admin / 08.05.2020

Эмбрион

Чем является человек?

Что такое человек? Вопрос о существовании человека на Земле, его сущности и происхождении занимал умы людей на протяжении многих тысячелетий. Существует множество теорий бытия человека, и в каждой из них представлена своя точка зрения на то, чем является человек во Вселенной. Наука определяет человека как отдельный вид из отряда приматов. От обезьян люди отличаются анатомическими особенностями, развитием материальной и духовной культуры, членораздельной речью и абстрактным мышлением. Самым близким предком человека является неандерталец, а из ныне живущих – шимпанзе.

Чем является человек и его особенности

  • Люди считаются единственными млекопитающими, которые отличаются прямохождением только на двух конечностях (некоторые обезьяны могут ходить на двух лапах, но лишь в течение короткого промежутка времени).
  • Люди отличаются от животных способом поглощения пищи (пища разнообразна и термически обработана).
  • Люди способны членораздельно говорить, в то время как животные могут лишь подражать звукам (исключения составляют отдельные представители приматов).
  • Люди обладают самым развитым головным мозгом (отделы мозга, отвечающие за координацию движений и равновесие, развиты наиболее сильно).
  • Люди определяются как социализированные существа со сложной системой поведения (каждый человек имеет свои традиции, культурные ценности, мировоззрение, религиозные взгляды).Только у человека можно выделить систему образования, социальные связи и такие характерные лишь для человека поступки, как самоубийство и обет безбрачия. Человечество стремительно увеличивается: так на данный момент население мира составляет 7 миллиардов человек, а по прогнозам экспертов к 2050 году цифра перевалит за 9 миллиардов.

Человек с точки зрения философии

В философии проблема человека считается одним из краеугольных вопросов, который в разные эпохи решался по-своему. Увы, то, что человек является личностью, человечество осознало не так давно. Какие же основные философские теории бытия человека можно выделить?

  • В философии Древнего мира (Индийской, Китайской, Греческой) человек определялся как часть космоса: он содержал в себе все основные стихии природы и состоял из тела, души и духа. Так, в Индийской философии человек обладал душой, которая переселялась, умирая, а граница между растениями, животными, Богами и человеком была вообще сильно размыта. В Античной философии человек наделялся духом, разумом и социальными способностями.
  • В Средневековой Христианской философии человек представлял собой образ и подобие Бога, который вкусил плод познания добра и зла, сформировавший в нем в итоге раздвоенную сущность. В это время было развито учение о соединении Божественной и человеческой сущностей (в образе Христа), к которому необходимо было стремиться каждому человеку, желающему быть принятым Богом после смерти.
  • В эпоху Возрождения человек, наконец, утверждается как личность, обладающая красивым телом, которое воспевается не только в трактатах того времени, но и творениях художников и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
  • В философии Нового времени человеку приписывается титул субъекта духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем разума. В это время человек напрямую ассоциируется с высказыванием «Мыслю, следовательно, существую», то есть мышление кладется в основу существования человечества.
  • В Современной философии проблема человеческой личности считается центральной: так ницшеанство определяет человека как игру жизненных сил и влечений, экзистенциализм трактует человека как противопоставление социального и духовного, а в марксизме человек является частью общественной трудовой деятельности.

Таким образом, сущность человека очень многогранна, его в равной степени характеризует и тело, и дух, поэтому борьба низменных страстей человека и высоких духовных порывов всего лишь прерогатива философских прений.

Человек с точки зрения биологии

Выделяются следующие биологические характеристики человека:

  • средние размеры и масса тела человека колеблются в пределах 50-80 кг и 164-175 см (последние 150 лет наблюдается акселерация);
  • тело человека покрыто волосами в области головы, пах, подмышек;
  • кожа человека способна менять пигментацию (склонность к загару);
  • средняя продолжительность жизни человека составляет 79 лет;
  • женщина способна к оплодотворению в течение всего года, благодаря наличию менструаций;
  • беременность длится 40 недель, а потомство, как правило, не способно заботиться о себе в первые годы своего развития;
  • развитие человека определяется длительным периодом детства с низкой скоростью роста, и ярко выраженным скачком в период полового созревания;
  • старение человека играет большую роль в психологическом, социальном и экономическом аспектах;
  • главным способом межличностных коммуникаций является членораздельная речь.

Человек с точки зрения химии и физики

С точки зрения химии, человек – это набор химических реакций, результат взаимодействия органических молекул. Среди химиков бытует одно полушутливое определение человека, по которому человек представляет собой набор следующих химических веществ:

С точки зрения физики, человек – это электростанция, так как в каждой человеческой клетке есть маленькие генераторы энергии (митохондрии), которые постоянно вырабатывают статическое электричество.

Таким образом, проблема человека всегда интересовала ученых и философов, но в наши дни главным фактором, характеризующим человеческое существо, считается определение человека как отдельной личности со своими физиологическими и духовными потребностями.

Эмбрион

Смотреть что такое «Эмбрион» в других словарях:

  • ЭМБРИОН — (греч., embryon, от embryos плодородный). Зародыш. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМБРИОН зародыш. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

  • эмбрион — а, м. embryon m., нем. Embryo <гр. embryon. Зародыш человека или животного. Развитие эмбрионов. БАС 1. Личинки, как и всякий молодой организм, а эмбрион особенно, весьма податлив к воздействиям условий. Халифман Пчелы. || перен. Зачаток какой… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • эмбрион — зародыш, плод Словарь русских синонимов. эмбрион см. зародыш Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

  • ЭМБРИОН — (зародыш), ранняя стадия развития животного или растения. У животных эта стадия начинается сразу после оплодотворения и длится до момента, когда животное выходит из ЯЙЦА или из МАТКИ родительницы. У растений зародыш находится в семени, и эта… … Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЭМБРИОН — ЭМБРИОН, эмбриона, муж. (греч. embryon) (книжн.). 1. Зародыш (растения, животного; биол.). 2. перен. То же (о мысли, идее и т.п.). Эмбрион художественного замысла. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • эмбрион — Плод, находящийся внутри матки животного в плодном пузыре. эмбрион Организм на ранней стадии развития, происходящего в яйцевых оболочках или в специальных органах материнского организма Тематики искусственное… … Справочник технического переводчика

  • ЭМБРИОН — (греческое embryon), то же, что зародыш животных и человека … Современная энциклопедия

  • ЭМБРИОН — (греч. embryon) то же, что зародыш животных и человека … Большой Энциклопедический словарь

  • ЭМБРИОН — ЭМБРИОН, а, м. (спец.). Зародыш (в 1 знач.) на начальных стадиях развития. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ЭМБРИОН — (греч. embryon зародыш), животный организм в ранний период развития, то же, что зародыш. По отношению к растениям применяют только термин «зародыш». .(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А.… … Биологический энциклопедический словарь

  • Эмбрион — или зародыш наименование, применяемое к яйцу после того,как оно пройдет сегментацию, хотя строгой определенности в примененииэтого термина не установлено. Иногда его применяют и к более раннимстадиям. По вылуплении из яйцевых оболочек или после… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Когда плод (эмбрион) становится человеком?


Между 18-м и 25-м днем со дня зачатия (3-4 недели беременности) у ребенка начинает биться сердце. К 20-му дню формируются основы нервной системы. После пяти с половиной недель ребенок двигает головкой, а в шесть недель — и всем телом, подобно уже рожденному ребенку. Но женщина почувствует эти движения гораздо позже, на 16- 20-й неделе. В 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга. В 9-10 недель беременности малыш уже двигает глазными яблоками, глотает, шевелит язычком, икает, бодрствует и спит. На 11-й неделе — сосет большой палец, реагирует на звуки, внешний шум может его разбудить. К 11-12 неделям появляются ногти, к 16 неделям — ресницы. С 10-11-й недели беременности у ребенка функционируют все системы организма.
———
В конце 40-х гг. XX века, еще не существовало научного знания об эмбрионе. В то время думали, что нерожденный ребенок, плод — это нечто находящееся в матке. И считать или не считать его человеческим существом, единственной в своем роде личностью было вопросом веры. Отношение к нерожденному ребенку изменилось в 70-е гг., когда изучением плода занялась наука и результаты этого изучения сделались достоянием медицины. Открытия в данной области стали возможными благодаря внедрению новейших технологий, таких, как УЗИ, электронный контроль за сердцем эмбриона, радиационная иммунохимия и другие. Ультразвуковая интроскопия в реальном времени, т.е. получение изображения ребенка в движении, существует как метод клинического исследования с 1976 г. Ультразвуковой прибор работает настолько точно, что позволяет различить даже крошечные, открывающиеся и закрывающиеся во время сердечных сокращений сердечные клапаны. Эта совершенная аппаратура дает возможность родителям увидеть своего ребенка еще до рождения. Благодаря технологиям, приборам и оборудованию, применяемым современной медициной, мы убедились в том, что нерожденный ребенок — человеческое существо, еще один член человеческого сообщества, не отличающийся от других людей.
Мы утверждали, что с научной точки зрения невозможно доказать начало жизни с момента зачатия. Вопрос о том, когда начинается человеческая жизнь, — это вопрос теологический, юридический или философский, считали мы, только не научно-биологический. Это также излюбленная тактика групп, выступающих за проведение абортов. Они постоянно утверждают, что невозможно узнать, когда начинается жизнь, и что об этом мы вообще никогда не узнаем. Однако определить начало жизни мы в конце концов смогли. Оно начинается во время зачатия, и с этих пор плод является человеческим существом. Не существует ни одного такого прыжка, превращения из ничего во что-то, из несущества в существо. Жизнь является плавным спектром от своего начала до самого конца. А разрешение на аборты означает не что иное, как плановое, незапрещённое уничтожение человеческой жизни. Смертельное насилие — аборт — это непростительное зло. Я согласен, что нежелательная беременность — это очень сложная дилемма. Однако искать решение её в уничтожении жизни означает позорное одобрение насилия. Как учёный я знаю — не то, что верю, — я знаю: человеческая жизнь начинается с зачатия. Хотя я формально нерелигиозный человек, в глубине сердца верю в существование Бога, который призывает нас сказать этому прискорбному и невыразимо ужасному преступлению против человечества решительное и неоспоримое «Нет»!

Отрывок из документального фильма об абортах
доктора Бернарда Натансона «Безмолвный крик»
(полный текст)
см. также: фрагмен выступления доктора Бернарда Натансона

Высказывается мнение, что эмбрион является частью тела матери. Это не так по многим причинам. Во-первых, генетически он отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки — существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе.

Профессор Kафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ,
доктор биологических наук Д.В. Попов

Во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — после 12 недель, в Швеции — после 20, во многих странах жизнь юридически защищена только после рождения. Лауреат Нобелевской премии Ждеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребенка через три дня после рождения… Когда же в действительности начинается человеческая жизнь? Кому верить? Или, может быть, французские дети начинают быть людьми через 10 недель после зачатия, маленькие датчане — через 12 недель, шведы — через 20 недель, а дитя Джеймса Уотсона сделается человеком только через три дня после рождения ?..
Сегодня это уже бесспорно установленный научный факт: человеческая жизнь начинается в тот самый момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки: мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка. И вот, в этой одной микроскопически маленькой клеточке заложено уже все будущее человека: его пол, группа крови, даже цвет глаз и волос — все это в данной клеточке есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой маленькой клеточки взрослого человека — это пища, кислород и время. Это — все. Каждая такая клеточка — зародыш есть уже уникальный и неповторимый человек. Другого такого еще никогда не было в мировой истории; и сколько бы веков или тысячелетий эта история еще ни продолжалась — другого такого уже никогда не будет.
Как смотрит на этот вопрос Православная церковь? Церковные законы (каноны) всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне: «Умышленно погубившая зачатый, во утробе плод подлежит осуждению, как за убийство», — пишет святитель Василий Великий (канон 2-й). О возрасте плода, как видим, нет ни слова: безразлично когда зачатый — хоть 10 недель назад, хоть вчера, хоть час назад, хоть минуту. В этом единомысленны все святые отцы, высказывавшие свои мнения по этому предмету. Назовем среди них, кроме святителя Василия Великого, еще таких столпов Православия, как святитель Григорий Богослов,святитель Иоанн Златоуст, святой Ефрем Сирин, преподобный Максим Исповедник.
С церковной точки зрения, человеческая жизнь начинается не рождением и кончается не смертью. Этими двумя вехами ограничивается лишь один из этапов человеческой жизни. Этому этапу предшествует внутриутробная жизнь, за этим этапом следует загробная жизнь.
Самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения) зародыша в стенку матки.
Ученые подсчитали, что если бы рост и развитие ребенка во все время беременности протекали так интенсивно, как в первые 7 недель — к моменту рождения вес новорожденного составлял бы 14 тонн — это вес двух слонов…
В 10-11 недель (к середине третьего месяца беременности) все системы органов человеческого организма полностью сформированы. С этого времени во Франции жизнь ребенка начинает охраняться законом. Законы других стран разрешают убивать этого уже сформировавшегося человечка. Почему? На том основании, что он, хоть и сформировался, но не успел еще окончательно развиться?.. Но развиваться он будет и после появления на свет еще ни много, ни мало 12-14 лет. Если можно убивать по этой причине: недостаточной развитости — тогда вместе с внутриутробными младенцами давайте разрешим убивать и всех детей до окончания подросткового возраста. Или введем градацию и в Уголовный Кодекс: за убийство трехлетнего ребенка давать меньший срок, чем за убийство десятилетнего — ибо тот менее развит… Дикость? А это не дикость: за убийство новорожденного младенца — в тюрьму, а за убийство внутриутробного младенца — оплачиваемый больничный, хотя и зародыш, и младенец являются людьми только потенциально. Мы чувствуем омерзение к той матери, которая после рождения своего ребенка тайком выбрасывает его в мусорный ящик, и несем цветы другой, которая выбрасывает свое дитя в мусорный ящик прилюдно, в медицинской палате, с помощью врачей.
В одном американском журнале рассказывалось о женщине, родившей 5-месячного ребенка и умолявшей врачей спасти ему жизнь. Вся больница была поставлена на ноги, чтобы ребенок выжил. Для спасения работали самые опытные врачи, были выделены большие денежные средства… И в этой же больнице, в тот же день и час — только в другой комнате — другая женщина абортирует своего 5-месячного ребенка. В одной комнате 5-месячный ребенок воспринимается как человек, а в соседней комнате такой же 5-месячный ребенок расценивается как кусок мяса.
На одной феминистской демонстрации за легализацию абортов женщины скандировали: «Все законы прочь от нашего тела!» Эти женщины очевидно считают, что аборт является их сугубо личным делом, а в такие дела никто не вправе вмешиваться. Таким женщинам нужно сказать: — Нет, аборт не является вашим личным делом. Это дело было бы Вашим личным, если бы касалось только Вашей личности. Но оно касается еще и другой личности — личности Вашего ребенка… Представьте себе, что на Вас напал бандит и хочет убить. Подбегает милиционер, пытается защитить Вас, а бандит ему говорит: «А ну, отлезь! Убивать ее или не убивать- это мое личное дело. Ты не вправе вмешиваться в мои личные дела.» Станете ли вы вслед за бандитом уговаривать милиционера отойти и не вмешиваться?.. Почему же, когда убивают Вас — Вы взываете о помощи и признаете необходимость государственных законов, защищающих Вашу жизнь, а когда убиваете Вы — «все законы прочь» и «никто не вправе вмешиваться»?.. Вашу жизнь защищать надо — а жизнь беззащитного младенчика защищать не надо? Надо защищать и его жизнь!
Есть люди, считающие, что аборт все же нельзя приравнивать к обычному убийству — ибо внутриутробный младенчик никакая еще не «личность», а даже и нежизнеспособен.
Личность или не личность — это, конечно, вопрос веры, решаемый в зависимости от общефилософских и религиозных убеждений человека. Для атеиста и материалиста — впрямь не личность. Но при материалистическом расплывчатом понимании личности вообще трудно выяснить, когда человек ею становится — иной становится в 5 лет, иной в 25, а иной и всю жизнь проживет, да так и не станет… Христианская вера отвечает на данный вопрос однозначно: безспорно, личность! Как же не личность, когда у этого внутриутробного младенчика уже есть своя индивидуальная и безсмертная душа?! Да, мамочка- бессмертная душа! Которую, в отличие от тельца, ты ни расчленить, ни убить не властна. И которая будет предстоять на Страшном Суде перед Всевышним рядом с твоей, тоже безсмертной душой. «Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении)… Не видавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это — ея сын, и сын узнает, что это — его матерь…» (св. Ефрем Сирин. Изд. 1900г., ч.4.стр.105, «О страхе Божием и о последнем суде»). Может быть, только тогда эта горе-мама вполне поймет весь ужас ею содеянного. «Любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтоб не видел он здешнего мира, не даст Он (Судия) увидеть новый век, — пишет далее св.Ефрем Сирин. — Как она не дозволила ему (своему ребенку) насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он (Бог) лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы сокрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешнюю. Таково воздаяние любодеям и любодейкам, которые посягают на жизнь детей своих.»
Что же касается «жизнеспособности», то следует уточнить: что понимать под термином «жизнеспособность». Если понимать способность к самостоятельному и ни от кого не зависимому существованию, так к такому существованию ребенок и после рождения явно не способен. И долго еще небудет способен. Попробуйте двухлетнего или даже пятилетнего малыша предоставить самому себе — проживет ли он самостоятельно, без посторонней помощи хоть неделю?..

священник Александр Захаров
из книги «Слово об абортах»

Определение личности: является ли эмбрион человеком?

Главный аргумент движения против выбора сводится к следующему: человеческая зигота, бластоциста, эмбрион или плод является человеком с правом на жизнь, а потому аборт является убийством и должен быть нелегальным. Это предположение является глубоко ошибочным.
Вначале позвольте мне сказать, что с точки зрения движения за выбор, статус эмбриона — это второстепенный вопрос. Независимо от того, является ли эмбрион человеческим существом и имеет ли он права, женщины все равно будут делать аборты, даже если для этого придется нарушать закон и рисковать своей жизнью. Даже женщины, которые верят, что аборт — это убийство, делают аборты, и они продолжат их делать. Именно поэтому мы должны оставить это решение моральному сознанию женщин, и гарантировать, что для них существуют безопасные, легальные и доступные аборты. Потому что в конечном итоге статус эмбриона — это вопрос о субъективном мнении, а единственное мнение, которое является значимым — это мнение беременной женщины. Например, счастливо беременная женщина может испытывать любовь к эмбриону, воспринимать его как особого и уникального человека, желанного и долгожданного члена ее семьи. Она может дать ему имя, говорить о нем, как о ребенке, говорить с ним и так далее. Однако несчастливо беременная женщинам может воспринимать своего эмбриона с абсолютным ужасом, доходящим до отвращения. Она не в силах называть его иначе чем «это», не говоря уже о том, чтобы считать его человеком. Она отчаянно хочет избавиться от нежеланного захватчика в ее теле, и когда она это делает, она испытывает огромное облегчение. Обе эти реакции на эмбрион, как и все промежуточные реакции, являются совершенно валидными и естественными. Иногда эти реакции даже могут принадлежать одной и той же женщине в разные периоды ее жизни.
Тем не менее, противники выбора не только настаивают на том, что эмбрион — это человек, но и на том, что подобные статус эмбриона является объективным научным фактом. К сожалению, они предполагают именно то, что нуждается в доказательстве, а потому допускают логическую ошибку «порочного круга». Биология, медицина, юриспруденция, философия и теология не пришли к какому-либо консенсусу по этому вопросу, также как и общество в целом. Такой консенсус в принципе невозможен, поскольку данное утверждение по своей природе является субъективным и ненаучным, поэтому мы должны передать эти размышления на откуп женщинам, которые, без всякого сомнения, являются людьми с человеческими правами.

Деконструкция языка движения против абортов
Прежде чем пойти дальше, мы должны прояснить и проинтерпретировать некоторые аспекты языка движения против выбора. Во-первых, противники выбора часто путают прилагательное «человеческий» и существительное «человек», приписывая им одинаковые значения.
Меня поражает вопрос, который часто задают сторонникам выбора: «Разве это не является человеческим?» Можно подумать, что мы втайне считаем эмбрион созданием из космоса. Если вы скажете, что эмбрион обладает человеческой тканью или ДНК, то противники выбора тут же с триумфом провозгласят, что вы только что признали эмбриона человеком. Однако частица перхоти с моей головы является человеческой, но она не является человеком, и в этом смысле, человеком не является и зигота. Противники выбора ответят, что оплодотворенная яйцеклетка — это не перхоть, потому что оплодотворенная яйцеклетка обладает уникальным набором хромосом, который составляет нового человека. Однако с помощью клонирования одной живой клетки из моей перхоти будет достаточно, чтобы создать нового человека. Хотя наш с ним генетический код будет абсолютно идентичен, он все равно будет уникальным индивидом, потому что люди — это гораздо больше, чем наши гены (к этому пункту я вернусь позднее). Также, и оплодотворенная яйцеклетка, и клонированная клетка представляют собой потенциального, а не настоящего человека. Это избитое клише, но его стоит повторить — желудь не является дубом, а яйцо, которое вы съели на завтрак, не было цыпленком.
Противники выбора часто используют фразу «человечность эмбриона», под которой они имеют в виду физические человеческие качества, однако это очень двусмысленное выражение, возможно, намеренно двусмысленное. В этом контексте слово «человечность» предполагает сострадательные человеческие чувства и достоинства, такие как восприимчивость или любовь. Это тщательно подобранный термин, который призван вызвать сочувствие к эмбриону и приписать ему человекоподобные качества, которых у него попросту нет. Способность испытывать радость, грусть, злость и ненависть — это интегральная часть нашей «человечности», но мы не начинаем развивать столь сложные эмоции, пока мы не вступаем в социальное взаимодействие с другими людьми.
Альтернативная фраза, которую часто говорят противники выбора: «Это жизнь» — еще один двусмысленный и туманный термин. Очевидно, что эмбрион является живым, и, вполне возможно заявить, что эмбрион является отдельной живой единицей (хотя это спорная точка зрения из-за полной зависимости эмбриона от тела женщины), но то же самое можно сказать о любом живом организме, включая червей и микробы. Если просто назвать эмбрион «жизнью», то это ни о чем не говорит, если этот термин не является синонимом термина «человек», а это означает, что противники выбора просто снова допускают ошибку порочного круга.
Такая же проблема связана с фразой противников выбора: «Жизнь начинается в момент зачатия». С биологической точки зрения это абсурдное утверждение, поскольку жизнь на этой планете началась лишь один раз, примерно три с половиной миллиарда лет назад, и с тех пор она не прекращалась. Оплодотворенная яйцеклетка — это лишь продолжение жизни в новой форме, лишь один маленький шаг отделяет ее от отдельных сперматозоида и яйцеклетки, которые еще до слияния были живыми и представляли собой уникальный генетический потенциал нового человека. В контексте движения против выбора термин «Жизнь начинается в момент зачатия» можно перевести только как: «Человек появляется в момент зачатия». И снова, это порочный круг.
Является ли эмбрион человеком?
Исторически эмбрион никогда (или крайне редко) не считался человеком, по крайней мере, до «шевеления» — устаревшего термина, указывающего на заметное движение плода в утробе. Католическая церковь даже разрешала проводить аборты до шевеления вплоть до 1869 года. Более того, разнообразные законы мира были написаны специально для защиты рожденных людей и их собственности. Практически не существует правовых прецедентов, когда эти законы применялись в отношении эмбрионов. Даже когда аборты были нелегальными, за них предусматривалось меньшее наказание, чем за убийство, обычно они рассматривались как мелкие правонарушения. Положение противников выбора о том, что эмбрионы — это люди, таким образом, является новым и своеобразным, практически не имеющим исторических или правовых прецедентов в свою поддержку.
Эмбрионы принципиально отличаются от рожденных человеческих существ по множеству признаков, которые заставляют усомниться в том, что их можно классифицировать как людей. Самое фундаментальное отличие состоит в том, что выживание эмбриона полностью зависит от тела женщины. Противники выбора могут возразить, что рожденные люди тоже могут полностью зависеть от других людей, но ключевая разница в том, что они не зависят от одного конкретного человека, исключая всех остальных людей. Любой человек может позаботиться о новорожденном ребенке (или человеке с инвалидностью), но только беременная женщина может выносить плод. Она не может нанять кого-нибудь, чтобы тот сделал это за нее.
Другое ключевое отличие состоит в том, что выживание эмбриона зависит не просто от тела женщины, но от фактического нахождения внутри ее тела. Люди по определению должны быть отдельными друг от друга индивидами. Они не получают статуса человека, потому что живут в теле другого человеческого существа — сама подобная мысль является нелепой и оскорбительной.
Есть ли у эмбриона «право на жизнь»?
Противники выбора говорят, что у эмбриона есть неотъемлемое «право на жизнь». Однако многие из них поддерживают исключения в запрете на аборт, если речь идет об изнасиловании, инцесте, угрозе жизни или даже здоровью женщины. Это ясно указывает на то, что они допускают уступки в праве на жизнь для эмбриона, и явно не считают его абсолютным или первостепенным. Делая компромиссы в своем определении «права на жизнь», чтобы сделать уступку правам женщины, они тем самым невольно признают, что права женщин важнее «права на жизнь» эмбрионов.
Даже если бы можно было сказать, что у эмбриона есть право на жизнь, оно не включает в себя право использовать тело другого человека. Например, государство не может заставить людей стать донорами органов или крови, даже для спасения чьей-то жизни. Закон не обязывает нас рисковать своей жизнью и прыгать в реку, чтобы спасать утопающего, как бы благородно это ни было. Таким образом, даже если у эмбриона есть право на жизнь, от беременной женщины нельзя потребовать, чтобы она спасла эту жизнь, предоставив для этого собственное тело на девять месяцев вопреки своей воле. (В ответ на это противники выбора говорят, что быть беременной — это не то же самое, что быть добрым самаритянином, потому что женщина выбрала занятие сексом, добровольно приняв риск беременности. Однако секс не является контрактом на беременность — у людей есть право заниматься нерепродуктивным сексом. Такой аргумент также является сексистским и пуританским, потому что он наказывает за сексуальное поведение женщин, но не мужчин).
Даже если бы эмбрион был человеком с правом на жизнь, это вовсе не означает автоматической отмены права женщины выбирать, которое может в определенных обстоятельствах иметь больший моральный вес. Свобода собственного морального самоопределения — это фундаментальное право в нашем обществе. И поскольку беременность связана с огромными физическими, психологическими и долгосрочными последствиями для женщины (а вовсе не простым «неудобством»), то ее свободы будут значительно ограничены, если ее заставят выносить беременность.
Если у эмбрионов есть право на жизнь, то некоторые могут заявить об аналогичном праве нежеланных эмбрионов не жить. Это заявление совершенно чуждо предположению противников выбора о том, что любая жизнь является драгоценной и должна поощряться и сохраняться любой ценой. Тем не менее, в реальном мире люди совершают самоубийства, потому что они больше не хотят жить, а иные люди жалеют, что они вообще родились. В конце концов, жизнь не всем в радость, особенно если речь идет о нежеланных детях, которые подвержены высокому риску дисфункциональной жизни. Некоторые люди считают, что принуждение к жизни является нарушением человеческого достоинства и совести. Чтобы быть по-настоящему значимой, право на жизнь должно включать свою противоположность, право на смерть.
Однако в конечном итоге обладание «правом на жизнь» требует, чтобы индивид был способен на независимое существование. Он должен «получить жизнь», прежде чем у него появится «право на жизнь». Эмбрион не может быть отдельным индивидом — он живет внутри беременной женщины, и его развитие зависит от нее. На самом деле развитие эмбриона полностью соответствует биологическому определению «паразита», особенно если беременность вызывает серьезные нарушения в организме женщины, как и паразит вызывает нарушения в организме хозяина. Я не пытаюсь принизить эмбрионы с помощью негативных коннотаций со словом паразит: на самом деле паразиты и хозяева иногда взаимно поддерживают друг друга, и очевидно, что это же относится к большинству беременностей. Тем не менее, паразитические отношения эмбриона с женщиной означают, что продолжение его существования требует ее согласия. Если она продолжит вынашивать беременность против своей воли, то это будет нарушением ее прав и телесной неприкосновенности.
Может ли эмбрион юридически считаться человеком, обладающим правами?
Противники выбора любят требовать юридических прав для эмбрионов. Примечательно, что никакие международные документы о правах человека не рассматривают эмбрионов как правовых субъектов. Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Практически все национальные конституции не рассматривают эмбрионы как личностей или граждан. Американское гражданство ограничивается теми, кто «рожден или натурализован в США» (в соответствии с 14-ой поправкой) и слово «каждый» в конституции Канады, согласно судебным решением, не включает эмбрионы.
Декларирование эмбрионов как людей, обладающих правами, создаст бессчетное количество правовых и социальных дилемм. Эмбрионам придется стать материально зависимыми лицами в вопросах налогообложения и имущества, их надо будет считать во время официальной переписи населения, и на них будут распространяться все законы, что и на остальных людей. Будет ли каждая зигота получать номер социального страхования и свидетельство о зачатии? Полная абсурдность такого предложения показывает, что общество совершенно не рассматривает эмбрионов в качестве людей в нормальном смысле этого слова, и что оно столкнется с огромными трудностями, если попытается сделать нечто подобное.

Противники выбора могут возразить, что для эмбрионов можно создать специальные законы и правовые исключения, учитывающие их уникальные характеристики, но сам факт того, что для эмбрионов нужны исключительные законы, доказывает, что они не могут иметь такого же правового статуса, что и настоящие люди.
Если противники выбора хотят, чтобы эмбрионы разделили те же права человека, что и мы все, то это означает, что на них должны распространятся конституционные свободы вероисповедания, речи, собраний и других базовых прав. Поскольку эмбрионы физически не способны верить, говорить или собираться, они не могут иметь или реализовывать какие-либо конституционные права.
Главная проблема с предоставлением юридических прав эмбрионам состоит в решении о том, чьи права имеют приоритет в случае конфликта — женщины или ее зиготы. Идея о том, что ценность и статус взрослой женщины могут быть приравнены или нивелированы правами кластера недифференцированных клеток размером с точку на бумаге является не только странной, но и оскорбительной. Мы вступаем на опасную моральную и правовую территорию, когда мы обмениваем реальные права женщины на теоретические права эмбриона.
Обладает ли эмбрион социальной идентичностью?
Значительная часть того, что делает нас людьми — это наша способность участвовать в жизни общества или, по крайней мере, признаваться членами общества. Эмбрионы исключаются из членов в общества в силу необходимости и обычая. Тот, кто находится внутри чужого тела, как в коконе, неспособен ни на какое значимое социальное участие. У эмбрионов даже нет социальной идентичности, поскольку официально имена присуждаются только после рождения. Более того, свидетельство о рождении — это первое юридическое признание существования человека. И эмбрионы, как правило, не подлежат ритуальным похоронам после выкидыша или аборта. Довольно примечательно, что смерть новорожденного ребенка — это гораздо более страшный удар для родителей, чем выкидыш на раннем сроке беременности. Люди в принципе признают более высокую социальную ценность новорожденных детей по сравнению с эмбрионами, и данная конвенция является неотъемлемой частью нашей культуры и истории.
В ранние времена, даже новорожденные не считались пока ценными членами общества. Инфантицид был распространенной практикой на протяжении всей истории как способ оставления только здоровых, желанных детей или сохранения ограниченных ресурсов для остального рода.
Является ли эмбрион человеком физически?
В нормальном смысле человек подразумевает физическое тело определенного размера и формы с общими атрибутами (за исключением различных видов инвалидности). Ранние эмбриональные формы не разделяют с нами тех общих черт, которые определяют нас как людей. Например, зиготы и бластоцисты почти невидимы невооруженному глазу и не имеют туловища, мозга, скелета или внутренних органов. Можно ли считать, что в материальном смысле они являются людьми? Эмбрионы не могут дышать или издавать звуки, они не могут видеть и их нельзя видеть (за исключением размытых изображений с ультразвука). Они питаются и избавляются от отходов через пуповину и плаценту, а не через рот и анус, как все остальные люди. Более того, эмбрионы вовсе не являются миниатюрными детьми. На различных стадиях развития у эмбрионов есть глаза на ножках, нотохорды (вместо позвоночника), похожие на рыб жабры, хвосты, напоминающая пух шерсть, искаженные торсы, ветеренообразные ноги, гигантские головы и напоминающие инопланетян лица.
На самом деле, на ранней стадии человеческий эмбрион практически неотличим от эмбриона собаки или свиньи. Наконец, мозг эмбриона не способен на мышление и память (которые формируются полностью только через два или три года после рождения). Однако именно наш сложный мозг отличает нас от животных и определяет нас как людей. Наш мозг — это вместилище личности.
Учитывая, что на ранних стадиях эмбрион даже не выглядит как человек, неспособен на человеческое восприятие или мышление и не имеет базовых функций человеческого тела, то можем ли мы назвать его человеком?
Конечно, между эмбрионом и новорожденным можно найти и поразительное физическое сходство, например, руки и ступни, которые полностью формируются на относительно ранней стадии, а также общую структурную форму. По мере приближения родов плод все больше и больше похож на новорожденного, и спустя примерно 30 недель с момента зачатия между ними уже нет значительных различий.
Однако противники выбора фокусируются исключительно на сходстве, игнорируя различия. Например, крайне популярная среди противников выбора фотография показывает полностью сформированную, крошечную ногу 10-недельного эмбриона, которую держат чей-то большой и указательный палец. При этом на фотографии нет ничего от остального эмбриона, который совершенно не похож на человека. Противники выбора стараются не использовать фотографии эмбриона или плода на ранних стадиях именно потому, что они гораздо меньше похожи на людей, чем плод на поздних стадиях (если они это и делают, то обычно они увеличивают их, чтобы эмбрион или плод казались такого же размера, что и ребенок). Еще чаще они используют фотографии плода на поздних стадиях, которые намеренно скрывают все, что отвлекает от человеческих качеств, например, плаценту или странно сформированный торс. (Также, женщины и их матки на таких фотографиях не присутствуют).
Насколько стабильны яйцеклетки и эмбрионы?
Жизнь эмбриона подвержена постоянной опасности. Для зигот, бластоцист и эмбрионов существует такой огромный процент неудач, что это позволяет по-новому взглянуть на утверждение противников выбора о священности оплодотворенной яйцеклетки. По оценкам ученых, 55-65% всех зачатий спонтанно прерываются в первые несколько дней или недель беременности, при этом женщина обычно даже не знает, что она была беременна.
Это называется «фетальный брак». В последующие месяцы около 10-15% беременностей прерываются в результате выкидыша. Фетальный брак происходит по причине высокого уровня дефектов среди эмбрионов на ранних стадиях — большинство ранних выкидышей вызваны генетическими дефектами оплодотворенной яйцеклетки. Это показывает, что яйцеклетка и эмбрионы даже природой пока не считаются людьми — в лучшем случае, они проходят пробы на человека.
Эмбрион способен раздвоиться и в результате сформировать близнецов, он даже может снова слиться позднее. Это серьезно угрожает идее о нем, как об уникальной личности, как и вере противников аборта в то, что с момента зачатия зигота обладает «душой». Надо ли считать, что на момент зачатия у близнецов была общая душа, или после клеточного разделения второго близнеца запоздало наделили собственной душой? В последнем случае, будет ли эта душа потеряна, если эмбрионы снова сольются? Эти вопросы совершенно непонятны, если считать эмбрионы людьми, но в них нет никакого смысла, если это не люди.

Как упоминалось ранее, мы — это больше, чем наши гены, поэтому оплодотворенная яйцеклетка не может представлять собой «полноценного» человека, как хотелось бы противникам выбора. Мы не были собою на момент зачатия. Все что беременная женщина ест, пьет, вдыхает и делает оказывает огромное влияние на то, каким человеком станет плод. Наш мозг, личность, способности и физические черты формируются окружающей средой так же, как и генетикой. Более того, когда противники выбора утверждают, что к оплодотворенной яйцеклетке не добавляется ничего помимо питания, это неправильная картина того, как развиваются эмбрионы. Кардинальные перемены, которые превращают зиготу в новорожденного — это не просто рост, это радикальные, турбулентные и постоянные метаморфозы, когда отдельные клетки размножаются, мигрируют и меняются, чтобы выполнять определенные функции в определенное время. Конечный результат — это сложная симфония миллиарда музыкантов, которая началась с одной ноты на одном инструменте.
Может ли столь случайное и переменчивое бытие действительно на каждой стадии приравниваться к полностью сформировавшемуся и уникальному человеку?
Жизнь — это случайность
Доказательства, приведенные в этой статье, никогда не смогут переубедить противников выбора, потому что они не опровергают их чисто эмоциональной убежденности в том, что оплодотворенная яйцеклетка представляет собой настоящего и уникального человека, такого же, как и они сами. Они идентифицируют себя с оплодотворенной яйцеклеткой (мы все ею были, в конце концов) и испытывают ужас и тревожность при одной мысли о том, что их тоже могли подвергнуть аборту.
Однако жизнь — это просто случайность. Если бы ваши родители решили не заниматься сексом в ту ночь, когда вы были зачаты, вы бы не существовали. Если бы ваш отец надел презерватив, то вы бы не существовали. Или вас могли зачать, но потом бы последовал выкидыш. Или если бы ваша мать сделала аборт, то потом она могла родить другого ребенка, который никогда бы не существовал без аборта. И так далее. В конечном итоге, если бы вы не родились, это не имело бы для вас никакого значения, так же как для абортиванного плода не имеет значения то, что он не был рожден. Тот, кто не существует, не может сожалеть о своем не-существовании, и когда живущие начинают беспокоиться о не-существовании, они впадают в иррациональный нонсенс.
Более того, разница между оплодотворенной яйцеклеткой, сперматозоидом и неоплодотворенной яйцеклеткой сравнительно ничтожна. Каждый сперматозоид или яйцеклетка потенциально могут стать человеком. Однако мужчины в течение жизни теряют миллиарды обреченных сперматозоидов, и почти все женщины зазря тратят тысячи яйцеклеток. Число потенциальных, уникальных людей, которые, таким образом, теряются для мира, является астрономическим, и хотя наша с вами удача, позволившая нам жить, кажется чудом, бессмысленно мучиться подобными проблемами — еще бессмысленнее угнетать половину населения мира, чтобы немногие из этих миллиардов потенциальных человеческих жизней смогли существовать.
Я не говорю, что человеческая жизнь не имеет ценности. Разумеется, имеет, но это та ценность, которую мы ей приписываем, с точки зрения биологии жизнь дешева и взаимозаменяема, а смерть неизбежна. Природа не ценит людей больше червей или любых других живых существ, а подавляющее большинство яиц или семян не имеют ни малейших шансов достигнуть зрелости . Жизнь была дешева на протяжении всей человеческой истории — лишь современная медицина впервые позволила нам сохранять жизнь большинства наших новорожденных. Так зачем же лить напрасные слезы по разлитому молоку и биологическим фактам жизни? Вместо этого лучше сосредоточиться на защите прав и улучшении качества жизни рожденных людей.
Заключение
Несмотря на то, что плод обладает потенциалом для того, чтобы стать человеком, и обладает сходными с человеком чертами, мы не можем сказать, что он является человеком. В правовом и социальном смысле он находится во внечеловеческом пространстве, где права и личность не имеют ни силы, ни значения, если женщин не будут удерживать в полном угнетении. Кроме того, значительные различия между рожденным человеком и плодом создают обоснованные сомнения в том, что ему можно приписать подобный статус. Отдельные люди, а не общество в целом, должны определять, как они воспринимают статус плода в соответствии с их собственными верованиями, моралью и жизненными обстоятельствами. И в конечном итоге, это решение должно принадлежать беременным женщинам.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*