем запор и недержание кала существуют параллельно. Во-вторых, и это самое главное, дело не в дисфункции сфинктера, а в снижении чувствительности стенки прямой кишки, ее интрамурального нервного аппарата. Иными словами, механизм недержания в том, что нарушены адаптационная способность прямой кишки и условно рефлекторные связи акта дефекации: сфинктер раскрывается до позыва к дефекации.
Сходен и еще более демонстративен в этом плане механизм развития патологии у детей, перенесших в грудном возрасте кишечную инфекцию. Имеются веские основания считать причастными к патогенезу энкопреза особенности развития нервной системы толстой кишки. Установлено, что интрамуральная нервная система толстой кишки к моменту рождения ребенка незрелая, что наиболее выражено в каудальном отделе. «Дозревание» происходит постепенно в течение первых месяцев и лет жизни ребенка. Следовательно, данная область больше всего ранима при воздействии неблагоприятных факторов, к числу которых, в частности, относятся кишечные токсины. Главным звеном в механизме расстройств дефекации у этих детей, по-видимому, является отсутствие ответа на раздражение механорецепторов и нарушение проводящей системы вследствие функциональных, а затем и органических изменений элементов интрамуральной нервной системы и самой мышечной стенки прямой кишки. Иными словами, механизм недержания заключается в том, что нарушены чувствительность и рефлекторная взаимосвязь прямой кишки с ее сфинктерным аппаратом, что проявляется понижением восприятия чувства полноты, падением давления в анальном канале и нарушением герметизирующей функции запирательного аппарата прямой кишки.
В случаях асфиксии плода и родовой травмы механизм развития энкопреза еще более сложен и включает в различных сочетаниях элементы, действующие в каждой из трех ранее упомянутых ситуаций.
Интересные данные приводят Н. Л. Кущ и Р. П. Михальчук (1967-11974), изучавшие гистоморфологическую структуру стенки прямой кишки у больных с недержанием. Они установили массовое исчезновение стволиков вегетативной нервной системы и наличие только отдельных небольших участков нервных сплетений, в которых выявляются обрывки нервных волокон. Нервные клетки в ганглиях вакуолизированы с различными стадиями фибринолиза. Поражены клетки Догеля первого и второго порядков. В ганглиях — оживленная реакция ядер леммоцитов с резким их полиморфизмом. Изменены и мышечные слои: мышечные волокна неравномерно окрашиваются, отмечаются полиморфизм ядер и неправильное их расположение, нередко перинуклеарный отек мышечных волокон с участками деструкции и обширными зонами грубой склерозированной соединительной ткани; наряду с этим во многих участках резкая гипертрофия мышечных волокон.
Выявленные дегенеративные изменения стенки прямой кишки авторы считают первичными, врожденными. По нашему мнению, их следует трактовать как вторичные, возникшие под влиянием неблагоприятных факторов на «незрелую» нервную систему. Так или иначе, подобные состояния не являются чисто функциональными, но могут быть названы пограничными.
Таким образом, есть основания выделить два вида функционального недержания кала у детей: 1) истинный функциональный энкопрез (дневной, ночной, смешанные формы) и 2) ложный энкопрез (парадоксальное недержание кала). К первому виду относится нарушение деятельности удерживающего аппарата прямой кишки в результате влияния явных и скрытых психических аффектов, асфиксии плода и родовой травмы, ко второму- недержание, связанное с хроническим застоем содержимого в переполненных дистальных отделах толстой кишки.
Диагностика недержания кала у детей. Заболевание начинается чаще всего в возрасте 3-7 лет и проявляется однотипно: сухой и чистоплотный ранее ребенок начинает непроизвольно терять большее или меньшее количество каловых масс. В одних случаях кал выделяется только днем под влиянием аффектов, во время подвижных игр, физического напряжения, а иногда и без видимой причины; в других случаях родители жалуются на ночное недержание; в третьих отмечают и то и другое. Недержание кала может возникать остро, протекать быстро и заканчиваться полным выздоровлением в короткий срок. При иных обстоятельствах симптоматика развивается медленно и неуклонно прогрессирует; ребенок постоянно пачкает белье, от него исходит неприятный запах, обращающий на себя внимание окружающих. Между этими двумя крайностями могут быть переходные формы.
Вариации клинической картины зависят от глубины поражения нервно-психической сферы, длительности страдания, внешней обстановки, ухода за ребенком и т. п.
Имеются определенные клинические различия между истинным и ложным энкопрезом.

Как вы справляетесь с недержанием кала у ребенка? — форум Истинный энкопрез возникает и вначале протекает на фоне ежедневного самостоятельного стула. Со временем произвольная дефекация становится все реже, и если родители не проявляют особого беспокойства и не принимают мер, то болезнь прогрессирует, произвольная дефекация прекращается, ребенок всегда нечистоплотен. Сфинктер ослаблен, но заднепроходное отверстие сомкнуто. Кишечное содержимое не задерживается в прямой кишке, при пальцевом ректальном исследовании кишка обычных размеров, содержит некоторое количество фекалий. Кож а промежности и ягодиц всегда запачкана калом и нередко сильно раздражена. Иногда энкопрез сочетается с энурезом, обычно ночным.
Появлению ложного энкопреза предшествует более или менее длительная задержка стула, на фоне которой и отмечается эпизодическое отхождение небольших порций кала. Прогрессирование запора и недержания кала наблюдается параллельно. Прямая кишки переполняется фекалиями и давление в ней настолько повышается, что преодолевает силу анального жома, который в принципе функционирует нормально; потому недержание мы и называем парадоксальным. Когда появляется самостоятельный стул, родители часто обращают внимание на необычно большой диаметр калового столбика как у взрослого». У запущенных больных увеличивается в объеме (несколько выпячивается) нижняя половина живота вследствие скопления каловых масс в прямой и сигмовидной кишке, подчас определяемого пальпаторно в форме большого конгломерата, выполняющего весь таз. При пальцевом ректальном исследовании прямая кишка представляется значительно расширенной и туго заполненной каловыми массами плотной консистенции. Тонус сфинктера в пределах нормы, анус сомкнут.
Диагностика недержания кала базируется на тщательно собранном анамнезе, данных клинического и рентгенологического исследования. Последнее необходимо всегда, особенно при запорах, чтобы выяснить состояние дистального отдела толстой кишки и провести дифференциальную диагностику с болезнью Гиршпрунга.
У детей с парадоксальным недержанием кала обычно выявляют значительное расширение прямой, а иногда и сигмовидной кишки. Этот рентгенологический симптом часто служит причиной ошибочного диагноза болезни Гиршпрунга и необоснованного хирургического вмешательства. Дифференцировать состояния помогают прицельная контрастная рентгенография ампулярной части прямой кишки, служащая для выявления аганглионарной зоны, а также функциональное исследование ректоанальной зоны и гистохимические исследования. Клинически повышение тонуса сфинктера в сочетании с соответствующими симптомами дают больше оснований заподозрить болезнь Гиршпрунга с ультракоротким аганглионарным сегментом, а обычный или пониженный тонус сфинктера дает все основания отвергнуть этот диагноз.
Выяснение причин энкопреза представляет определенные трудности, так как у родителей не всегда удается уточнить истинные факторы, предшествовавшие заболеванию, поскольку некоторые родители скрывают свои взаимоотношения с ребенком, не всегда охотно говорят об обстановке в семье, чувствуя, что сами причасти ы к возникновению патологического состояния у ребенка. Дети также неохотно говорят о болезни и часто отрицают недержание кала, а если и отмечают это, то со стыдом и тревогой, не дают полных и объективных сведений об окружающих обстоятельствах. Тем не менее целенаправленность и настойчивость при сборе анамнестических сведений, а также требование детальной выписки из истории развития ребенка дают возможность уточнить важные для диагностики детали.

Изучая причины энкопреза, можно убедиться, что в большинстве случаев к недержанию кала склонны дети, в семье у которых царит неблагоприятная атмосфера: родители либо в разводе, либо отношения между ними напряжены. В таких семьях отцы мало бывают дома, безразличны к семейным заботам и нуждам, не уделяют внимания воспитанию ребенка, грубы с ним. Матери также нередко проявляют безучастность к ребенку, возбуждены, порой деспотичны.
Однако и в «благополучных» семьях подчас обнаруживаются серьезные изъяны, неблагоприятно действующие на больного ребенка. Вокруг него искусственно создается нервозная обстановка, нарушаются взаимоотношения родителей и ребенка, особенно когда выдают его «секрет» родным и знакомым, соседям. Угнетающе действует на психику больного, например, такие заявления, что из-за запаха, исходящего от него, не могут пригласить в дом гостей.
Приведенные выше детали важны потому, что порой являются ключевыми; без их устранения нельзя построить схему эффективной терапии.
Лечение энкопреза. Лечение больных с функциональным недержанием кала комплексное. Лечебные мероприятия должны воздействовать на психоневрологический статус ребенка и быть направлены на регулирование условнорефлекторных механизмов, улучшение проводимости нервных импульсов и повышение тонуса сфинктера.
Задача врача, во-первых, способствовать созданию вокруг больного спокойной и доброжелательной обстановки. Родителям категорически запрещают укорять ребенка, а тем более наказывать его за неопрятность. В тех случаях, когда налицо семейные конфликты, по мере сил и возможностей стараются их устранить или сгладить, так как без этого очень трудно достичь благоприятного результата.
Во-вторых, нуждается в психотерапии сам больной. У детей, особенно пре- и пубертатного возраста, порой складывается мистическое и преувеличенное в сторону страха представление о своем состоянии. В этой связи подростку следует по возможности полно и объективно рассказать о сути страдания и объяснить, что это не какое-то исключительное явление, а временное, излечимое состояние, которое встречается и у других его сверстников, но для устранения этого состояния необходимы терпение, мужество, настойчивость. Избавив ребенка от мистического страха, можно полагать, что значительная часть программы лечения выполнена.
С целью избежать отрицательных эмоций надо запретить чтение книг, возбуждающих нервную систему, просмотр кинофильмов и телепередач, не предназначенных для детей, участие в подвижных играх, содержащих элементы «военных настроений» и т. д. Для многих больных перечисленные занятия являются источником переживаний, а не удовольствия. Поэтому внимание надо переключить на другие интересы, например, коллекционирование марок, маленьких моделей автомобилей и т. п.
(Важно установить правильный, нормальный режим.
Тактика и методы лечения должны зависеть от энкопреза и особенностей течения у конкретного больного. Это особенно важно учитывать в начале лечения. Так, в случаях ложного энкопреза обязательно очищают дистальный отдел кишки от калового завала и назначают диету, в состав которой входят легкоусвояемые и послабляющие продукты — овощной суп, зелень, капуста, мед, чернослив, кисломолочные продукты, свежий хлеб и др., а из медикаментозных средств — вазелиновое масло по 1 ст. ложке 3 раза в день, настой коры крушины, препараты сенны и др.
В тех случаях, когда недержание кала преимущественно ночное, важно приучить ребенка, чтобы перед отходом ко сну у него была естественная дефекация. Для выработки рефлекса можно рекомендовать вечерние тренировочные термоконтрастные клизмы в течение 15-20 дней подряд, по 300-600 мл в зависимости от возраста. Одновременно побуждают ребенка делать упражнения на удерживание — опорожнять кишечник не сразу, а порциями. В запущенных случаях, особенно сочетающихся с ночным энурезом, может быть применена гипнотерапия. Под гипнозом больному вводят в прямую кишку шприцем Жане до 700 мл — 1л водопроводной воды в расчете вызвать ощущение позыва на дефекацию во время сна. После пробуждения и освобождения кишечника ребенку внушают, что с этого момента он будет ощущать позывы и просыпаться для естественной дефекации. Дополнительно назначают успокаивающие общие теплые ванны перед сном, а также небольшие дозы бромидов внутрь.
Если энкопрез преимущественно дневной, лечение начинают с регулярного очищения кишечника клизмами утром и вечером в домашних условиях в течение 25-30 дней. При этом достигают двойного эффекта: во-первых, каловые массы не выделяются непроизвольно ввиду их отсутствия в прямой кишке, но главное — у ребенка вырабатывается рефлекс на дефекацию в нужное время. Иногда другие методы лечения затем не требуются. В дальнейшем очень важно закрепить навык естественного стула в одни и те же часы, лучше всего утром после завтрака.
Независимо от вида энкопреза для повышения тонуса запирательного аппарата прямой кишки и закрепления рефлекса на дефекацию параллельно с тренировочными клизмами производят тренировку сфинктера. В анальный канал на глубину 4-5 см вводят резиновую трубку диаметром 1 см и просят ребенка сжимать и расслаблять сфинктер, действуя не ягодичными мышцами, а анальным жомом. Начинают с 3-5 сокращений, постепенно доводя их количество до 25-30. Потом ребенка заставляют ходить, удерживая трубку в заднем проходе, в течение 3-5 минут, а затем выталкивать ее, как бы производя акт дефекации. Подобные процедуры проводят в течение 15-20 дней по 2 раза утром и вечером. Дополнительно целесообразны промежностный душ и ЛФК, при которой особое внимание уделяют упражнениям для мышц передней брюшной стенки и тазового дна.
Для того чтобы улучшить нервно-мышечную проводимость и повысить тонус гладкой и поперечнополосатой мускулатуры толстой кишки и мышц промежности, назначают инъекции 0,05% раствора прозерина по 0,1 мл 2 раза в день в течение 10-12 дней или производят диадинамоферез мышц тазового дна раствором прозерина.
Центральное место в комплексе консервативного лечения больных с функциональным недержанием кала занимает электростимуляция анального сфинктера и мышц промежности. Для восстановления нарушенных взаимосвязей прямой кишки и ее удерживающего аппарата наиболее эффективны диадинамичеокие токи. Для широкого применения доступен отечественный аппарат СНИМ-3, который выгодно отличается от всех ныне выпускаемых для диадинамотерапии тем, что может работать в двух режимах — постоянном и переменном, а это очень важно для достижения положительного лечебного эффекта.

Методика лечения заключается в следующем. За 2-3 часа до процедуры ставят очистительную клизму. В положении лежа на спине большому над лонным сочленением накладывают пластинчатый свинцовый электрод — катод площадью 80-100 ом2 — с марлевой прокладкой, смоченной в физиологическом растворе. Второй электрод — анод, описанный 3. П. Кузнецовой (1972), изготовленный из нержавеющей стали и заранее простерилизованный, помещают в прокладку из нескольких слоев марли, смоченной в физиологическом растворе, и вводят в прямую кишку на глубину 3,5-5 см в зависимости от возраста. Диаметр электрода для детей дошкольного возраста составляет 0,6 см, для младшего школьного — 0,8 см и для старшего- 1 см.
Перед началом процедуры ребенка предупреждают об ощущениях во время электростимуляции. При небольшой силе тока он чувствует легкое покалывание и жжение под прокладкой, а с увеличением силы тока появляется ощущение вибрации. Последовательно включают ток «двухтактный» (от 0,5 до 1 мА) на 15 с, «однотактный» непрерывный (от 1 до 2 мА) на 3,5 мин, «модулированный» (от 2 до 4 мА) на 2,5 мин и «ритм синкопе» (от 1 до 2 мА) на 6 мин.
Во время процедуры необходимо постоянно наблюдать за больным, так как при регуляции силы тока ощущение вибрации должно быть интенсивным, но безболезненным. Иногда в ходе процедуры вибрация ослабевает или исчезает в результате повышения порога чувствительности и развития тормозного эффекта. Поэтому, как только ребенок отмечает ослабление или исчезновение вибрации, несколько увеличивают силу тока до появления прежнего ощущения.
Курс лечения состоит из 8-10 процедур. Дети обычно переносят их хорошо. Если после 10 процедур клинического улучшения не наблюдается, то электростимуляцию прекращают, так: как, видимо, развилось привыкание к ней. Для получения терапевтического эффекта повторный курс проводят спустя 1,5- 2 месяца.
Противопоказанием для диадинамотерапии является индивидуальная непереносимость электрического тока; кроме того, ее не следует проводить при трещинах анальной слизистой, воспалительных заболеваниях аноректальной зоны.
При парадоксальном недержании кала успеха достигнуть гораздо труднее, чем при истинном энкопрезе. Требуется проведение 4-5 повторных курсов лечения. Если эффект от настойчиво проводимого консервативного лечения отсутствует полностью, закономерно предположить необратимые нарушения в стенке прямой кишки. В подобных ситуациях логично ставить вопрос о хирургическом вмешательстве — замещении прямой кишки вышележащими отделами ободочной (сигмовидной). Резекцию прямой кишки выполняют через брюшно-промежностный доступ. Техника операции ничем не отличается от таковой при болезни Гиршпрунга. Отметим лишь, что из существующих методик наиболее рациональна и физиологична операция Соаве в нашей модификации. При данной патологии важно, что в ходе данного вмешательства создается дупликатура стенки прямой кишки, усиливающая сократительную способность конечного отдела кишки.
Результаты лечения недержания кала. При строго дифференцированном выборе методов результаты вполне удовлетворительны. В наших наблюдениях хорошие и удовлетворительные результаты были достигнуты у 98% из более чем 100 больных.

Энкопрез: почему ребенок пачкает штанишки? Как решить деликатный вопрос

Сосновская Татьяна, психолог, преподаватель вуза

Однажды мне пришлось стать невольной свидетельницей одного разговора, который и стал поводом для написания этой статьи. За соседним столиком в кафе живо общались женщины среднего возраста. У одной из них, самой разговорчивой и активной, вдруг зазвонил телефон. Лицо ее стало сосредоточенным, знаком она приказала всем замолчать: «Да, хорошо, сыночка, разворачивайся, езжай домой!» Видно, что настроение у нее после разговора резко упало. Подруги встревожены: «Что случилось?» «Сын ехал на урок музыки и захотел в туалет». «Ну и что тут такого?» «А то, что делать это большое дело он может только дома. Ни в школе, ни в гостях, ни у друга, ни у родственников, только дома. И у него в такой ситуации только два выхода: либо терпеть, пока не кончится урок музыки, либо срочно поворачивать домой». Как я поняла из разговора, сыну 14 лет, и эта проблема у него была всегда.

«Туалетная проблема»

Есть такая тема в воспитании детей, которой не всегда поделишься даже с любимыми подругами. Пока ребенок розовощекий младенец и делает свое дело в памперсы, это воспринимается абсолютно естественно, его моют, обрабатывают влажными салфетками, дают посушиться на свежем воздухе. Когда тот же процесс происходит в более старшем возрасте и уже не в памперсы, а в штаны, то ситуация перестает выглядеть такой радужной. Неприятный запах, неловкость, насмешки… Вот отрывки из форума мамочек, пытающихся справиться с такой проблемой:

«Здравствуйте! Сыну 7,5 лет, пачкаем штанишки. У кого была похожая проблема, или сейчас есть, расскажите — кто что предпринимал и с каким успехом?»

«У нас такая же проблема. Чего мы только не перепробовали с сыном, ему сейчас 9 будет. Ладно бы энурез, так он какался в штаны и учителя отправляли его с занятий домой.»

«Сыну 7 лет, проблема та же… Наблюдаемся у психиатра, обращались уже к врачам — или с врачами не везет нам, или не к тем специалистам обращаюсь… Выслушивают, что-то пишут, назначают ноофен, нейровитан и т.п. Ничего не помогает.»

Для некоторых деток и их мам туалетная тема превращается в тугой комок тяжелейших проблем, приносящих настоящие мучения и тем, и другим. Сказать, что у них проблемы со стулом, – это ничего не сказать. Начинается все, как правило, с хронических, не поддающихся лечению, запоров. Они могут сопровождаться туалетной стеснительностью, когда ребенок не может ходить в туалет по большим делам нигде, кроме дома. Ну и самое неприятное для родителей – это энкопрез — ненамеренное и неосознанное выделение кала у детей в возрасте старше 3 лет.

Почему именно у моего ребенка такая проблема?

Примерно такой вопрос задают себе многие мамы, пытаясь найти решение деликатного вопроса. Попробуем разобраться с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана. СВП утверждает, что подобные проблемы могут возникнуть только у деток с определенным типом психики. Сейчас уже никто не будет спорить с тем, что все дети рождаются разными. Но только системно-векторная психология Юрия Бурлана четко дифференцирует и описывает индивидуальные врожденные свойства ребенка, его желания и особенности взаимодействия с внешним миром. Эти врожденные особенности называются векторами, всего их восемь. В одном человеке может сочетаться несколько векторов. Но тяжелые туалетные проблемы возникают, только если у ребенка присутствует один из них – анальный вектор. Не пугайтесь названия, это просто классификация, как в любой науке. Конечно, не сам анальный вектор дает проблемы, а его неправильное развитие как следствие непонимания родителями особенностей своего ребенка.

Золотой ребенок

По природе ребенок с анальным вектором – это неторопливый, спокойный и рассудительный человечек. Такие детки обладают хорошей памятью и усидчивы от природы, и эти свойства призваны дать им в будущем большие преимущества в учебе и труде. Они любят доводить начатое до конца, делать дела последовательно, а не одновременно. Они консервативны, и им труднее, чем детям с другими векторами, привыкать ко всему новому, к новой еде, новым местам. Они больше других детей привязаны к маме и нуждаются в ее одобрении и любви. И для взрослого мужчины с анальным вектором слово «Мама» всегда с большой буквы.

В отличие от других такие дети с детства любят посидеть на горшке. Если их не торопить, может на горшочке с игрушками и час просидеть. Про таких мамы иногда шутят: «Где посадил — там и нашел». Дело в том, что метаболизм у анальных людей замедленный, и процесс очищения у них тоже должен проходить не спеша, медленно и до конца. Если таких деток правильно развивать, вовремя хвалить, поддерживать, не подгонять, не торопить, не срывать с горшка, то они вырастают умничками с золотой головой и золотыми руками.

Что же может пойти не так?

Базовая потребность любого ребенка – ощущение безопасности и защищенности, которое он получает от своих родителей. Не материальный, не бытовой, а именно психологический комфорт ребенка является главным и обязательным условием его нормального развития. Не понимая врожденных свойств ребенка, пытаясь сделать как лучше, мы часто не нарочно травмируем его психику, блокируя тем самым развитие его природных свойств и естественных достоинств. Если мы стараемся не развивать, а переделывать, то проблемы нам обеспечены.

Одним из первых признаков нарушения психологического комфорта ребенка с анальным вектором является запор. На стресс он непроизвольно реагирует сжатием сфинктеров, тем самым задерживая содержимое кишечника внутри. Очень важный для таких деток акт дефекации причиняет боль. Так любимый ранее горшок начинает вызывать страх. Каловые массы задерживаются все больше, и вот, уже вновь скопившееся содержимое обтекает скопившиеся твердые массы и незаметно для самого ребенка выделяется на белье. Это уже энкопрез, крайне неприятная проблема как для ребенка, так и для родителей. Его причина не только запор, но серьезное и длительное нарушение ощущения безопасности и защищенности у ребенка.

Что же является стрессом для такого ребенка?

Что же делать?

Разберем основные пункты с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Первые четыре пункта будут посвящены тому, чего нельзя делать с анальным ребенком. Эти советы будут наиболее актуальны для мам с кожным вектором. Оставшиеся пункты – что делать обязательно — будут актуальны для всех родителей таких деток.

Первое: не сдергивать с горшка, давать высидеться. Если у мамы кожный вектор, то ей совершенно не понятны эти долгие большие дела. Она судит по себе: зашла-вышла. «Вставай уже, нечего рассиживаться!» – вот типичные слова кожной мамы, обращенные к маленькому сидельцу. Как непроизвольная реакция на прерывание, наступает сжатие сфинктера, то есть опять запор.

Второе: не торопить. Для мамы с кожным вектором характерны быстрота, высокая переключаемость, умение делать несколько дел одновременно. То есть все то, чего, как ей кажется, не хватает ее неторопливому ребенку. «Давай быстрее! Сколько можно копаться!» Ей хочется, чтобы ребенок выполнял ее просьбы мгновенно, как хорошо тренированный солдат. Но он спешить не способен. В результате получается наоборот, он впадает в ступор или начинает сильно тормозить, вызывая у мамы желание подогнать его еще сильнее. Результат тот же – запор.

Третье: не перебивать. Подробно, в мельчайших деталях рассказывая свою историю, ребенок учится не только вербализировать свои мысли, но и систематизировать информацию, развивает свою природную память. Не у каждой мамы хватает терпения выслушать его до конца. Если перебивать постоянно, то получить можно не только запор, но и заикание.

Четвертое: не стыдить за грязные штанишки. Люди с анальным вектором и так больше всего на свете боятся опозориться, а тут еще вы… Ощущение пережитого позора и чувство вины вперемешку с обидой – это очень тяжелый груз, чтобы еще и его пожизненно вешать на плечи вашему ребенку.

Пятое: давать закончить начатое дело. Если он сел рисовать, не надо его срочно звать кушать. Играется в песочнице – не надо тянуть в магазин, потому что вам стало скучно сидеть на скамейке. Такие дети трудно переключаются, если их дергать, не формируется их родной навык усидчивости и сосредоточенного внимания к деталям. Быстрое переключение – это стресс. А стресс – это запор.

Шестое. Хвалить, держать эмоциональную связь с ребенком. Анальный ребенок больше других нуждается в мамином одобрении. Поэтому его обязательно нужно хвалить за дело, но не перехваливать. Если мама не показывает, что ей понравился его рисунок или как хорошо он помыл посуду, то малыш обижается. Обида – зажим – запор.

Седьмое. Все новое вводить постепенно. Все новое – это стресс. И новая одежда, и новая еда зачастую воспринимается таким ребенком в штыки, не говоря уже о приучении к садику, где нужно расставаться с мамой, или к школе. Привыкание происходит медленно и постепенно, и надо постараться максимально сгладить этот процесс. Многие такие детки наотрез отказываются ходить в общественный туалет. Это значит, что там они испытали в связи с этим какой-то стресс. При первом посещении садика или школы обязательно вдвоем с ребенком зайдите в туалет и проследите за его реакцией. Подумайте, что можно сделать, чтобы пребывание в нем стало для него максимально комфортным. Для него это важно. Может, если это садик, принести свой горшок, или если это школа, то поговорить с учительницей, чтобы она, при необходимости, незаметно отпускала ребенка в туалет во время урока, чтобы он мог не стесняться и не бояться других детей.

Восьмое и самое главное: создавать для ребенка ощущение безопасности и защищенности.Ни крутые подарки, ни шикарная одежда не делают детство вашего ребенка по-настоящему счастливым. Когда мама несчастлива, когда родители ругаются между собой, любой ребенок чувствует себя ужасно. Для него это сверхстресс, прямая угроза его чувству безопасности и защищенности. И если маленький кожник может среагировать дерматитом, зрительник страхами, то анальник обязательно запором. Поэтому никогда не выясняйте отношения при ребенке.

Или, например, если вдруг вам придется лечь с малышом в больницу, то попытайтесь сделать среду для него наиболее комфортной: возьмите свой горшок, любимые игрушки, книжки, может быть, даже его постельное белье. Не оставляйте его одного и ни в коем случае не кричите на него за то, что он боится делать уколы, а наоборот, сразу после укола пожалейте его и похвалите, какой он молодец. Если мама рядом, она его любит, то пребывание в больнице не сможет нанести ущерба психике ребенка.

В реальной жизни все, конечно, может быть сложнее. Ребенок, как правило, является обладателем нескольких векторов, это будет давать дополнительные особенности в развитии. Зрительный вектор будет добавлять чувствительности и ранимости, звуковой – задумчивости и погруженности в себя и так далее.

Понять до конца, как правильно взаимодействовать со своим ребенком, чтобы избежать проблем и вырастить его счастливым, помогают тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. На цикл бесплатных вступительных лекций, где среди прочих тем можно узнать подробности об особенностях развития анального вектора и причинах проблем со стулом, можно записаться здесь: http://www.yburlan.ru/training

Автор Сосновская Татьяна, психолог, преподаватель вуза

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Психология

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*